Английская готическая архитектура: Английская готика | Архитектура и Проектирование
Содержание
10 готических шедевров Великобритании — Лондон10.ру
Представляя готическую архитектуру, мы первым делом вспоминаем соборы Франции — страны, в которой зародилась готика. Очень скоро этот стиль стали заимствовать англичане, но усвоили они его своеобразно: эта нация, как никакая другая, дистанцируется от континентальной Европы, гордясь островным положением. Кроме того, вечное противостояние между соседями по Ла-Маншу привело к тому, что английская готика развивалась по своим канонам.
Сложно выделить среди английских готических зданий самые-самые. Начнем с наиболее известных, воплощающих имперский дух Лондона, и закончим любопытными и весьма неожиданными в этом списке архитектурными сооружениями. Но обо всем по порядку.
Вестминстерский дворец
Вестминстер, Лондон: выберите отель
Самый популярный открыточный вид Лондона — вид со стороны Темзы на Вестминстерский дворец. Здание английского парламента приобрело свой нынешний облик с башенками, стрельчатыми окнами и порталами в середине XIX века, когда после пожара оно было перестроено в стиле неоготики. Чтобы пройти по всем коридорам парламента, понадобится ровно 1 час. Квадратная башня Виктории — самая высокая во дворце, ее высота составила 98,45 м и превзошла на 2 м размеры часовой башни Елизаветы, более известной как Биг-Бен. В 2017 году знаменитый колокол замолчал на 4 года — начался ремонт его механизма, часов и самой башни.
Станция метро: Westminster.
Входной билет для взрослого с аудиогидом: £18,50/£20,50.
Полюбоваться на масштабнейшее творение с высоты не просто, а очень просто — надо лишь прокатиться на колесе обозрения London Eye. В туристический сезон билеты в кассе бывают распроданы, поэтому удобно приобрести их заранее, еще из дома.
Вестминстерское аббатство
Вестминстерское аббатство — памятник ранней готики, внесенный в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, место коронации и свадеб королевского семейства, символ английской монархии. В архитектурном смысле уникальным является веерный свод часовни Генриха VII — особенность, присущая английской готике, когда декоративные элементы главенствуют над конструктивом.
Станция метро: Westminster /St James’s Park.
Входной билет для взрослого: от £20.
Купить заранее билеты с русским аудиогидом можно здесь, а если вы хотите одновременно сэкономить на транспорте и посещении других лондонских достопримечательностей — приобретите London Pass.
Тауэрский мост
Тауэрский мост, Лондон: выберите отель
Узнаваемый неоготический силуэт Тауэрского моста — еще один из символов Лондона, до сих пор не потерявший свое транспортное значение. Башни, галереи, машинное отделение разводной части моста — все это можно посетить с экскурсией. Более подробно про Тауэрский мост вы узнаете в нашей отдельной статье.
Станция метро: Tower Hill /London Bridge.
Входной билет для взрослого: от £8,70.
Йоркский собор
Йорк, Йорк: выберите отель
Собор в Йорке — второй по площади среди средневековых зданий в Европе (после Кельнского собора) и один из первых в Англии, построенный в стиле украшенной готики. Это ажурные орнаменты, стилизованные листья и стебли декора. Светлый интерьерный камень создает праздничную и светлую атмосферу внутри. Дневной свет льется через самые большие витражные окна в Европе, а одно из окон очертаниями каменного узора напоминает сердце; оно так и называется — Сердце Йоркшира.
Расположение: Йорк, графство Йоркшир.
Входной билет для взрослого: £11/£16.
Чтобы осмотреть Йоркский собор, забронируйте отель или апартаменты в Йорке.
Собор в Глостере
Глостер, Глостер: выберите отель
Глостерский собор наиболее ярко раскрывает переход от украшенной готики к перпендикулярной, декор которой выражен в господстве пересечений горизонтальных и вертикальных линий. В то же время, веерные своды становятся все более вычурными. Мы можем увидеть их в кино — в галереях Глостерского собора снимали сцены из фильмов о Гарри Поттере.
Расположение: Глостер, графство Глостершир.
Входной билет для взрослого: £5/£7.
Оксфордский университет
Оксфорд, Оксфорд: выберите отель
Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение Англии, где в 38 колледжах обучается более 20 тысяч студентов. Многие здания Оксфордского университета — пример гражданской архитектуры в стиле готики, с которыми большинство из нас знакомы по киноэпопее о Гарри Поттере. В Бодлианской библиотеке снимали школьную библиотеку Хогвартса, больница обрела свое киновоплощение благодаря помещению факультета богословия, а Крайст-Черч подарил магической школе свои лестницы.
Расположение: Оксфорд, графство Оксфордшир.
Входной билет: стоимость зависит от программы тура.
Посетить студенческий городок и рассмотреть как следует его архитектуру можно вместе с русскоязычным гидом, записавшись на групповую или индивидуальную экскурсию.
Солсберийский собор
Солсбери, Солсбери: выберите отель
Собор в Солсбери, посвященный Деве Марии, сооружен в стиле ранней английской готики. Во многом он определяется превосходной степенью: высочайший из сохранившихся средневековый шпиль (123 метра), древнейшие работающие часы, самый хорошо сохранившийся в Библиотечном корпусе экземпляр «Великой хартии вольностей».
Расположение: Солсбери, графство Уилтшир.
Входной билет для взрослого: бесплатно, с экскурсией на башню £13,50.
Посетить средневековый Солсбери с собором и другими достопримечательностями можно на автобусной экскурсии из Лондона.
Собор в Кентербери
Кентерберийский собор, Кентербери: выберите отель
Собор, посвященный Христу Спасителю, был основан в VII веке, и с тех пор непрерывно строился и перестраивался вплоть до XIX века. В результате получилось сооружение, сочетающее в себе все этапы развития английской готики. Мощи архиепископа Томаса Бекетта, некогда казненного королем Генрихом II прямо в соборе, привлекали в храм паломников, о странствиях которых написаны средневековые «Кентерберийские рассказы».
Расположение: Кентербери, графство Кент.
Входной билет для взрослого: £ 12,50.
Строберри Хилл Хаус
В XVIII веке готика переживала упадок, и средневековые соборы казались старомодными и несообразными. Готическое возрождение в Англии началось с покупки 30-летним оригиналом Горацием Уолполом маленького сельского домика в предместье Лондона. За 50 лет он превратил свое загородное поместье в игрушечный готический замок, снабдив его стрельчатыми окнами, порталами и витражами — почти настоящими, но уменьшенных, «человеческих» размеров. В XIX веке этот стиль назовут неоготикой. А сейчас игрушка Уолпола, наполовину отреставрированная, доступна для экскурсий.
Расположение: Твикенхем, предместье Лондона.
Входной билет для взрослых: £16.
Замок Хайклер
Замок Хайклер, : выберите отель
Хайклер нельзя назвать в полной мере готическим замком, но, по иронии судьбы, автором проекта его перестройки стал Чарльз Бэрри — архитектор, подаривший нам современный вид Вестминстерского дворца. Интерьеры вестибюля и музыкального салона выполнены в неоготическом стиле, и их обстановку без труда узнают поклонники сериала «Аббатство Даунтон» — именно эту главную роль сыграл в кино замок Хайклер. Экскурсия по саду, залам и спальням, где проводились съемки, выставка египетских артефактов, а затем обед — все это доступно для посетителей при условии предварительного бронирования.
Расположение: Ньюбери, графство Беркшир.
Входной билет: от £120 с человека.
Поселиться в 1,5 км от аббатства Даунтон — это реально, если забронировать номер в мини-гостинице The Carnarvon Arms.
Хотелось бы кратко упомянуть и о готических руинах аббатства Уитби, овеянных мистическим духом, и об остатках аббатства Фонтхилл, памятника эксцентричности его владельца Бекфорда, и о многих других местах…
Еще больше достопримечательностей во всех уголках страны вы увидите, свободно путешествуя по Англии на автомобиле (арендовать его можно, например, здесь).
Увлекательного путешествия и новых открытий!
Автор: Ольга Костромичева
Готическая архитектура в Англии • Архитектурный блог
собор в Линкольне
Отличия в соотношениях по высоте и длине в архитектурных сооружениях Англии и Франции стали определяющим фактором в развитии английского архитектурного творчества в период позднего средневековья, творчества, которому мы обязаны многими великолепными памятниками. Сложившуюся культуру храмостроения в Англию принесли норманны-завоеватели. Англия стала чуть ли не первой страной, которая переняла от Франции романский, а затем и готический стили, которые она видоизменила.
Именно исторические события в развитии английского государства стали определяющим аспектом в формировании особенностей английской готики. В то время в Англии, как и во всей Европе, прослеживался экономический подъем. Однако в отличие от европейских стран развитие промышленности и торговли в Англии определялось деревней, где заготавливалось сырье, которое подготавливалось на экспорт. Экономикой правило дворянство, поэтому городские интересы не имели определяющего значения. Поэтому строительство городских храмов оставалось выполненным в романском стиле.
В Англии соборы воздвигались не в центре города, как во многих европейских странах, а за городом, где находился монастырь. Если в Германии и во Франции готические соборы величественно возвышались над неказистыми домиками горожан, то в Англии собор представлял собой гармоничное дополнение пейзажа, который служил ему живописным окружением, поэтому и разрастался не в высоту, а в стороны. Готический стиль все же требовал преобладания вертикали. Английские архитекторы воплотили это стремление ввысь по-своему.
Английские соборы строились вытянутыми в длину, в них прослеживается обилие стрельчатых дуг над всеми часто устроенными окнами. Фасады украшали такое же обилие настенных вертикальных переплетов. В английском храмостроении появилась третья башня, которая располагалась над средокрестьем. Горизонтальная протяженность храмов на фоне живописных равнинных пейзажей с их упором на вертикальность не всей конструкции, а лишь декора фасада и интерьера составили главное отличие английского готического зодчества. Ведь как поражают воображение своими фасадами соборы в Солсбери или в Линкольне, облаченные в несчетное количество вертикальных форм, соединенных мастерством в одно целое.
Однако еще более поразительными являются интерьеры этих соборов, представляющие собой сочетание звездчатых, веерообразных и сетчатых форм. Здесь можно увидеть невероятно разросшиеся пучки колонн, нервюры тончайшей работы, решетчатые переплеты ажурных воронок создает впечатление гармонично звучавшей симфонии кружев, дающей рождение полной невесомости свода.
Именно в Англии величество готического храмостроения отступило перед бесчисленным и безудержным декором. Головокружительное впечатление оказывают собор Глостера и своды капеллы Королевского колледжа в Кембридже, декор которых выполнен многообразием самых замысловатых узоров, которые напоминают чудеса орнаментов нортумбрийской древней миниатюры. Английская готика позднего периода из-за свойственной ей подчеркнутости вертикальных членений стала называться перпендикулярной.
собор в Линкольнесобор в Солсбери
Раннеанглийская готическая архитектура в Англии
Раннеанглийский период (1180-1275) знаменует собой первый расцвет английской готики. Готический стиль развился во Франции, действительно, впервые он был назван «французским стилем», начиная с середины 12 века.
Краткий обзор ранней английской готики
~ также называется стилем «Ланцет» и «Первый заостренный».
~ Охватывает период 1180-1275 гг.
~ стрельчатые арки
~ четырехсторонний ребристый свод
~ стрельчатые окна
~ сгруппированные шахты высоких узких пирсов
Если можно обобщить стиль, существовавший почти столетие, то мы можем охарактеризовать ранний английский язык, сказав, что он подчеркивал простые, почти строгие линии, предпочитая тонкие пропорции сложному декору.
Собор Солсбери
Ранний английский язык подчеркивает высоту, как будто строители тянулись к небу. В некотором смысле так оно и было, поскольку строительство церкви было символическим выражением религиозного устремления. Церковная архитектура, в частности, должна была символизировать христианскую мысль для преимущественно неграмотного населения. Таким образом, даже декоративные штрихи, такие как резьба и статуи святых, должны были рассказать историю людям, которые не умели читать.
Основное различие между ранним английским и нормандским или романским периодом, который ему предшествовал, заключается в использовании стрельчатой арки . Стрельчатая арка позволила реализовать целый ряд новых выразительных средств здания; арки могли охватывать большие расстояния, позволяя сводам быть выше и шире. Арка могла выдерживать больший вес, позволяя сделать стены тоньше и пронизать более широкими оконными проемами. Это, в свою очередь, способствовало использованию витражей.
Простые контрфорсы норманнского периода уступили место аркбутанам, которые распределяли вес и тягу крыш и стен прямо на землю. Эти контрфорсы могут быть видны над проходами, но столь же часто они были скрыты в крыше прохода. Другой вариант раннего английского контрфорса — это «оксфордский контрфорс», установленный по диагонали в углах (см. Иллюстрацию).
Башни были увенчаны крутыми скатными крышами, часто увенчанными очень тонкими башнями, выходящими из протяжки или пирамидального основания.
Массивные колонны романского периода были заменены тонкими скоплениями валов, часто сложенными из темного пурбекского мрамора. Капители валов часто были украшены богатой резьбой, популярными были сильно стилизованные рисунки листвы. Богатство этой резьбы отчасти было связано с введением долота в резьбу по камню. Раньше резьба выполнялась топорами, что требовало низкого рельефа и довольно простых рисунков.
Собор Уэллса
Введение долота позволило гораздо больше художественного контроля, и мы видим, что подрезка становится чрезвычайно популярной. Резьба выделяется из основного камня и гораздо более трехмерна, чем в норманнский романский период.
В начале 13 века окна были в основном простой, неажурной (стрельчатой) конструкции, одиночные или сгруппированные. В более поздних конструкциях предпочтение отдавалось двум или трем светильникам, сгруппированным под одним капельником.
В то время как молдинг капота (капельник) следовал остроконечному узору, вторя линиям окон, в пространстве между молдингом и стрельчатыми элементами архитекторы проделали небольшие декоративные отверстия. Этот подход называется Plate Tracery (см. рисунок). По мере развития узора на пластинах маленькие отверстия становились все более сложными, превращаясь в богато украшенные узоры в виде трилистника и четырехлистника.
Основные раннеанглийские здания, которые стоит посетить в Англии:
Самый полный пример раннего английского языка, без сомнения, можно увидеть в Солсберийский собор . Солсбери уникален тем, что он был построен в течение короткого промежутка времени (около 1200-1275 гг.), поэтому его архитектурный стиль, за исключением башни и шпиля 14-го века, практически не загроможден более поздними дополнениями и изменениями.
Другие ранние английские здания, которые стоит посетить, включают собор Уэллса (интерьер), собор Святого Варфоломея (Лондон), Линкольнский собор и неф Вестминстерского аббатства (1245–1270).
Связанные:
Готическая архитектура
Готическая архитектура в Англии и германских землях – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения
- Определите и опишите форму, содержание и контекст ключевых английских и германских готических произведений
- Дайте определение критическим терминам, относящимся к английской и германской архитектуре
- Обсудите характеристики и особые стили английской готической архитектуры
- Обобщить основные черты немецкой готической архитектуры
Английская готическая архитектура
Английская готическая архитектура (ок. 1180–1520 гг.) характеризуется остроконечными арками, сводчатыми крышами, контрфорсами, большими окнами и процветала в Англии приблизительно с 1180 по 1520 гг. где различные элементы впервые использовались вместе в одном здании хора базилики Сен-Дени к северу от Парижа, построенного аббатом Сугерием и освященного в июне 1144 года. Англичане переняли готический стиль, однако они адаптировали его к своим собственные региональные предпочтения. В то время как французские готические соборы строились все более высокими, английские готические соборы, как правило, подчеркивали длину здания, а не высоту.
Собор Уэллса, Сомерсет, Англия: Этот собор демонстрирует черты готической архитектуры с остроконечными арками, сводчатыми крышами, контрфорсами, большими окнами и шпилями, но подчеркивает длину здания, а не его высоту. .
Многие из крупнейших и лучших произведений английской архитектуры, особенно средневековые соборы Англии, в основном построены в готическом стиле. Самые ранние крупномасштабные применения готической архитектуры в Англии относятся к Кентерберийскому собору и Вестминстерскому аббатству. В этом стиле также были построены замки, дворцы, большие дома, университеты, приходские церкви и множество небольших неприхотливых светских зданий, включая богадельни и торговые залы.
Период ранней английской готики
Период ранней английской готики длился с конца 12 века до середины 13 века, согласно большинству современных ученых. К 1175 году готический стиль прочно утвердился в Англии с завершением хора в Кентерберийском соборе Вильгельмом Сенсом. По сравнению с закругленным романским стилем остроконечная арка ранней английской готики эстетически более элегантна и более эффективно распределяет вес каменной кладки, позволяя перекрывать более высокие и широкие промежутки с использованием более узких колонн. Это также позволяет значительно увеличить вариацию пропорций.
С помощью остроконечной арки стены могли стать менее массивными, а оконные проемы могли быть больше и сгруппированы ближе друг к другу, поэтому архитекторы могли создавать более открытые, воздушные и изящные здания. В чистом виде стиль был простым и строгим, подчеркивающим высоту здания, как бы устремленным в небо. В конце 12 века стиль ранней английской готики вытеснил романский стиль, а в конце 13 века он превратился в декоративный готический стиль, просуществовавший до середины 14 века.
Период украшенной готики
Период украшений в архитектуре традиционно делится на два периода: геометрический стиль (1250–1290) и криволинейный стиль (1290–1350). Украшенная архитектура характеризуется ажурным оконным узором, представляющим собой сложные узоры, заполняющие верхние части окон. Ажурный стиль сначала был геометрическим, а в более поздний период, в 14 веке, получил распространение. Прыжки также стали более сложными, с использованием большего количества ребер, сначала по структурным, а затем по эстетическим причинам.
Примеры декоративного стиля можно найти во многих британских церквях и соборах. Основными примерами являются восточные концы Линкольнского собора и Карлайлского собора, а также западные фасады Йоркского собора и Личфилдского собора.
Собор Йоркского собора: Западный фасад Йоркского собора представляет собой прекрасный пример декоративно-прикладной архитектуры, особенно сложный узор на главном окне. В этот период достигла своего пика детальная резьба с искусно вырезанными окнами и капителями, часто с цветочными узорами.
Перпендикулярный готический период
Перпендикулярный готический период является третьим историческим подразделением английской готической архитектуры и характеризуется упором на вертикальные линии. Перпендикулярный стиль зародился при королевских архитекторах Уильяме Рэмси и Джоне Спонли и просуществовал до середины 16 века.
Перпендикулярный стиль вырос из тени Черной смерти, болезни, которая убила примерно половину населения Англии за 18 месяцев с июня 1348 года по декабрь 1349 года.и вернулся в 1361–1362 гг., чтобы убить еще пятую часть населения. Эта эпидемия сильно повлияла на все аспекты жизни общества, включая искусство и культуру, и дизайнеры отошли от пышности и ликования, присущих декорированному стилю. Архитекторы также реагировали на нехватку рабочей силы из-за чумы и поэтому полагались на менее сложные проекты.
Перпендикулярная прямолинейность особенно очевидна в дизайне окон, которые стали огромными, что дает больше возможностей для мастеров-витражистов. Одними из лучших особенностей этого периода являются великолепные деревянные крыши: крыши с балками-молотами, такие как крыши Вестминстер-холла (139 г.5), Крайст-Черч-холл, Оксфорд и Кросби-холл появились впервые. Готическая архитектура продолжала процветать в Англии в течение 100 лет после того, как во Флоренции в начале 15 века были формализованы принципы архитектуры эпохи Возрождения.
Глостерский собор: Глостерский собор представляет собой образец периода перпендикулярной готики. Интерьер производит впечатление типичной для того периода «клетки» из камня и стекла. Стены и окна более острые и менее яркие, чем в более раннем стиле.
Немецкая готическая архитектура
Готическая архитектура процветала в период высокого и позднего средневековья в Священной Римской империи, примерно с 1140 по 1400 год. Готический стиль впервые возник во Франции. Территории, составляющие современную Германию, переняли французскую готику и развили региональные различия в этом стиле.
Немецкая готическая архитектура примечательна своими огромными башнями и шпилями. Иногда они были настолько велики, что оставались незавершенными до наших дней. Шпили сильно отличаются от английских шпилей тем, что сделаны из ажурного «ажурного». Есть также много халленкирке (или зальных церквей), в которых нет фонарей. Неф и проходы примерно одинаковой высоты.
Фрайбургский собор строился в три этапа: первый начался в 1120 г. при герцогах Царингенских, второй — в 1210 г., а третий — в 1230 г. От первоначального здания до сих пор сохранился только фундамент. Он особенно примечателен своей 116-метровой башней, почти квадратной в основании, и двенадцатиугольной звездной галереей в центре. Над этой галереей находится восьмиугольная коническая башня со шпилем наверху. Это единственная готическая церковная башня в Германии, построенная в средние века (1330 г. ), которая пережила 19 ноября.44 бомбардировки, разрушившие все дома на западной и северной сторонах рынка.
Фрайбургский собор: Вид Фрайбургского собора в Германии
Кёльнский собор является крупнейшим готическим собором в мире после Миланского собора. Строительство началось в 1248 году и продолжалось с перерывами до 1880 года, т. е. более 600 лет. Его длина 144,5 м, ширина 86,5 м, а высота двух башен 157 м. Из-за своих огромных двойных шпилей он также имеет самый большой фасад из всех церквей в мире. Хор собора, измеренный между опорами, также отличается самым большим отношением высоты к ширине среди всех средневековых церквей.
Кельнский собор: Кельнский собор является образцом немецкой готической архитектуры.
Строительство готических церквей сопровождалось строительством домов гильдий и ратушей восходящей буржуазией. Примерами являются готическая ратуша (13 90 145–90 146 век) в Штральзунде, Бременская ратуша (1410 г. ) и (реконструированная) ратуша Мюнстера (первоначально 1350 г.).
Жилища этого периода были в основном фахверковыми постройками, которые до сих пор можно увидеть в Госларе и Кведлинбурге. В Кведлинбурге находится один из старейших фахверковых домов в Германии. Метод строительства, широко использовавшийся для городских домов периодов Средневековья и Возрождения, просуществовал до двадцатого века для сельских построек.
Кирпичная готика (Backsteingotik) — особый стиль готической архитектуры, распространенный в Северной Европе, особенно в Северной Германии и регионах вокруг Балтийского моря, где отсутствуют природные ресурсы горных пород. Строения построены, более или менее, с использованием только кирпичей. Ратуша Штральзунда и церковь Святого Николая являются примерами этого стиля. Такие города, как Любек, Росток, Висмар, Штральзунд и Грайфсвальд, оформлены в этом региональном стиле. Собор Святой Марии в Любеке, построенный между 1200 и 1350 годами, был образцом для многих северогерманских церквей.