Архитектура колонны: Колонны, как архитектурный элемент
Содержание
Колонны, как архитектурный элемент
- Все
- Лепнина
- Краски
- Напольные покрытия
- Обои
01 / 03
Лепнина
Колонны, как архитектурный элемент
История развития. Характерные черты колонн в архитектуре разных стран
Многие архитектурные стили невозможно представить без такого строительного элемента, как колонна. С практической точки зрения колоннада используется в качестве основы каркаса и вертикальной опоры, на которую укладываются вышерасположенные части строения. С точки зрения эстетики – такие элементы обеспечивают визуальную связь между кровлей и основанием здания, а во многих случаях являются триумфальным украшением, на которых, например, можно расположить статуи. Способность колонн выдерживать определенные нагрузки рассчитывается архитекторами еще на стадии проектирования здания согласно свойствам материалов изготовления.
Архаический период развития архитектуры
Колонны при строительстве зданий стали использовать в начале развития человеческой цивилизации. Первые колоннады изготавливались из древесины и представляли собой столбы для поддержки навесов. Чтобы деревянные столбы не проседали, их основания закреплялись каменными глыбами. На верхнюю опорную часть укладывалась доска или плита, которые можно считать прототипами баз и капителей, являющихся основными элементами современных архитектурных колонн.
Вне зависимости от течения времени и появления новых архитектурных стилей со своими правилами, модернизациями, революционными новшествами конструкции колоннад принципиальным изменениям не подверглись и сохранили свои основные части:
- База: нижняя часть, которая переносит нагрузки на основание;
- Ствол (или тело): основная часть, для выразительности форм может быть украшена декоративными элементами – каннелюрами;
- Капитель: верхняя часть, помогает распределить нагрузки с вышерасположенных элементов строения, но не является обязательной.
Первые колоннады появились при строительстве храмов древних ассирийцев, египтян и шумеров около 2 тысяч лет до нашей эры. Но наибольшее архитектурное распространение и доведение до совершенных форм совпало с периодом расцвета искусства и культуры древней Греции. Именно тогда древнегреческими мастерами были заложены три основных принципа (или ордера) строения колонных систем: ионический, дорический, коринфский, которые среди современных архитекторов негласно считаются художественным языком античности.
- Дорический ордер. Самый ранний тип архитектурной композиции с колоннами, характерной чертой которого считается отсутствие базы. Колонны такого ордера короткие и мощные, чтобы иметь возможность выдерживать тяжелые каменные элементы кровли и верхней части здания. Имеют капитель и украшаются каннелюрами (вертикальными бороздами), образующими острые углы.
- Ионический ордер. Более тонкие и даже изящные колонны, высокие, имеют базу, легко узнаваемы по капителям, украшенным завитками. Каннелюры колоннад ионического типа чередуются с дорожками.
- Коринфский. Ордер, который потом повсеместно использовали архитекторы Древнего Рима, чаще всего, исключительно в декоративных целях. Характерной чертой такого ордера считаются пышные капители, чаще всего имеющие форму колокола и украшенные стилизованным растительным орнаментом.
Позднее древние римляне, которые использовали в строительстве греческие принципы создания колонных систем, добавили от себя еще два ордера. Первый – строгий тосканский, был частично позаимствован у этрусков. Второй ордер является композитным, потому что объединяет в себе лучшие черты коринфского и ионического ордеров и считается по-настоящему роскошным.
Характерные черты колонн в архитектуре разных стран
Эталоном совершенной и прекрасной со всех точек зрения архитектуры принято считать древнегреческую и древнеримскую архитектуру. На какое-то время она была забыта, но мастера Эпохи Возрождения восстановили в своих творениях характерные формы и принципы античных ордеров. Гораздо позже к ним вернулся классицизм.
Если древнегреческие зодчие использовали колоннады исключительно в практических целях в качестве красивых опор для кровельной части строения, до мастера Древнего Рима больше акцентировали внимание на эстетической стороне. Римляне применяли колонные системы в архитектуре храмовых сооружений, терм, дворцов и других зданий, имеющих высокую общественную значимость. Кроме того, со временем древнеримские мастера стали строить колоннады как отдельные, самостоятельные сооружения – ростральные колонны с пышными капителями в честь воинов-победителей и императоров, в качестве пограничных столбов для границ земельных участков и поместий, в качестве дорожных указателей и т.п.
Тонкие и стройные персидские колонны в чем-то были схожи с египетскими колоннадами, но имели свои характерные черты и особенности. В частности, такие архитектурные элементы выполнялись в форме папирусов, на которых были нанесены изображения богов и надписи иероглифами. Персидские колонны имели все части: базу, капитель и ствол высотой более 10 метров и каннелюрами.
В Индии колонные системы использовались в качестве отдельных сооружений, сами колонны казались выточенными из металла или каменных глыб и до сих пор считаются непревзойденными произведениями архитектурного искусства и одними из лучших образцов национальной культуры. Индийские колонны являлись местом притяжения, где проводились религиозные и торжественные церемонии и обряды.
Практически все колонны в Китае изготовлены из древесины и выполняют функции опоры для кровельных частей зданий и сооружений. Китайские колонные системы достаточно скромны в части декора, не имеют излишеств и даже капители у китайских колонн считаются большой редкостью.
Что касается архитектуры России и применения колонных систем в ней, то самым ярким и выдающимся образцом можно считать Казанский собор в Санкт-Петербурге, который украшен фантастической по красоте колоннадой из 96 колонн, изготовленных из гранита и имеющих высоту 13 метров.
Колонна в архитектуре
Дом с колоннами демонстрирует мотивы стиля Ренессанс.
Колонна в архитектуре является одним из основных элементов конструкции зданий. Эстетически этот элемент осуществляет визуальную связь между основанием сооружения и его кровлей. Функционально архитектурная колонна исполняет роль вертикальной опоры для навесов, крыши, балконов, арок, сводов. Способность колонны выдерживать вес рассчитывалась архитекторами согласно свойствам материала, из которого она была изготовлена. Здания с колоннами начали возводить еще в начале развития человеческой цивилизации. Изначально в роли колонны выступали деревянные столбы, поддерживающие навес. Нижний конец столба поддерживался доской или камнем, чтобы предотвратить оседание. Сверху устанавливали другую доску: для увеличения площади опоры. Плиты или доски сверху и снизу служили первыми капителями и базами, которые составляют основные части современных колонн в архитектуре. За 2 тыс. лет до н.э. колонны возводили в храмовых сооружениях древние египтяне, шумеры, ассирийцы. Однако своего совершенства архитектурная колонна достигла в период развития искусства Древней Греции. Зодчие Греции создали три основных типа колонн, во многом определяющих ордер всего сооружения: здания с колоннами строили в дорическом, ионическом, коринфском стиле. Римляне позаимствовали принцип создания архитектурных колонн и добавили еще два ордера: строгий тосканский (заимствованный у этрусков) и роскошный композитный, сочетающий ионический и коринфский. В Древней Греции колонна в архитектуре выполняла двоякую роль, обязательно являясь настоящей опорой кровли. Колонна в архитектуре Древней Греции была важна как красивый конструктивный элемент, который зодчие стремились показать зрителю, располагая здания в наиболее выигрышном ракурсе. Римляне стали применять колонны не только в храмовых сооружениях и для портиков, под которыми собирались люди, как в Греции, но и для строительства монументов, дворцов, терм, общественно значимых административных зданий. В Древнем Риме помимо функциональных колонн начали создавать и декоративные, не несущие нагрузки. Колонны в архитектуре Рима могли использоваться как отдельно стоящие сооружения: их возводили в честь императоров, воинов-победителей, а также для указания границы земельных участков, в качестве указателя дорог. В честь воинов-победителей возводились ростральные колонны с роскошной капителью. На стволе такой колонны крепились части уничтоженных вражеских кораблей (колонна К. Дуилия — победителя карфагенского флота. 261 до н.э.) В этом же стиле выполнены ростральные колонны в Петербурге напротив Биржи.
Ростральная колонна в Петербурге.
Триумфальная колонна в архитектуре Древнего Рима имели достаточно большой диаметр, над капителью сооружалась платформа, где устанавливали на небольшом постаменте статую императора или полководца. Нередко внутри таких колонн были лестницы. Примером могут служить колонны Траяна, Марка-Аврелия (Рим), Диоклетиана (Александрия). Триумфальные колонны в архитектуре разных стран Европы: Вандомская колонна, сооруженная Наполеоном в 1806-1810 гг.; Июльская колонна в Париже, Победная колонна в Берлине, колонна Нельсона в Лондоне, Александровская колонна в Петербурге. Даты войн, имена полководцев, барельефы, повествующие о сражении, нередко украшали пьедестал и ствол колонн.
Александровская колонна в Петербурге.
Жилые дома с колоннами в Европе начали возводить в период Возрождения, когда появились зодчие, интересующиеся античной архитектурой. Они пропагандировали античность и внедряли ее элементы при возведении сравнительно небольших сооружений. В Европе времен Ренессанса появились компактные здания с колоннами, своей масштабностью и пропорциями больше подходившие человеку, чем дворцовые и храмовые строения Греции и Рима. Эти сооружения и по сей день остаются ориентиром для архитекторов и дизайнеров, которые строят современные дома в классическом стиле.
Дом с колоннами — вилла Ротонда архитектора Палладио в Венченце.
В период от Ренессанса до наших дней архитектурная колонна претерпевала изменения в соответствии с модными стилями. В стиле барокко ствол колонны мог стать спиралевидным, в эпоху рококо колонна обильно украшалась декором. В дальнейшем эти приемы создания архитектуры колонны использовались архитекторами, работающими в разных стилях и использующих современные материалы.
Архитектурные колонны парка Гуэль в стиле модерн созданы на основе железобетона. Архитектор А. Гауди. Барселона.
Масштабность колонн также менялась в соответствии со стилевым направлением. Барочные колонны приобретали большие размеры, не соответствующие человеческому росту, в эпоху рококо они уменьшились, а при возрождении интереса к античности в классицизме и эклектических подражательных стилях колонна вновь вернулась к масштабности времен Ренессанса. При этом чаще всего колонна в архитектуре не несла нагрузки, а являлась декоративным элементом. Дома с колоннами возводились в разные эпохи. В разных странах они приобретали определенные национальные черты. К примеру, дома с колоннами были очень популярны в России. Здесь в моде был московский классицизм, предполагавший усадебного типа дома, которые имели колонны на входе.
Дом с колоннами — усадьба Кусково, построенная по заказу графа Шереметьева.
В современной архитектуре здания с колоннами нередко используются в индивидуальном частном строительстве. Дом с колоннами является символом престижа, социального статуса владельца, указывает на серьезность своих хозяев, их высокое положение в обществе. Здание с колоннами может быть построено в стиле московской усадьбы, итальянском стиле палладианских домов, в стиле неогрек или французского классицизма. Для того, чтобы снизить стоимость оформления фасадов колоннами, можно использовать полиуретановые колонны, широкий выбор которых представлен в каталоге нашего сайта (ссылка на каталог с колоннами).
Полиуретановые архитектурные колонны могут выполнять роль облицовки для несущего столба.
Полиуретановые колонны являются декоративными, однако, если необходимо, чтобы они играли роль опоры, их сделают полыми, и внутри располагают несущий металлический стержень.
Полиуретановые колонны в архитектуре дома будут играть ту же эстетическую роль, что и колонны из традиционных материалов.
Благодаря свойствам полиуретана колонна в архитектуре вашего дома будет выглядеть органично, а при помощи окрашивания ей можно будет придать вид гранитной, мраморной, гипсовой, бетонной.
Автор текста: М. Сергеева
Полезные ссылки:
Индивидуальный заказ
Готовые комплекты декора
Монтаж
Классические порядки колонн в архитектуре
Что происходит > Блоги >
Колонна, пожалуй, самая фундаментальная конструкция в классической архитектуре. Он возник из простой системы столбов и перемычек, которая использовалась тысячи лет. Очень ранним примером этой системы является знаменитый Стоунхендж в Уилтшире, Англия, построенный еще в 3000 г. до н.э. Со времен этой древней конструкции система столбов и перемычек становилась все более и более сложной, в конечном итоге превратившись в порядок колонн, который мы имеем сегодня. Греческие и римские колонны служат практической цели удержания здания в вертикальном положении, одновременно привнося в него красоту и порядок.
В классической архитектуре существует пять порядков колонн: тосканский, дорический, ионический, коринфский и составной. Они располагаются от простого к сложному в этом порядке.
Тосканский
Тосканский орден назван так из-за своего происхождения в Тоскане, Италия, и является самым простым из орденов, на один шаг выше плоских столбов и чечевичной системы Стоунхенджа. Это подтверждает знаменитый архитектор Андреа Палладио в словах: «Тосканский ордер, согласно тому, что о нем пишет Витрувий и что он представляет собой, является самым простым и простым из всех архитектурных ордеров, потому что он сохраняет больше древняя простота первых архитекторов, которые еще не изобрели тех украшений, которые делают другие ордена такими приятными и достойными внимания». 0003
Дорический
Дорический ордер был создан дорийцами и очень похож на простую тосканскую колонну с добавлением небольших усовершенствований, таких как каннелюры, спускающиеся вниз по древку.
Ионический
Ионический орден использует дорические флейты с добавлением завитков, которые закручиваются по обеим сторонам капители, как наутилус. Палладио отмечает, что храм Дианы в Эфесе был построен по этому заказу.
Коринфский
Коринфский, происходящий из Коринфа, и составной ордер являются самыми экстравагантными из всех остальных. Согласно легенде, листья аканта, оставленные под корзиной на могиле молодой девушки, начали расти вокруг корзины и поглощать ее. Появление этого явления послужило источником вдохновения для коринфской столицы. Палладио называет этот орден «более языческим, богатым и красивым, чем любой из тех, о которых я уже говорил»[2] 9.0003
Составной
Последний из ордеров, Составной ордер, представляет собой комбинацию ионического и коринфского; и хотя он так же великолепен, этот ордер меньше встречается в классической архитектуре по сравнению с коринфским.
Таким образом, колонна развивалась на протяжении всей истории от простой системы столбов и перемычек до сложного коринфского ордера. Однако это не означает, что эти простые формы не используются до сих пор. Церковные архитекторы используют иерархию в порядке столбцов, чтобы отразить иерархию важности в различных частях церкви.
В католических церквях это означает, что порядок всех колонн должен привлекать внимание прихожан к скинии, которая является центром и целью всей структуры. Балдахин, представляющий собой балдахин над алтарем, почти всегда поддерживается коринфскими колоннами, что свидетельствует о важности алтаря, на котором совершается жертвоприношение мессы; Базилика Святого Петра в Риме — прекрасный тому пример. Некоторые архитекторы используют более простой порядок во всей церкви и используют коринфский порядок для алтаря, чтобы передать больший контраст важности. Базилика Санта-Мария в Риме использует ионические колонны для выравнивания прохода, который заканчивается сложными коринфскими колоннами балдахина, которые отмечают священный алтарь. В конечном счете, порядок столбцов используется для того, чтобы направлять прихожан в их земном путешествии к поклонению Святому Причастию, что отражает их духовное путешествие к их конечной цели, а именно к Раю.
Помимо религиозных сооружений, колонны можно найти в ряде других зданий, включая общественные строения, библиотеки, театры и музеи, которые следуют порядку колонн. Одним из примеров библиотеки является изображение библиотеки Баркера Массачусетского технологического института.
Таким образом, базовые колонны в классической архитектуре за тысячи лет превратились в пять порядков, которые мы имеем сегодня. Они не только придают структуре силу и красоту, но и благодаря иерархии, содержащейся в них, порядок столбцов отражает иерархию структуры в целом.
[1] Архитектура А. Палладио, в четырех книгах, глава XIV [1] Архитектура А. Палладио, в четырех книгах, глава XVII
Некоторые другие примеры колонн, используемых в религиозных сооружениях, представлены на рисунках выше.
Слева направо: приход Святого Патрика, Лоуэлл, Массачусетс; Церковь Святой Сесилии, Бостон, Массачусетс; Собор Святого Патрика-Норвич, Коннектикут; Святая Екатерина Сиенская-Трамбулл, Коннектикут; Базилика Непорочного Зачатия — Уотербери, Коннектикут; Римско-католическая церковь Святой Марии — Норуолк, Коннектикут
Архитекторы 10 раз переосмысливали колонну
Архитекторы: Хотите, чтобы ваш проект был представлен? Продемонстрируйте свою работу через Architizer и подпишитесь на нашу вдохновляющую рассылку.
Правила просты — общая высота капители колонны должна составлять половину диаметра нижней части колонны. Разделите высоту на 19 модулей. Три модуля отдайте на абак, четыре на витки волюты, шесть на эхин, а оставшиеся шесть оставьте внизу на волюту. Ширина и глубина счетов должны быть равны диаметру вершины стержня колонны.
Ироническая колонна Роберта Вентури
Если подход Альберти к проектированию колонны кажется чрезмерно педантичным, вы можете предпочесть идею Вентури о том, как должна выглядеть колонна. Его колонка «Ирония», появившаяся в 1977 году в пристройке к Мемориальному художественному музею Аллена, имеет мультяшный размер и имеет преувеличенный капитал, отсутствие основы и выглядит как детская интерпретация классической системы поддержки. Это, наряду с несколькими другими примерами постмодернистской архитектуры, знаменует собой последний раз, когда классические порядки напрямую упоминались в построенной архитектуре.
За последнее столетие колонна претерпела кардинальные изменения как в структурной, так и в эстетической интерпретации, превратившись в архитектурный элемент, чья связь с концепцией, которой более четырех тысяч лет, часто кажется едва заметной. Вот еще несколько примеров того, как архитекторы ниспровергали обычную колонну Альберти на протяжении всей недавней истории.
Штаб-квартира компании Johnson Wax Фрэнка Ллойда Райта, Расин, Висконсин, США
Административное здание SC Johnson and Son славится своими дендритными колоннами. Тенденция Фрэнка Ллойда Райта вводить в свои проекты органические элементы и метафоры нашла свое наиболее отчетливое воплощение в высоких стройных колоннах административного здания, также известного как здание восковых фигур Джонсона.
Дом Чуи Ричарда Нейтры, Лос-Анджелес, Калифорния, США
«Паучьи лапы» Нейтры выходят за пределы его домов и цепляются за окружающий ландшафт. Эта система удлиненных балок и колонн стирает грань между интерьером и экстерьером и имеет особое психологическое значение.
Винодельня Clos-Pegase Майкла Грейвса, Калистога, Калифорния, США
Другой постмодернистский пример — Майкл Грейвс 19Винодельня 84 Clos Pegase сочетает в себе классическую и модернистскую архитектуру, придавая ей средиземноморский оттенок. Две массивные колонны, возвышающиеся над входным портиком, поддерживают конструкцию и делят здание на два объема.
M2 Кенго Кума, Токио, Япония
Трудно поверить, что это причудливое здание — работа Кенго Кумы. Построенное в 1991 году как автосалон Мацуда (Mazda), здание сейчас предположительно функционирует как похоронный зал. Это не может быть более постмодернистским, чем это.
Технологический институт Канагава Джунья Исигами, Канагава, Япония
Почти невесомый Технологический институт Канагава опирается не менее чем на 305 белых колонн разного размера, расположенных, казалось бы, хаотично и поддерживающих полосатую крышу световых люков. Их эфирное качество освобождает пространство и заставляет их почти исчезнуть.
© Iwan Baan
© Iwan Baan
Serpentine Gallery Pavilion 2009 SANAA, Лондон, Великобритания; фото Ивана Баана
Подобная обработка колонн используется SANAA в дизайне павильона Serpentine Gallery 2009 года. Алюминиевая конструкция опирается на систему колонн, образующих различные пространства, извивающиеся в парке.
Медиатека Сендай Тойо Ито, Сендай, Япония
Тойо Ито, с другой стороны, объединяет тонкие колонны в решетчатые системы, которые используются в качестве опор, световых шахт, складских помещений и вертикальных коммуникаций. Шесть стальных ребристых плит поддерживаются 13 вертикальными стальными решетчатыми колоннами, похожими на деревья.
Галерея Серпентайн Саклер Захи Хадид, Лондон, Великобритания; фотографии Люка Хейса
В галерее Саклера есть колонны, которые визуально подчеркивают их основную роль опор. Пять внутренних колонн, вырезанных из оболочки, также функционируют как световые колодцы.