Дорический ионический: Ордеры колонн и капителей: дорический, ионический, коринфский.

Дорический ионический: Ордеры колонн и капителей: дорический, ионический, коринфский.

Ордеры колонн и капителей: дорический, ионический, коринфский.

Ордерная система — тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордера.

Единство конструктивной, функциональной и эстетической сторон сооружения, характерное для античности, нашло свое воплощение в ордерной системе. Первое упоминание слова «ордо», означавшее систему и порядок и определяющее особенности античной классики, встречается у Витрувия (римский архитектор 1 в. до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре». В нем автор описал дорический ордер, ионический и коринфский, используемые зодчими Древней Греции. Кроме описания автор добавил и собственные комментарии, проведя аналогии между дорическим и ионическим ордерами и человеческим телом. Если дорический ордер (картинка ниже), возникший в 6 в. до н.э., Витрувий сравнивал с мощной мужской фигурой, то ионический (5 в. н.э.), по его мнению, имел признаки женского начала благодаря декоративности и изящности.

Элементы дорического ордера в современном административном здании. США.

Упоминал Витрувий и коринфский ордер, появившийся на основе ионического в 4 в. до н.э., указывая на его сходство с фигурой молодой стройной девушки.

Колонны коринфского ордера в современном здании.

Дорический и ионический ордер появились под влиянием местных традиций и культуры, используемых строительных материалов, в разное время и у разных народов, населявших Грецию. Основные структурные элементы едины и для дорического, и для ионического ордеров. Колонны устанавливаются преимущественно на основание — стилобат. Состоят как дорические, так и ионические колонны из ствола, капители. У ионических колонн есть база. На капитель опиралось горизонтальное перекрытие — антаблемент, состоящий из балки-архитрава, фриза, карниза.

Храм «Четырехугольный дом в Ниме». Робер Юбер. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).

В некоторых строениях эпохи расцвета античной классики архитекторы соединяли оба ордера — такой стиль получил название «панэллинский». При этом дорический ордер приобретал некоторую декоративность ионического.

Колонны Пропилеев (437—432 гг. н. э.). Ионические колонны соседствуют с дорическими.

Дорический ордер

Дорический ордер был популярен на полуострове Пелопоннес, Сицилии и Великой Греции — южной части Апеннинского полуострова. Строгие мощные колонны с аскетической дорической капителью, практически ничем не украшенной, ассоциировались с суровым строем Спарты.

Картина «Развалины дорического храма». Художник Робер Юбер.

У колонн дорического ордера нет базы, и их устанавливали непосредственно на стилобат. Отношение высоты ствола к его диаметру в основном 6:1 (или 4:1). Сечение ствола неодинаково: в центре есть утолщение (эстанзис), а кверху колонна становится тоньше, чем внизу. Вдоль колонны ствол декорировали каннелюрами — желобками, количество которых делали от 16 до 20.

Капитель дорической колонны из архитектурного полиуретана.

Антаблемент в дорическом ордере имеет архитрав, который не разделен на элементы. Узкая выпуклая полоса отделяет архитрав от фриза, состоящего из выступающих триглифов (декоративные торцы балок перекрытий на архитраве, украшенных каннелюрами) и метоп, которые могли быть гладкими или с рельефным рисунком. Верх архитрава завершался выступающим карнизом. Фронтон по краям и сверху нередко декорировали пальметами или скульптурами на пьедесталах. Внутри фронтон украшали рельефами.

Ионический ордер

Ионический ордер возник в Малоазийской Греции, на полуострове Аттика, островах Эгейского моря. Ионические колонны изящные и декорированные, подходили для демократического строя Афин, отражая настроения общества и характер государственного строя. В малоазийском варианте в ионических колоннах больше украшений из лепнины полихромной раскраски, что указывает на влияние восточной архитектуры.

Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Архитектор Калликрат.

Ионическая колонна устанавливалась на основание — базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками. Ионическая капитель красиво декорирована волютами. Завитки волют окантовывались ободками, которые сводились вместе в центре и образовывали «глаз».

Капитель ионической колонны. Материал — архитектурный полиуретан.

Архитрав антаблемента ионического ордера обычно делится на три горизонтальных части, которые выступают друг над другом. Между архитравом и фризом расположена узкая декорированная полоса. Фриз в ионическом ордере может быть гладким или украшенным рельефными изображениями гирлянд из цветов, голов жертвенных животных, сюжетных мифологических композиций. Над фризом нависает карниз антаблемента, отделенный декорированной полосой. Между архитравами и волютами находился импост — тонкая горизонтальная деталь. Другими декоративным элементами ионической капители являлись бусы (перлы), киматий — растительный орнамент из листьев, загнутых книзу острым концом.

Ионические колонны и портик кариатид Эрейхтейона. 421-405 гг. до н.э.

Коринфский ордер был образован из ионического и отличался от него четырехсторонней капителью с богатым декором, включающим ленты, листья аканта, цветы, фрукты. Римляне увеличили количество декора, создав композитный ордер, объединивший элементы других ордеров.

Трактовка ордерной системы в европейской архитектуре

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на архитектуру следующих поколений, которые полностью или частично использовали ордерную систему в строительстве вплоть до 21 века. Дорический, ионический и коринфский ордера начали широко использоваться в Италии 15 в. благодаря архитектору Ф. Брунеллески, который обмерил и изучил образцы римских развалин, а затем начал включать классические элементы в собственные сооружения. В эпоху Ренессанса «ордер» получил иное толкование. В. Скамоции (Vincenzo Scamozzi. 1548-1616 гг. — архитектор позднего Ренессанса, ученик Палладио) в трактате “Идея всеобщей архитектуры” указывал на то, что ордер имеет божественное происхождение, так как был использован еще при строительстве первого Иерусалимского храма.

Визуализация Иерусалимского храма (1007 — 588 г. до н.э.).

Итальянский архитектор Филарете считал, что прообразом фронтона служили сложенные «домиком» руки Адама, прикрывавшего от дождя голову, когда его изгнали из рая. Многоярусные колоннады он представлял как образ иерархии общества: низкий ордер (дорический) олицетворял простое сословие, на которое опирается благородное общество (колонны ионического ордера), на верхнем уровне — коринфские колонны, символизирующие знать.

Дворец Бельведер в Луговом парке Петергофа (1853 — 1856 гг.) Главный вход похож на восточный портик афинского Эрехтейона. Архитрав поддерживается кариатидами из гранита, созданные Теребеневым. На втором этаже установлены ионические колонны. архитектор А.Штакеншнейдер, скульптор Теребенев Александр Иванович. 1852-1856 гг.

Классические ордера переживали взлеты и падения, в 21 веке они остаются востребованными в индивидуальном строительстве, сохранив основные каноны и закономерности формообразования. Элементы дорического ордера, ионического, коринфского в современных сооружениях изготавливают не только из традиционных природных материалов, но и из полиуретана, который не уступает ни по своим качествам, ни по эстетическим свойствам.

Элемент ионического ордера — капитель колонны с волютами сделан из полиуретана.

Использование ордерной системы в фасаде здания в сочетании с симметрией конструкции и ритмичностью расположения декора подчеркивает классический стиль строения. Благодаря элементам ордера можно создавать и оригинальные эклектические сооружения.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Ордера: дорический, ионический, коринфский (презентация)


Ордера


Что же такое ордер?


Вам предстоит прочитать

небольшой текст и из

трех колонн подобрать

ту, которая подходит под

это описание.


Этот ордер напоминает мужчину, прочно

стоящего на ногах.

Мощная колонна поддерживает тяжелую балку,

на которой расположен фронтон. Сильная

колонна подобна стволу дерева, испытывающего

на себе всю тяжесть кроны.

Этой колонне не нужна подставка – база, ведь

мужчины не носят каблуков, они стоят на земле

прочно, упираясь голыми ступнями.

Храмы дорического ордера возводили в честь

мужских богов: Марса, Зевса, Аполлона.


Ионический

ордер

Коринфский

ордер

Дорический

ордер

Карниз

Фриз

Архитрав

(балка)

Капитель

Ствол

База


Колонна ионического ордера напоминает женщину.

Она изящна и тонка,

установлена на базу, ведь фигура любой женщины становится

стройнее от использования в обуви каблуков.

Две волюты – отличительный знак этой колонны, как два

локона в женской прическе. Женщины не носят тяжестей, балка

и фронтон храмов ионического ордера более хрупкие, нежели

колонны дорического ордера.

Храмы ионического ордера строили в честь богинь-зрелых женщин: Геры, Дианы.


Ионический

ордер

Коринфский

ордер

Дорический

ордер

Карниз

Фриз

Архитрав

(балка)

Капитель

Ствол

База


Колонна коринфского ордера напоминает изящную молодую девушку.

И украшение колонны кудрявыми листьями аканта, и стройность этой колонны – все говорит об ее изнеженности и хрупкости.

Колонны коринфского ордера строили в честь Венеры и Флоры – богинь любви и цветов. Особенно полюбился коринфский ордер любящим роскошь римлянам.


Ионический

ордер

Коринфский

ордер

Дорический

ордер

Карниз

Фриз

Архитрав

(балка)

Капитель

Ствол

База


Ордер (лат. ordo — строй, порядок) – соотношение

между горизонтальной (балкой) и

вертикальной (колонной) частями конструкции.


Ионический

ордер

Коринфский

ордер

Дорический

ордер

Карниз

Фриз

Архитрав

(балка)

Капитель

Ствол

База


1


2


3


4

5

6


7

8

9


монолитная

утонченная

стройная

мощная

изысканная

женственная

кряжистая

приподнятая

изящная


Части храма

Фронтон

треугольное

завершение

фасада

Колоннада

-ряд колонн.

Целла –

  • главная

часть храма

Стереобат – пьедестал, верхняя поверхность лестничной

площадки


Целла – главное помещение

храма


Разные типы храмов


Пери́птер (от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма, прямоугольник, обрамлённый колоннадой.


Самопроверка

1

Карниз

2

3


Тест

  • Напишите названия

ордеров под номерами

1


2


3


4


5


6


2. Вспомните архитектурные термины:

-подставка колонны — …….

-верхняя часть колонны — ……..

-тело колонны — ……..


3. Напишите этапы культуры Древней Греции

по порядку.

В чем разница между дорическим ионическим и коринфским

Основное отличие между дорическим ионическим и коринфским заключается в особенностях их колонн. Дорические колонны массивные и простые, а ионические колонны более стройные и богато украшенные. Коринфские колонны, с другой стороны, похожи на ионические колонны в основании, колонне и антаблементе, но имеют отличительные богато украшенные капители.

Древнегреческая архитектура следовала строго стандартизированному набору архитектурных правил. Этот архитектурный стиль также повлиял на римскую архитектуру, а также на современную архитектуру. В начале классического периода архитектуры эта архитектурная система имела три различных ордера: дорический, ионический и коринфский. Однако различия в этих стилях в основном видны в колоннах, что является главной особенностью многих древних зданий, таких как стадионы, храмы, библиотеки, театры и общественные здания.

Ключевые области, охватываемые

1. Что является Doric Order
Определение, Особенности
2. Что является ионным порядком
Определение,
3. Что такое Corinthian Order
Определение ,  Особенности
4. Разница между дорическим ионическим и коринфским
     –  Сравнение основных различий

Основные термины

, греческая, коринфская архитектура

, коринфская архитектура0015

Что такое дорический ордер

Дорический ордер — самый старый, простой и самый массивный из трех ордеров. Этот порядок можно увидеть в сооружениях, особенно в храмах, построенных с 7 по век до н.э. Колонны в дорическом ордере обычно не имеют оснований. Кроме того, столбцы встречаются близко друг к другу. Они прочнее колонн ионического и коринфского ордеров. Кроме того, на стержнях колонны вырезаны вогнутые изгибы. Капители (самая верхняя часть) колонн гладкие и простые, чем колонны других порядков. Капители обычно имели эхин круглого сечения (внизу) и квадратные счеты (вверху).

Дорический ордер также содержал особые украшения над колоннами (антаблемент). Антаблемент имеет отчетливый фриз, украшенный триглифами. Между триглифами были метопы, которые обычно украшались фигурами и орнаментом. Парфенон, Храм Делосцев и Храм Гефеста — три примера архитектуры дорического ордена.

Что такое ионический ордер

Ионический ордер – это следующий ордер, получивший развитие в греческой архитектуре. Название Ionic происходит от Ионических островов. Мы обычно можем наблюдать этот порядок в небольших зданиях и интерьерах. Мы можем легко распознать его по прокручиваемой заглавной букве в верхней части столбцов. На капителях колонн имеются два завитка (волюты).

Рифленые колонны тонкие и имеют основание. Вместо триглифов и метоп в дорических колоннах эти колонны имеют простой фриз без украшения. Кроме того, Герайон Самосский и храм Артемиды в Эфесе являются двумя классическими образцами ионического ордера.

Что такое коринфский ордер

Коринфский ордер возник непосредственно из ионического ордера в середине V века до н.э. Название Коринфянин происходит от города Коринф. Колонны коринфского ордера аналогичны колоннам ионического ордера по своему основанию, колонне и антаблементу. Однако главной отличительной чертой коринфского и ионического ордеров являются их капители. Коринфский ордер имеет более богато украшенные капители, украшенные стилизованными фигурными листьями аканта.

Этот стиль редко встречается в греческой архитектуре, но распространен в древнеримской архитектуре. Кроме того, Храм Зевса Олимпийского (Олимпион) и римский Пантеон являются двумя примерами архитектуры, отображающей коринфский порядок.

Разница между дорическим ионическим и коринфским

Определение

Дорический стиль классической архитектуры характеризуется простыми, прочными массивными колоннами, в то время как ионический стиль классической архитектуры характеризуется более тонкими и богато украшенными колоннами, в то время как коринфский стиль классическая архитектура развилась из ионического стиля.

Дизайн

Дорические колонны имеют самую простую конструкцию. Ионные колонны были богато украшены, но не так богато, как коринфские колонны.

Размер

Кроме того, дорические колонны были массивнее и прочнее ионических и коринфских колонн.

Цоколь

В то время как дорические колонны не имеют базы, ионические и коринфские колонны имеют базы.

Капитель

Кроме того, дорические колонны имеют простую капитель, а ионические колонны — закрученную капитель. Коринфские капители, напротив, были изогнуты стилизованными листьями аканта.

Расположение

Кроме того, дорический ордер в основном использовался в материковой части Греции и таких регионах, как Сицилия и Южная Италия, которые были греческими колониями. Ионический ордер был распространен в Восточной Греции и на островах, тогда как коринфский стиль часто встречается в римских храмах.

Заключение

Дорический, ионический и коринфский три классических архитектурных стиля. В заключение отметим, что основное отличие дорического ионического от коринфского заключается в особенностях их колонн. Дорические колонны массивные и простые, а ионические колонны более тонкие и богато украшенные. Коринфские колонны, с другой стороны, похожи на ионические колонны в основании, колонне и антаблементе, но имеют отличительные богато украшенные капители.

Ссылка:

1. Дитч, Дебра К. и Роберт А. М. Стерн. «Греческая архитектура: дорическая, ионическая или коринфская?» Архитектура для чайников .

Изображение любезно предоставлено:

1. «Дорические колонны в Парфеноне — панорама» Патано (CC BY-SA 3.0) через Commons Wikimedia
2. «Две белые колонны, капители колонн, греческий, архитектура, колонна, ионный, элегантность , классика, небо, архитектурная колонна» (CC0) через Pxfuel
3. «Коринфская колонна-древняя» (CC0) через Pixabay

Греческая архитектура: дорическая, ионическая или коринфская?

Для греков храмы были не только местом поклонения богам, но и впечатляющими символами их общества и культуры. Они были построены как центральные точки на самых высоких местах каждого города в Греции и на завоеванных территориях Средиземноморья. Под храмами раскинулись общественные места для собраний, общественные здания, спортзалы, стадионы, театры и жилые дома.

Сегодня остатки греческих городов можно найти в Италии, Сицилии и Турции. Одна из причин того, что они просуществовали так долго, заключается в том, что греки строили свои храмы, амфитеатры и другие крупные общественные здания из известняка и мрамора. Каменные блоки удерживались на месте бронзовыми или железными штифтами, вставленными в расплавленный свинец — гибкая система, способная выдерживать землетрясения.

Греческая архитектура следовала строго структурированной системе пропорций, связывающей отдельные архитектурные компоненты со всем зданием. Эта система разрабатывалась по трем стилям, или приказам.

Каждый из орденов состоит из вертикальной опоры, называемой колонной , которая простирается от основания внизу до стержня посередине и капители вверху — так же, как ноги, тело и голова человеческая фигура. Капитель часто представлял собой стилизованное изображение природных форм, таких как рога животных или листья растений. Он, в свою очередь, поддерживает горизонтальный элемент, называемый 9.0104 антаблемент, , который далее делится на три разные части:

  • Наличник (нижняя часть)
  • Фриз (средний)
  • Карниз (верхний)

Эти элементы, в свою очередь, были дополнены декоративной лепниной и орнаментом (см. рис. 1). Каждый компонент классического ордера был рассчитан и расположен в соответствии с общей системой пропорций, основанной на высоте и диаметре колонн.

Рисунок 1: Части колонны.

Греки сначала построили свои ордена из дерева, а затем перешли к камню, используя те же формы. Например, концы деревянных балок, поддерживающих крышу, были переведены в камень в качестве декоративного элемента, называемого триглифом («три паза»), в антаблементе над капителью колонны.

Греки начинали с использования только одного приказа на здание. Но через несколько сотен лет они стали более изобретательными и иногда использовали один порядок для экстерьера, а другой для интерьера. Пропорции орденов вырабатывались в течение длительного периода времени — они становились легче и утонченнее.

Некоторые думают, что заказы в первую очередь касаются деталей, лепных украшений и характерных капителей. Однако, на самом деле, самое главное здесь — это понятие порядка и общей взаимосвязи. Каждый из порядков представляет собой пропорциональную систему или диапазон пропорций всей конструкции.

Дорик: Тяжелая простота

Самым старым, простым и массивным из трех греческих ордеров является дорический , , который применялся к храмам, начиная с 7 века до н.э. Как показано на рисунке 2, колонны расположены близко друг к другу и часто без оснований. Их стержни вылеплены вогнутыми кривыми, называемыми 9.0104 канавки . Столицы простые с закругленным сечением внизу, известным как эхин , , и квадратом вверху, называемым счетами . Антаблемент имеет характерный фриз, украшенный вертикальными каналами или триглифами . Между триглифами находятся промежутки, называемые метопами, которые обычно украшались фигурами и орнаментом. Фриз отделен от архитрава узкой полосой, называемой регулой . Вместе эти элементы образовывали прямоугольную структуру, окруженную двойным рядом колонн, создававших смелое единство. Дорический ордер достиг своего апогея совершенства в Парфеноне.

Рисунок 2: Дорический ордер.

Ionic: Найдите два свитка

Следующим разработанным греками орденом стал Ионный (см. рис. 3) . Он называется ионическим, потому что возник на Ионических островах в 6 веке до н.э. Римский историк Витрувий сравнил этот деликатный ордер с женской формой, в отличие от более коренастого «мужского» дорического ордера.

Ionic использовался для небольших зданий и интерьеров. Его легко узнать по двум свиткам, которые называются 9.0104 волюты, на капители. Завитки могли быть основаны на раковинах наутилуса или рогах животных.

Между завитками находится изогнутая секция, которая часто украшена овальными украшениями, известными как яйцо и дротик. Над капителью антаблемент уже, чем дорический, с фризом, содержащим непрерывную полосу скульптуры. Одним из самых ранних и ярких примеров ионического ордера является крошечный Храм Афины Ники у входа в Афинский Акрополь. Он был спроектирован и построен Калликратом примерно в 448-421 гг. до н.э.

Рис. 3: Ионный порядок.

Corinthian: Лиственный, но не такой популярный

Третий ордер — коринфский, который греками почти не использовался. Он назван в честь города Коринфа, где предположительно его изобрел скульптор Каллимах в конце V века до н.э. после того, как он заметил кубок, окруженный листьями. Как показано на рис. 4, коринфский ордер подобен ионическому ордеру своим основанием, колонной и антаблементом, но его капитель гораздо более богато украшена резьбой из двух ярусов завитых листьев аканта. Самая старая известная коринфская колонна стоит внутри храма Аполлона Эпикурия V века в Бассах.

Рисунок 4: Коринфский ордер.

Компенсация иллюзий: прямые или изогнутые, кто знал?

Греки продолжали стремиться к совершенству во внешнем виде своих построек. Чтобы их колонны выглядели прямыми, они слегка наклонили их наружу, чтобы компенсировать оптическую иллюзию, из-за которой вертикальные линии выглядят изогнутыми на расстоянии. Они назвали этот эффект entasis, , что в переводе с греческого означает «напрягать».

Взаимоотношения между колоннами, окнами, дверными проемами и другими элементами постоянно анализировались, чтобы найти приятные размеры, гармонирующие с природой и человеческим телом. Симметрия и единство частей в целом были важны для греческой архитектуры, поскольку эти элементы отражали демократический город-государство, созданный греческой цивилизацией.

Об этой статье

Эта статья взята из книги:

  • Архитектура для чайников,

Об авторах книги:

Дебра Дитч (Вашингтон, округ Колумбия) в настоящее время является искусствоведом и архитектурным критиком Sun-Sentinel, Tribune Ко.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *