Дворцы барокко: Исторический Петербург: прогулка в стиле барокко

Дворцы барокко: Исторический Петербург: прогулка в стиле барокко

Исторический Петербург: прогулка в стиле барокко

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

Пышность, пластичность, масштаб и множество деталей – отличительные черты архитектуры барокко. Этот стиль в Петербурге представляют около 100 зданий-памятников.

«ПД» попросил выбрать наиболее яркие из них и рассказать про особенности петербургского барокко Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Зачем построили Смольный собор?

Барокко можно назвать одним из основных архитектурных стилей Северной столицы. Именно в этом стиле выполнены многие узнаваемые здания – туристические бренды Петербурга.
Среди них Зимний дворец, Петропавловский собор, собор Воскресения Словущего (или Смольный собор), Кунсткамера, Екатерининский дворец и павильон Грот в Царском Селе, Большой Петергофский дворец и дворец Монплезир в Нижнем парке Петергофа и многие другие здания-памятники.

Стоит отметить, что достоин внимания не только их архитектурный облик – интересна сама история их создания, жизнь, которая протекала за их стенами.

Взять,к примеру, Смольный собор. При Петре I существовал Смольный двор – казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднен в 1733 г.). Рядом с этим двором в 1714–1715 гг. был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720 г. здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь. Результатом и стал высочайше одобренный проект Растрелли.

Из-за Семилетней войны были сложности с финансированием строительства. Вскоре после того, как была завершена отделка, монастырь упразднили, и собор остался неосвященным. К 1820‑м гг. он стал разрушаться, в стенах появились трещины.

Указом Николая I от 1828 г. храм был достроен и освящен как собор всех учебных заведений. Восстановление храма велось по проекту и под руководством архитектора В. Стасова.
В 1923 г. Смольный собор постигла участь большинства церквей того периода – он был закрыт и здесь разместили склад. В 1969 г. его передали Музею истории Ленинграда. В 2015–2016 гг. собор был передан Санкт-Петербургской епархии.

В смешении

Как отмечают в КГИОП, архитектуру XVIII в. обычно определяют терминами петровское, или раннее петербургское, барокко. В действительности это был стиль собирательный, отразивший влияние разных европейских школ – как барочных, так и классических. Однако, как отмечает в своей работе «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга» историк архитектуры Борис Кириков, несмотря на преобладание барочных тенденций, раннюю петербургскую архитектуру отличали от европейского барокко простота объемных композиций, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и скромность внешней отделки.

Стиль барокко характеризуется большой пышностью и богатством форм. Типичными для него чертами являются игра света и тени, изогнутость линий, динамичность, наличие множества декоративных деталей.

Помимо архитектуры стиль барокко охватил и другие виды искусства – например, живопись и театр. С итальянского слово barocco переводится как «причудливый», «странный», «склонный к излишествам».

Отличительные черты барокко

Стиль барокко подразумевает множество деталей, их повторение. К декоративным элементам, например, можно отнести волюты (архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток), картуши (мотив в виде полуразвернутого рулона бумаги, свитка), маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас). Также здания в стиле барокко украшают ленты, изогнутые стебли растений, драконы, вазы, трельяжи и многие другие детали и узоры.

Петропавловский собор

территория Петропавловской крепости

Фото: Baltphoto / Е. Яковлева

Памятник культурного наследия федерального значения. Относится к раннему барокко.

Петропавловская крепость основана 16 (27) мая 1703 г. на Заячьем острове. Общий замысел крепости принадлежал Петру I, первоначальными работами руководил архитектор Д. Трезини. Он же стал автором собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, воздвигнутого в 1712–1733 гг. и ставшего символом Петровской эпохи. Высота собора – 122,5 м, до 2012 г. это было самое высокое здание в Петербурге.

Палаты А.В. Кикина

Ставропольская ул., 9; Шпалерная ул., между домами 62 и 64

Фото: Яндекс. Панорамы

Каменные палаты дворянина А. В. Кикина – одна из самых ранних построек на Шпалерной ул. С момента возведения в 1714 г. палаты не раз перестраивались и меняли свой облик.

Современный вид здание обрело после реставрации в 1952–1957 гг. по проекту архитектора И. Бенуа. В 1718 г., после казни уличенного в казнокрадстве Кикина, в дом переводится собрание петровских раритетов. Здесь открылся первый в России общедоступный музей, или Кунсткамера (в переводе с нем. «кабинет редкостей»).

Дворец Строгановых

Невский пр., 17; наб. реки Мойки, 46

Фото: wikipedia.org

Возведен в 1753–1754 гг. по проекту Б. Растрелли для барона С. Г. Строганова. Стиль – высокое барокко.

В отличие от распространенных в тот период строительства Петербурга дворцов усадебного типа дом Строгановых стал новым образцом городского дворца, построенного на проспекте столицы среди других зданий. В этом пышном и парадном доме Растрелли уделил большое внимание архитектурно-декоративной обработке фасадов. Каждый из фасадов оформлен по‑разному, с акцентированием центральной части.

Дворец Шереметевых

наб. реки Фонтанки, 34

Фото: Д. Фуфаев

Дворец Шереметевых (Фонтанный дом) принадлежит к числу старейших частновладельческих домов. Памятник федерального значения. Стиль – высокое барокко. На месте деревянного дома в 1730‑х гг. был возведен одноэтажный каменный дворец, перестроенный в 1750‑е гг. по проекту архитекторов С. Чевакинского и Ф. Аргунова. В 1752 г. в одном из своих распоряжений Петр Борисович Шереметев упоминает о «вновь отстроенных хоромах». Однако отделка и внутренние перестройки продолжались более 10 лет.

Зимний дворец

Дворцовая пл., 2

Фото: Baltphoto / П. Долганов

Этот грандиозный дворец – апофеоз русского пышного барокко. С 1760‑х гг. он служил главной резиденцией российских императоров. По замыслу архитектора, здание должно было доминировать в центре города, символизируя величие Российской империи. При сооружении дворца Б. Растрелли учитывал его главенствующее положение и роль в центре Петербурга. Каждый из четырех фасадов зодчий рассматривал как законченную самостоятельную композицию, в то же время вместе они должны были составить единое целое.

Смольный собор

пл. Растрелли, 3/1

Фото: Baltphoto / А. Пронин

Входит в состав объекта культурного наследия «Смольный монастырь». Автор – Б. Растрелли. Монастырские корпуса в форме латинского креста, образующие замкнутый двор, окружают почти 100‑метровой высоты пятиглавый собор. В вогнутых углах каре – еще четыре самостоятельные церкви. Снаружи – высокая глухая ограда с башенками на углах. В 1756 г. финансирование строительства начало резко сокращаться в связи с начавшейся Семилетней войной. Отделочные работы были завершены в 1768 г.

что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге

Величественные дворцы, золотые купола, огромные зеркала, скульптуры, вазы и колонны – всё это годы правления Елизаветы Петровны.

Приход к власти Елизаветы Петровны ознаменовали эпоху возвращения страны к петровским традициям и культурного подъёма. Младшая дочь Петра I отлично справлялась с войнами, просвещением империи и освоением Сибири. При ней строились огромные пышные дворцы как символ авторитета государственной власти. Архитектура середины XVIII века активно прославляла на весь мир могущество Российской империи.

Стиль елизаветинского барокко отказался от строгих фасадов и западноевропейских форм. Императрице были ближе пышные формы, золотая отделка, яркие детали. В эту эпоху в архитектуру вернулись и древнерусские черты – крестово-купольная схема и луковичные пятиглавия.

Читайте также:

Готика в Петербурге: топ-10 зданий с элементами средневекового стиля

Главным творцом при дворе и любимцем императрицы стал архитектор Бартоломео Растрелли. Он умело использовал на фасадах колонны, украшал окна и проёмы полукруглыми навершиями с богатым декором. Внутренне пространство у Растрелли насыщенно окнами и зеркалами, которые придают помещению ещё больший масштаб.

Растрелли оказался и выдающимся инженером, применив в большинстве своих построек каменные платформы – ростверки на сваях. Они уходили глубоко в землю и равномерно распределяли нагрузку, что позволяло строить все эти огромные здания на болотистых петербургских почвах.

Большой петергофский дворец

 

Изначально на этом месте стояли небольшие палаты, построенные при Петре I. Растрелли в 1745-1752 годах увеличил их на один этаж и сделал частью центрального корпуса дворца, созданного по мотивам Версаля. Вместо скромных флигелей была построена церковь с пятью куполами. В обработке фасадов архитектор оставил мотивы оригинальных петровских палат: пилястры, русты, кованные решетки. Новый рисунок появился на капителях, картушах и рельефном орнаменте деталей. Общая длина фасада достигла 268 метров.

Интерьеры большого дворца везде были украшены золочённой деревянной резьбой. При этом в декоре была использована живопись. В залах и кабинетах большую роль играли зеркала и наборные паркеты. Полностью отделка была завершена в 1755 году.

Среди самых эффектных и роскошных помещений выделяется парадная лестница. В её отделке Растрелли применил едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, резьба по дереву, кованый металл и лепнина. Стоит также обратить внимание на танцевальный зал. Он имеет фальшивые зеркальные окна-обманки, их изобилие создаёт эффект многократно умноженного пространства.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1755 год


Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
 

Екатерининский дворец в Пушкине

 

В марте 1752 года Растрелли приступил к реконструкции дворца, существовавшего со времён Екатерины I в Царском селе. Елизавета Петровна сочла его слишком старомодным и маленьким для официальной императорской летней резиденции. Хотя небольшой дворец уже несколько раз расширяли, но каждый раз этого было недостаточно.

Растрелли оправдал ожидания императрицы и воздвиг огромное здание. На одну только отделку фасада длинной 325 метров ушло более ста килограммов золота. Официальное открытие состоялось 30 июля 1756 года, гости были абсолютно поражены размерами дворца.

Внешне дворец покрасили в классические цвета барокко: белый и небесно-голубой. На фасаде появились колонны, лепнина и фигуры атлантов. В северной части здания возвышается церковь с пятью золотыми куполами.

Внутри размах Растрелли стал ещё больше, один только Тронный зал во всю ширину здания вызывает полный восторг. Зал площадью 860 кв. метров выполнен единым пространством без дополнительных опор. Самым известным помещением дворца стала Янтарная комната, изготовленная в начале XVIII века в Пруссии. Её подарил король Фридрих Вильгельм I в 1716 году Петру I.

Во время Великой Отечественной войны Царское село было оккупировано: дворец практически полностью разрушен, 80% интерьеров утрачены, а Янтарная комната бесследно исчезла. Восстановление Большого дворца продолжается и сейчас, на данный момент завершена реконструкция 32 помещений из 58.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1756 год


Фото: Instagram / @andrei_mikhailov, @golovdinov
 

Зимний дворец

 

Главной работой Растрелли стало здание официальной зимней императорской резиденции. Это был уже пятый по счёту Зимний дворец в Петербурге, он же стал последним. Его строительство было закончено уже после смерти Елизаветы Петровны. Принимал работу 6 апреля 1762 года Пётр III, но внутренняя отделка на тот момент ещё не была завершена.

Растрелли проработал в России почти полвека, он занимался возведением трёх из пяти императорских резиденций: Зимнего дворца для Анны Иоанновны в 1735 году, временного здания на Невском в 1755 году и нынешнего для Елизаветы Петровны. Последний стал на долгое время самым высоким зданием Петербурга и включал в себя 1,5 тыс. комнат. Общая площадь дворца была около 60 тыс. кв. метров.

Это был настоящий город в городе: внутри Зимнего были жилые зоны, парадные залы, церкви, театр и музей. Для обслуживания здесь размещались аптека с лабораторией, квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж. По особому указу Елизаветы Петровны, в 1745 году ко двору выслали котов. Они получили статус «охранников картинных галерей» и с тех пор так и живут в здании Зимнего дворца.

С приходом к власти Екатерины II Растрелли был отстранён от дальнейшей работы над дворцом. Роскошное барокко уже устарело и уступило место сдержанному классицизму. Внутреннюю отделку дворца проводили архитекторы Юрий Фельтен, Жан Батист Валлен-Деламот и Антонио Ринальди. Новая императрица сама распределяла назначение залов и приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную.

В 1764 году Екатерине II подарили 317 картин из Берлина. Их разместили в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж». Именно эта коллекция положила начало собранию одного из самых больших музеев мира.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1762 год


Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
 

Никольский морской собор

 

Площадь, на которой был построен собор, изначально была плацом моряков русского флота. Территория вокруг неё была застроена одноэтажными казармами. В 1743 году в центре была построена небольшая деревянная церковь, освящённая в честь Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих. Греческие купцы передали в дар храму византийскую икону святителя Николая.

В июле 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о возведении нового каменного собора на месте обветшалого здания. Об этом императрицу просил лично князь Михаил Голицын. Проект был поручен архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Чевакинскому.

Массивный двухэтажный храм представляет в плане равноконечный крест. У собора пять глав с золотыми куполами. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Рядом с церковью в 1755-1758 годах была построена изящная четырехъярусная колокольня. Три её нижних яруса украшены колоннами, а верхний венчает купол с тонким шпилем.

К 1756 году начались работы по отделке храма. Фасады украсили коринфскими колоннами, пилястрами, лепными наличниками и скульптурой. Красоты зданию добавляют балконы с узорными коваными решётками. Все работы были завершены в 1762 году и 20 июля уже в присутствии Екатерины II был освящён престол верхней церкви. Грандиозное здание вмещает в себя почти 5 тыс. человек. Главная святыня собора – икона святителя Николая с частицей мощей по сей день находится в нижнем храме.

Архитектор: Савва Чевакинский

Год постройки: 1762 год


Фото: Instagram / @liliya_belaya_photo, @golovdinov
 

Смольный собор

 

На месте Смольного собора при Петре I располагались дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Рядом был выстроен дворец, в котором росла Елизавета Петровна. Когда она взошла на трон, то хотела в старости постричься в монахини и в тишине и покое завершить свои дни. Для возведения монастыря было выбрано место, где императрица провела своё детство.

Проект традиционно был поручен Растрелли, в комплекс монастыря должны были войти храм с церквями и колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей. Торжественная церемония закладки состоялась 30 октября 1748 года в присутствии императрицы. К 1751 году были закончены подготовительные работы и заложены фундаменты. Благодаря щедрому финансированию строительство велось с большим размахом. Но с началом семилетней войны всё сильно замедлилось, а после смерти Елизаветы Петровны и совсем прекратилось.

После отъезда Растрелли из России в 1762 году дальнейшей работой занимался Юрий Фельтен. Из-за нехватки средств отказались от строительства колокольни и внутренней отделки собора. Он стоял недостроенным почти 70 лет, пока Николай I не приказал закончить дело, иначе храм бы просто развалился. Проект был завершён Василием Стасовым за три года. Общее время строительства собора составило 87 лет.

Стены оштукатурили и окрасили, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Фасад нижней части собора по стилю больше напоминает дворец, нежели храм. Собор создаёт необычную иллюзию его размеров: по мере приближения он визуально уменьшается, при этом не теряя величественности.

Архитектор: Франческо Растрелли

Год постройки: 1835 год


Фото: Instagram / @alexsandrkonovodov, @paveldemichev

10 прекрасных дворцов в стиле барокко, которые стоит посетить — исторические европейские замки

4
акции

  • Поделиться

  • Твит

Замечательный архитектурный стиль, зародившийся в конце 16 века в Италии, прежде чем распространиться по всей Европе. Архитектура барокко является одним из самых грандиозных и наиболее легко узнаваемых стилей на всем континенте.

Вот 10 самых красивых дворцов в стиле барокко, которые стоит посетить в Европе, каждый из которых несет в себе увлекательную и уникальную историю, а также некоторые из самых изысканных образцов архитектурного гения:

1. Дворец Во-ле-Виконт, Франция

Замок Во-ле-Виконт — великолепный французский замок в стиле барокко, расположенный в Менси, примерно в 34 милях к юго-востоку от Парижа. Первоначально дворец был построен между 1658 и 1661 годами для Николя Фуке, маркиза де Белль Иль виконта Мелуна, и Во, который был управляющим финансами Людовика XIV.

Интересный факт, касающийся архитектуры дворца Во-ле-Виконт, заключается в том, что изначально предполагалось, что он будет построен из кирпича и камня, но после середины века средний класс начал использовать этот стиль, поэтому аристократические круги стали использовать исключительно камень, чтобы не оказаться на одном уровне с низшим классом.

Где: Менси, Франция

Когда: 1658 – 1661

2.

Версальский дворец, Франция

Версальский дворец главная королевская резиденция Франции, начиная с 1682 года при Людовике XIV и до начала Французской революции в 1789 году при Людовике XVI.

Истоки Дворца на самом деле восходят к середине 17 -го -го века, где на этом месте располагался очень простой охотничий домик, а позже небольшой замок со рвом.

Версальский дворец, ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно принимает миллионы посетителей, очарованных изысканным очарованием и ошеломляющим количеством истории, которая живет и присутствует во дворце.

Где: Версаль, Франция

Когда: 17 th Century

3. Королевский дворец в Амстердаме, Нидерланды

Королевский дворец в Амстердаме, или, как его называют по-голландски, Koninklijk Paleis van Amsterdam, является одним из самых знаковых дворцов во всей стране и имеет богатое, разнообразное и совершенно увлекательное наследие. Он известен как один из трех дворцов в Нидерландах, которые в соответствии с актом парламента находятся в распоряжении монархии.

Первоначально построенный в разгар Голландского Золотого Века, который имел место в 17 ом Веке, Королевский Дворец был первоначально построен как ратуша, а позже стал королевским дворцом короля Луи Наполеона, где он развил свой мастерский архитектурный стиль барокко.

Где: Амстердам, Нидерланды

Когда: 1665

4. Людвигсбургский дворец, Германия

Расположенный в Людвигсбурге в Баден-Вюртембергском дворце Германии, находится изысканный барочный шедевр Людвиг. Этот гигантский комплекс с 452 номерами, который часто называют «Швабским Версалем», состоит из 18 зданий и известен как крупнейшее дворцовое поместье в стране.

Его строительство началось в 1704 году, после того как Эберхард Луи, герцог Вюртембергский, поручил известному архитектору Филиппу Йозефу Йенишу спроектировать и руководить строительством дворца. Сегодня Людвигсбургский дворец является одним из самых популярных и часто посещаемых дворцов во всей стране.

Где: Людвигсбург, Германия

Когда: Начало 18 Век

5. Мангеймский дворец, Германия

Мангеймский дворец в немецком городе Мангейм, который первоначально был построен в функционировать как главная резиденция для принцев-избирателей электората Пфальца Дома Виттельсбахов.

Сегодня часть дворца фактически используется Мангеймским университетом, и в нем до сих пор сохранились многие оригинальные детали, в том числе мебель, фарфор, столовое серебро, картины и гобелены, многие из которых до сих пор прекрасно сохранились.

Сегодня дворец открыт для широкой публики, и его можно посетить вместе с аудиогидом.

Где: Мангейм, Германия

Когда: 18 th Век

6. Дворец Шенбрунн, Австрия

Расположенный в самом сердце оживленного австрийского города Шенбрун Дворец Вена.

Первоначально служивший главной летней резиденцией Габсбургов, этот дворец в стиле барокко с 1441 комнатой является одним из самых важных памятников во всей стране как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения культурного и исторического значения.

Его происхождение восходит к 1569 году, когда император Священной Римской империи Максимилиан II купил пойму, на которой стоял ранее построенный особняк. С этого момента замок быстро рос и расширялся, и с каждым столетием добавлялась новая степень роскоши.

Где: Вена, Австрия

Когда: 1569

7. Королевский дворец в Мадриде

Королевский дворец в Мадриде площадью 135 000 кв. самый большой по площади во всей Европе.

Сегодня это официальная резиденция испанской королевской семьи, используемая в основном для проведения государственных церемоний. У дворца так много истории, которая восходит к 1735 году его постройки; он был построен Филиппо Хуварра, известным архитектором, и был построен как резиденция короля Испании Фелипе V.

Сегодня это очень популярная туристическая достопримечательность, которую можно осмотреть как внутри, так и снаружи.

Где: Мадрид, Испания

Когда: 1735

8. Екатерининский дворец, Россия

В российском городе Царское Село расположен великолепный Екатерининский дворец, который был исторической летней резиденцией русских царей. Одной из причин, по которой Екатерининский дворец так известен по сей день, является его изысканная и величественная архитектура в стиле барокко, которая действительно отличает его от многих других дворцов страны. Он предлагает посетителям богатую, разнообразную и захватывающую историю и имеет большое историческое и культурное значение. 9

9. Национальный дворец Мафра, Португалия сердце португальского города Мафра.

Он является известным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и имеет богатое наследие, которое восходит к 1717 году, когда он был построен во времена правления короля Португалии Иоанна V. Сегодня это очень популярная и часто посещаемая туристическая достопримечательность.

Где: Мафра, Португалия

Когда: 18 th век

10. Петергофский дворец, Россия

Впечатляющий и обширный комплекс петергофских дворцов и садов в России первоначально были заказаны Петром Великим в ответ на великолепие Версальского дворца во Франции. Он столь же грандиозный и впечатляющий, и сегодня он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь есть множество объектов для изучения, в том числе Большой каскад и фонтан Самсон, который огромен и поистине великолепен, чтобы бросить на него взгляд. Есть также ряд садов, которые идеально подходят для того, чтобы заблудиться в солнечный день.

Где: Санкт-Петербург, Россия

Когда: Начало 18 век

Виктория и Альберт · Внутри Дворца Барокко

В середине 17 века начался 100-летний всплеск дворцового строительства, не имеющий себе равных ни до, ни после. По всей Европе, от России до Португалии, монархи и другие важные правители строили или ремонтировали дворцы как свои главные центры власти, в то время как более мелкие правители и дворяне подражали им своими большими домами. Эти творения в стиле барокко с их, казалось бы, бесконечными последовательностями впечатляющих комнат и обширных регулярных садов установили план того, каким должен быть дворец.

Самым известным и влиятельным из всех дворцов был Шато-де-Версаль недалеко от Парижа, Франция. Его огромные здания и их ландшафт были спроектированы так, чтобы прославлять короля Людовика XIV (годы правления 1643–1715) и вмещать пышность и церемонии, которые вращались вокруг него. Правители по всей Европе обратили на это внимание и вскоре начали подражать Версалю и другим французским королевским дворцам, сначала в Северной Европе и Скандинавии, а затем, после 1700 года, в Центральной, Восточной и Южной Европе.

Многие дворцы в стиле барокко включали в себя такие особенности, как парадные лестницы и тщательно систематизированное расположение комнат, которые символизировали и укрепляли силовые структуры. Однако больше всего их объединяло общее богатство и изобилие. В их декоре использовались роскошные материалы и изысканное мастерство, как видно на гобелене из нашей коллекции. Из серии, представляющей королевские резиденции Людовика XIV, передний план демонстрирует роскошь придворной жизни с выставкой текстиля и других драгоценных предметов.

Венсен или Июль, Шарль Лебрен из мастерских гобеленов, 1670–1700, Франция. Музей №. Т.371-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Лестницы

Дворцовые лестницы в стиле барокко также использовались как знаки власти. Сочетая внушительную архитектуру с символическими образами, они должны были произвести огромное впечатление на посетителя. Самым известным примером была Посольская лестница в Версале, спроектированная архитектором Луи Лево и построенная Франсуа д’Орбе и Шарлем Лебреном между 1672 и 1679 годами..

Вид на Лестницу послов, Луи де Суруг де Сержи по рисунку Жана Мишеля Шевоте, около 1720, Франция. Музей №. Е.93-1901. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Лестница, богато украшенная мрамором, позолоченной бронзой и росписью, посвящена победе Людовика XIV во франко-голландской войне (1672–1678). Расписные панели можно увидеть на первом этаже: одна из этих панелей сохранилась до наших дней в коллекциях Версаля и дает представление о масштабе и великолепии лестницы. Две панели имитировали гобелены, изображающие военные победы Людовика, а еще две представляли людей со всего мира, которые, казалось, наклонялись и восхищались дворцом, что предполагает, что посетитель должен относиться к этому так же. Бюст короля был расположен в самом центре лестницы, так же как он был в центре придворной жизни.

Масштаб и дизайн Версальской лестницы вдохновили многих других по всей Европе, в том числе во дворцах Казерта в Италии, Вюрцбурге в Германии и Королевском дворце в Стокгольме, Швеция.

Посольская лестница была снесена в 1752 году, чтобы освободить место для новых застроек, поэтому гравюра в нашей коллекции является важным свидетельством величия лестницы.

Галереи

В некоторых из величайших дворцов в стиле барокко галерея была главной комнатой, высшим символом династических, политических и культурных устремлений владельца. Самый известный пример — 9.0193 Galerie des Glaces , или Зеркальный зал, в Версале, построенный в 1684 году. С одной стороны большие окна выходят на сады. Они отражаются на противоположной стене зеркальными нишами одинакового размера – колоссальное и чрезвычайно дорогое новшество.

Стереография Версальского дворца, внутренний вид «Галерии де Глас» (Зеркальный зал), неизвестный мастер, конец 19 века, Франция. Музей №. Е.1523-1992. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Галереи были многоцелевыми пространствами. Иногда они использовались для демонстрации коллекций произведений искусства. В Версале весь двор собрался в Galerie des Glaces каждый день, чтобы увидеть, как король проходит в часовню. Галерея также может быть оформлена как декорация для дипломатических или церемониальных мероприятий с изображением знаменитого серебряного трона Людовика XIV.

Тронные залы и залы для аудиенций

Все дворцы и большие дома были разделены на апартаменты: наборы комнат для конкретных лиц. Самой главной из них была казенная квартира. Поскольку здесь происходило большинство повседневных церемоний придворной жизни, его оформление определялось тщательно контролируемой системой этикета. Смежные комнаты располагались в линию ( en enfilade ), а ранг посетителя определялся тем, как далеко он проходил через комнаты. Большинство квартир начиналось с караульной и заканчивалось парадной опочивальней и каморкой с другими, более личными комнатами, за ними. Между ними были вестибюли, используемые для приема пищи, и комнаты для проведения аудиенций.

Позолоченный стол в нашей коллекции, подобный тем, которыми обставлены апартаменты римских палаццо, свидетельствует о роскоши таких помещений. В дополнение к богатой позолоте, он украшен богатой резьбой с драматическими лиственными завитками и гротескной маской в ​​центре.

Консольный стол, ок. 1700 г., Италия. Музей №. В.35-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Столовая во дворце в стиле барокко

Во дворце в стиле барокко правитель торжественно ел в присутствии двора. Прием пищи был подвижным мероприятием, хотя большие трапезы обычно происходили в специальной комнате у входа в квартиру. В Версале Людовик XIV ужинал публично, в своей спальне. Древняя традиция публичных пиршеств продолжалась по особым случаям. Столы часто украшали замысловатые скульптуры, сделанные из свернутого полотна или литого сахара, а буфет был завален огромными серебряными блюдами и сосудами. Каждая деталь провозглашала власть и богатство хозяина.

Развитие концепций вежливости и приличия, а также введение французским двором новых видов еды и обслуживания побудили к изобретению новых форм посуды, таких как супницы, винные холодильники, наборы для приправ и соусники. Личная тарелка, нож, вилка и ложка стали обычным явлением, когда в 1672 году французский дипломат и государственный служащий Антуан де Куртен, автор популярных руководств по этикету для высокопоставленных лиц, рекомендовал их.

Набор из ножа, вилки и ложки, 1670–1675 гг., Англия. Музей №. М.325-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Эти торжественные события и соответствующая им посуда находили отклик в домах аристократов, что можно увидеть в винном наборе Macclesfield из нашей коллекции. Он состоит из винного фонтана, цистерны и кулера, сделанных для Томаса Паркера, 1-го графа Маклсфилда, и олицетворяет величие и драматизм стиля барокко.

Винный сервиз Macclesfield, Энтони Нельм, 1719-20, Англия. Музей №. М.25:1 по 3-1998. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Кулер поставили на пол, а фонтан и бачок на полки выше. Вода из фонтана использовалась для ополаскивания стаканов, а цистерна, стоящая под краном фонтана, собирала слитую воду. Наконец, винный холодильник, наполненный льдом, использовался для охлаждения белых и красных вин. Набор был разработан для совместного просмотра и создания сильного визуального воздействия. Он стал частью фуршета в новой столовой в доме Маклсфилда в Оксфордшире, замке Ширберн, где были мраморные полки, сделанные специально для демонстрации серебра. Только очень богатые могли позволить себе такое великолепие, и этот набор стоил бы около 1200 фунтов стерлингов — вид великолепия, обычно связанный с официальными посольскими развлечениями.

Спальни

В конце парадных апартаментов находилась опочивальня – самая богато убранная комната барочного дворца. Государственные спальни часто были просто символом королевского присутствия, когда правитель спал в другом месте. В Версале настоящая спальня Людовика XIV была местом проведения сложных придворных церемоний, в том числе ежедневного подъема ( рычаг ) и отхода ко сну ( кушетка ), а также особых общественных мероприятий. Парадная кровать была самым дорогим предметом мебели в здании, и по обычаю, зародившемуся во Франции, она была установлена ​​в виде трона, поднята на платформу или помещена за балюстрадой. Серебряное пожарное оборудование и мягкая мебель, найденные в опочивальне в стиле барокко, были признаком высокого статуса. Для женщин ежедневная церемония туалета побудила к созданию сложных туалетных или перевязочных наборов, снабженных зеркалами, щетками и небольшими горшками и сосудами, часто из серебра. Спальни и мебель во французском стиле были приняты по всей Европе, хотя не все дворы использовали свои спальни во французском стиле.

Письменный стол, ок. 1700 г., Франция. Музей №. 372-1901. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Шкафы и кладовые: комнаты за опочивальней

Комнаты за спальней были открыты только для избранных. Уровень мебели и роскоши, невиданный снаружи, был упакован во внутреннее святилище небольших комнат, таких как гардеробная и туалет. Эксклюзивность этих комнат и их относительное отсутствие церемониальной функции также сделали их местом для влиятельных инноваций в мебели и внутреннем убранстве. Например, маленькие комнаты (каморки) кабинетов иногда сплошь и дорого украшались стенами из зеркала и лака. Иногда содержащие шкафы на подставках, шкафы также представляли собой виды мебели, которые используются до сих пор, включая столы, мягкие диваны и кресла. Эти небольшие комнаты также естественным образом подходили для демонстрации коллекций драгоценных предметов, а в Центральной Европе фарфоровые комнаты превратились в сверкающие шкатулки с сокровищами, в такой же степени демонстрирующие зеркальные изделия и инкрустацию, как и фарфор.

Наша коллекция включает в себя исключительно изящную версию шкафа на подставке, форма, которая в 17 веке стала преобладающим типом роскошной мебели по всей Европе. Этот шкаф почти наверняка был сделан для дома герцога Орлеанского, брата короля Франции Людовика XIV. Имея высоту всего 126 сантиметров, это один из двух известных французских шкафов того периода, изготовленных в таком небольшом масштабе. Расходы на слоновую кость часто ограничивали его использование деталями декора, что делало щедрое использование материала в этом шкафу уникальным во французском краснодеревщике.

Кабинет на подставке, возможно, работы Пьера Голя, 1660–1671, Франция. Музей №. В.38-1983. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Сады

Хотя единого стиля барочного сада не существовало, были общие, общие черты. Сады, например, были задуманы с размахом. Как и сами дворцы, они были выражением власти, особенно демонстрацией власти над природой. Le Jardin de Plaisir 1651 года Андре Молле — незаменимый путеводитель по основным чертам садового дизайна в стиле барокко, описывающий ключевые особенности «идеального сада для удовольствий», такого как грандиозный аллея (аллея) вязов или лип, боскеты (искусственные леса) и палисады (живые изгороди).

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *