Готическое окно: Окно в готическом стиле — формы, орнаменты, витражи

Готическое окно: Окно в готическом стиле — формы, орнаменты, витражи

Окно в готическом стиле — формы, орнаменты, витражи

Готика – это стиль в котором оконные конструкции получили наибольшее развитие. В большинстве стилей окнам отводится совершенно периферийное значение. Однако, готические окна отличаются колоссальным разнообразием форм и декоративным оформлением. Существуют огромные каталоги с классификацией типов конструкций. Мы постараемся дать в нашей статье общее представление о стрельчатых остроконечных окнах, но осветить всю тему в одной статье не представляется возможным.

Почему появились сложные декоративные окна в готике, а раньше их не было? Романские постройки (предшествующая архитектурная эпоха) отличались мощными стенами и маленькими окнами. К XII веку инженеры освоили новую систему строительства – каркасную систему. В готических зданиях нагрузка потолочных сводов распределялась на систему колонн (на каркас), а промежутки между колоннами не несли несущую функцию, поэтому архитекторы начали вводить сложное декоративное оформление стен и расширять размеры проёмов для окон. Со временем оконные конструкции становились всё больше, а их украшения сложнее.

Готика стала первым распространённым стилем, который позволял строить здания из камня и стекла – это открыло неограниченные возможности для работы со светом, создавать просторные и светлые помещения и совершенствовать их декор. Появились составные оконные рамы с, так называемыми, переплётами – рамы из нескольких частей. Также, архитекторы начали экспериментировать с формой оконных проёмов, в итоге окно стало считаться уникальным элементом оформления здания.

Глостерский собор, почти все окна выглядят по разному

сохранить

Автор

Обратите внимание, что все окна на фасаде Глостерского собора совершенно разные по размеру и оформлению. Яркий пример того, как можно сделать окна важной и уникальной частью оформления здания.

Каждое средневековое окно в готическом стиле – это полноценное произведение искусства, для их изготовления необходимо было обладать мастерством и знаниями. Оконная рама составлялась из каменных элементов, их необходимо было стыковать так, чтобы вода не проникала внутрь (технология постоянно совершенствовалась), а застекление производилось витражными композициями из множества мелких стёклышек.

Готика развивалась несколько столетий, поэтому стиль имеет множество стилистических направлений. С точки зрения развития оконных конструкций можно упрощённо выделить три временных периода:

  1. Средневековая эпоха. В этот период готика была стилем католических соборов и в меньшей степени светских построек. Окна имели важнейшее символическое значение для архитекторов, считалось важным наполнить храм «божественным светом». В позднее средневековье оформление окон достигает высшей точки, используются сложнейшие орнаменты и витражи.
  2. Готическое возрождение XIX века. Традиции средневекового стиля снова входят в моду, но оконные конструкции гораздо проще, имеет место стилистическое подражание средневековью.
  3. Современная неоготика. Дизайнерские эксперименты и импровизации на основе старинных элементов стиля.

Если вас интересует тема разновидностей готического стиля, то обратитесь к отдельной статье по теме, по ссылке.

  • Содержание
  • 1. Виды готических окон (различия по форме)
  • 2. Оконные переплёты, оформление оконной рамы
  • 3. Застекление окон: витражи
  • 4. Готическое окно в современном интерьере
  • 5. Фасадные фальш-окна
  • 6. Другие примеры
  • Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах

1. Виды готических окон (различия по форме)

Форм готических окон множество, но среди них есть типичные, наиболее распространённое. Окно стрельчатой формы – это классическое готическое окно.

Классическое готическое окно. Церковь Сен-Дени

сохранить

Автор Церковь Сен-Дени, Франция

Стрельчатая остроконечная готическая форма подразумевает, что вершина окна завершается двумя, пересекающимися дугами окружностей. Такая форма важна для стиля в целом, она применяется повсеместно: в арках, потолочных сводах, дверных проёмах, орнаментах. Архитекторы средневековья пришли к тому, что острый конус конструкции позволяет уменьшить нагрузку на опоры, таким образом стрельчатая форма, необходимая с инженерной точки зрения стала применяться и в декоративном оформлении. Многочисленные стрельчатые формы в конструкциях зданий и интерьерах стали со временем устойчиво ассоциироваться с готикой.

По размеру стрельчатые окна могут быть разными. В начальный период применялись, так называемые, ланцетные окна – высокие узкие проёмы, напоминающие заострённый кинжал. Постепенно создавались всё более и более крупные конструкции.

Сплошное остекление. Интерьер Капеллы Сент-Шапель во Франции

сохранить

Автор Капелла Сент-Шапель, Франция

То, что в наши дни называется «панорамным застеклением» или панорамными окнами впервые было применено именно готическими мастерами. Огромные витражные окна в некоторых храмах занимали почти всю площадь стен, а здание держалось на тонких колонных между окнами. Все подобные окна также имели стрельчатую форму.

Круглое окно-роза в Бургосском соборе

сохранить

Автор

Ещё один распространённый тип готических окон – это круглые окна или, так-называемые, окна-розы, без которых не обходился ни один французский готический собор.

Подробнее о круглых окнах читайте в отдельной статье – Готические розетки, классификация и фото-примеры.

Большое окно королевского колледжа в Кембридже

сохранить

Автор

Однако, розетки распространены только во французском стиле. В Англии сложилась совершенн другая традиция, там принято размещать в центре фасада здания Большое окно или, как его ещё называют, «Великое окно». Хотя в некоторых строениях круглые окна присутствуют, но это, скорее, исключение.

Формы окон в английской готике, разных периодов. Страница из каталога архитектурных элементов XIX в.

сохранить

Автор

Вариантов размеров окон множество, на картинке вы видите страницу из книги XIX века с зарисовками окон, характерных для английской готики разных периодов. Здесь есть все популярные формы: узкие ланцетные окна, классические остроконечные, круглое окно-роза. Для поздней готики характерны, так называемые, тьюдоровские формы окон (тюдоровская четырёхцентровая арка) – это арочная форма с заниженным конусом.

Как ни странно, к концу развития средневекового периода формы окон резко упростились и для светских зданий применялись самые обыкновенные прямоугольные окна. Ниже, на фото, вы видите другие типы оконных форм.

  • org/ImageObject» data-id=»9101″>

    Классическое окно, ранняя готика. Эскиз из старинного альбома

    Автор

  • Примеры английских окон

    Автор

  • Большие готические окна в замке Леднице, 19 век

    Автор
    Замок Леднице

  • org/ImageObject» data-id=»7154″>

    Окно в виде 4-х листника, Особняк Строуберри Хилл

    Автор

  • Окна в особняке Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Англия

    Автор

  • Прямоугольные окна, замок Жака Кёра, 15 век, Франция

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»7098″>

    Готическое окно в саксонском стиле, замок Альбрехтсбург

    Автор

  • Окно без застекления. Мемориальное кладбище Кампо-Санто

    Автор

2. Оконные переплёты, оформление оконной рамы

Средневековые строители не обладали технологией производства больших плоских стёкол, поэтому оконный проём делился на секции. Окно разделялось каменными переплётами на несколько частей, а оставшиеся проёмы застеклялись витражами – маленькими стёклышками соединёнными металлическими профилями.

Каменные переплёты поначалу выполняли только практическую, но со временем стали неотъемлемым элементом декора оконной рамы.

Оконные орнаменты. Наиболее распространённый орнамент в готике носит название «масверк». Орнамент образуется за счёт многочисленного пересечения дуг окружностей разного радиуса. Если вы всмотритесь в любое готическое окно, то сможете разглядеть множество частей окружностей, соединённых друг с другом.

Типичные готические окна, Бургосский собор

сохранить

Автор

В ранний период переплёты были достаточно простыми, но со врменем всё больше и больше усложнялись. На фото вы ыидите оформление окон в Бургосском соборе, нельзя его назвать очень сложным, в вершине окна используются изображения четырёхлистников.

Пример сложного орнамента, зрелая готика

сохранить

Автор Кентерберийский собор

Постепенно, орнаменты усложнялись, в разных странах они приобретали свои национальные особенности.

Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже

сохранить

Автор

К XV веку орнаменты оконных переплётов достигли наивысшей сложности. Во французской национальной традиции это связано с периодом «пламенеющей готики». Если посмотреть на окна, то может показаться, что вы видите языки пламени.

Тьюдоровские окна с деревянной рамой, Замок в Леднице (19 в.), Чехия

сохранить

Автор Замок Леднице

Здание готической часовни в США, перестроено под апартаменты

сохранить

Автор

В период готического возрождения XIX века очень сложные орнаменты перестали использоваться. Архитекторы решили остановиться на «золотой середине», всё-таки изготовление сложных узоров из камня – это чрезвычайно затратный процесс. Поэтому в постройках XIX века мы видим не очень сложные узоры в окнах, но они всё также основаны на пересекающихся окружностях. На фото представлены окна в больничной церкви XIX века, которая была переоборудована в жилую квартиру (см. весь проект квартиры в готической часовне).

  • Оконные орнаменты, ранняя готика. Из альбома Пьюджина, XIX в.

    Автор

  • Оконные орнаменты, поздняяготика. Из альбома Пьюджина, XIX в.

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»9098″>

    Пример декоративных переплётов

    Автор

  • Английский декоративный стиль

    Автор

  • Английский перпендикулярный стиль

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»9610″>

    Французский лучистый стиль

    Автор

  • Ранний геометрический орнамент, 13 в.

    Автор

  • Пример сложного декоративного орнамента

    Автор

  • org/ImageObject» data-id=»7664″>

    Шато Этилан, окно

    Автор

  • Новая Ратуша, Германия, 19 век

    Автор

  • Оконные переплёты поздней готики, Миланский собор

    Автор

3.

Застекление окон: витражи

Важнейшая составляющая готики – это витражное искусство, которое достигло наивысшей точки развития именно в средневековье. Из-за того, что отсутствовала технология производства больших стекол, мастера застекляли оконные проёмы с помощью витражных конструкций. Множество кусочков разноцветного стекла собирались в единое полотно с помощью свинцовых профилей. Также применялась техника росписи по стеклу с помощью гризайли – краски из окислов железа и меди. Таким образом, оконные проёмы заполнялись красивейшими изображениями. Темами рисунков служили сюжеты из священного писания, образы святых или политическая история.

В готике витражи имеют сложное теологическое обоснование. Считалось, что разноцветные лучи света, которые заливают днём помещение храма способны очищать души прихожан. Храм являлся божественным местом, в котором человек должен пережить истинное духовное освобождение.

Окно императоров, Страсбургский собор, кон. XII века

сохранить

Автор

К XIV веку появляется технология производства плоского стекла и витражи становятся более простыми, количество свинцовых соединений уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет. Как ни странно, простая технология заставила архитекторов почти полностью отказаться от целой отрасли декорирования.

Неоготика, Окно новой ратуши в Мюнхене

сохранить

Автор

Витражи периода готического возрождения (XIX век) гораздо проще. Иногда окна просто застекляли кусками прозрачного стекла, а рисунок занимал лишь небольшую часть полотна в центре. Всё-таки только средневековые мастера могли себе позволить роскошь в виде сложных витражных композиций.

Смотрите отдельную статью по теме: Готические витражи

4. Готическое окно в современном интерьере

К сожалению, в наши дни готические интерьеры создаются крайне редко из-за сложности стиля. Иногда, старые здания реконструируют, и их архитектурная основа становится неотъемлемой частью обновлённого интерьера. В западных странах можно найти множество проектов реконструкций старинных готических построек, в том числе церквей (на нашем сайте вы можете найти несколько таких проектов, ссылки ниже).

Старинное здание, готическое окно закрыто современным стекопакетом

сохранить

Автор Kruisherenhotel https://www.oostwegelcollection.nl/en/kruisherenhotel-maastricht/

Гостиница «Kruisherenhotel» — уникальный проект. Современный отель располагается в здании перестроенного средневекового монастыря Крозье. Реставраторы постарались максимально сохранить старинные интерьеры. Гостиничные номера встроены в старое здание в виде отдельных модулей. На фото видно, что за современным стеклопакетом находятся переплёты старинного готического окна.

Готическое витражное окно на кухне. Здание бывшей церкви

сохранить

Автор www.lincthelen.com/

Похожий проект был реализован в США, где старая готическая церковь была переоборудована в жилые апартаменты для большой семьи. В стрельчатый проём бывшего окна был вмонтирован новый стеклопакет с современным плёночным витражом.

5. Фасадные фальш-окна

Ещё одно изобретение готических мастеров, о котором невозможно не упомянуть в нашей статье — это имитационные окна, которые служили украшением фасада. За счёт таких окон архитекторы стремились добиться законченного внешнего образа здания.

Фасадное фальш-окно, Особняк Жака Кёра, Франция

сохранить

Автор

На фото вы видите фальш-окно на главном фасаде особняка Кёра в Бурже. Настенный барельеф повторяет формы окна, в котором располагается скульптура человека.

6. Другие примеры

Ссылки.

Цикл статей о готических окнах и витражах

Часть 1. Общие вводные статьи по теме

  1. Традиционные готические окна – классификация видов окон, декоративное оформление орнаментами;
  2. Круглые окна розы в готическом стиле
  3. Готические витражи – история, типы витражей, техника изготовления;

Часть 2. Национальные разновидности готических витражей

  1. Французские готические витражи – эволюция витражного искусства во Франции от средних веков до эпохи Возрождения
  2. Английские готические витражи – особенности технологии разных периодов, включая период готического возрождения XIX века.

Часть 3. Расшифровка средневековых сюжетных витражей

  1. Расшифровка витража «Добрый самаритянин» из Шартрского собора во Франции, XII в.
  2. Расшифровка витража «Роза Апокалипсис» в парижской капелле Сент-Шапель, XV в.

Часть 4. Рейтинги знаменитых витражных работ

  1. 10 знаменитых готических витражей церковных соборов периода средневековья
  2. 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
  3. 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
  4. 10 знаменитых витражных розеток для готических круглых окон в католических соборах

Дата последнего обновления:


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • Материалы

    Внутренние архитектурные конструкции

    (39)

    Галерея

    Готическая арка: типы арок, варианты оформления, фото

  • Материалы

    Внутренние архитектурные конструкции

    (38)

    Галерея

    Готические колонны в интерьере — типы колонн и способы оформления

  • Объекты

    Загородные дома

    (34)

    Галерея

    Жилой дом в перестроенном здании готической церкви, США

  • Дизайн

    Стили интерьеров

    (50)

    Галерея

    Национальная готика Бельгии, Италии, России и др. Разновидности готики, часть 5

Готические окна | Архитектура и Проектирование

Большая часть романских окон представляла собой простые проемы, которые застеклялись по окончании здания. Но мало найдется готических окон, которые с самого начала не были бы застеклены. Романские окна по необходимости были узкими: отсутствие переплетов принуждало уменьшать их размеры.
 
Еще более повелительно требовала этого устойчивость здания: ведь цилиндрические своды больших нефов имели в качестве контрфорсов лишь стены здания, и эти стены должны были обладать чрезвычайно большой сопротивляемостью; крестовые своды, имевшие повышенные профили, также требовали солидно построенных щековых стен. Ввиду этого романские стены являлись опорными массивами, и, чтобы не ослаблять их, надо было доводить оконные проемы до минимальных размеров, какие только допускались требованиями освещения.

Появляется система конструкции на нервюрах. С этого времени силы распора концентрируются на устоях, и, чтобы сдержать давление сводов, достаточно становится изолированных контрфорсов; масса стены теряет свое значение для устойчивости, ничто не препятствует сделать в ней любые отверстия. И мы видим, как исчезает тело стены. Его заменяет каменная решетка, скрепленная железными брусками, не дающими ей покоситься; ячейки этой решетки застеклены.

Переплет и способ его укрепления; профили подоконников и оконных переплетов

Устройство и укрепление застекления. — В средине века не умели изготовлять стекло в виде больших листов. Застекление составлялось из небольших кусков стекла, вделанных в свинцовую оправу (рис. 261). Затем стекло устанавливалось в паз и прикреплялось к железной решетке проема посредством клинышков С и свинцовых обвязок.

Рис. 261

Профиль подоконника. — Устроенный таким образом переплет представляет плоскость прочную, но недостаточно водонепроницаемую. Поэтому возникла необходимость отвести наружу не только ту воду, которая во время дождя захлестывает окна извне, но и ту, которая может просочиться в щели застекления и стекать вдоль внутренней поверхности стен.
 
Профиль подоконника, изображенного на рис. 262, обеспечивает такое удаление воды. При одном взгляде на чертеж внутренней стороны подоконника (рис. 262, R) нетрудно понять, какие гарантии представляет такое устройство и против затекания внешних вод (f) и против внутренних вод, образовавшихся путем просачивания или вследствие охлаждения испарений.

Рис. 262

 

Профиль брусков оконных переплетов. — Каменный переплет, расчленяющий отверстие проема, каков бы ни был рисунок переплета, состоит из каменных, все более и более разветвляющихся брусков.

На рис. 263 показан главный стержень a, от которого отходит ответвление b, затем от этой ветви b отходит еще меньшая ветвь с и т. д. Необходимо, чтобы профили всех этих ответвлений были согласованы между собой; разрез их показывает, как производилось это согласование. За исходный берут профиль последней ветви с; в наиболее простой форме он может представлять прямоугольник со срезанными углами и с пазом для вставления переплета; этот профиль и принимают.

Рис. 263

Чтобы перейти от этого профиля к профилю более крупной ветви b, элемент с, так сказать, включается в общую массу. Новый профиль сохраняет элементы предыдущего плюс два новых элемента в форме валов. Затем, путем подобного же добавления, переходят от второго профиля к третьему — а.

И так постепенно элементы не только собираются в пучок, но и проникают друг в друга, что позволяет придать переплету чрезвычайную легкость. Пример А (Амьен) можно рассматривать как типичный для оконного застекления в XIII в. В XIV в. детали уточняются и количество их увеличивается. В XV в они получают ломаное очертание, показанное на чертеже В.

XVI в., реагируя против этих излишеств, резко переходит от крайней сложности к абсолютной простоте и заменяет профилированные переплеты столбиками, лишенными всяких украшений, кроме небольшой срезки ребер в виде желобков; но метод последовательного врезания элементов сохраняется.

С точки зрения составления профилей решение безупречно; но выбор деталей вначале был не всегда безукоризнен: в горизонтальных частях сети (ш), в желобках, разделяющих валики, скопляется вода, которая при замерзании образует трещины. XV в., по-видимому, именно для устранения этой опасности, остановился на профилях без валиков, типа В.
 

Общий рисунок и конструкция переплетов

XII век и начало XIII века. — В XII в. окно еще не занимает всего поля, очерченного щековой аркой свода, — оно сохраняет вид проема, проделанного в стене, и переплет окна сводится к средней стойке, двум стрельчатым аркам и завершающей розе (рис. 264). До 1220 г. стойки обычно выполняются рядами кладки. Начиная с этого времени, входит в употребление монолитная колонка с вертикальной слоистостью. В эпоху постройки собора Парижской Богоматери венчающая роза еще имеет вид каменного кольца. Чтобы предупредить его разрывы, помещают это кольцо в фальцы свободно, а клиньями кладки, поддерживающей его, служат простые сегменты круга, как это показано на рис. 264, А.

Рис. 264

Середина XIII века. — Вскоре замечают, что сегменты А ломки; чувствуется, что было бы целесообразно укрепить вогнутую часть их выступом, подобным В; это подкрепление можно получить без большой затраты камня, вытесывая ее из той же части плиты, которую пришлось бы обрубать. Отсюда возникает вариант, принятый в Амьене (рис. 264): R показывает оси, В и X’ уточняют детали. Такие же приемы наблюдаем мы и в Реймском соборе (рис. 265, A.M.N).

Рис. 265

Конец XIII века и XIV век. — В царствование Людовика IX большое   венчающее   кольцо   окна  уступает  место   группе малых роз (Сент-Шапель, хор в Амьене и т. д.; пример на рис. 265 заимствован из церкви Сен-Жермен ан Лэ).

Затем замечают, что арки такого узора тем прочнее, чем меньше их стрела. Тогда круглые розы заменяют криволинейными треугольниками (рис. 265, C), в которых арка все больше приближается к прямой линии. В церкви Сент-Юрбен в Труа (1260 г.) мы уже встречаем эти узоры с криволинейными треугольниками. В XIV в. они становятся правилом (церковь Сен-Назэр и Каркассоне — С, трансепт в Мо, церковь Сент-Уан в Руане).

XV и XVI века. — Наконец, в XV в. очертание окна получается при помощи следующего приема: вертикальные стойки сочетаются с арками, которые они поддерживают. Подобно тому как колонки сливаются с нервюрами, так и арку иконного переплета стремятся сделать продолжением стоек.

Тогда и переплет принимает новый вид. Вместо того чтобы увенчиваться группой роз, он распускается пучком извилистых и направленных сверху линий, заполняющих верхнюю часть оконного проема.

Представим   себе   (рис.    266)   наиболее   простой   случай, единственную вертикальную стойку, и пусть в В будет вершина этой стойки, в А и  А — пяты архивольта. Стрельчатую арку ARA можно разбить на части кривыми  АМ и ВМ. Прибавляя к каждой вогнутой части ab подкрепление с I (рис. 266, S), которое стало применяться начиная с XIII в., получают общую схему N. Комбинации можно варьировать до  бесконечности.

Рис. 266

Увеличивая число ответвлений и соблюдая правило укреплять вогнутые части арок подкреплениями с, приходят к тем сплетениям изогнутых линий, которые напоминают колеблемое ветром пламя; поэтому украшения последнего периода готического искусства назвали «пламенеющими» *.

Примечание: «Пламенеющие» украшения (немецкая терминология называет «пламенеющий» изогнутый элемент узора несравненно менее поэтично — «рыбьим пузырем»), послужившие предлогом для выделения позднего стиля готики в особую стилистическую главу «пламенеющего искусства», в сумме своей выявляют декоративно-маньеристическое перерождение готического формального языка; наиболее ранние примеры могут быть найдены в соборах Южной Франции, наиболее широко применена была система в Англии.

Пример, изображенный на рис. 267 (Сен-Жервэ), показывает сложность и, надо признать, большую эффектность подобных волнообразных сплетений. С точки зрения строгости форм, можно еще сомневаться в том, имеются ли здесь достижения, но с точки зрения сохранности сооружения, достижения несомненны. Благодаря согласованию ветвей с вертикальными брусками вода не может уже нигде застаиваться, причем в качестве дополнительной предосторожности должен быть отмечен отказ от профилей, задерживавших воды.

Рис. 267

Англо-нормандские варианты. — Нормандская архитектура, склонная к простым очертаниям, обычно ограничивается при построении оконных переплетов системой арок, описываемых одним только радиусом (рис. 268, А). Для отсеки всех клинчатых камней подобной стрельчатой арки достаточно одного шаблона А. В начале XIV в. Англия заимствует этот нормандский прием. В XV в. еще более упрощают геометрические очертания элементов переплета, доводя их до образцов В и С: вертикальные стойки пересечены на разных высотах поперечными брусками и завершаются стрельчатыми арочками, иногда ланцетовидными, иногда пониженными.

Рис. 268

Детали готических роз. — Большие розы, иногда занимающие целый фасад, дают представление о том, какой легкости можно достигнуть в каменных сооружениях. В XII в. и до середины XIII в. (Монреаль) делали розы, составленные  из  ажурных  колец,  которые  помещались  одно  внутри другого.

В XIII в. эти концентрические кольца заменяют радиальной сетью, остроумная структура которой показана на рис, 269: внешний бордюр розы построен из клинчатых камней и держится самостоятельно, благодаря чему внутренняя часть розы уменьшается на величину этого бордюра.

На рис. 269, А  (Шартр) показаны раздельно бордюр из  клиньев и внутренняя сеть. На рис. 269, В (трансепт в соборе Парижской Богоматери) подробно показан только бордюр, из остальной части представлены оси брусков и разрезка камней.

Рис. 269

Особенно поразительно здесь то искусство, с каким конструктор исполнил разрезку: никакой потери камня, а швы кладки почти везде расположены нормально к линиям кривизны узора. В общем, рисунок ажурной розы представляет как бы колесо со спицами *: основные спицы связаны между собой дугами, от вершин которых отходят спицы меньшего размера.

Примечание: Колесо со спицами — основная структурная форма рамы и переплета больших круглых окон готического фасада; это дало повод немецкой готике вместо французского названия таких окон «роза» употреблять выражение «колесо», «колесо Екатерины» («Katharinenrad» — атрибут популярной святой). Символическое значение колеса, однако, было иное: считалось, что в нем заключается намек па «колесо фортуны»,  на  «страшный  суд»;  идея  поворота  колеса,  когда  «последние станут первыми», была причиной того, что мы встречаем колесо как символ социальною порядка на .знамени восставших крестьян в 1525 г.

Несмотря на такой прием, позволяющий увеличивать число радиусов по направлению к окружности розы, трудно было добиться равенства отдельных клеток розы. В результате этого получилось видоизменение, показанное на рис. 269, С (Мо).
 
Чтобы расширить центральную часть розы, бруски переплета направляются уже не к центру, и радиальный рисунок превращается в решетчатый, характерный для XIV в. В XV и XVI вв. для этой решетки применяют очертания, которые мы описывали, когда речь шла об оконных переплетах: радиальные бруски заканчиваются в виде «пламенеющих» линий (розы трансептов в Бовэ и в портале церкви Сен-Жермен д’Оксерруа; роза в Сент-Шапель, переделанная при Карле VIII).

Как особенность, нужно отметить, что в зданиях Иль де Франса и Бургундии роза вставлена в проем совершенно круглой формы. Наоборот, в Шампани и Суассоне проем этот обычно имеет стрельчатое очертание; таковы розы в соборе Сен-Никэз в Реймсе, в старинной церкви Сен-Жан де Винь в Суассоне и т. д. *.

Примечание:  Форма готического оконного проема очень варьирует в различных местностях. В германских странах, как правило, проем увенчан остро конечным треугольником, носящим название вимперга (от Windberg — защита от ветра). См. Lefevre-Pontalis E., Les origines des gables, «Bull. Mon.» 1907.

Общая  система  устройства  окон. Роль  подоконных  стен

На рис. 270 представлен общий вид основных оконных систем готики и показано, как приспособлялись эти системы к массивным подпружным аркам (А) или к тем более тонким аркам (В и С), которые были распространены в XIII в.

Плоскость переплета редко располагается посредине толщи стены; обычно она бывает ближе то к внешней, то к внутренней ее поверхности. Известное правило, по-видимому, соблюдается в отношении верхних окон больших нефов: их переплет помещают возможно ближе к внутренней поверхности стен, чтобы оградить его от ударов ветра.

Когда одна массивная подпружная арка заменяется двумя самостоятельными параллельными, для плоскости витража выбирают то одну, то другую арку (рис. 192, D). В Нуайоне, в церкви Сент-Юрбен в Труа витраж расположен во внутренней арке (рис. 270, D). В нефе церкви Сент-Юрбен, в капелле Сен-Жермен ан Лэ и в церкви Сен-Сюльпис в Фавьере он помещен во внешней арке и, кроме того, представляет замечательную особенность: окно не ограничено очертанием арки, но занимает все четырехугольное пространство между контрфорсами.

Рис. 270

На чертеже В рис. 270 (Сен-Жермен ан Лэ) показано такое расширение оконной поверхности; рис. 265, R уточняет схему устройства окна и его деталей. Такая сплошь застекленная стена, переброшенная от одного контрфорса к другому, производит впечатление своеобразного изящества, но создает серьезные осложнения, вследствие чего она недолго пользуется вниманием архитекторов: появившись около середины XIII в., она уже не применяется на пороге XIV в.

Остается еще отметить противоречие, присущее большинству зданий XIII в., которое на первый взгляд кажется непонятным. Казалось бы, что под этими ажурными окнами, подоконная стена должна бы быть такой же тонкой, как и самый переплет окна. На самом же деле в большинстве зданий (рис. 270) вместо тонкой стенки находится массивная стена, а иногда между этой стеной и переплетом сооружено даже подобие парапета (А, В, С).

Объясняется это тем, что подоконная стена должна была служить крепостной оградой: только под нее и могли вестись подкопы. Подкапываться под контрфорсы значило подвергать себя опасности быть раздавленным при обвале; гораздо меньше риска при атаке представляло пробить брешь между контрфорсами. В этом причина чрезмерной массивности подоконной стены, причина ее высоты и устройства парапета, который ее увенчивает. Здесь мы имеем дело с предосторожностью оборонного характера, не имеющей никакого отношения к соображениям устойчивости или красоты. Вид этой массивной подоконной стены дисгармонировал бы с общей легкостью сооружения; гармония достигалась тем, что декорировали стену аркатурами.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Gothic Window — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Готические окна

Этот раздел взят из книги Г. А. Т. Миддлтона «Современные здания, их планирование, строительство и оборудование, том 5». Также доступно на Amazon: Modern Buildings.

Самым простым типом готического окна, несомненно, является стрельчатое окно, как следует из названия, длинное и узкое, головка которого состоит из двух арок, сходящихся в более или менее острой точке. Пример приведен на рис. 159. Этот тип может использоваться как по отдельности, так и в группе. В последнем случае обычно центральное окно выносят на большую высоту, чем наружные.

Рис. 158.

Несколько более сложный тип показан на рис. 160, в котором окно составлено из двух стрельчатых с разделяющим их импостом и объединено под одной главной аркой. Пространство между малыми арками и главной аркой сложено простой кладкой, пронизанной четырехлистником. Этот тип узора называется «ажурный узор». Планы, нарисованные в большом масштабе на рис. 161, показывают, как накладываются друг на друга формы для джемов, счетов и арок, а также как изготавливаются лепные украшения из различных камней.

Рис. 159.

В этом случае четырехлистник показан над ланцетами и заполняет зазор над их соединением, все увенчано и окружено аркой с крышкой-формой.

Следует отметить, насколько тщательно устроены стыки, чтобы избежать скосов, обеспечить правильную укладку и позволить вырезать камни из квадратных блоков с небольшими отходами или трудом.

Дальнейшее развитие вышеизложенного, которое, естественно, поразит наблюдательный ум, достигается путем вырезания плоских граней, которые еще не образовали узор, как на рис. 161.

Многие типы ажурных узоров покажутся учащимся при внимательном изучении многочисленных образцов средневековой архитектуры, встречающихся в Англии.

В узорах более богатого характера в значительной степени используются бугорки, при этом простая стрельчатая форма заменяется головкой в ​​виде трилистника, как на рис. 161, 162 и 163.

Эти несколько примеров приведены для того, чтобы проиллюстрировать принципы соединения лучше, чем это можно сделать описанием. Отдельные арочные кольца отделены друг от друга, а все ажурные стыки вырезаны так, чтобы они расходились к центрам, а также для удовлетворения требований, упомянутых выше.

В окнах более двух импостов ажурные наличники часто имеют явно более сложную конструкцию.

Это усложнение станет простым вопросом при дальнейшем изучении, так как все правильно составленные головы построены на истинных геометрических принципах. Поэтому цель архитектора должна состоять в том, чтобы изложить свой проект таким образом, чтобы он основывался на некоторой комбинации простых геометрических фигур в качестве основы, а также наполнить и проработать детали, соответствующие заложенному таким образом фундаменту.

Продолжая тему сложных деталей в ажурном узоре, мы затем приходим к типу, в котором изогнутые линии рисунка пересекаются продолжениями импостов или тем, что можно назвать вспомогательными импостами. Такой тип показан на рис. 164, который представляет собой увеличенный масштаб окна алтаря в Тутинг-Уэслианской часовне, спроектированный г-ном Дж. С. Гибсоном, F.R.I.B.A. Здесь центральные импосты вынесены вверх над общей пружинящей линией, а в верхних сегментах пространство между ними снова разделено коротким импостом, увенчанным ажурным узором. Внешние импосты подняты только частично, но, с другой стороны, пространства разделены остроконечными арками, а вершины арок продолжаются вверх в виде импостов, тесно переплетенных сложным узором.

Подобный класс окон, но с более плавными линиями, показан на рис. 157, где он представляет собой фронтонное окно той же церкви. В этом случае два центральных импоста возвышаются только над пружинящей линией, а пространство между ними разделено небольшим импостом над аркой с выступом, стороны которого имеют плавное или криволинейное окно.

В тех случаях, когда окна пробиты в толстых стенах, очень тонкий эффект может быть достигнут путем введения внутреннего узора, предпочтительно с большим отверстием (путем расширения пространства между внешним и внутренним узором). Это внутреннее окно будет незастекленным, а внешнее будет собственно окном и застеклено. Его лицо будет держаться несколько ближе к основному лицу внешней стены.

Рис. 160.

Обычно в таких случаях внутренний узор прорабатывается несколько больше, чем внешний. Часто вводятся стойки с колоннами, крышками и основаниями.

Рис. 161.

Есть еще одна особенность, заслуживающая упоминания в этом классе работ, а именно кажущаяся, а также фактическая дополнительная прочность, возникающая в результате использования двух наборов ажурных окон.

План окна этого типа показан на рис. 165.

Круглые окна и окна с замысловатым узором, именуемые окнами-розетками, подходят для концов фронтонов.

Рис. 162.

Рис. 163.

Рис. 164.

Как следует из названия, они имеют круглую форму и могут быть либо заполнены пластинчатым узором с расходящимися импостами (отсюда термин «колесо», окна), или с замысловатым узором, когда они отличаются названием «окна-розы».

Простые разновидности обычно представляют собой простые круги с трилистниками, четырехлистниками или лапчатками и соответствующими им выступами, вставленными в них в качестве орнамента.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *