Готика стиль архитектуры: описание и фото-примеры – Rehouz

Готика стиль архитектуры: описание и фото-примеры – Rehouz

Готика — Архитектура и Архитекторы

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин
«готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от
романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было
несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Собор в Реймсе.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил
знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые
здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все
основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно
перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

  Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая
своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе.
Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

 Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы,
к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры
органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили
собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами — трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы.
Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же
боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок.Готический орнамент.Готические капители.

  Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137—1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство
композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века
относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243—1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже
складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых,
переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать,
невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

  Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними
возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400
году, весом в  шесть тонн, находится в правой башне Собора.  Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон
колокола, по  рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

  Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была
нарушена гармония всего сооружения.  А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая
традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской
Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части
Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры
писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

Конструктивная схема Нотр-Дам де Пари.
План собора.

Вернуться к списку стилей.

При создании статьи использовались следующие источники информации.

Готическая архитектура. Рассвет и закат готической архитектуры

Каждый собор старались сделать лучше предыдущего, поэтому ранняя и поздняя готика очень отличаются. В этой части проследим эволюцию стиля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Поговорим о том, как готика завоевывала Европу и почему в итоге уступила другим стилям. Начнем с первых десятилетий после того, как аббат Сугерий закончил церковь Сен-Дени.

👉 Сугерий задал тренд. Когда все увидели церковь Сен-Дени, то захотели так же — и даже лучше. Сначала готические соборы начали строить вокруг Парижа, потом в центральной Франции, а к концу 12 века стройки заполнили всю страну.

⭐️ Каждый хотел выделиться. Ранняя готика стала полем для экспериментов — все соборы получались авторскими. В Сен-Дени еще не было доминирующих вертикалей, зато в Нуайонском соборе они уже есть; зато пока не выражены башенки. А вот в Бурже башенок много, даже чересчур — поняли, что погорячились, и дальше такого уже не встречалось. Так методом проб и ошибок формировался зрелый готический стиль.

Каждый новый готический собор старались сделать лучше предыдущего. Декор становился сложнее, а сами здания — выше.

До каких пределов дошла готика?

🔝 Чем выше — тем лучше. Готические здания мерялись не только декором, но и размерами. Эпоху колоссальных строений открывает собор в Лане, Буржский и Шартрский соборы тоже будут большими, а Амьенский — гигантским.

🥇 Чемпион — собор Святого Петра в Бове. 48-метровое здание получилось настолько большим, что начало рушиться под своим весом. Ситуацию пытались исправить: переделывали колонны, ставили наружные стяжки, но строительство так и не завершили. На соборе в Бове готика дошла до своего предела.

🕐 Все случилось быстро. От первых больших храмов до собора в Бове прошло меньше ста лет. К этому моменту сложилась зрелая готика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Шартрский собор, Франция, 12 век
3, 4. Амьенский собор, Франция, 13 век
5. Собор Святого Петра, Бове, Франция, 13 век

1. Собор Святого Вита, Прага, Чехия, начало строительства — 14 век
2. Собор города Туль, Франция, начало строительства — 13 век

К 13 веку Франция наполнилась готическими соборами, устремленными в небо. Красиво, торжественно — казалось бы, продолжай строить готику и радуйся.

Но вмешалась История.

⚔️ Чума и Столетняя война. 14 век для Европы был неудачным: эпидемия чумы, война между Францией и Англией — не до сложных строительных проектов.

⏯ Готика на паузе. В это время колоссальных готических зданий почти не строили. Появились долгострои: собор святого Вита в Праге, собор города Туль.

🔜 Что дальше. В 13–14 века готический стиль из Франции уже распространился по другим странам. После войн и эпидемий готика стала скромнее в размерах — зато очень декоративной, насыщенной богатыми деталями. Мы еще поговорим на этой неделе и про региональные отличия готического стиля, и про позднюю готику.

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽

1750₽

подробнее о курсе

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура, хорошо известная своими остроконечными арками, контрфорсами и большими витражами, представляет собой европейский архитектурный тип, возникший в середине 12 века и остававшийся популярным до 16 века. Часто используемая для церквей, соборов и других массивных каменных зданий, готическая архитектура стала чрезвычайно популярной в стране своего происхождения во Франции, а также в остальной части Европы и мира.

Хотя тип готической архитектуры, который использовался для строительства здания, основан на возрасте здания, местоположении и типе здания (например, церковь), все готические постройки имеют пять общих ключевых элементов: витражи, стрельчатые арки, контрфорсы. , ребристые своды и богато украшенный декор.

Редко можно найти частное жилище, построенное в готическом стиле, хотя они определенно существуют, но готическая архитектура по существу определяла европейское строительство и декор на четыре столетия. Читайте дальше, чтобы узнать больше о готической архитектуре, в том числе о ее истории, обязательных архитектурных элементах и ​​о том, где найти концентрации готической архитектуры.

История готической архитектуры

Как упоминалось ранее, готическая архитектура возникла во Франции, где она первоначально называлась «Opus Francigenum» или «Французская работа». Начиная с середины 12 века достижения в области строительной техники позволили французским строителям создавать массивные конструкции. Некоторые из ключевых элементов готической архитектуры, такие как большие витражи и сводчатые арки, пропускали в здания достаточно естественного света, несмотря на их огромные размеры и высоту. Этот стиль доминировал в европейской архитектуре, особенно в сооружениях, построенных римско-католической церковью, до 16 века, когда он стал известен как готическая архитектура.

Со временем готическая архитектура развивалась поэтапно:

  1. Высокая готика года, которая длилась с 1250 по 1300 год и впервые была представлена ​​Шартрским собором во Франции. Этот период времени определялся стилем Rayonnant или богато украшенным внешним видом зданий. Германия, Испания и Великобритания создали свои собственные вариации готической архитектуры Rayonnant в течение следующих нескольких десятилетий.
  2. Годы поздней готики , длившиеся с 15 по 16 века. За это время в Германии были построены массивные высокие церкви со сводчатыми потолками. Британская перпендикулярная готическая архитектура (обозначенная акцентом на вертикальных линиях) и французский яркий стиль (чрезвычайно сложная внешняя отделка) также были популярны в это время.

Хотя готическая архитектура имеет много романских черт, готические строители отказались от очень толстых прочных стен, созданных римлянами. Почему? Чтобы построить очень высокие сооружения, стены должны были быть тоньше и меньше весить. Более того, строители готической эпохи использовали контрфорсы или наклонные балки, поддерживающие вес конструкции, чтобы возводить конструкции, которые, казалось, касались неба.

Редко можно найти новое здание, построенное в готическом стиле, но отпуск в Европе — или поездка в Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия, и другие крупные города США — может стать отличным экскурсом в историю этого архитектурного стиля. как готическое возрождение.

Обязательные элементы готической архитектуры

Как упоминалось ранее, тип готической архитектуры, используемой для создания здания, зависит от возраста, местоположения и использования строения. Однако все готические здания имеют следующие отличительные черты:

Витражи

Обычно витражи можно найти в местах отправления культа, но они чрезвычайно распространены в готических церквях и соборах. Окна обычно очень высокие и арочные или круглые, и должны были пропускать как можно больше естественного света. В готических витражах часто можно встретить ажурные, декоративные, каменные опоры, а также библейские сюжеты.

Стрельчатые арки

Вместо того, чтобы использовать круглые романские арки, готические строители построили высокие, тонкие, стрельчатые арки. Вдохновленные исламскими архитектурными стилями, готические стрельчатые арки подчеркивали высоту потолков, вмещали сводчатые потолки и символически указывали на небеса. Вы также найдете такие типы арок в исламской архитектуре.

Ребристые своды

Чтобы построить чрезвычайно высокие сооружения с высокими окнами, готические архитекторы начали использовать ребристые своды или арочные своды, расположенные параллельно друг другу для поддержки закругленной крыши, а не традиционные сводчатые балки. Эти пересекающиеся своды не только создавали визуальный интерес, но и оказывали большую поддержку высоким готическим сооружениям.

LucasFotoArt/Момент/Getty Images

Контрфорсы

Контрфорсы были еще одним достижением готической эпохи, которое помогало поддерживать высокие и тяжелые готические здания. Арочные контрфорсы имеют форму половины арки и обеспечивают поддержку, перераспределяя вес с более высокого, тяжелого уровня на более низкий, более прочный уровень.

Декоративные элементы

Готическая архитектура характеризуется чрезвычайно богатой внешней отделкой. Украшенные колонны, лепнина, статуи, вершины, шпили и горгульи, извергающие воду, обычно встречаются в готической архитектуре.

Где найти готическую архитектуру

Личные дома редко строятся в готическом стиле, но посещение некоторых крупных городов мира может дать представление о древнейшей и самой сложной архитектуре в мире. Вот некоторые известные готические сооружения со всего мира:

  • Вестминстерское аббатство в Лондоне, Англия
  • Собор Парижской Богоматери в Париже, Франция
  • Миланский собор в Милане, Италия
  • Кафедральный собор Барселоны в Барселоне, Испания
  • Собор Святого Стефана в Вене, Австрия

Если вы хотите путешествовать по Соединенным Штатам, вы найдете здания в стиле готического возрождения, а не настоящие готические сооружения. Некоторые возрождения готики в США включают:

  • Собор Святого Патрика в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
  • Вашингтонский национальный собор в Вашингтоне, округ Колумбия
  • The Tribune Tower в Чикаго, штат Иллинойс
  • Троицкая церковь в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк
  • Собор обучения в Питтсбурге, штат Пенсильвания

Происхождение и эволюция готической архитектуры

Происхождение и эволюция готической архитектуры

Собор Парижской Богоматери. Изображение © Flickr Пользователь la_bretagne_a_paris под лицензией CC BY-SA 2.0

  • Автор: Кейли Оверстрит

группа людей, которые склонны к темной эстетике, но то, что готический архитектурный стиль исторически привнес в застроенную среду, не могло быть более противоположным. На самом деле готические проекты были созданы, чтобы привлечь больше солнечного света в помещения, в основном церкви, и привели к проектированию и строительству некоторых из самых знаковых зданий в мире.

Базилика Сен-Дени. Изображение © Феликс Бенуа (общественное достояние).

Готическая архитектура была названа в честь готов, кочевой группы германцев, которые боролись против римского владычества в конце 300-х и начале 400-х годов. Широко распространено мнение, что их восхождение ознаменовало начало средневекового периода в Европе. Когда-то у власти были готы, после распада Римской империи и создания новой Священной Римской империи с 5 по 8 века. Хотя эта группа не была известна своими архитектурными подвигами, название «готика» применялось к стилю церквей, возникшему постфактум, почти 1000 лет спустя. Стиль был впервые реализован во Франции как отход от романского стиля, который мог похвастаться толстыми стенами в то время, когда культурное развитие ускорилось, и архитекторы и каменщики имели возможность исследовать более сложные структурные элементы. В политическом плане эта эпоха была отмечена мирными и благополучными временами, когда здания были тщательно спроектированы, и в результате на их строительство уходило до столетия.

Инновационные структурные элементы, которые будут поддерживать эти мегасоборы, определят эстетику готической архитектуры. Во-первых, легкость этих сооружений была обусловлена ​​использованием стрельчатых арок, заимствованных из исламской архитектуры, построенной в Испании примерно в то же время. Арка уменьшила нагрузку на другие конструктивные элементы, что позволило колоннам, поддерживающим арку, стать более тонкими и высокими — настолько, что колонны доходили до самой крыши, образуя часть свода. Ребристые своды стали более сложными и были скрещены с тонкими ребрами в сложные скульптурные паутины или с добавлением поперечных ребер, известных как тецерон.


Связанная статья

Культовые американские здания в стиле неоготики


Базилика Сен-Дени. Изображение © Пользователь Wikimedia Diliff Лицензия CC BY-SA 3.0

Из-за легкости стен сложные мозаики из витражного стекла были спроектированы таким образом, чтобы свет заливал пространство, даже проецируя красочные узоры по всему интерьеру. Готические здания также украшены орнаментом, часто в виде горгулий. На первый взгляд, многие готические соборы трудно различить, но при внимательном чтении обнаруживается преднамеренный и очень упорядоченный дизайн.

Собор Парижской Богоматери. Изображение © Пользователь Flickr davehamster, лицензия CC BY 2.0

Когда вы думаете о готической архитектуре, первое здание, которое часто приходит на ум, — это собор Нотр-Дам в Париже. Его огромные окна-розетки и небольшие витражи, аркбутаны, поддерживающие высокую конструкцию крыши, и декоративные горгульи, смотрящие вниз на посетителей, являются поистине образцовым образцом готического стиля. Его строительство началось в 1163 году, и его строительство почти сразу повлияло на другие соборы, построенные примерно в то же время. Он был завершен почти 100 лет спустя после того, как были добавлены дополнительные контрфорсы или внешняя часть арки, которая выдерживает боковые силы, выталкивающие стену наружу, чтобы удерживать массивную крышу.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *