Готика в архітектурі: Готическая архитектура

Готика в архітектурі: Готическая архитектура

Содержание

Готическая архитектура

Готический собор в Руане отражает теологическую концепцию католической церкви того периода: устремление ввысь.

Основная идея готики в архитектуре — выразить не прочность, фундаментальность, устойчивость здания, как в романском стиле, а христианскую идею устремления вверх, к Высшим Силам и Божественному свету. Зародившись во Франции, готика быстро распространила свое влияние на страны Европы, где властвовал католицизм.

Франция

Готическая архитектура появилась в Северной Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готическая архитектура основана на новой (относительно романской) конструктивной основе – каркасе из столбов (в зрелой готике вместо столбов – пучок колонн) и стрельчатых арок. В результате использования каркасной системы, стены перестали нести нагрузки от сводов кровли, благодаря этому они стали тоньше, в них стали устраивать огромные окна. Благодаря ослаблению давления свода на стены, у зодчих появилась возможность создать ощущение легкости и воздушности зданий. Фасады украсили стрельчатые арки, большое количество скульптурных композиций с сюжетами на религиозные, бытовые и сатирические темы, рельефных орнаментов. Украшали сооружения разноцветные витражи. Впервые готическая каркасная система, определившая общий вид величественных сооружений, появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144гг.) Яркие примеры начального этапа готики: соборы в Шартре, Лане, Париже.

Собор в Лане – пример ранней готики в архитектуре Франции

К середине 13 века готика приобретает новые черты, ее называют «высокой», «зрелой». В это время соборы в готическом стиле возводились в Германии (Кёльн), Нидерландах (Утрехт), Испании (Бургос), Великобритании (Вестминстерское аббатство), Швеции (Упсала), Чехии (собор святого Вита). Благодаря крестоносцам готика попала на острова Греции, Родос, Кипр, Сирию.

Зрелая готика в архитектуре. Часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.)

В конце 13 — начале 14 вв. готика в архитектуре Франции претерпела некоторые изменения: появилось больше декора, у статуй, украшающих фасады, появились характерные черты: S-образный изгиб, куртуазность в позах.

Куртуазностью называется манера поведения при дворе, учтивость, галантность.

С 14 века во Франции в готическом стиле строили городские и монастырские церкви, капеллы. Поздняя готика названа «пламенеющей» из-за характерного узора оконных проемов, напоминающих языки пламени, как, например, в церкви Сен-Маклу в Руане. В это время на главных площадях городов возводили ратуши с элементами готической архитектуры и большим количеством декора, например, ратуша в Сен-Кантене (1351—1509гг). Замки стали выглядеть как величественные дворцы (комплекс папского дворца в Авиньоне).

Церковь Сен-Маклу в Руане (Св. Маклоу — Church of Saint-Maclou) (1434—1470гг.), Архитектор Пьер Робен.

 

Англия

 

Средокрестие — пространство, полученное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом. Неф – продольная часть храма, отделенная от соседних объемов колонной, аркадой. Обычно храм расчленяется на главный неф и боковые нефы. Трансепт – поперечный неф или несколько нефов.

В Великобритании развитие готики в архитектуре было замедленным из-за внутренних раздоров, войн, церковных конфликтов. Расцвет английского готического искусства начинается в 14 веке и продолжается до начала 16 века: Английская готическая архитектура развивалась под влиянием завоеваний нормандских и анжуйских территорий. Влияние нормандского зодчества сказалось на четких приемах построения зданий: до конца 16 века используются нормандские оконные переплеты заостренной формы с розетками или в виде решетки. Английские архитекторы сохраняли нормандский вариант толстых стен. Такие стены пронизывали галереями и коридорами. Строили каменные своды с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Английская готика в архитектуре проигрывала в высоте, но при этом отличалась протяженностью (старый собор Святого Павла в Лондоне имел длину 179 метров). К готическим сооружениям Англии относятся: церкви в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке. Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, соборы в Эксетере и Глостере.

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Вестминстерское аббатство) — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. 1245- 1740 гг. (Архитектор Хр. Врин закончил строительство церковных башен). Длина — 156 м; высота храма – 31 м., высота башен- 69 м.

В английской готической архитектуре различаются три основных направления.

Ранняя английская готика

Ранняя английская готика (1170-1300 гг.). Ланцетовидный стиль (Lanceolate style). Для этого периода зодчеству свойственно устремление вверх, как символ стремления к небесам. Характерный элемент стиля — расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. В архитектуре господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Окна вытянуты в высоту, узкие, появляется сдвоенное окно — бифория. Скульптурный декор становится более выпуклым.

Главный неф собора в Линкольне (12 в. — 1311 г.) выполнен в ланцетовидном стиле

«Украшенный стиль» (1272-1349 гг.)

В этот период сформировались характерные черты английских кафедральных соборов, с центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, обрамляющими по норманнской традиции фасад. Вместо большой розы западного фасада (как во французской готике) — прямоугольное окно. Арки делали ланцетовидными. Примером стилевого направления является собор Солсбери (1220-1284 гг.), построенный под руководством епископа Ричарда Пура. Башня над средокрестием создана в 1313–1320 гг. (высота — 123 м.) Она является самой высокой средневековой башней в Англии. Храм имеет длину 140 м.

 

Собор Солсбери (1220-1266 гг.), архитектор Элиаш Дерхем.

«Перпендикулярный стиль» поздней английской готики (1350-1539 гг.) – это направление готики стало самостоятельным английским стилем. Впервые стиль проявился в готической архитектуре церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века. Основным мотивом декора перпендикулярного стиля является вытянутый, узкий прямоугольник, увенчанный аркой с остроконечным навершием. Такие прямоугольники покрывают все поверхности, образуя геометрически правильную решетку. Перпендикулярная готика в архитектуре Англии позволила увеличить окна, практически полностью заменив ими стены. Воплощение перпендикулярного стиля – Часовня королевского колледжа, основанного в Кембридже при Генрихом VI в 1441 году. Строительство велось до 1515 года.

Часовня королевского колледжа (1441 – 1515 гг. ) Ведущий мастер: Джон Уайстел.

автор текста: Марина Калабухова

Готическая архитектура во Франции — особенности, примеры, фото

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке,  произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но французские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

  • 10 лучших памятников готики во Франции

 

Готическая архитектура во Франции

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Clermont-Ferrand

 

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции. 

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте.  В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор

Реймский собор

 

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль во Франции возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от позднероманской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Базилика Сен-Дени

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Шартрский собор

Районнант 

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Руанский собор

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

 

Основные элементы готической архитектуры Франции:

 

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

10 лучших памятников готики во Франции

  1. Кафедральный собор Страсбурга
  2. Реймсский собор
  3. Нотр-Дам Лаона
  4. Кафедральный собор Амьена
  5. St-Pierre, Beauvais
  6. Аббатство Сен-Дени
  7. Sainte-Chapelle, Paris
  8. Нотр-Дам в Париже
  9. Нотр-Дам в Шатре
  10. Собор Сен-Этьен в Бурже

Кафедральный собор Амьена

 

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

собор Анже

 

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.  

 

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой  и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Chalon-sur-Saone

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Свод якобинской церкви в Тулузе

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта. 

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

 

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались. 

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

 

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

 

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Руанский собор

 

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией. 

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Carcassonne

 


 

Важные примеры готической архитектуры Франции:

Ранняя готика:
  • Восточная сторона базилики Сен-Дени (начало 1135)
  • Кафедральный собор города Noyon (1145–1235)
  • Кафедральный собор города  Sens (1135–1534)
  • Кафедральный собор города Lyon
  • Кафедральный собор города Туль
  • Западный фасад собора Шартра
  • Notre-Dame de Paris (started 1163)
  • Notre-Dame de Laon (1160–1230)
Высокая готика:
  • Главное здание собора Шартра (1194–1260)
  • Кафедральный собор Амьена (неф построен 1220–1269)
  • Notre-Dame de Paris
  • Кафедральный собор Буржа
Rayonnant:
  • Неф базилики Сен-Дени
  • Реймсский собор
  • Sainte-Chapelle
Пламенеющая готика:
  • Северная башня кафедрального собора Шартра
  • Окно-роза Амьенского собора
  • Западный фасад руанского собора
  • Церковь Saint-Maclou, Руан
  • Северный и южный фасады, южгын ворта церкви Notre-Dame de Louviers
  • Южный трансепт кафедрального собора Beauvais
  • Notre-Dame de Caudebec-en-Caux
  • Северный трансепт кафедрального собора Évreux
  • Notre-Dame de l’Épine

Южно-французская готика:

  • Notre-Dame-de-Lamourguier в Нарбонне
  • Sainte-Marie в Saint-Bertrand-de-Comminges
  • Якобинская церковь в Тулузе

 

 


 

Полезные ссылки:

  • Французская архитектура — гид по стилям
  • Французская архитектура — типы домов
  • Романская архитектура во Франции
  • Архитектурный маршрут по Парижу
  • «Романская» дорога Эльзаса
  • 10 самых архитектурно интересных городов Франции
  • Фахверковые дома Франции
  • Маршрут по Лиллю: современная архитектура
  • Замки долины Луары
  • Замки Луары для детей

Краткая история готической архитектуры

Рослинская часовня является образцом готической архитектуры

Готический период охватывает долгий период истории, и его замысловатые здания по-прежнему очаровывают сегодня

Готический стиль в архитектуре и искусстве зародился в Средние века и был распространен в Европе между серединой 12 века и 16 веком. Он был богато украшен и концептуален, его архитектура характеризовалась высокими зданиями, замысловатой эстетикой, пещеристыми пространствами и обширными стенами. Он уходит корнями во французскую архитектуру, но его можно найти по всей Европе и даже на других континентах. Первоначально этот стиль назывался «Французская работа» (Opus Francigenum) и широко использовался религиозными организациями, особенно Римско-католической церковью.

Готический стиль был эволюцией романского стиля, который отличался многочисленными арками, сводчатыми потолками и меньшими витражами. Готический стиль взял эти черты и преувеличил их, увеличив масштаб арок и величину окон. Стены зданий, однако, стали тоньше и поддерживались аркадными контрфорсами, чтобы помочь архитекторам создать конструкции, которые казались ближе к небу.

В 12-м и 13-м веках достижения в области инженерии позволили архитекторам проектировать и строить все более огромные здания. Такие элементы, как контрфорс, остроконечная арка с ребристым сводом, известная как готическая арка, использовались для поддержки очень высоких зданий и пропускания как можно большего количества естественного света. Витражи пропускали цветной свет в обширные интерьеры.

Базилика Сен-Дени считается первым настоящим готическим зданием и знаменует эволюцию романского стиля. Он создал стрельчатую арку, ребристый свод и контрфорсы, которые поддерживали большие окна фонаря.

Эти огромные готические соборы долгое время были достопримечательностью своего города или города, а до появления современных высотных зданий — почти всегда были самым высоким шпилем в городе. Готические церкви и соборы обычно имели высокие башни. Базилика Сен-Дени имела две башни одинаковой высоты на западном фасаде, план, который был скопирован в плане Нотр-Дам де Пари. В Италии башни церквей часто были отделены от основного здания. Внешние фасады были богато украшены скульптурами и украшениями, изображающими сцены из Библии.

Название «готическая» архитектура произошло от уничижительного комментария к стилю, написанного Джорджо Вазари в 1550 году, когда стиль начал приходить в упадок. Он описал архитектурные особенности, которые стали определять готическую архитектуру как «варварский немецкий стиль», и обвинил «готов» в разрушении древних зданий и замене их зданиями в этом стиле.

Наибольшее количество сохранившихся готических архитектурных сооружений составляют церкви. От небольших часовен до самых больших соборов.

Готическая архитектура, как стиль, существующий так долго в истории, имеет множество различных проявлений. Он имеет некоторые четкие характеристики. Это большие витражи, ребристые своды, контрфорсы, витиеватые украшения и стрельчатые арки.

Витражи всегда использовались в местах отправления культа, но особенно распространены в готических соборах, где они больше, чем в большинстве других церквей, и пропускают огромное количество тонированного света. Эти окна часто использовались, чтобы рассказывать истории из Библии в своих декоративных сценах. Естественный свет, проникающий через высокие окна, был важной характеристикой стиля. Это было тесно связано с верой в то, что свет важен в святых местах и ​​связан с божественностью.

Базилика Сен-Дени Франция. Фото Нинары с Flickr

Там, где здания в романском стиле отличались широкими круглыми арками, готические церкви перешли к адаптации исламских арок: высокие и тонкие арки с остроконечными вершинами. Эти более узкие остроконечные арки подчеркивали высоту зданий.

Ребристые своды использовались в качестве структурной поддержки, чтобы обеспечить высоту зданий с их более высокими окнами. Эти ребристые арки пересекались с цилиндрическими сводами, расположенными через параллельные промежутки, чтобы поддерживать округлую крышу и высоту зданий.

Контрфорсы также поддерживают высоту зданий. Эти прочные конструкции поддерживали и распределяли вес тяжелых крыш, создавая более прочное основание. Контрфорсы позволили архитекторам сохранить тонкие стены и большие окна, характерные для готического стиля.

Есть много примечательных зданий, построенных в готическом стиле, в том числе Вестминстерское аббатство, Нотр-Дам в Париже, Миланский собор и собор Святого Стефана.

Поздняя готика достигла своего пика в немецких церквях со сводчатыми залами. В то время как в большей части Европы готические здания были построены из камня, итальянская готика вместо этого использовала кирпич и мрамор. Готическая архитектура начала приходить в упадок по мере роста популярности архитектуры эпохи Возрождения в Италии, Франции и Европе.

Отмечен как Париж


Готическая архитектура — Историческая архитектура Лойолы — Департамент истории

Доктор Джон Брейхан

Готический стиль архитектуры зародился в средние века в Европе. Для него характерны вертикальные пропорции, стрельчатые своды, внешние контрфорсы, асимметрия. В великих готических соборах, таких как Шартр во Франции и Солсбери в Англии, стрельчатые арки позволили создать тяжелые каменные потолочные своды, несмотря на то, что в стенах были проделаны огромные витражи. Эти смелые конструкции стали возможными благодаря внешним опорам, которые выдерживали вес сводов. Не только арочные окна были пропорциональны высоким, но и готические соборы часто включали высокие остроконечные шпили. Готические архитекторы не стремились к симметрии, как это хорошо видно на западном фасаде Шартского собора, где два шпиля не совпадают.

Соборы были не единственными готическими сооружениями средневековья. Приходские церкви копировали проекты соборов в меньшем масштабе, но обычно с более легкими деревянными крышами вместо тяжелых каменных сводов. Хотя они обычно строились из дерева и гипса, дома также строились с вертикальными пропорциями, с высокими окнами и крутыми остроконечными крышами.

Университеты были изобретены в средние века; их наиболее характерными зданиями были жилые колледжи, построенные в виде закрытых дворов. Средневековые колледжи, называемые «квадратами» в Оксфорде и «кортами» в Кембридже, состояли из четырех рядов двух- или трехэтажных зданий, в которые входила сторожка, часто напоминавшая ворота замка. Внутри двора комнаты с разным назначением можно было определить по разным окнам: равномерно расположенные для спален ученых, близко друг к другу для библиотеки колледжа, высокие и просторные для столовой и часовни.

Эпоха готической архитектуры в Европе завершилась эпохой Возрождения. Вкусы изменились в пользу возврата к более симметричной и сбалансированной классической римской архитектуре. Изменение вкуса произошло раньше всего в Италии; в Северной Европе гибридный стиль «северного Возрождения» продолжался до 16 века, сочетая большие окна и высокие пропорции готики с украшениями (колонны, фронтоны) по образцу римской архитектуры. В Англии этот стиль ассоциируется с тюдоровскими монархами, особенно с королевой Елизаветой I, и с ее преемником Яковом I — отсюда и названия «Тюдор», «Елизаветинский», «Якобинский» и даже «Якобетский».

Готическая архитектура была возрождена в 18 веке как подходящая для романтических коттеджей или церквей. Часовня семинарии Святой Марии в районе Сетон-Хилл в Балтиморе является одним из самых ранних готических зданий в Америке. Построенный в 1807 году, он служил часовней для первого колледжа Балтимора, который позже стал семинарией Святой Марии.

После гражданской войны американская архитектура находилась под сильным влиянием викторианской архитектуры в Англии. «Викторианская готика» подчеркивала вертикальность и асимметрию исходного стиля, но своей массированностью и использованием ярких красок не часто напоминала оригинальные готические узоры. Хорошим примером, знакомым всем балтиморцам, является методистская церковь Mount Vernon Place.

Все изменилось в 1890-х годах, когда появилось поколение архитекторов, чье образование было основано на истории архитектуры. Среди них были Уолтер Коуп и Джон Стюардсон из Филадельфии. В 1895 году их наняли для проектирования всего кампуса колледжа Брин-Мор. Они основывали свои проекты на готических колледжах в Оксфорде и Кембридже, включая зубчатые ворота, длинные ряды общежитий с крутыми остроконечными крышами с высокими узкими окнами и парящие остроконечные арочные окна для библиотеки.

Вместо темного кирпича и песчаника викторианской готики эта новая «коллегиальная готика» была построена из грубых стен из полевого камня с лепниной из белого известняка для входов, оконных рам, контрфорсов и парапетов. Одним из поразительных нововведений было то, что американские университетские готические здания обычно не образовывали замкнутых дворов, как в средневековых Оксфорде и Кембридже, где студентов буквально запирали на ночь. Американским студентам было предоставлено больше свободы приходить и уходить благодаря более свободному расположению зданий колледжей вокруг центральных лужаек или вдоль живописных хребтов. Коуп и Стюардсон были красноречивыми сторонниками своего готического стиля, отдавая предпочтение классическим (римским) зданиям, особенно для университетских городков.

Классическая архитектура выражает завершенность, завершенность, совершенство: готическая архитектура выражает стремление, рост и развитие. Классик говорит смотрящему: Вот сумма – Вот совершенство – Дальше не стремись. Готика говорит ему: Дотянись выше – Распространись вовне и вверх – Нет ограничений.

Новый стиль сразу прижился, особенно в близлежащих Принстонском университете и Хаверфордском колледже. Коуп и Стюардсон спроектировали еще один кампус Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Другие архитекторы подхватили этот стиль, в том числе Чарльз Д. МакГиннес из ирландской католической архитектурной фирмы Maginnes & Walsh, который спроектировал новый амбициозный университетский готический кампус для Бостонского колледжа в 1919 году.07, когда колледж переехал из центральной части Бостона в пригород Честнат-Хилл.

Как описала Джоселин Солсбери (никакого отношения к собору!), Колледж Лойола последовал той же схеме, переехав из центра Калверт-стрит в пригород Эвергрин в начале 1920-х годов. Новые коллегиальные готические здания были размещены по трем сторонам центральной лужайки или двора перед существующим тюдоровским особняком (ныне Гуманитарный центр). В традициях американской университетской готики это был не закрытый, укрепленный двор, как в Оксфорде или Кембридже, а «открытый двор» с большим пространством между окружающими зданиями.

Учить больше

  • Руководство по стилю
  • Историческая архитектура Лойолы
  • Исторический клуб

Факультет

Мэтью Малкахи, доктор философии.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *