Характерные черты барокко в архитектуре: Характерные черты архитектуры БАРОККО — Любовь к жизни — LiveJournal

Характерные черты барокко в архитектуре: Характерные черты архитектуры БАРОККО — Любовь к жизни — LiveJournal

Содержание

описание и фото – Rehouz

≡ Содержание:

  • — История стиля
  • — Особенности и характерные черты
  • — Используемые материалы
  • — Стилевая отделка
  • — Архитектурные приемы
  • — Детали
  • — Фото

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Стиль Барокко в архитектуре фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре.

+ Возможно, вас заинтересует:

  • › Английский стиль в архитектуре

≡ Архитектурные стили, полный список с фото →

4.5
2
голоса

Рейтинг статьи

Основные черты архитектуры барокко с примерами на фото

Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1661) в стиле барокко. Создана в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Первоначально церковь строил Райнальди, затем ее достраивал Борромини. Площадь Навона. Рим.

Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие. В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Таким образом, можно говорить о том, что барокко возникло при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства. Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов», или «трентино». Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис», изображающей вознесение Игнатия Лойолы — главы ордена иезуитов — на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме (1684 г.) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

Роспись «Апофеосис» кисти А. Поццо на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме.

Основная художественная идея архитектуры эпохи барокко — психологическое воздействие на человека, его подчинение динамике и активности стиля, высокий градус эмоциональности. Мастера архитектуры в стиле барокко искали красоту не в природе, а в своем воображении, опираясь на античные традиции. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации, изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» — зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. К основным чертам барокко в архитектуре относятся несопоставимые с человеческими пропорциями масштабы архитектурных деталей. В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю, имеют четкие контуры. Нормой же в барокко считались размеры окон, дверей, порталов в десятки раз превышающие человеческий рост. Другая черта барокко в архитектуре: это многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов. И. Грабарь (русский художник, искусствовед, музейный деятель.1871-1960гг.) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Многократное повторение создавало сложную систему использования архитектурных элементов: появились группы пилястр, по сторонам пилястры дополнялись полупилястрами, интервалы между пилястрами обрамлялись плоскими рамами. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии. Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность.

Ранее барокко. Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен по приказу папы Сикста V в 1586 г. по проекту Доменика Фонтана.

Фасад церкви Иль-Джезу п(1575- 1584 гг.). Проект Виньолы. Архитектор Джакомо делла Порта.

Фасад становился декорацией, а внутреннее пространство могло получить неожиданные для зрителя размеры благодаря созданию иллюзий из света и тени, рисунками и росписям. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности. Геометрические фигуры, участвующие в формообразовании зданий, теряют стационарность – вместо окружности используют овал, прямоугольник становится заменой квадрату. Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»). Создавались планы строений в виде геометрических фигур: треугольников, пентаграмм, звезд, овалов, что придавало фасадам и интерьерам зданий динамичность. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» — два пересеченных равносторонних треугольника.

Сан Иво. Архитектор Ф. Барромини. 1642- 1660 гг.

Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Реальная тектоника означает, что зрительное восприятие соответствует конструкции строения, а мнимая тектоника, антитектоника, напротив, создает иллюзорные образы. Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов. Архитектура барокко создала сооружения антитектоничные, которые вместо стабильности и жесткости дают ощущение неустойчивости; вместо стационарности — движения и трансформации.

Фасад церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» в Риме (1638- 1667 гг.) Борромини создал сочетанием выпуклых и вогнутых объемов.

Еще одной чертой архитектуры эпохи барокко становится так называемая «боязнь пустоты», когда фасад заполняется обилием деталей, скрывающих конструкцию. Четкие границы, замкнутость архитектурных элементов и декора, характерные для Ренессанса, вытесняются пластикой, перетеканием форм, что приводит к исчезновению четкого контура конструкций. В барокко нередко использовался нарушенный ритм в декорировании, прием «выходов за раму», для стиля характерна игра объемов, света и тени. Архитекторы барокко создавали стены динамичных форм: они могли сходиться под острым углом, создавая ощущение ножа, режущего улицу на части, быть вогнутыми или выпуклыми. Пример архитектуры барокко на фото внизу:

Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano, 1679 г.) Проект архитектора Гварини. Фасад здания с кирпичной кладкой, который выходит на пиацца Кариньяно, создан в стиле барокко 17 века. Он имеет вогнуто-выпуклую форму.

Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Скульптурные композиции, обильно украшающие архитектуру эпохи барокко, усиливали чувство размытости границ, зыбкость стен, которые перестают казаться надежными опорами, отделяющими внутреннее пространство от внешнего мира. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм. Декор старались увеличить, сделать монументальным. Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. К центру собора, внутренние интерьеры которого оформлены Бернини, пространство будто бы вырастает, купол отодвигается вверх на головокружительную высоту, нависают огромные статуи, что давит на пришедшего сюда зрителя, создает ощущение человеческой незначительности, никчемности против величия сооружения. Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль».

В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных элементов и декора с размерами человеческого тела.

Зодчие барокко

Каждый зодчий стремился передать через свои творения собственное мировоззрение. Характерные черты творчества Бернини — нарочитость, гигантизм, театральность, бутафория. Например, в Риме перед собором Святого Петра Бернини выстроил колоннаду, скрывающую хаотичную городскую застройку, расположенную за ней, и сформировал мнимое пространство площади. Он создавал площади с памятниками и фонтанами, фасады — декорации, прикрывающие здания. Бернини был мастер иллюзии и дематериализации, используя для этого самые разные способы, соединял в одной композиции разные материалы, способы окраски, передавая ощущение легкости, движения по воздуху даже большим и тяжелым фрагментам декора. В Риме строил последователь творчества Бернини — К. Райнальди. В Венеции творил Б. Лонгена, создавший церковь Санта Марна делла Салуте (1631- 1682 гг.) Болонец С. Серлио, последователь маньеризма, создал основы приемов нарушения традиционных пропорций в строительстве, например, чтобы создать у зрителя ощущение давления на здание, его тяжести, предложил делать каждый следующий этаж на четверть ниже предыдущего. Математик, профессор философии, зодчий Г. Гварини в архитектуре барокко сочетал разные архитектурные формы и габариты в одном сооружении, как на фото внизу:

Храм Сантуарио делла Консолата (Santuario della Consolata Храм Консолата — Богоматери Утешительницы, с 1679 г. ) Архитектор Г. Гварини.

Декор эпохи барокко

Для декора в архитектуре эпохи барокко характерно сочетание изображений персонажей из разных периодов и религий: мифологических, библейских, новозаветных героев и фигур-аллегорий, а также символических знаков и атрибутов. В одном ансамбле могли оказаться рядом скульптура Мадонна и статуя Афродиты, в одной композиции оказывались Христос и Юпитер. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца. Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Так мастера барокко подчеркивали фантастичность своих произведений, и церковь, хотя и протестовала против подобных смешений, все же вынуждена была смириться c этими чертами стиля. В 1644 г. Иннокентий X велел возвести египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракалла. Бернини создал проект необычного фонтана, разместив вокруг египетского обелиска фигуры речных богов самых известных рек – Нила, Ганга, Дуная, Ла-Платы.

Лоренцо Джованни Бернини. Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. (Fontana dei Quattro Fiumi) 1648—1651 гг.

Архитектура барокко поражает сочетанием возвышенности и экзальтации с чрезмерной театральностью. Барокко — это стиль крайностей, контрастов, иллюзий, из-за чего он долго не был признан среди поклонников четких, строгих и ясных форм античности, считавшие барочность – признаком дурного вкуса и пошлости.

Автор текста: Марина Калабухова

9 Особенности архитектуры барокко (16-18 вв.)

 

Архитектура барокко возникла в конце 16 века в Италии. Этот архитектурный стиль развивался до 18 века в таких регионах, как Германия и колониальная Южная Америка. Стиль барокко был создан с четкой целью, а именно помочь католической церкви отвоевать адептов Реформации. Поскольку учения большинства реформированных протестантов стремились к минималистскому и чистому архитектурному стилю, архитектура барокко сделала прямо противоположное. Архитектура барокко предлагала богатый, плавный, впечатляющий и драматический стиль, чтобы визуально противостоять реформированным церквям. Здания выводят архитектуру на новый уровень, как визуально, так и технически, и направлены на то, чтобы познакомить зрителя с фантастическим царством, напоминающим небесные виды.

 

1. Ключевые элементы архитектуры барокко

Фасад церкви в стиле барокко с наклонно расположенными башнями работы Джозефа Кирнбергера, ок. 1760-1770, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Архитектура в стиле барокко служит известной цели, а именно помощи Контрреформации. Поэтому он имеет четкую архитектурную программу, позволяющую выделить несколько характеристик. Основная идея барокко — стимуляция эмоций и чувств. Поскольку Реформация продвигала рационализированный и строгий образ, католическая церковь ответила противоположным подходом. Вот почему каждая форма и форма здания в стиле барокко воздействуют на чувства и пробуждают эмоции.

 

Взаимодействие с эмоциями зрителя — непростая задача; поэтому архитектурные планы, как правило, опираются на сложные формы: часто овальное основание и различные противопоставления материалов и форм, которые придают зданию динамичный вид. Сочетание разных пространств — излюбленный способ подчеркнуть движение и чувственность. Если ощущение здания грандиозно, драматично, наполнено контрастными поверхностями, множеством изгибов, изгибов и позолоченных скульптур, это, скорее всего, здание в стиле барокко. Интерьер, в большинстве случаев, имеет сильно окрашенный потолок, заставляющий зрителя поверить, что на самом деле потолка нет, а скорее крыша связана с небом или божественным царством. Эти характеристики будут подробно рассмотрены в следующих пунктах.

 

2. Известные здания в стиле барокко и художники

Незавершенный проект интерьера церкви в стиле барокко в рамке, приписываемый Джованни Марии Галли Бибьене Младшему, до 1769 года, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Одни из самых примечательных зданий в стиле барокко, как и предполагалось, находятся в Италии. Площадь Святого Петра в Риме — популярная и отчасти барочная достопримечательность. Другие примеры из Рима включают фасад Il Gesú, здание Sant’Ivo alla Sapienza, знаменитый San Carlo alle Quattro Fontane и фонтан Треви.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Известными примерами из Европы являются дворец Бельведер, дворец Шенбрунн и церковь Св. Карла в Вене; собор Сантьяго-де-Компостела и Пласа-Майор в Испании; и собор Святого Павла в Лондоне.

 

Помимо этих знаменитых зданий, следует упомянуть имена итальянских художников барокко Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини, которые были законодателями моды в этом стиле. Причем за пределами Италии стоит отметить работы австрийских архитекторов Йохана Бернхарда, Фишера фон Эрлаха и английского архитектора Кристофера Рена.

 

3. Все течет в архитектуре барокко

Дизайн потолка в стиле позднего барокко Жана Берена, без даты, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

С архитектурными планами, которые выходят за рамки традиционных геометрических форм и часто используют другие элементы вдохновения, такие как буквы или комбинации форм, имитирующие природный элемент, архитектура барокко очень разнообразна. Из-за сложности плана у архитекторов больше возможностей играть с формами, и все ради визуального движения.

 

Поскольку архитекторы эпохи барокко хотели сделать невозможное, а именно создать движение в самой статической форме искусства, они прибегли к кривым. Таким образом, кривые и контркривые стали доминирующим мотивом всей архитектуры и искусства барокко. Как и в архитектуре эпохи Возрождения, колонны по-прежнему были главным элементом фасада здания. Из-за этого такие художники, как Бернини, быстро поняли, что они должны делать волнообразные колонны, чтобы создать динамичный вид. Знаменитая 9 Бернини0065 Baldacchino из собора Святого Петра в Риме — отличный пример такого динамического эффекта. Чтобы пойти еще дальше в погоне за движением, Гуарино Гуарини начал использовать волнообразный порядок, который представлял собой систему волнообразных элементов, которые создавали окончательный вид непрерывного изгиба.

 

4. Шагните в цветной рай 

Малая галерея в стиле барокко из дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Не вся историческая архитектура состоит из камня и матовых элементов, что особенно характерно для архитектуры барокко. Цвет и живопись сыграли важную роль в комплексной реализации здания. Если художники эпохи Возрождения начали расписывать потолки для посетителей, то барокко вышло на новый уровень. В эпоху Возрождения это была необязательная функция; для движения барокко он стал стандартом. Однако роспись была не единственным видом отделки потолка. Деревянные потолки все еще использовались в эпоху Возрождения, но теперь они имели окрашенные или позолоченные полости, становясь лакунарными потолками, поскольку они будут отображать взаимодействие пустых и заполненных пространств.

 

Если потолок не был деревянным, для придания глубины использовалась богатая вариация лепнины . Штукатурка была изготовлена ​​из гипса с добавлением мелко измельченного мрамора, который затем был смоделирован и нанесен на потолок, создавая трехмерный вид. Лепнина часто богато украшалась венками из различных листьев и растений, геометрическими формами, а иногда и некоторыми человеческими фигурами, такими как амуры. Здесь следует подчеркнуть, что барокко было очень разнообразным стилем, который не возражал против сочетания различных техник для получения желаемого эффекта. Поэтому окрашенный потолок, скорее всего, будет деревянным и лепнина украшения.

 

5. Дьявол кроется в деталях

Золотая деталь из Малой галереи дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Если и существует архитектурный стиль, который преуспевает в деталях, то это, безусловно, барокко. Архитектура барокко сделала своей основной задачей широкое использование деталей. Из-за этого здания в стиле барокко часто воспринимаются как ошеломляющие и потусторонние. Невозможно охватить все детали одним взглядом. Все собрано так, чтобы выглядеть так божественно, как будто вы вошли в рай и оставили мирское позади.

 

Эта преданность деталям видна повсюду: на стенах, украшенных красивыми деревянными, мраморными и каменными скульптурами, на потолках, часто сводчатых, арочных и расписных, и в мелких украшениях. Архитектура барокко использует все доступные материалы. Художники и архитекторы использовали материалы как можно более целесообразно, в том смысле, что они использовали дерево для очень сложных конструкций, камень для элементов, которые должны были быть прочными, и мрамор для самых дорогих предметов. Поскольку теперь здания рассматриваются архитекторами как единая и связная масса, украшения играли решающую роль в объединении различных частей здания. Архитектурные скульптуры, растительные и орнаментальные мотивы становятся важными элементами, помогающими взгляду зрителя течь от пола к стенам и к потолку, не воспринимая их как оторванные от другого.

 

6. Ключевое слово архитектуры барокко: иллюзия 

Зеркальная галерея из Большой галереи дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Великолепие — это универсальное слово, которым можно описать любое здание в стиле барокко, что подводит нас к еще одной ключевой черте: иллюзии. Чтобы привнести божественное в свой дворец или церковь, нужно иметь достаточно средств, чтобы покрыть самые дорогие материалы. Однако не все могли покрыть дорогостоящие расходы на строительство грандиозных памятников в стиле барокко. Вот тут-то и вступает в игру иллюзия: это функция, которая может сократить часть расходов и, таким образом, сделать строительство несколько более экономичным. Есть причина, по которой искусствоведы в шутку считают барокко чем-то вроде китча.

 

Мрамор, золото, серебро, жемчуг и т. д. были дорогими материалами, которые не всегда можно было вложить в строительство. Архитектура барокко очень изобретательна, поскольку использует иллюзию, чтобы создать впечатление дорогих материалов. Например, у главного алтаря церкви в стиле барокко, скорее всего, будет пара парадных колонн. При ближайшем рассмотрении зритель может подумать, что они сделаны из мрамора, но на самом деле колонны на самом деле сделаны из дерева и окрашены, чтобы создать визуальную иллюзию мрамора. Делалось это настолько искусно, что зрителя легко и довольно часто одурачивали. Элементы декора были окрашены в золотой цвет, чтобы придать им вид настоящего золота, потолки имели расписные рамы, создававшие впечатление подлинных трехмерных рам, и так далее. Барокко играло со зрением и чувствами.

 

7. Trompe L’Œil и реалистичные образы

Большой Каст с Trompe L’oeil, 1690-1720, Америка, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Набора иллюзий, о которых говорилось выше, было бы недостаточно, если бы человек, просматривающий их, видел бы их как таковые. Техники рисования, такие как trompe l’œil , использовались для обмана глаз до такой степени, что человек, увидев их, задавался вопросом: не обманывают ли меня мои глаза? Эффект иллюзии абсолютен, если пострадавший не может быть уверен, что то, на что он смотрит, является иллюзией или нет. Действительно, это был желаемый результат. Как расположить к себе гостя, если не преподнести ему то, что, скорее всего, его очарует и озадачит?

 

Техника trompe l’œil была продолжением ренессансного увлечения перспективой. Освоив перспективу и развивая ее в полной мере, художники могли открывать новые методы создания иллюзий. Смысл самой техники переводится как: обмануть глаз . Человеческие фигуры, изображенные в сцене с использованием техники trompe l’œil , создадут ощущение, что они выходят из своей картины. Trompe l’oeil картина — это тип живописи, на которой изображен объект, который вызывает у зрителя желание прикоснуться к нему, чтобы убедиться, что он настоящий. В сочетании с большим интересом к реалистичности движение барокко использовало расписные украшения, чтобы здания становились открытыми пространствами, достигающими небес.

 

8. Игра со светом

Серебряный алтарь в стиле барокко из Брно, Моравия, Чехия, через MWNF

 

В театре свет играет важную роль. Он может указать зрителю, является ли обстановка радостной или зловещей, в зависимости от того, как она установлена. Архитектура барокко не делала исключений, поскольку стиль стремился к драматической поставке во всех своих художественных формах. Как получить драматический характер, если не манипулированием светом?

 

Но как направить свет в здание? Ведь свет — это не статичная картина и не скульптура. Это можно сделать путем сопоставления сильных выступов, которые дополняются резкими и глубокими углублениями. Другой способ сделать это — разбить поверхность, сделав ее неровной. Основными архитектурными элементами, способствовавшими этому, были небольшие резные украшения, которые скрывали в своей резьбе и свет, и тень, издалека излучая ощущение движения. Другим способом манипулирования светом может быть простое сочетание различных материалов, создающих разрыв поверхности. Каждый материал по-разному воспринимает свет и тень. Таким образом, используя несколько материалов, архитектор смог создать игру света и тени с высокой контрастностью, как на картине Караваджо.

 

9. Архитектура барокко: мастерство во всем 

Эскиз потолка в стиле барокко с центральной панелью в Trompe L’oei работы Жюля-Эдмона-Шарля Лашеза, XIX век, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Архитектура барокко во многих отношениях является кульминацией всех существовавших до ее рождения стилей. Вот почему можно сказать, что это подразумевает проявление абсолютного мастерства. Быть ремесленником эпохи барокко означает впитать все уроки искусства античности, средневековья и искусства эпохи Возрождения, чтобы создать что-то, что уходит своими корнями в их практику, но превосходит их результаты. С эстетической точки зрения трудно спорить, какой стиль более приятен. Ведь это решать зрителю. Однако архитектура барокко предлагает визуальное волнение и удивление.

 

Если слов недостаточно, чтобы убедить, то это сделают сами произведения искусства. Достаточно взглянуть на работы Бернини, как в архитектуре, так и в скульптуре, чтобы понять, что значит настоящее мастерство. Художник эпохи барокко может максимально использовать материалы, становясь настоящим мастером техники. Художественные произведения этого периода заставляют задуматься, действительно ли что-то сделано из камня или на самом деле живо.

Что такое архитектура барокко?

По

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

Обновлено 02.02.22

Факт проверен

Сара Скотт

Факт проверен
Сара Скотт

Сара Скотт занимается проверкой фактов и исследователем, работала в сфере индивидуального строительства в сфере продаж, маркетинга и дизайна.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

На первый взгляд архитектура барокко напоминает строительные технологии эпохи Возрождения. Однако архитекторы эпохи барокко были явно более театральными. Они намеренно изменили классические элементы, чтобы здания были более показными и вызывающими воспоминания.

Что такое архитектура барокко?

Архитектура барокко — очень богатый стиль строительства, дизайна и искусства, зародившийся в Италии в 17 веке и распространившийся на остальную Европу и, в конечном итоге, в США. Он характеризуется чрезвычайно детализированными формами, мрамором, крупномасштабным декором. , и яркие цвета. Стиль барокко должен был представлять славу Римско-католической церкви.

Картины и скульптуры в стиле барокко стали неотъемлемой частью зданий в Италии и во всей Западной Европе. По сути, архитекторы рассматривали такие сооружения, как церкви, как большие скульптуры, а не коробку с квадратными стенами и традиционными формами зданий.

История

Архитектура барокко зародилась в Италии.

В целом архитектура барокко возникла в ответ на бурный период, начавшийся в 16 веке. Те, кто находился у власти, хотели использовать архитектуру и искусство как способ продемонстрировать силу, богатство и известность. Нигде это не проявляется так ярко, как в реакции католической церкви на протестантскую Реформацию.

За это время религиозные лидеры могли повлиять на культуру и формы искусства, которые стали известными. Для католической церкви наиболее важным способом сохранить это влияние было строительство грандиозных церквей и соборов.

Художники и архитекторы по заказу начали возрождать представления эпохи Возрождения о красоте и реализме, только на этот раз в еще более богатой и экстравагантной манере. В период барокко художники создали несколько новых техник, призванных вызывать эмоции и лояльность.

Затем стиль распространился по Европе и Южной Америке.

После того, как Папа и другие католические правители начали строительство, этот стиль быстро распространился по Европе и Южной Америке из-за колонизации. Архитектура барокко отсутствует в Северной Америке, потому что в то время континент только колонизировался.

Архитектура барокко имеет тонкие различия в зависимости от страны. По мере того, как стиль барокко становился популярным, локации меняли основные характеристики, чтобы соответствовать их повестке дня и образу жизни. В большинстве случаев здания сильно украшены и содержат элементы, которые кажутся необычными и даже незавершенными.

Два известных примера архитектуры барокко — церковь Санта-Сусанна и дворец Казерта в Италии.

Характеристики

Может быть сложно различать архитектурные стили, особенно когда строители используют формы из разных стилей. Ищите эти ключевые элементы в архитектуре барокко.

  • Большие купола или купола . Эти купола обычно располагались в центре здания.
  • Сложные мотивы и украшения. Детали невероятно замысловатые, что добавляло экстравагантности и сакральности пространству.
  • Позолоченная скульптура внутри и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора с контрастными цветами и текстурами.
  • Привлекающие внимание функции. Это могут быть изогнутые стены, расписные потолки, сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши, фонтаны, завитки, сломанные фронтоны и т. д. Многие из этих элементов создают ощущение движения, известное как 9.0255 динамизм .
  • Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и использовался во многих замках и загородных особняках.

Интересные факты

Архитектура барокко частично совпадает с архитектурой эпохи Возрождения.

Ренессанс имел место в течение 15-го и 16-го веков, а период барокко последовал за ним. Таким образом, архитекторы эпохи барокко адаптировали классические формы эпохи Возрождения и римлян. Например, базилика Святого Петра в Ватикане является примером церкви, в которой есть элементы, вдохновленные движениями барокко и ренессанса.

Художники и архитекторы эпохи барокко были мастерами света.

Период барокко — один из первых случаев, когда художники обратили пристальное внимание на свет. Отделка была выбрана в зависимости от того, как будет отражаться свет. Кроме того, они включали области интенсивного света и темноты, чтобы показать контраст и создать драму. Вы можете увидеть этот эффект в областях зданий, которые намеренно оставлены темными, а также на картинах. Этот эффект известен в мире искусства как Chiaroscuro.

Архитектура барокко и колониализм тесно связаны.

Европейский колониализм, возможно, помог финансировать некоторую роскошь зданий в стиле барокко. В частности, в Испании и Франции, поскольку колониальные деньги помогали правителям строить сложные дворцы и особняки, чтобы продемонстрировать свою власть.

Существуют разные стили и периоды архитектуры барокко.

Эстетику барокко можно разделить на два стиля: полное барокко и сдержанное барокко. Первый был более распространен в юго-западной Европе на протяжении большей части 17 века с 1600 по 1675 год. Сдержанное барокко было замечено в северо-западной Европе в период позднего барокко с 1675 по 1725 год.

Слово «барокко» означает несовершенный жемчуг.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *