Как наносят размеры черчение: Инженерная графика | Лекции | Правила нанесения размеров
Содержание
Расположение размеров на чертеже
Согласно действующим в нашей стране стандартам, все размеры на технических чертежах должны размещаться в строгом соответствии с определенными правилами, требованиями и нормами. В соответствии с ними все те размерные числа, которые располагаются над размерными линиями, должны наноситься ближе к их средним частям. В тех случаях, когда на чертеже есть несколько концентрических или параллельных размерных линий, размерные числа нужно наносить в шахматном порядке.
Стандарты также гласят о том, что при нанесении на чертежи выносных и размерных линий нужно избегать их пересечений. Те стрелки, которые ограничивают размерные линии, надо изображать таким образом, чтобы своим острием они упирались в контурные, осевые или выносные линии.
За окончания размерных стрелок выносные линии должны выходить на расстояние от 1
до 5
миллиметров. Что касается такого параметра, как минимальное расстояние, которое должно быть между размерными линиями, расположенными друг относительно друга параллельно, то он равняется 7
миллиметрам. Минимальное расстояние между линией контура и размерной линией должно равняться 10
миллиметров. Конкретные значения этих параметров в каждом отдельном случае выбираются в зависимости от насыщенности чертежа и размеров изображения.
Расположение размеров на чертеже
Если все размеры, которые надо указать на чертеже, относятся к одному и тому же конструктивному элементу отображаемой детали (отверстию, выступу, пазу и т.п.), то их лучше всего размещать в том месте, на котором он визуально изображен наиболее полно, причем группируя все необходимые значения.
Нанесение размеров конструктивного элемента
Допускается нанесение размеров непосредственно на размерные линии, имеющие некоторый наклон относительно горизонтали или вертикали. В тех случаях, когда возникает необходимость нанести тот или иной размер в зоне, которая заштрихована, его следует располагать на полке выноски.
Расположение размерных чисел при различных наклонах
Пример нанесения линейного размера
Что касается таких элементов, как предельные отклонения и размерные числа, то, согласно действующим стандартам, их нельзя разделять или же пересекать никакими линиями, имеющимися на чертежах. Кроме того, недопустимо разрывать линию контура для того, чтобы нанести размерное число. Нельзя также размещать его в тех местах, где пересекаются центровые, осевые или размерные линии.
Нанесение размера на штриховке
Пример нанесения размеров
Если есть такая необходимость, то допускается нанесение размеров со смещением. В таких случаях выносные и размерные линии образовывают параллелограмм вместе с тем отрезком, который измеряется.
Нанесение размера со смещением
Тогда, когда на чертеже для нанесения размерного числа непосредственно над размерной линией недостаточно места, оно выносится за ее пределы.
Примеры нанесения размерных чисел
При выборе того или иного способа нанесения размерных чисел надо руководствоваться соображениями наибольшего удобства их чтения. Если для нанесения стрелок не хватает места, то они могут быть развернуты наружу.
Нанесение размерных стрелок
Нанесение размеров на машиностроительных чертежах
Нанесение размеров на машиностроительных чертежах
Приступая к нанесению размеров на чертеже изделия (детали) необходимо:
- убедиться, что изображения – виды, разрезы, сечения – на чертеже позволяют полно определить конструкцию изделия (детали), а на сборочных чертежах и принцип работы изделия;
- выделить сопрягаемые размеры и согласовать их с размерами сопрягаемых деталей;
- выделить размерные базы, которые необходимо выбирать с учетом технологических требований и конструктивных особенностей изделия;
- помнить, что наносить размеры на чертеже надо так, чтобы они однозначно были понятны исполнителю.
Правила нанесения размеров и их предельных отклонений установлены ГОСТ 2.307-68. Эти правила регламентируют соответствующие записи и условности при нанесении размеров, определяют способы нанесения выносных и размерных линий, простановку размерных чисел и методику распределения размеров на чертеже.
Основные требования к нанесению размеров следующие:
- Величину изображаемого на чертеже изделия и его элементов определяют по размерным числам.
- Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.
- Размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом, называются справочными. Эти размеры наносят для того, чтобы без подсчета можно было дать справку о контуре, габаритах, о каком-либо размере заготовки или детали. Справочные размеры на чертеже отмечают знаком «*», а в технических требованиях записывают: «* Размеры для справок». К справочным относят следующие размеры, определяющие положение элементов детали, подлежащих обработке по другой детали (рис. 1)
* Размеры для справок.
** Обработать по сопрягаемой детали (или по дет…).
Рис. 1
- Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях, в технических требованиях, основной надписи и спецификации. Исключение составляют размеры, перенесенные с чертежей изделий-заготовок и размеры деталей (элементов), указанных в обозначении материала в основной надписи.
- Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, без обозначения единиц измерения.
- Для размерных чисел применять простые дроби не допускается, за исключением размеров в дюймах.
При расположении элементов предмета (отверстий, пазов, зубьев) на одной оси или на одной окружности размеры, определяющие их взаимное расположение, наносят следующими способами:
- от общей базы (поверхности, оси) – по рис. 2;
- заданием размеров нескольких групп элементов от нескольких общих баз;
- заданием размеров между смежными элементами (цепочкой).
Рис. 2
- Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.
- Размеры, определяющие положение симметрично расположенных поверхностей у симметричных изделий, наносят, как показано на рис. 3 и 4.
Рис. 3
Рис. 4
Правила нанесения размеров
Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями с использованием выносных линий.
Правильное нанесение чисел, размерных и выносных линий определяет ясность, четкость, идентичность и эстетику оформления чертежа. При рациональном размещении размеров на чертеже значительно сокращается время на его изучение.
Нанесение выносных и размерных линий
При нанесении выносных и размерных линий необходимо соблюдать следующие правила:
- Выносные и размерные линии должны наноситься сплошными тонкими линиями по ГОСТ 2.303-68.
- При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные – перпендикулярно размерным (рис. 5).
Рис. 5
- При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (рис. 6).
Рис. 6
- При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят концентрично дуге, а выносные линии – параллельно биссектрисе угла, а над размерным числом наносят знак «⌒».
- Размерную линию с обоих концов ограничивают стрелками. Величины элементов стрелок выбираются в зависимости от толщины контурной линии чертежа и вычерчивают их одинаковыми на всем чертеже.
Выносная линия должна выходить за стрелку на 1…5 мм. Острие стрелки, по возможности, должно упираться в выносные линии. Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения.
Минимальное расстояние между параллельными размерными линиями должно быть 7 мм, а между размерной линией и линией контура – 10 мм и выбраны в зависимости от размеров изображения и насыщенности чертежа.
Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.
Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.
Выносные линии проводят от линий видимого контура.
Размерные и выносные линии проводят так, чтобы они вместе с измеряемым отрезком образовали параллелограмм. Размерную линию радиуса следует проводить между дугой или ее продолжением и центром дуги. Размерная линия радиуса имеет только одну стрелку со стороны дуги. Сопряжения, изображенные не в проекции, рекомендуется обозначать через R не в проекции (рис. 7).
Рис. 7
Размерные линии допускается проводить с обрывом при указании диаметра окружности независимо от того, изображена окружность полностью или частично, при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности (рис. 8).
Рис. 8
Нанесение размерных чисел
Основанием для определения действительных размеров изображенного предмета (детали) служат размерные числа, наносимые на чертеж. Количество проставляемых размеров определяется не только удачно расположенными на чертеже выносными и размерными линиями, но и правильно нанесенными размерными числами.
При нанесении размерных чисел необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Для улучшения четкости и эстетики чертежа высота цифр размерных чисел должна быть одинаковой в пределах всех чертежей, выполняемых студентом. Цифры должны быть нанесены шрифтом Б №5 с наклоном 75° к размерной линии (по ГОСТ 2.307-81).
- Размерные числа наносят над размерной линией и параллельно ей, возможно ближе к середине.
- При нанесении размера диаметра внутри окружности размерные числа смещают относительно середины размерных линий (рис. 9).
Рис. 9
- При нанесении нескольких параллельных или концентричных размерных линий на небольшом расстоянии друг от друга размерные числа над ними рекомендуется располагать в шахматном порядке (рис. 10).
Рис. 10
- Размерные числа не следует разделять или пересекать какими-либо линиями чертежа. При нанесении размерного числа допускается прерывать осевые линии, линии штриховки и другие, за исключением контурных линий (рис. 11).
Рис. 11
- Для быстрого чтения чертежа размерные числа, определяющие наружный и внутренний контур детали, рекомендуется группировать и наносить по разные стороны изображения детали (рис. 12).
Рис. 12
Упрощения в нанесении размеров
- Если при нанесении размера радиуса дуги окружности необходимо указать размер, определяющий положение ее центра, то последний изображают в виде пересечения центровых или выносных линий.
- При большой величине радиуса центр допускается приближать к дуге. В этом случае размерную линию радиуса показывают с изломом под углом 90°.
- Если не требуется указывать размеры, определяющие положение центра дуги окружности, то размерную линию радиуса допускается не доводить до центра и смещать ее относительно центра. При нанесении размеров нескольких радиусов из одного центра размерные линии любых двух радиусов не располагают на одной линии.
- Если отсутствует изображение отверстия в разрезе (сечении) вдоль оси, то размеры проставляют, как показано на рис. 13.
Рис. 13
- Размеры нескольких одинаковых элементов детали наносят один раз с указанием на полке линии-выноски количество этих элементов (рис. 14).
Рис. 14
- При нанесении размеров элементов, расположенных равномерно по окружности изделия (например, отверстий), вместо угловых размеров, определяющих взаимное расположение элементов, указывают только их количество.
- Размеры двух симметрично расположенных элементов изделия (кроме отверстий) наносят один раз без указания их количества, группируя в одном месте все размеры. Количество одинаковых отверстий всегда указывают полностью, а их размеры – только один раз.
- Если одинаковые элементы изделия расположены на равных расстояниях, то для упрощения чертежа рекомендуется вместо размерной цепи наносить размер между соседними элементами и размер между крайними элементами в виде произведения количества промежутков между элементами на размер промежутка (рис. 15).
Рис. 15
- Допускается не наносить на чертеже размеры радиуса дуги окружности сопрягающихся параллельных линий (рис. 16).
Рис. 16
- Размеры диаметров цилиндрического изделия сложной конфигурации наносят, как показано на рис. 17.
Рис. 17
- Если одинаковые элементы изделия (например, отверстия) расположены на разных поверхностях и показаны на разных изображениях, то количество этих элементов записывают отдельно для каждой поверхности (рис. 18).
Рис. 18
- При изображении детали в одной проекции размер ее толщины или длины наносят, как показано на рис. 19
Рис. 19
Рабочие и нерабочие поверхности детали
Любая деталь представляет собой совокупность геометрических поверхностей. Поверхности детали по характеру выполняемых функций могут быть разделены на рабочие и нерабочие.
Под рабочими понимают поверхности, с помощью которых деталь соприкасается с другой деталью или рабочим телом (газ, вода). Рабочая поверхность всегда подвергается различным видам обработки. На размеры рабочей поверхности устанавливают повышенные требования при конструировании и изготовлении.
Нерабочие поверхности – это поверхности, которые не соприкасаются с другими деталями или рабочим телом. Нерабочие поверхности гарантируют заданную прочность, определяют габариты, простоту обработки, удобство эксплуатации. Такие поверхности не обрабатываются, а если и обрабатываются, то точность обработки низкая.
При нанесении размеров рабочие и нерабочие поверхности должны быть связаны между собой размерами только один раз.
Примером такой связи служат размеры, определяющие расположение нерабочих поверхностей детали, проставлены от одной нерабочей поверхности, а размеры, определяющие положение рабочих поверхностей – от одной рабочей поверхности.
Способы нанесения размеров
Применяют следующие способы нанесения размеров (рис. 20):
Цепной – размеры наносят по одной линии, цепочкой, один за другим (А1 — А5). Такой способ применяется, когда необходимо точно выдержать размеры отдельных ступеней детали. В этом случае размер каждой ступени не зависит от точности выполнения других ступеней. Расстояние же каждой ступени от базы зависит от точности изготовления всех предыдущих ступеней. Значительная суммарная погрешность может привести к непригодности изготовления детали.
Рис. 20
Координатный – размеры наносят от одной базы (размеры Б1 — Б5). Этот способ отличается значительной точностью изготовления детали.
Комбинированный– нанесение размеров осуществляется цепным и координатным способами одновременно (размеры В1 — В6 рис.21). Этот способ позволяет изготовить более точно те элементы детали, которые этого требуют.
Рис. 21
Выбор способа нанесения размеров зависит от функции, которую выполняет деталь в механизме, и от технологии ее изготовления: он является одним из сложных этапов оформления рабочих чертежей деталей, что объясняется наличием большого количества конструктивных и технологических задач, решаемых совместно конструктором и технологом.
Комбинированный способ нанесения размеров характеризуется тем, что одна часть размеров наносится от конструкторских баз, а другая – от технологических. В первом случае стремятся проставить ограниченное число размеров. К ним относятся, главным образом, сопрягаемые размеры. Остальные размеры, удовлетворяя требованиям производства, наносят от технологических баз.
Очевидно, что размеры на рабочих чертежах детали должны быть нанесены с учетом наиболее рациональной технологии изготовления детали. Выполнение этого требования может обеспечить только комбинированный способ нанесения размеров.
Нанесение размеров на детали вращения
Большинство деталей, имеющих форму поверхностей вращения, изготовляется на токарных станках. Согласно ГОСТ 2.305-68 их рекомендуется располагать на поле чертежа с осью параллельно основной надписи.
Нанесение размеров на деталях вращения ведется от правого торца, принимаемого за технологическую базу. На токарном станке этот торец обрабатывается первым; от него производят установку упоров, кулачков, комплекта режущего инструмента и измерение детали (рис. 22).
Рис. 22
На рис. 22, согласно нанесенным размерам, деталь обрабатывается сначала с правой стороны от базы А, затем меняют положение детали в станке и обрабатывают деталь от базы Б. Нанесенные размеры доступны и контролируются простым измерительным инструментом.
Нанесение размеров на детали, изготовленные гибкой
При гибке окончательная форма и размеры деталей образуются от исходной заготовки на гибочных прессах или приспособлениях. Для получения детали требуемых размеров необходимо правильно определить размеры заготовки.
Последнюю также называют разверткой, если гибке подвергается плоский материал. Размеры заготовки, изгибаемой по нейтральной линии, показано на рис. 23. При нанесении размеров необходимо обеспечить возможность построения контура гибки и определить размеры заготовки.
На чертеже сложной детали рекомендуется делать развертку с нанесением размеров тех геометрических элементов, которые будут деформироваться в процессе гибки, утрачивая исходный размер. Все остальные размеры наносят на проекциях детали (рис. 23). Размеры, нанесенные на развертке, не повторяются на проекциях детали. На развертке детали делается надпись «Развертка».
Рис. 23
У симметричных деталей имеются плоскости симметрии (ПС), оси симметрии (ОС) и центры симметрии (ЦС – рис. 24).
Рис. 24
Нанесение размеров на симметричные детали часто вызывает разногласия между конструктором и технологом о назначении баз. Для объективного решения этого вопроса следует иметь в виду, что плоскость, ось и центр симметрии на деталях являются нереальными базами (их следует еще построить), существование их принимается условно. Они представляются воображаемыми и вводятся на чертеже для более наглядной и быстрой ориентировки в геометрии детали. В производственной обстановке обработка и обмер детали производится не от воображаемых баз, а материально существующих. Поэтому нанесение размеров на симметричные детали рекомендуется производить, как показано на рис. 24.
Нанесение размеров на сварные детали
При выполнении чертежей деталей, входящих в сварную сборочную единицу, следует учитывать, что процесс сварки вызывает коробление свариваемых деталей и поэтому окончательная обработка некоторых поверхностей производится после сварки. Поэтому при выполнении чертежа сборочной единицы после сварки необходимо выполнить и чертежи деталей, входящих в сборку. На сборочном чертеже должны быть нанесены размеры, относящиеся к взаимному расположению свариваемых деталей, и размеры механической обработки. Чертежи деталей, изготовленных сваркой, оформляют согласно ГОСТ 2.109- 73, п. 3.3 (рис. 25).
Размер «30» (расположение пластины) и размер «85» (расстояние между ребрами) необходимы сварщику. После сварки обрабатывают поверхность «Р» плиты и цилиндрическую поверхность втулки, выдерживая размер «65» (до оси втулки) и «Ø25». Обрабатывают также торцы втулки M и N по размеру «30».
Сверление отверстий в плите производят после обработки втулки, увязывая их положение с торцом М (размер «8»).
Рис. 25
Нанесение размеров на чертежи шлицевых соединений
На рис. 26 приведен чертеж зубчатого вала с прямобочным профилем зубьев.
Рис. 26
На изображении вала (ось параллельна плоскости проекций) указывают длину l1 зубьев полного профиля до сбега.
Пример чертежа зубчатого отверстия с прямобочным профилем зубьев приведен на рис. 27.
Рис. 27
Нанесение размеров на сборочные чертежи
На сборочный чертеж изделия наносят:
- габаритные размеры, характеризующие высоту, длину и ширину изделия или его наибольший диаметр. Если какой-либо из этих размеров является переменным вследствие перемещения частей изделия, то на чертеже указывают размеры для крайних положений подвижных деталей;
- установочные и присоединительные, определяющие расположение и размеры элементов, по которым изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию: диаметры центровых окружностей и отверстий под болты, расстояния между отверстиями для крепления. При указании этих размеров должны быть нанесены координаты расположения и размеры элементов, служащих для соединения с сопрягаемыми изделиями. Если внешняя присоединительная связь осуществляется зубчатыми колесами, то указывают модуль, число зубьев и направление зубьев;
- монтажные размеры, указывающие на взаимосвязь деталей и их взаимное расположение в сборочной единице;
- эксплуатационные размеры, указывающие на расчетную и конструктивную характеристику изделия, например, диаметры проходных отверстий, размеры резьбы на присоединительных штуцерах, размер «под ключ», число зубьев, модули и т. п.
Размеры габаритные, установочные, присоединительные, эксплуатационные и размеры, характеризующие положение движущихся частей, относятся к справочным и проставляются со «звездочкой».
На сборочном чертеже указываются размеры отверстий под болты, винты, штифты, если эти отверстия выполняются в процессе сборки.
Надеюсь теперь вы разобрались, где и какие размеры ставятся на машиностроительных чертежах. Если остались вопросы, можете их задать тут.
Поделиться статьёй:
7 методов рисования для точности
Рисование основано на наблюдении. И если вы хотите улучшить свои навыки рисования, то вы должны сосредоточиться на том, как вы видите предметы, которые рисуете.
Вроде все просто — «рисуй то, что видишь». Мы все слышали это раньше, и это прекрасное предложение, потому что оно действительно работает. Нам делать нужно рисовать то, что мы видим. Но если вы не знаете, что искать или, что еще важнее, как это искать, то это утверждение может вас разочаровать.
К счастью, есть несколько техник, которые помогают нам видеть, помогая нам улучшить наш рисунок.
Эти семь приемов предназначены для повышения точности ваших рисунков. Они не являются идеальным решением, и для их освоения требуется немного практики. Но имейте в виду, что рисование — это навык, которым может овладеть любой, если он захочет немного потрудиться.
Каждый метод кратко обсуждается ниже со ссылками на подробные уроки по этому вопросу.
1. Наведение/измерение
Мы можем использовать «инструменты» для измерения пропорций нашего предмета, чтобы повысить точность того, что мы записываем на наших рисунках. Мы можем использовать любой инструмент, который пожелаем, но карандаш работает на удивление хорошо.
Вот как это работает. Начните с вытягивания руки к объекту с карандашом в руке. Убедитесь, что ваша рука полностью выпрямлена, не сгибаясь в локте. Опустите взгляд на плечо и закройте один глаз. Используйте конец карандаша (или кончик) и совместите его с вершиной самой высокой или самой широкой точки на объекте. Используйте большой палец, чтобы отметить дно.
Теперь у вас есть единица измерения, которую вы можете использовать для сравнения и записи размера объекта на поверхности для рисования. Вы можете использовать это измерение для записи объекта на поверхность рисования или просто для сравнения с тем, что вы уже нарисовали.
Вы можете использовать карандаш для измерения других объектов в той же сцене таким же образом.
И используйте его, чтобы сравнить пропорциональные отношения с другими объектами в сцене, чтобы убедиться, что отношения правильные.
Эта техника лучше всего работает при рисовании прямо с натуры. Однако модифицированную версию можно использовать при рисовании с фотографий, если размер ссылки на фотографию точно такой же, как размер поверхности рисования. Просто снимите мерку с эталона и перенесите ее на поверхность чертежа. Нет необходимости держать руку прямо или закрывать один глаз, так как ваша бумага имеет тот же размер, что и образец.
2. Техника сетки
Техника сетки — это подход к рисованию, который разбивает объект на части визуальной информации размером с «кусочек». Сетка рисуется поверх ссылки на фотографию, в то время как пропорциональная сетка слегка рисуется на поверхности рисования. Каждый квадрат в сетке ссылки соответствует квадрату на поверхности рисования.
Поскольку объект упрощен до более мелких квадратов, линии, формы и значения также упрощены, что облегчает фокусировку на том, что вы видите.
Этот метод работает для любого предмета, который вы рисуете, но наиболее полезен для портретов, когда точность имеет первостепенное значение.
При использовании этой техники очень легко рисуйте линии сетки на поверхности рисования. Вы не хотите, чтобы линии сетки были видны, когда рисунок завершен.
3. Метод треугольной сетки
Альтернативой использованию традиционной техники сетки является метод треугольной сетки. В этой технике используется гораздо меньше линий, но от художника требуется немного больше усилий.
С помощью этой техники сетка из треугольников создается как на фотореференсе, так и на поверхности для рисования. Эта сетка создается путем деления длины и ширины, а затем рисования линий по диагонали от каждого из углов. Это создает восемь треугольников в сетке.
С помощью компаса или пропорционального делителя измерения можно снять с эталона фотографии, а затем перенести на поверхность чертежа. Конец компаса расположен в центре, так как отметки сделаны в местах, где важные биты информации пересекаются с линиями сетки.
По сути, это создает набор меток, которые можно использовать для рисования контурных линий объекта — что-то вроде «соединения точек». Опять же, эту технику можно использовать для рисования любого предмета, но наиболее удобна она для портретов.
4. Определение основных форм и положительного и отрицательного пространства
Многие объекты довольно сложны, поэтому их сложно рисовать. Однако даже самые сложные предметы можно упростить до основных форм. Когда мы разбиваем предметы на основные формы, становится легче быть точным в нашем рисовании. Вместо того, чтобы позволить деталям мешать, мы можем сосредоточиться на упрощенных формах и взаимосвязях этих фигур, что приведет к большей точности рисунка.
Эти фигуры можно рисовать свободно, и когда мы станем более уверенными в формах, мы сможем добавить детали.
Мы можем пойти еще дальше с формами, когда размечаем рисунок. Мы можем обратить внимание на отношения положительных и отрицательных форм (пространств) внутри сцены. Открытые области вокруг объекта образуют негативные формы.
Мы можем сравнить отношения положительных и отрицательных форм, чтобы убедиться, что пропорции правильные.
5. Линейная перспектива
Линейная перспектива — это система, использующая линии для помощи художнику в создании иллюзии пространства на рисунке. Это структурированная система, которая использует точку (или точки) схода в качестве точки отсчета для рисования форм. Хотя линейную перспективу можно использовать для рисования любого объекта в пространстве, в основном она используется для рисования архитектурных элементов, таких как здания, окна, двери и внутренние сцены.
Одноточечная перспектива — В этой форме перспективы одна точка схода размещается на линии горизонта. Этот тип перспективы обычно используется, когда объекты в сцене просматриваются с «плоской» точки зрения. Когда это происходит, для описания объектов можно использовать простые формы (квадраты, прямоугольники и т. д.). Чтобы создать иллюзию глубины, линии рисуются от углов объектов обратно к точке схода.
Двухточечная перспектива — Двухточечная перспектива отличается от одноточечной тем, что в ней используются две точки схода вместо одной. Обе точки схода расположены на линии горизонта с достаточным расстоянием между ними. Вместо того, чтобы начинать с формы объекта, как мы делаем с одноточечной перспективой, угол объекта обычно рисуется первым. Затем линии рисуются от каждого конца угла обратно к каждой из точек схода, чтобы облегчить создание иллюзии пространства.
Трёхточечная перспектива — Трёхточечная перспектива используется в меньшей степени, поскольку она в основном зарезервирована для рисунков с крайними углами. При рисовании предмета «с высоты птичьего полета» или «с высоты птичьего полета» трехточечная перспектива может быть чрезвычайно полезной. Как следует из названия, трехточечная перспектива использует три точки схода. Две точки схода располагаются на линии горизонта, а третья — либо высоко, либо намного ниже.
6. Основные пропорции лица
Хотя все лица разные, некоторые приблизительные пропорции лица существуют. Мы можем использовать эти аппроксимации, чтобы убедиться, что черты лица расположены в нужных местах и что размер каждой из черт является естественным. Мы по-прежнему должны наблюдать за лицом при рисовании портрета, но знание общего расположения глаз, носа, рта и т. д. может помочь нам быть уверенными, что то, что мы наносим на бумагу, «соответствует» тому, что мы наблюдаем.
7. Пропорции фигуры и рисование жестами
Точно так же, как знание основных пропорций лица может быть использовано для обеспечения точности портретного рисунка, знание приблизительных пропорций фигуры может помочь в создании точных рисунков фигур. Каждая фигура уникальна, поэтому важно понимать, что не существует универсального решения для рисования фигур. Но в сочетании с тщательным наблюдением знание основных пропорций фигуры, безусловно, помогает в создании точных рисунков.
Рисование жестами также можно использовать для повышения точности, особенно при рисовании фигуры. В рисовании жестами используются быстрые, свободные линии и формы, чтобы «найти» позу фигуры. Детали в основном опускаются, так как основное внимание уделяется захвату веса и пропорций фигуры за короткий промежуток времени.
После того, как начальный жест нарисован, художник может развить детали рисунка после того, как он будет уверен в точности первоначального наброска. Рисование жестами особенно полезно, когда фигура находится в положении, когда труднее распознать основные пропорции, как в случае с ракурсом.
В сочетании рисование жестами и знание основных пропорций фигуры часто приводит к успеху при рисовании человеческой фигуры.
Больше уроков, которые вам понравятся…
Posted in DrawingTagged основы, Рисование, рисование фигур, методы
Как измерить карандашом — Академия рисования
Вопрос от Клейтона, студента Академии рисования
Как лучше всего измерять карандашом?
Не могли бы вы объяснить подробнее, как мне измерить пропорции того, что я рисую карандашом?
Большое спасибо,
Клейтон
Ответы Владимира Лондона, преподавателя Академии рисования
Привет, Клейтон,
Большое спасибо за ваши вопросы.
Измерение карандашом служит четырем целям:
1. Измерение пропорций модели;
2. Проверка пропорций в чертеже;
3. Измерение углов на модели и проверка их на чертеже;
4. Проверка сечений и точек пересечения одной линии с другой как на модели, так и на чертеже.
Измерение пропорций — это процесс анализа того, сколько раз одна часть объекта входит в другую часть.
Измерение углов включает проверку наклона определенных линий.
Проверка поперечных сечений и точек пересечения влечет за собой поиск и проверку пересечения определенных линий с другими линиями.
Ниже я объясню, как это сделать.
В первую очередь рекомендуется развивать умение измерять пропорции и углы на глаз. Вы должны полагаться на свои навыки рисования, а не на измерительные инструменты.
Когда вы применяете принципы конструктивного рисования, вы можете рисовать объекты, оценивая пропорции и углы на глаз, а затем перепроверив их, измеряя карандашом.
1. Измерение пропорций на модели.
- Полностью вытяните руку, удерживая карандаш рукояткой «свеча». Карандаш можно расположить вертикально, горизонтально или наклонить влево или вправо, но не вперед или назад.
- Закрыв один глаз, совместите карандаш с моделью/объектом. Переместите большой палец вдоль карандаша так, чтобы измеряемая величина помещалась между краем карандаша и кончиком большого пальца.
- Теперь, не двигая большим пальцем, совместите карандаш с другой, большей частью модели и посмотрите, сколько раз первый размер подходит к новому.
Таким образом, вы можете проверить, например, сколько раз голова модели входит в тело, или сколько раз нос входит в высоту лица и так далее.
2. Проверка пропорций на чертеже
Когда вы знаете, что представляет собой данная пропорция, вы можете перепроверить ее на своем чертеже.
- Возьмите карандаш и выровняйте его по заданному размеру на рисунке.
- Указательным пальцем отметьте этот размер на карандаше.
- Удерживая палец неподвижным, выровняйте карандаш по большему размеру, который вы проверили на модели.
- Проверьте, сколько раз меньший размер на вашем чертеже соответствует большему.
Излишне говорить, что соотношение между этими двумя размерами должно быть одинаковым на вашем чертеже и на модели. Если нет, исправьте рисунок.
3. Измерение углов на модели и проверка их на чертеже
Здесь нас интересуют углы и наклоны, а не размеры и пропорции.
- Расположите чертежную доску вертикально на расстоянии вытянутой руки, чтобы одновременно видеть модель и чертеж.
- Полностью вытяните руку, удерживая карандаш «свечей».
- Закрыв один глаз, совместите карандаш с углом, который вы хотите измерить на модели/объекте. Не наклоняйте карандаш вперед или назад, он должен быть перпендикулярен линии вашего взгляда.
- Не меняя наклона карандаша, поднесите прямую руку к рисунку и проверьте, совпадает ли наклон с заданным углом в вашей работе. Если нет, зафиксируйте угол на чертеже.
4. Проверка сечений и точек пересечения одной линии с другой как на модели, так и на чертеже
Это измерение аналогично предыдущему упражнению. Однако вместо того, чтобы проверять только углы, на этот раз вам нужно проанализировать, в какой точке линия пересечет другую линию.
- Используйте то же вертикальное положение чертежной доски, что и в предыдущем процессе.
- Вытяните руку, как вы делали это для измерения углов на модели.
- Совместите карандаш с соответствующей линией на модели и проверьте, где эта линия пересекает другие линии.
- Проверьте эти сечения и точки пересечения на своем чертеже, при необходимости исправьте.
Хорошим примером этого метода является рисование натюрморта — вы можете продолжить карандашом линию одного объекта и проверить, где она будет пересекаться с другим объектом (объектами).
Надеюсь, это поможет.
За творческие успехи,
Владимир
Чтобы научиться рисовать умело,
Записаться в Академию рисования Курс:
Оплатить курс в 3 простых платежа
- Получать 15 новых видео ежемесячно (45 в всего)
- Невероятная скидка – 4 164 доллара
- Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
- Диплом Академии рисования после окончания курса за 3 месяца
- Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
- Пожизненное членство.