Модерн особенности стиля в архитектуре: Стиль модерн в архитектуре и интерьере
Содержание
Характерные черты архитектуры модерна
Франция,
Бельгия Аrt
nouveau
(«Ар-нуво»), fin
de siècle
(«конец века»)
Великобритания,
Россия Modern
style («модерн
стайл», «современный
стиль»)
Австрия
Secessionsstil
(«стиль
Сецессион»)
Германия,
Латвия Jugendstil
(«югендстиль»)
Испания
Modernismo
(«модернизм»)
США
Tiffany Style
(«Тиффани»)
Италия
Style Liberty
(«стиль либерти»)
Нидерланды
«Nieuwe Kunst»
(«новое искусство»)
Швейцария
Style
sapin («еловый
стиль»)
***
Модерн
Период:
с конца 1880-х гг.
до 1914 г. (начала первой мировой войны)
Отличительными
особенностями модерна являются: отказ
от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий, интерес
к новым технологиям, в особенности, в
архитектуре, расцвет прикладного
искусства.
В
европейских странах начали создаваться
различные художественные ассоциации,
работающие в новом стиле: «Выставочное
общество искусств и ремёсел»
(1888) в Великобритании, «Объединённые
художественно-ремесленные мастерские»
(1897) и «Немецкие
мастерские художественных ремёсел»
(1899) в Германии, «Венские
мастерские»
(1903) в Австрии, «Нансийская школа» во
Франции, «Мир
искусства»
(1890) в России.
Визитная
карточка модерна – «Удар бича» Германа
Обриста.
Модерн
стремился сочетать художественные и
утилитарные функции создаваемых
произведений, вовлечь
в сферу прекрасного все сферы деятельности
человека.
Модерн
должен был стать стилем жизни нового
общества, создать
вокруг человека цельную эстетически
насыщенную пространственную и предметную
среду, выразить
духовное содержание эпохи с помощью
синтеза искусств, новых, нетрадиционных
форм и приемов, современных материалов
и конструкций.
Период
становления модерна (рубеж XIX-ХХ веков)
отмечен национально-романтическими
увлечениями, интересом к средневековому
и народному искусству.
На
первой стадии развития, согласно лозунгу,
выдвинутому А.Ван де Велде: «Назад к
природе», художники стремились
освободиться
от излишеств декора,
свойственных эклектизму «викторианского
стиля», Второго Ампира, Необарокко и
«неоренессанса» середины XIX века.
На
второй стадии архитекторы модерна
переходили к
целостному проектированию здания
«изнутри наружу».
При этом возрождалась старая традиция,
когда архитектор рисовал все «до
последнего гвоздя»: от общего эскиза
сооружения до рисунков дверных ручек,
оконных переплетов, светильников и
каминов.
Для
названий произведений искусства периода
Модерна характерны экзотические
определения: «павлиний
глаз», «цвет
красной парчи», «сине-зеленый атлас
павлиньих перьев», «перламутр нежной
ночи». Возрождались классические мотивы
и материалы, а также редкие техники
эмалирования, иризации и росписи стекла
эмалями, краклэ – приемы венецианского
стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная
отделка деталей, использование необычных
материалов проникают в живопись.
В
период Модерна не
было создано единого исторического
художественного стиля,
обладающего необходимой целостностью
формальных признаков. Поэтому под словом
«модерн» следует понимать конкретный
исторический период, включающий различные
течения, школы и стили, связанные общими
идеологическими устремлениями.
Словосочетание «стиль модерна» конкретнее
и обозначает отдельное стилистическое
течение, в котором наиболее полно
проявились идеи синтеза.
Модерн
хотел возродить дух стилевого единства
художественных организмов, присущий
средневековому или народному искусству,
общность и взаимовлияние всех видов
искусства. Это предопределило появление
нового типа художника – универсала,
соединившего в одном лице архитектора,
графика, живописца, проектировщика
бытовых вещей и часто теоретика.
Архитектура
модерна была первым шагом в архитектурном
развитии ХХ века. Она искала единства
конструктивного и художественного
начал, вводила свободную, функционально
обоснованную планировку, применяла
каркасные конструкции,
разнообразные, в том числе новые,
строительные и отделочные материалы
(железобетон, стекло, кованый металл,
необработанный камень, изразцы, фанера,
холст).
В
живописи и
скульптуре модерн
неразрывно связан с символизмом. Поэтика
символизма обусловила интерес к символике
линии и цвета, к темам мировой скорби,
смерти, эротики, к миру тайны, сна,
легенды, сказки.
Динамика
и текучесть формы
и силуэта характерны для скульптуры и
для произведений декоративно-прикладного
искусства, уподобляющихся феноменам
природы с их органическими внутренними
силами.
Основной
выразительной формой и мотивом стиля
модерн стала
линия, но не
прямая, а гибкая, живая, прихотливая,
изящная, одухотворенная. Язык искусства
модерна – это абстрактные формы, но
живые, органические, дышащие и растущие.
Архитектура
модерна разнообразна. Этот стиль вобрал
в себя элементы всех предшествующих
стилей, но
в отличие от эклектизма, его авторы
отказались от прямого копирования форм
ренессанса и барокко.
Отказ
от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных»
линий,
использование новых
технологий (металл, стекло),
а также стремление к созданию одновременно
и эстетически красивых, и функциональных
зданий.
Большое внимание уделялось не только
внешнему виду зданий, но и интерьеру.
Все конструктивные элементы: лестницы,
двери, столбы, балконы — художественно
обрабатывались.
Главный
принцип модерна — интерьер
и архитектура должны по возможности
максимально повторять и продолжать
друг друга.
Иначе говоря, нельзя строить особняк
в стиле модерн, а комнаты обставлять
по канонам барокко. В ту эпоху немало
дизайнеров наряду с проектом здания и
внутреннего убранства даже разрабатывали
эскизы костюмов для обитателей дома.
Художники
и архитекторы нового времени черпали
вдохновение в природе, прежде всего в
растительном мире. В декоре постоянно
использовали и обыгрывали флористические
мотивы.
Флористические мотивы повторяются не
только на ограде, но и на лестнице,
балконах, дверных ручках, декоративных
засовах и фонарях. Для стиля модерн
характерны тонкие линии с плавными
изгибами, имитирующие отдельные
травинки, стебли, лианы и узкие листья.
Их переплетения напоминают одновременно
и арабески, и народные кельтские узоры.
При этом в почете непышные розы или
пионы, а цветы, отличающиеся вытянутостью
очертаний: ирисы, орхидеи, лилии,
колокольчики.
В
декоре часто используют изображения
птиц, например лебедей
и павлинов.
Не обошли вниманием и морские
волны. Более
сложные композиции эксплуатируют
образы речных и лесных нимф, одетых в
длинные ниспадающие туники, в венках
из цветов, с длинными, струящимися до
земли волосами, девы с длинными волнистыми
волосами, извивами рук и струящимися
складками одежд томными и бледными
лицами. Присутствуют и восточные мотивы
— ветки цветущих сакуры и сливы, бабочки.
Заметное
влияние на стиль модерна оказало
искусство
Японии,
ставшее более доступным на Западе с
началом эпохи
Мэйдзи.
Художники модерна также черпали
вдохновение из искусства
Древнего
Египта
и других древних цивилизаций.
Возникновение
стиля модерн соответствует эпохе
империализма,
когда возникла потребность строить не
только замки, ратуши и церкви, но и
заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные
залы, магистрали. Поэтому возникает
потребность в использовании новых
материалов. Такие
материалы появляются: железо (сталь),
бетон, стекло.
Они дополняют использование камня,
кирпича и дерева.
Идея
применения стального каркаса как несущей
конструкции впервые появилась в Чикаго
(Чикагская школа, Луис Салливен, Франк
Ллойд Райт). Наиболее яркий пример —
Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание
как бы устремляется ввысь, подчеркнуто
вертикальное членение. Проемы окон
делаются более широкими для более
полного освещения помещений. Кроме
того, в работах Салливена уже появляется
принцип «органичной архитектуры», то
есть стремление привязать строение к
окружающему пейзажу, вытекание внешнего
облика здания из его внутреннего
содержания.
В
архитектуре модерна есть ряд характерных
черт, например, отказ
от обязательных симметричных форм.
В нем появляются новые формы, как,
например, «магазинские
окна», то
есть широкие, предназначенные играть
роль витрин. Стены здания в стиле арнуво
часто имеют изогнутую
поверхность.
Большой
популярностью пользуются кованые
решетки
нечастого плетения, в узоре которых
легко угадать уже известный нам удар
бича. В архитектуре арнуво нашли
применение и колонны, но они не так
заметны, как в античных постройках.
Портик (крытая
галерея, перекрытие которой опирается
на колонны)
отсутствует, однако узкие столбы
поддерживают широкий балкон или навес
над крыльцом. Эти элементы можно увидеть
и в интерьере — главным образом на
лестницах. Еще один типичный для модерна
элемент — асимметричные
арки (они
бывают и внутри, и снаружи здания).
В
интерьере в стиле модерн преобладают
естественные
пастельные тона:
бежевый, теплый коричневый, светло-серый,
серо-голубой, «соломенный», палевый,
бледно-розовый, бордовый, различные
варианты зеленого, в том числе болотный,
оливковый и бледно-изумрудный, как у
лесной листвы и травы. Отдельные элементы
могут быть солнечно-золотистыми.
Эффектнее всего в декоре арнуво смотрятся
однотонные настенные покрытия из ткани
с тисненым флористическим рисунком.
Еще один вариант — художественная
штукатурка. С ее помощью удается
воспроизвести практически любое
изображение, подходящее для стиля
Тиффани: от гибких тонких цветов на всю
стену до репродукций шедевров Врубеля,
Сомова, Климта или Бердслея.
В
этот период окончательно складывается
тип жилого доходного дома. Получает
развитие многоэтажное
строительство.
Бывали и такие случаи, когда наряду с
удачными работами, например, подлинного
югендстиля (ван де Вельде), в руках
подражателей в угоду моде и из коммерческих
соображений работа превращалась в
пустое украшательство.
В
работах художников все более стала
прослеживается увлеченность не только
искусством Востока и эстетикой изогнутых
линий, но также и стремление
к рациональности и конструктивности,
геометрической
правильности больших, спокойных
плоскостей, к строгости. Некоторые
архитекторы начала ХХ века предвосхищали
во многом функционализм, стремились
выявить каркасную структуру здания.
Стилистический
диапазон искусства Модерна широк. Во
многих петербургских зданиях
«классического модерна» стиль не
проявляется в «чистом виде». Классическая
колоннада дорического ордера сочетается
с растительным орнаментом в стиле Ар
Нуво и открытыми железными конструкциями.
То же смешение элементов разных стилей
можно видеть в зданиях Торгового дома
братьев Елисеевых в Москве и Петербурге.
Другое
течение национально-романтического
направления представляет «северный
модерн».
Рационалистические тенденции и
Неоклассицизм породили оригинальную
«модернизированную классику».
Основным
средством выражения в стиле модерна
является орнамент, который не только
украшает произведение, но и формирует
его композиционную структуру.
Модерн
стремился стать единым
синтетическим стилем,
в котором все элементы из окружения
человека были выполненные в одном
ключе. Вследствие этого в этот период
возрос интерес к прикладным искусствам:
дизайну интерьеров, керамике, книжной
графике.
Скульптура
модерна отличается динамикой и текучестью
форм, виртуозной игрой крупных или же
хрупких линий и силуэтов, стремлением
передать мгновение в выражении лица
или в позе человека; в переосмыслении
классического академического подхода
и стиля в скульптуре. Огюст Роден (Вечная
весна), Камилла Клодель (Бронзовый
вальс), Аристид Майоль (Ночью), все —
Франция; Франтишек Билек (скульптура
Моисей) — Чехия; Герман Обрист (фонтан)
— Германия; Жан Минне (Горюющая мать с
двумя детьми) — Бельгия.
«Стиль
модерн» в живописи
заключал в
себе отчетливую программу всеобщих
эстетических преобразований: идея
сотворения прекрасного, которое не
содержится в неудовлетворительной
окружающей жизни. Только в мире искусства
создается истинная красота. Искусство
рассматривалось в этот период как
средство возможного социального и
нравственного совершенствования и
даже преобразования общества – идея
утопическая. Стиль модерн возник как
отклик на изломы и противоречия самой
жизни, чреватой революциями и войнами.
Эстетическим увлечением модернистов
была также античность. «Мир Искусства».
Самые типичные представители Мира
искусства – Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере,
Дягилев, Васнецов, Врубель, Билибин.
Для творческой манеры художников Мира
искусства характерно стремление
использовать особенности предшествующих
исторических стилей. Сомова вдохновляли
рокко и русский ампир, Серова и Бакста
– греческая архаика, Билибина, Васнецова
Рериха – древнерусское
искусство.
Но все это переплавляется в новый стиль,
что и определяет общность русского
модерна как стилевого направления в
живописи и графике. Пристрастие к
лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам
цвета панно, => загадочность,
таинственность, что вполне отвечало
духу модерна, европейского и русского,
склонного к мифиологизации пространства.
Некоторым членам объединения Мир
искусства была свойственна
национальная романтика. В
их произведениях оживали народное
устно-поэтическое творчество и
отечественная история. К таким художникам
можно отнести Виктора Михайловича
Васнецова (Царь Грозный) и Николай
Константинович Рерих (Заморские гости).
Европейская
живопись.
Крупнейший представитель стиля модерн
Густав Климт стал лидером венского
направления Сецессион. Для его живописи
характерно плоскостное
изображение, подчиненное орнаментальному
ритму, дробному узору
(«Поцелуй», «Юдифь»). Яркие синие,
зеленые, красные цвета его картин,
уплощенность рисунка, орнаментальность,
необычная фактура из мелких квадратов
и прямоугольников вызывают в памяти
византийские мозаики и японскую графику.
Климт соединял живопись маслом с
аппликацией и инкрустацией, введением
в картину смальты, майолики, меди и
латуни, полудрагоценных камней и даже
кораллов.
Самым
первым интерьером
модерна можно считать знаменитую
«Павлинью комнату», оформленную
Д. Уистлером в Лондоне. Фигуры гигантских
птиц — павлинов, написанные на стене,
несколько раз повторяются в общей
композиции комнаты. Сами
фигуры павлинов, ставших в модерне
своеобразным знаком стиля, трактованы
плоскостно.
Графическое начало сочетается в этой
росписи с декоративностью; гнутые линии
контуров укладываются в строгие
прямоугольные рамы: обилие деталей,
сконцентрированных в некоторых местах,
соседствует с пустотами. Интерьер
стал играть более важную роль.
Декоративно-прикладное
искусство. Луис
Комфорт Тиффани
— американский художник и дизайнер,
представитель модерна.
Международное признание Тиффани
принесли его изысканные изделия из
стекла:витражи,абажуры,бижутерия.
Франция оказалась в положении
распространителя, реализатора стиля
модерн. Нельзя не отметить таких
мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль
Галле стал основателем стиля модерн в
декоративном стекле) в своих произведениях
прикладного искусства. Не зря современники
называли предметы, выполненные им из
стекла «говорящим стеклом».
Ювелирные
украшения.
Рене́ Лали́к — французский ювелир
и стеклянных дел мастер, один из
выдающихся представителей ар
нуво.
Необычное цветное стекло и стекло с
нанесённой на него патиной (цветной
эмалью) — характерная особенность
произведений Лалика. Фаберже «Кле́вер» и
«Ландыши» —
Яйца в стиле модерн.
Костюм.
1890 — образ цветка-хризантемы. Господствует
идеализированный образ женщины:
неземной, праздной, утонченной и
изнеженной с томным взглядом и вытянутой
фигурой. Стиль модерн обогатил искусство
костюма новой цветовой гаммой –
бледно-серые, зеленые, болотные, белые,
бледно-желтые и тепло-травяные тона
окрасили крепы и тафты, муслины и
крепдешина блузках и платьях, плюш
пальто и вечерних бальных ротонд.
Женская фигура при этом имела далекий
от естественных пропорций S-образный
силуэт, корсет. В моде маленькие
пышногрудые женщины. Кружево, муфты,
огромные шляпы с перьями. Веера. В
костюмах 1910-х гг. все чаще заметны
отголоски неоклассицизма, получившего
широкое распространение в архитектуре
и прикладном искусстве. Исчезает
S-образная линия силуэта, а с нею и
корсет, сильно стягивавший и деформировавший
фигуру женщины. Платье этого времени
приобретает стройный и строгий силуэт.
ХХ век — новая форма мягкого лифа, который
мог носиться без корсета, значительно
уменьшение количества нижних юбок,
более простые, лишённые тяжёлой
многослойности платья значительно
облегчили наряд. Мужчины:
Идеальные типы лица мужчины эпохи
модерна – мужчина мужественный с ярко
выраженными признаками: аккуратные
борода, усы, короткая стрижка. На рубеже
веков идеалом считается закрытый с ног
до головы джентльмен, денди, поражающий
своей строгостью и неприступностью.
Изменился фасон воротника: теперь в
моде стоячий воротник с отворотами.
Манжеты рубашки туго крахмалились. В
эти годы исчезли цветные фраки, остались
лишь черные. Костюм отличался от прежнего
только более бесформенным, мешкообразным
покроем. В моду входят мешковатые,
широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу
брюки «французского покроя».
Прически
– стали чаще мыть голову. Изобретен
новый метод горячей завивки. Шиньоны.
В 1890-е вместе
с закрытыми платьями пришла и мода на
волосы, собранные на макушке или на
затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко»
и т.д. Готовую, довольно объемную,
прическу оформляли при помощи щипцов
«волнами» (волна — один из излюбленных
мотивов модерна). Бандо. Мужчины.
К концу столетия все, кроме пожилых
людей, носили совсем короткие стрижки.
Только нищие, люди из простонародья и
представители богемы: музыканты, поэты,
художники — носили довольно длинные
волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе
особенно ценился идеальный пробор,
который порой даже специально
протравливали сильными химическими
средствами. Бороды исчезали.
Графика
модерна обладала собственными
выразительными средствами: энергичный
обобщенный рисунок, резко контрастные
цветовые соотношения, использование
больших технических возможностей
литографии содействовали развитию
такой разновидности графики, как афиша,
плакат. Для них характерны тщательно
разработанные композиции, декоративные
и шрифтовые.
В
конце 19 века сформировался тот вид
графики, который мы привыкли называть
плакатом.
Рождение плаката обусловлено новшествами
в типографской промышленности. Настоящему
искусству плаката открыла путь техника
литографии. тираж мог составлять
несколько тысяч оттисков. Франция –
страна плаката. Первым мастером был
Жюль Шере («Жирары»). Эжен Грассе создает
афиши с плавным рисунком в легких
полупрозрачных тонах. Альфонс Муха
создавал незабываемые афиши театральных
спектаклей. Итальянские художники:
Марчелло Дудович и Леопольдо
Метликовиц. Уильям Бредли делал
плакаты в флореальном стиле (Велосипеды
Виктор), бельгиец ван де Вельде выступил
в качестве автора рекламы «Тропон». К
числу венских мастеров принадлежал
Коломан Мозер (афиша). Обри Бердсли
представитель стиля модерн в Англии.
Он вдохновлялся исключительно
литературными персонажами, его огромное
наследие — это, главным образом,
иллюстрации, обложки, бордюры, заставки,
концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
В
России большую роль в становлении
плаката сыграли мирискуссники. Плакат
предоставлял им массовую трибуну, с
которой они могли заниматься эстетическим
просветительством. Одно из важнейших
достижений русского дореволюционного
плаката – плакат Серова с изображением
Анны Павловой. Прекрасно ощущая
воздушность и грациозность балетного
танца, художник передает это ощущение
зрителю и делает акцент на индивидуальности
артиста.
Интерес
к национальной культуре является
характерной чертой мастеров модерна,
не только русского, но и европейского.
Например,
знаменитую французскую художницу
Элизабет Сонрель вдохновляли романтические
легенды о короле Артуре,
библейские сюжеты, древние и средневековые
легенды о любви. Неповторимый стиль в
русской графике создал Иван Яковлевич
Билибин – стиль книжной иллюстрации,
основанный на стилизации народного
искусства – лубка, резьбы по дереву,
древнерусских миниатюр. Его книжные
иллюстрации отличались взволнованной
поэтичностью, яркой цветовой гаммой.
Орнамент
модерна, во всех видах искусства
структурно организующий плоскость, и
своеобразный ритм его гибких линий
сложились в графике. Литография,
ксилография, искусство
книги достигли в этот период высокого
подъема.
Животные,
птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь,
орел), цветы (розы, вишни, гвоздики,
плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия,
тюльпан, подсолнух), листья, деревья —
излюбленные
мотивы в орнаменте модерна. Раппортом
орнамента становится человеческая
фигура или какая-то ее часть. Чаще всего
это женская фигура, волосы. Разумеется,
все эти «объекты» переходят в
орнамент стилизованными, сильно
преобразованными сравнительно с тем,
какими они выступают в натуре.
Важное
и особое место в орнаменте югендстиля
занимал образ Женщины. Такие художники
модернисты как Михаил Врубель, Анри
Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха,
Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан
создавали образ женщины-героини,
женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы,
насыщая и дополняя орнаментальную
композицию.
Модерн
породил огромное количество новых
шрифтов.
Достижения
русского книжного дизайна начала ХХ
века во многом определяют сегодняшний
полиграфический язык. Книжный модерн
поэтично называют «эпохой красивой
книги». Знаменитые художники начала
XX века: Гончарова, Ларионов, Розанова,
Родченко, Степанова, Чекрыгин, Филонов
и Эль Лисицкий создавали шрифты, обложки,
титульные листы, рисунки, находя
предельное графическое выражение
экзальтированного, чувственного или
мистического содержания книг; составляя
законченное единство иллюстрации и
печатного слова, воздействовавших на
читающую публику подобно безукоризненным
произведениям искусства. Это были
книги, рожденные фантазией художника
и поэтами, бесконечно далекими от
обыденности.
Что такое модерн? Терминология, идея, особенности стиля — AMA Light Technologies на vc.ru
1880
просмотров
Часть 1.
Слово МОДЕРН пришло к нам из французского языка (modeme – современность), означающее большое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне, получившее своё распространение в конце 19 начале 20 веков, основную популярность получило прямо перед началом Первой мировой войны. Основной художественной идеей, доминировавшей в то время, являлась преодолением эклектичности прошлых развитий стилей, как найти гармонию в жизни и искусстве в эпоху промышленных революций. Мастер работавший в стиле модерн стремился совместить художественную составляющую произведения с её функциональностью, вовлекая таким образом в сферу искусства каждую сферу деятельности любого человека, в следствие чего была реализована идея «преобразить жизнь по средствам искусства». В этом модернисты были схожи с последователями стилей романтизм и символизм. Особенной чертой периода модерна является особое внимание модернистов к декоративно-прикладному искусству и постепенно растущий интерес новыми технологиями, что в последствии выльется в новый стиль – Хай-тек.
КАК НАЗЫВАЛИ МОДЕРН В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОППЫ
Очень разные интерпретации термина «МОДЕРН» обусловлено его популярностью по всему миру. Многие термины Вы скорее всего уже слышали. И чтобы у Вас сложилась более обширная картина модерна, нужно понять, что все эти термины означают один стиль – МОДЕРН:
Франция — Aр-нуво, что в переводе означает «Новое искусство», ещё во Франции этот стиль называли — «Конец века»
Англия — «Современный стиль»
Германия — «Югенштиль» или «Молодой стиль» — названый так, благодаря иллюстрированному журналу «Юген» (Jugend), который был основан в 1896 году.
Австрия, Чехия и Польша — «Сецессион» или «Отделить», «Обособить»
Шотландия — «Стиль Глазго»
Бельгия — «Стиль двадцати» — по наименованию сообщества бельгийских художников «Общество ХХ».
Италия — «Стиль Либерти» — стиль свободы
Испания — «Модернизмо»
Нидерланды — «Новое искусство»
Швейцария — «Еловый стиль»
Соединённые Штаты Америки — «Стиль Тиффани» — благодаря имени знаменитого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.
Россия — «Модерн».
Сам термин «Модерн» первый раз использовал Эдмон Пикар, который опубликовал его в бельгийском журнале «L’Art Modeme», чтобы описать художественное произведение бельгийского художника декоративно-прикладного искусства, живописца и архитектора Анри ван де Велде, который входил в «Общество XX»
Не утихают споры о том, как определить этот феномен. К примеру Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что это художественный стиль, а Михаил Павлович Тубли и Виктор Георгиевич Власов, считают, что этот термин означает эпоху в истории искусства, а стилевых течений в эту эпоху было огромное множество, Григорий Юрьевич Стернин же считает, что модерн — это «историко-культурного понятия, подобного бидермайеру» (бидермайер – это стиль, который зародился в период затишья в Европе после Наполеоновских войн, уникальность этого стиля в том, что у него нет ярко выраженных отличительных особенностей).
Хотя творцы в стиле Модерна и пытались преодолевать эклектику прошлых эпох, в модернистских произведениях сохранились черты историзма художественного мышления.
ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТИ
В середине 19 века в искусстве Западной Европы основным направлением стал историзм. Идеи историзма складывались из повторения и интерпретации стиля древних цивилизаций. Для преодоления эклектизма, который сопутствовал историзму, объединения художников из разных стран начали создавать новые течения и новый стиль.
ИДЕЯ СТИЛЯ МОДЕРН
В первую очередь, основа модерна – это уничтожение границ между прикладным и изобразительным искусством. Наиболее широкое применение можно наблюдать в новых дизайнах интерьера, графиках, мебели, керамике и ювелирных украшениях. Стиль отвечал идее лидеров мнений 19 века, к ним относят французского архитектора Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюка и британского искусствоведа Джона Рёскина. В Великобритании на Джоне Рёскине сказались идеи Уильяма Морриса и движения «Arts & Crafts». В Германии же немецкие художники, дизайнеры и архитекторы, находились в поисках «Gesamtkunstwerk» (Единство искусств), объединяющего архитектурные особенности, обстановки, дизайны и искусство в интерьере в одной стилистике.
Основной принцип нового движения, одним из первых определил активный теоретик модерна Анри Ван де Вельде. Он считал, что функциональную конструкцию можно сделать красивой и не используя орнамент. Красота уже заложена в форме конструкции. Анри представляет в своих работах «абстрактные» направления нового стиля, а именно вместо стилизованного растительного орнамента, то есть «флореальное» направление он предложил динамические линейные орнаменты, так-как они лучше соответствуют новым техникам в архитектуре и художественной промышленности.
ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ МОДЕРНА
Главная черта модерна — декоративность
Главные мотивы — вьющиеся растения
Главные принципы — уподобить рукотворную форму природе и наоборот.
Заметная особенность модерна – это отсутствие прямых линий и углов, а вместо них плавные, изогнутые линии, как бы отсылающие нас к природной форме растения. Зачастую художник модернист брал, как основу для своего рисунка орнамент из природного мира.
Форма модерна – это преобладание отказа от симметрии и вместо этого: вертикальные стремящиеся в высь доминанты, которые перетекают из одной формы в совершенно другую.
Преобладающие цвета приглушенные оттенки — цвета увядших роз, табака, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый тона. В интерьере характерные сочетания плоскости, изогнутые мебельные композиции.
Отделка в стиле модерн, как правило, сочетает в себе наличие мозаичной композиции, эмаль, золотой фон, чеканка по меди и латуни.
Конструкция в стиле модерн — это каркасная конструкция (несущий элемент является стальной каркас). Окна — прямоугольное, вытянутое кверху, зачастую богатое растительным декором, бывают арочными, использование «магазинных окон» — это широкое окно напоминающее витрину. Дверь в стиле модерн — прямоугольная либо арочная, плоские формы, используется мозаичный орнамент, декорированные.
Благодаря тому, что модерн старался стать единым стилем, объединяющим в себе все элементы жизнедеятельности, которые выполнены в едином стиле и сочетаются друг с другом, стали набирать обороты прикладные искусства, такие как: дизайн, керамика, книжная графика.
Несмотря на изначальное сопротивление, модернисты зачастую прибегали к эклектичности, так как в модерне уже существовало множество направлений. Например, неоромантизм объединял в себе романский стиль, готические мотивы и ренессанс.
Ещё одной характерной особенностью стиля являлись: декор, мифология, театрализация, синестезия, плоскостность, ориентации на органические начала, изменение форм, ритмичность, динамическое равновесие, принцип равноценности изображений и фона, акцент на пятно и силуэты, соединение традиций Восточного и Западного мира.
Фирменный знак модернизма стала вышивка «Удар бича». Термин «Удар бича» появился из-за узора который вышили на портьере в 1895 году. Вышивали этот узор по рисунку Германа Обриста «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, которые кто-то из критиков сравнил с «яростными изгибами обрушивающегося бича».
Эта статья выйдет в двух частях, так как тема модерна очень обширна и многогранна.
Подписывайтесь на мой канал и ожидайте новую статью совсем скоро.
В ней мы расскажем про:
1. Классификации модерна
2. Что такое «Предмодерн»
3. Историю развития модерна
4. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве
5. Архитектуру и дизайн модерна
Поддержать канал.
Спасибо за поддержку. Благодаря Вашим донатам канал существует и развивается.
Современная и современная архитектура: в чем разница?
Слова «современный» и «современный» часто используются как синонимы, когда речь идет об архитектуре и дизайне интерьера. Однако, хотя современные и современные дома могут иметь сходство, между этими двумя стилями есть ключевые различия. В этой статье мы разберем основные компоненты современной и современной архитектуры и объясним, как их отличить.
Что такое современная архитектура?
Под влиянием движения современного искусства современная архитектура возникла на рубеже 20-го века и оставалась доминирующим стилем примерно до середины 20-го века. Хотя глобальные интерпретации современной архитектуры различались, каждая из них была ответом на основные технологические достижения, произошедшие в конце 19 века. Железобетон, чугун и листовое стекло были революционными материалами, позволившими архитекторам того времени оторваться от исторических архитектурных прецедентов.
Внешний вид современной виллы
Современные дома характеризуются минималистским дизайном, подчеркивающим функциональность. Они узнаваемы по прямоугольным формам, отсутствию украшений и побелке снаружи. Многие современные дома также были построены с учетом ландшафта. Например, линии крыши или выступа могут отражать линии естественного окружения. Современные дома также включают в себя оценку природы с помощью горизонтальных композиций, построенных низко к земле, и широких стеклянных окон или стен.
Хотя на первый взгляд модернистская архитектура может показаться суровой, она часто включает в себя натуральные материалы, такие как дерево насыщенных теплых тонов, чтобы заземлить пространство. Современные дома также известны своей привлекательной открытой планировкой. Вот некоторые ключевые характеристики, которые следует учитывать при идентификации современной архитектуры:
- Прямоугольные формы
- Отсутствие украшений
- Низкая горизонтальная композиция
- Элементы асимметрии
- Открытые планы этажей
- Большие стеклянные окна
- Побеленные фасады
- Натуральные материалы, такие как дерево
- Акцент на природе
Что такое современная архитектура?
В отличие от современной архитектуры, современная архитектура не привязана к какому-то одному периоду времени. То есть современные дома отражают современные архитектурные тенденции — то, что современно сейчас, может быть несовременно через 20 лет. Тем не менее, этот тип архитектуры изменчив по стилю и включает в себя элементы дизайна как прошлого, так и настоящего. По этой причине современные дома часто включают в себя элементы, обычно встречающиеся в современных домах. Вот почему их так часто путают.
Современные дома уникальны тем, что сочетают в себе несколько архитектурных стилей. В то время как они отличаются минимальными украшениями, открытыми пространствами и большими окнами современных домов, они также характеризуются композицией свободной формы, которой нет в модернистской архитектуре. Благодаря современным технологиям архитекторы больше не ограничиваются линейными формами. По этой причине современные дома, как правило, имеют драматические изгибы и кажущиеся невозможными пропорции.
Еще одной отличительной чертой многих современных домов является экологичный, устойчивый дизайн и технология «умного дома», отражающая реакцию на сегодняшнюю чрезвычайную ситуацию, связанную с изменением климата. Например, современные дома часто строятся из натуральных и переработанных материалов. Вот некоторые ключевые характеристики, которые следует учитывать при определении современной архитектуры:
- Combination of styles
- Both angles and curves
- Free-form composition
- Elements of asymmetry
- Open floor plans
- Large glass windows
- Mixed materials
- Emphasis on nature
- Sustainable design
Почему эти различия имеют значение?
При покупке дома в ваших интересах использовать точные формулировки при описании того, что вы хотите. Точно так же полезно знать, что имеют в виду брокеры, архитекторы или застройщики, когда говорят «современный» или «современный». Часто вы обнаружите, что даже профессионалы отрасли используют эти два слова взаимозаменяемо, что может сбить с толку потенциальных покупателей жилья. Изучение различий между современной и современной архитектурой поможет вам лучше понять свой собственный стиль и то, что вы ищете в доме.
К. Овнанян строит новые дома с красивым дизайном по всей стране. Посетите наши новые домашние сообщества в вашем штате.
Последнее обновление 7 декабря 2020 г.
характеристики современной архитектуры – современный а2
9 апреля 2011 г.
Чем отличается современная архитектура? Современный член a2, Грег Джонс, AIA, резюмирует некоторые общие характеристики этого периода архитектуры.
Характеристики Средневекового Модерна:
- Отсутствие орнамента: Декоративные молдинги и изысканная отделка исключены или значительно упрощены, уступая место чистой эстетике, где материалы встречаются в простых, хорошо выполненных соединениях.
- Акцент на прямоугольных формах и горизонтальных и вертикальных линиях : Формы домов основаны на коробках или связанных коробках. Материалы часто используются в четко определенных плоскостях и вертикальных формах, наложенных на горизонтальные элементы для драматического эффекта.
- Низкие, горизонтальные массивы, плоские крыши, упор на горизонтальные плоскости и широкие свесы крыш: Современные дома, как правило, располагаются на просторных участках, поэтому многие, но не все, должны иметь извилистые одноэтажные планы. Многие примеры обнимают землю и появляются на сайте, а не контрастируют с ним.
- Использование современных материалов и систем: Стальные колонны используются в открытых помещениях, бетонные блоки используются в качестве готового материала, бетонные полы окрашиваются и подвергаются воздействию внешней среды, стальные фермы с длинными пролетами обеспечивают открытое пространство без колонн и лучистое отопление. системы повышают комфорт человека.
- Использование традиционных материалов по-новому: Такие материалы, как дерево, кирпич и камень, используются упрощенно, отражая современную эстетику. Традиционный сайдинг из вагонки заменяется простой вертикальной обшивкой из досок, используемой в больших гладких плоскостях. Кирпич и каменная кладка простые, без орнамента, используются в прямолинейных массивах и плоскостях.
- Акцент на честность материалов: Древесина часто окрашивается, а не окрашивается, чтобы выразить ее естественный характер. Во многих случаях наружная древесина также окрашивается, чтобы можно было выразить текстуру и характер древесины.
- Взаимосвязь между внутренним пространством и участками: Использование больших стеклянных пространств фактически переносит территорию здания в здание, используя впечатляющие виды и естественный ландшафт.
- Акцент на открытых, плавных внутренних пространствах: Жилые помещения больше не определяются стенами, дверями и коридорами. Гостиная, столовая и кухня, как правило, сливаются в одно непрерывное внутреннее пространство, отражая более непринужденный и расслабленный образ жизни.
- Щедрое использование стекла и естественного света: Окна больше не иллюминаторы наружу, а большие пространства от пола до потолка из стекла, обеспечивающие впечатляющие виды и обеспечивающие естественное освещение глубоко внутри дома.