Модерн в архитектуре это: зарождение, виды и особенности стиля

Модерн в архитектуре это: зарождение, виды и особенности стиля

зарождение, виды и особенности стиля

Модерн — это новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе и быстро распространившийся по всему миру. Появление стиля обязано трём важным факторам: стремление отказаться от традиций и переосмыслить прошлое, развитие технического прогресса, позволившее создавать сложные детали, и переломный исторический момент, который способствовал росту национального самосознания в европейских странах.

  • Зарождение

  • Характерные особенности

  • Виды

  • Модерн в России

  • Модерн в Европе

Зарождение

Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.

Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.

Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.

Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера. Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы.

Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.

Характерные особенности

Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были. Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств.

Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.

Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.

Виды

В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.

Ранний

Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.

Поздний

С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.

Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.

Деревянный

Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

Модерн в Европе

Модерн зародился в Европе, поэтому неудивительно, что именно в европейских странах он представлен лучше всего. В каждой стране привносились свои особенности, шло обращение к собственному национальному наследию и фольклору.

Скандинавия и Прибалтика

Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания обратились к северному модерну, который в этих странах называют национальным романтизмом. Его распространение обусловлено легкой доступностью натурального камня и дерева — главные материалы стиля. Неприступные дома с каменным основанием и асимметричными деталями часто напоминают скандинавские замки — подобные примеры можно встретить в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Бергене.

Из прибалтийских стран отдельно стоит отметить Ригу, где появился свой «рижский югендстиль». До трети домов в центре города построены именно в этом стиле. Именно здесь находится настоящая галерея модерна под открытом небом — улица Альберта, где сосредоточены красивейшие архитектурные памятники югендстиля.

Западная Европа

В Западной Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался в среду. Ар-нуво в Париже — это, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии отличался отсутствием плавных линий, он был квадратным и строгим. В Барселоне — это авторский стиль, созданный Гауди. Здесь преобладали плавные линии, множество ярких и разнообразных декоративных элементов и мозаики.

В Венгрию стиль пришёл из Австрии и по наследству получил название «сецессион». Примеров венгерского сецессиона больше всего в Будапеште, где европейский стиль смешался с персидскими и мавританскими мотивами, стал особенно ярким и необычным.

Модерн был популярен и в Праге, где стиль отличался особой выразительностью. Фасады домов украшают растительные орнаменты и скульптуры героев национальных сказок. Особенно популярен стал пражский художник, работавший в этом стиле, — Альберт Муха.

Заключение

Модерн стал поистине революционным стилем, разрушившим сложившиеся традиции и нормы как в архитектуре, так и в других формах искусства. Отчасти он был результатом кризиса, а отчасти — отражением непростой эпохи, полной противоречий и стоявшей на пороге больших перемен. Отказ от традиций привёл к рождению новых стилей, которые раз за разом переосмысливали архитектуру и были отражением общественных изменений.

Архитектура модерна | это… Что такое Архитектура модерна?

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Содержание

  • 1 История развития
  • 2 Модерн в России
  • 3 Архитекторы
    • 3.1 Архитекторы России
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История развития

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Дом МилаГауди, Барселона

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля(правильнее югендштиль, нем. jugendstil), в Австрии он назывался сецессион, во Франции — ар нуво и т. д. (см. Модерн). Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе — «раскол». Первая такая сецессия возникла в Мюнхене в 1892 г., по инициативе Франца фон Штука, Вильгельма Трюднера и Фрица фон Юде. В 1893 была создана Берлинская сецессия, и в 1894 — Венская, самая знаменитая.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.

2. Неоклассицизм, пример — Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

4. Иррационализм, пример — магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).

5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России — В. А. Шрётер).

6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое там «национальный романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн, или финский, и дома в этом стиле можно увидеть в небольшом городке Выборге.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили (см. статьи Неоклассицизм, Северный модерн).

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Период архитектуры конца XIX — начала XX века оценивался по разному. Некоторые вообще вычеркивают его из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в ней подготовительный период в развитии дальнейшей архитектуры. Однако стиль модерн свое место в мире занял.

Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.

Модерн в России

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).

Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья).

Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Одним из крупнейших в России специалистов в области архитектуры модерна в настоящее время является М.  В. Нащокина — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом архитектуры Нового времени Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), советник Российской академии архитектуры и строительных наук.[1]

В современной застройке Петербурга могут быть выявлены переосмысленные заново элементы архитектуры модерна.

Архитекторы

ул. Куйбышева (б. Большая Дворянская) в Санкт-Петербурге

Ольбрих

Obecný dum в Праге

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, архитектор — Ф.О.Шехтель

Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог, 1912, архитектор — Ф.О.Шехтель

Дом С. М. Грибушина, Пермь, 1905 г., архитектор — А. Б. Турчевич

  • Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих — Австрия;
  • Виктор Орта, Поль Анкар, Анри Ван де Вельде — Бельгия;
  • Эдён Лехнер — Венгрия;
  • Петер Беренс — Германия;
  • Хендрик Берлаге — Голландия;
  • Антонио Гауди — Испания;
  • Элиель Сааринен — Финляндия;
  • Эктор Гимар, Анри Соваж (Henri Sauvage) — Франция;
  • Йозеф Фанта — Чехия;
  • Чарльз Ренни Макинтош и группа «Четвёрка» — Великобритания;
  • Эйжен Лаубе, Михаил Эйзенштейн — Латвия.

Архитекторы России

  • Адамович, Владимир Дмитриевич
  • Бардт, Траугот Яковлевич
  • Барютин, Иван Тимофеевич
  • Белогруд, Андрей Евгеньевич
  • Богусский, Леон Вильгельмович
  • Бондаренко, Илья Евграфович
  • Бони, Иван Иванович
  • Бубырь, Алексей Фёдорович
  • Виррих, Эрнест Францевич
  • Васильев, Николай Васильевич
  • Валькот, Вильям Францевич
  • Вашков, Сергей Иванович
  • Величкин, Виктор Андреевич
  • Вернер, Дмитрий Александрович [1]
  • Гиршович, Борис Ионович
  • Грушецкий, Николай Михайлович
  • Грушецкий, Евгений Николаевич
  • Даукша, Леон Францевич
  • Дубовской, Валентин Евгеньевич
  • Ерамишанцев, Василий Иванович
  • Залесский, Сергей Борисович
  • Заруцкий, Павел Александрович
  • Зеленко, Александр Устинович
  • Иванов-Шиц, Илларион Александрович
  • Кекушев, Лев Николаевич
  • Кондратенко, Иван Гаврилович
  • Косяков, Василий Антонович
  • Кузнецов, Иван Сергеевич
  • Курдюков, Николай Сильвестрович
  • Ливчак, Фёдор Осипович
  • Лазарев, Никита Герасимович
  • Лидваль, Фёдор Иванович
  • Липский, Владимир Александрович
  • Лишневский, Александр Львович
  • Макаев, Георгий Иванович
  • Масленников, Виталий Семёнович
  • Матвеев, Николай Прохорович
  • Машков, Иван Павлович
  • Маят, Владимир Матвеевич
  • Мельцер, Роман Федорович
  • Микини, Пётр Карлович
  • Милков, Антонин Аристархович
  • Мясников, Василий Иванович
  • Парланд, Альфред Александрович
  • Розенкампф, Клавдий Леонидович
  • Рошефор, Константин Николаевич
  • Стеженский, Леонид Васильевич
  • Струков, Николай Дмитриевич
  • Сюзор, Павел Юльевич
  • Турчевич, Александр Бонавентурович
  • Ушаков, Пётр Анисимович
  • Фалеев, Николай Григорьевич
  • Харко, Пётр Викентьевич
  • Хренов, Александр Сергеевич
  • Шауб, Василий Васильевич
  • Шевяков, Николай Львович
  • Шервуд, Владимир Владимирович
  • Шехтель, Фёдор Осипович
  • Шмидт, Карл Карлович
  • Щербачёв, Александр Александрович
  • Эйлерс, Константин Иоганн (Константин Германович)
  • Эрихсон, Адольф Эрнестович
  • Юдицкий, Эдмунд Станиславович
  • Якунин, Николай Иванович

См.

также

  • Архитекторы московского модерна (книга);
  • Северный модерн.

Литература

  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
  • Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8
  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5

Примечания

  1. Мария Владимировна Нащокина

Ссылки

Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»

Что такое современная архитектура?

Развитие современной архитектуры произвело революцию в наших городах и рабочих местах, а ее принципы проектирования не только отражали прогресс в науке, здравоохранении и социальном равенстве, но и были призваны способствовать процветанию этих идеалов.

Сегодня принципы современного дизайна помогают объединить общество и используются при строительстве школ, домов и даже мостов и автомагистралей.

Что такое современная архитектура?

Термин «Современная архитектура» описывает архитектуру, спроектированную и построенную в рамках социальной, художественной и культурной концепции, известной как модернизм. Он делал упор на экспериментирование, отказ от заранее установленных «правил» и свободу самовыражения в искусстве, литературе, архитектуре и музыке. Современное движение в архитектуре зародилось в 20-м веке и по-настоящему набрало силу после Первой мировой войны. Достижения в области инженерии, строительных материалов, социального равенства, здравоохранения и промышленности объединились, в то время как прошлые исторические стили были отвергнуты. Это создало идеальный шторм, позволивший архитектуре войти в новую эру дизайна.

Современная архитектура также пыталась помочь решить практическую проблему: бум городского населения. Иммиграция и новые отрасли, такие как производство стали, привлекали людей из сельской местности в города, и для того, чтобы не отставать от роста, требовались новые офисы, фабрики и жилье. Новые методы массового производства означали, что здания (и мебель) можно было производить быстро и относительно дешево.

За прошедшие годы современная архитектура распространилась по всему миру и расширилась, включив в себя региональные адаптации, которые отвечали местным потребностям и дизайнерским предпочтениям. Современные архитекторы также исследовали, как материалы могут влиять на дизайн.

5 столпов идеологии и дизайна

Фото: © Elizabeth Daniels

Архитектор Луи И. Кан работал с доктором Джонасом Солком над проектом Института Солка, центра научных исследований, построенного в 1963 году в Сан-Диего, Калифорния. Кан использовал простые материалы, такие как бетон, тик, стекло и сталь, чтобы создать смелый современный дизайн.

1. Новые строительные материалы: До начала 20-го века строительные материалы ограничивались простыми предметами, такими как кирпич, камень и дерево. Но научные инновации привели к созданию совершенно новых материалов, таких как массовое производство стекла, стали, железобетона и чугуна. Захватывающий мир открылся для архитекторов — внезапно они смогли экспериментировать с материалами, которых раньше просто не было.

Церковь Христо Обреро, построенная в 1960 году по проекту Эладио Диесте

Фото: Леонардо Финотти

Церковь Христо Обреро в Уругвае применяет современные инженерные методы к традиционному материалу, такому как кирпич, для достижения выразительных изогнутых стен и волнистой формы. сводчатая крыша.

Вдохновиться

Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке.
Подпишитесь сейчас

2. Технические достижения: Инженерные технологии развились до такой степени, что в конструкциях можно было использовать эти новые строительные материалы, что дало архитекторам свободу проектирования зданий, устойчивость которых больше не зависела от толстых несущих стен. Это позволило им стать выше (то есть небоскребами). Здания могут стать тоньше, легче и иметь большие стеклянные поверхности. У них могли быть большие планы этажей с большими внутренними пространствами, поскольку требовалось меньше стен, а внешние стены могли быть спроектированы выразительно, что традиционные конструкции из кирпича и раствора не могли поддерживать. Особенно на заре современной архитектуры архитекторы и дизайнеры экспериментально использовали новые строительные материалы и методы строительства, не имея четкого представления о том, как они будут работать и стареть с течением времени. В результате некоторые современные здания теперь демонстрируют признаки износа и старения. (Усилия по сохранению, такие как грантовая инициатива Фонда Гетти Keeping It Modern и инициатива Getty Conservation Institute по сохранению современной архитектуры, были созданы для предоставления ресурсов и помощи людям, которые заботятся об этих зданиях, в их сохранении и обслуживании).

Bauhaus Dessau, завершено в 1925 году. Дизайн Вальтера Гропиуса. Copyright J. Paul Getty Trust

Фото: Гейл Остергрен, 2003

Баухаус был немецкой школой дизайна, архитектуры и искусства, которая сосредоточилась на производстве функциональных предметов для массового производства. Просуществовал с 1919 по 1933 год.

3. Форма следует за функцией: До модернизма архитекторы привыкли ссылаться на исторические стили и формы в своих проектах. В 19 веке популярные стили включали изящное искусство, готическое возрождение и неоклассицизм. В этих стилях назначение здания не обязательно оказывало сильное влияние на его дизайн. Но модернизм представил идею о том, что здание должно функционировать должным образом, и что его внешний вид может быть получен из его функции, сказал Чендлер Маккой, старший специалист по проектам в Институте сохранения Гетти. В результате современная архитектура стремится к минимализму: чистые линии, тщательно сбалансированная композиция, открытые строительные материалы и отсутствие украшений или ссылок на исторические архитектурные стили. «Он должен служить [своей цели], будь то автобусная станция, школа или библиотека. Он не должен выглядеть как итальянский палаццо, — сказал Маккой. «Поэтому его функциональность является ключевой».

Например, в 1932 году Алвар Аалто спроектировал финский санаторий Паймио, который был построен для больных туберкулезом. Он использовал легкие в уходе материалы, никаких острых краев или украшений, которые могли бы собирать грязь, множество окон для помощи в «светотерапии», которая, как считается, помогает лечить туберкулез, и разместил разные отделения в отдельных крыльях, чтобы обеспечить максимум света и воздуха. . Его дизайн дополнил и повысил способность здания соответствовать своему назначению.

Когда модернизм перешел в 1980-х годов некоторые архитекторы начали сомневаться в минимализме, который долгое время характеризовал стиль. Идея о том, что архитектура должна способствовать социальному прогрессу, особенно когда в 20-м веке уже было так много достижений, казалась менее необходимой, и некоторые критиковали несколько резкое появление модернизма. Кроме того, многие из принципов проектирования современной архитектуры теперь стали данностью — например, никто не стал бы проектировать фабрику или офис в стиле неоготики. Поэтому архитекторы снова начали экспериментировать с орнаментом, отказываясь от условности «форма следует за функцией» в пользу более «фривольных» особенностей и возврата к более традиционным строительным формам.

«Вы получаете элементы дизайна в архитектуре, которые демонстрируют, что дизайнер может разместить их на месте, не имея на самом деле четкой функции», — сказал Антуан Уилмеринг, старший программный директор Getty Foundation.

Постмодернизм характеризуется сочетанием стилей дизайна, отсылок к исторической поп-культуре, пародий и излишеств. Современная архитектура, термин, часто используемый для описания архитектуры 21 века, не имеет одного характерного стиля. Он может включать в себя элементы модернизма, устойчивости и новых технологических и инженерных достижений. Тем не менее, вкусы разных архитекторов (и их клиентов) различаются, и вы можете немного украсить здание и по-прежнему считать его современным из-за общих принципов, которыми руководствуется его дизайн. Таким образом, можно сказать, что современная архитектура продолжает процветать и сегодня.

Casa de Vidro (Стеклянный дом), построенный в 1951 году по проекту Лины Бо Барди. Изображение предоставлено лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International (CC BY-SA 4.0)

Фото: Лукас Медейрос

Casa de Vidro («Стеклянный дом») архитектора Лины Бо Барди воплощает современные принципы дизайна: стеклянные стены, взаимосвязанность с природой и открытыми комнатами.

4. Комфорт и здоровье: Идея о том, что дом или даже коммерческое здание должны быть спроектированы так, чтобы быть удобными, верите вы или нет, является новой идеей, представленной модернизмом. Мы должны благодарить модернизм за такие элементы, как связь с природой, просторные комнаты и много света. По мере того как ученые 20-го века узнавали больше о болезнях, гигиене, питании и других основах здоровья, архитекторы принимали элементы дизайна, которые дополняли эти открытия. Сравните это с досовременными зданиями, в которых, как правило, были маленькие окна, много комнат и стен, а также упор на защиту от непогоды и природы.

Железнодорожный вокзал Бейры, построенный в 1965 году по проекту Пауло де Мелу Сампайо, Жоао А. Гаризо ду Карму и Франсиско Хосе де Кастро. Изображение предоставлено по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Фото: Эндрю Мур из Йоханнесбурга, Южная Африка

Железнодорожный вокзал Бейра в Мозамбике демонстрирует, как структуры 19-го века, такие как вокзалы, были переосмыслены в современном мире. эра для представления прогресса и инноваций.

5. Социальный прогресс: Такие движения, как права женщин и рабочих, расцвели в 20 веке. Стало укореняться повышенное осознание социального неравенства и идея о том, что каждый должен иметь доступ к качественному жилью, рабочим местам и общественным местам. Уилмеринг сказал, что эти разработки в сочетании с новыми технологиями массового производства открыли эпоху, когда эстетика модерна была принята для жилья, офисов, школ, спортивных арен, транспорта, библиотек и многого другого. Эти здания были спроектированы так, чтобы быть функциональными для всех. «Модернизм подпитывал веру в то, что качественная архитектура должна быть доступна каждому», — сказал Уилмеринг. «Хотя, безусловно, можно спорить о том, в какой степени Современному движению удалось выполнить это обещание, это был идеал, к которому стремились многие».

Что такое современная архитектура?

По

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

Обновлено 21.04.22

Факт проверен

Джессика Врубель

Факт проверен
Джессика Врубель

Джессика Врубель имеет богатый опыт работы писателем и редактором, работая в различных изданиях, газетах и ​​публичных библиотеках, помогая со справками, исследованиями и специальными проектами. В дополнение к своему опыту журналистики, она более 15 лет занимается просветительской деятельностью на темы здоровья и хорошего самочувствия как в классе, так и за его пределами.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

The Spruce / Sarah Crowley

Рассвет современной архитектуры пришелся на время, когда ручное мастерство заменялось машинной индустриализацией. Современные архитекторы работали над тем, чтобы заново изобретать способы строительства, которые больше фокусировались на том, как люди жили, а не на том, что они считали красивым. Эта архитектура не сентиментальна, как стили возрождения. Вместо этого он инновационный, экспериментальный и минималистичный.

Что такое современная архитектура?

Современная архитектура — это стиль строительства, в котором функциональность и обтекаемые формы превалируют над орнаментом. Эта эстетика дизайна является отходом от более сложных и украшенных домов, таких как королева Анна, викторианский или готический стили возрождения. Современная архитектура обычно включает в себя четкие, четкие линии.

Только в Соединенных Штатах существует несколько стилей современной архитектуры. С 1930 по 1970 годы существуют такие категории, как экспрессионизм, конструктивизм и модерн середины века, и это лишь некоторые из них.

История

Современное движение не было недолгим, и оно включает в себя несколько подстилей, которые охватывают почти 60 лет. Таким образом, может быть трудно определить точную отправную точку. Для некоторых стиль включает в себя более переходную архитектуру, такую ​​​​как движения ар-деко и искусств и ремесел. Для других эти более ранние стили послужили источником вдохновения для более «чистых» современных архитекторов середины века.

Рождение современного дизайна произошло с идеей, что форма должна следовать за функцией. Эта идея возникла у архитектора Луи Салливана, который спроектировал здания для 1893 Всемирная выставка в Чикаго. Эта мантра стала основой для современных архитекторов.

Другими популярными пионерами современной архитектуры являются Фрэнк Ллойд Райт, Staatliches Bauhaus, Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Эстетика современного дизайна была в полном разгаре в 1930-х годах и стала известна как международный модернизм или международный стиль. Эта эстетика дизайна появилась после архитектурной выставки Филипа Джонсона в 1932 году.

В целом, самые известные образцы современной архитектуры заканчиваются примерно в середине 20 века, но стиль дизайна все еще влияет на здания вплоть до конца 20 века.

Характеристики

Поскольку существует так много стилей современной архитектуры, есть несколько определяющих характеристик. Это некоторые из наиболее распространенных, широких ключевых особенностей, которые можно увидеть во многих различных формах.

  • Чистые, минималистичные линии. Эти линии лишены дополнительного орнамента и, как правило, имеют однородную гладкую текстуру.
  • Широкие свесы крыши. В некоторых современных домах преобладают низкие горизонтальные конструкции с большими свесами крыши.
  • Стеклянные стены и большие окна. Вы найдете очень щедрое использование стекла, которое пропускает внутрь значительное количество естественного света.
  • Открытые и четкие планы этажей. Поскольку в современной архитектуре предпочтение отдается форме, а не функциональности, архитекторы стремились предусмотреть большие, просторные планы этажей со столовой и гостиной, которые перетекали друг в друга.
  • Современные и традиционные строительные материалы. Некоторые распространенные материалы в современных домах включают сталь, бетонные блоки, железо и стекло. Более традиционные строительные материалы, такие как дерево, кирпич и камень, использовались более простыми способами, чтобы показать их естественную красоту.
  • Отношение к внешней среде. Много внимания уделялось строительным площадкам и тому, как здания будут соотноситься с окружающим их природным ландшафтом.
  • Асимметричные конструкции. Современные архитекторы экспериментировали с крупными, плавными формами и асимметричными композициями, четко спланированными и лишенными каких-либо дополнительных украшений.

Ель / Сара Кроули

Ель / Сара Кроули

Ель / Сара Кроули

Интересные факты

Самая распространенная тема — отказ от украшений.

В более ранних стилях современной архитектуры все еще использовалось украшение. Например, Фрэнк Ллойд Райт включил окна из художественного стекла, чтобы не требовалось никаких дополнительных художественных работ. Кроме того, современная архитектура в основном аналитическая, а не эффектная.

Современная архитектура отличается от современной архитектуры.

Для некоторых людей современная и современная архитектура — одно и то же. Однако современная архитектура была вдохновлена ​​художественным движением, известным как модернизм, и просуществовала примерно до 19 века.60. Современная архитектура включает в себя архитектуру с 1960-х годов до наших дней. Короче говоря, современная архитектура отражает современные стили, которые очень разнообразны.

Со временем современные дома стали слишком холодными для повседневной жизни.

Современные дома были революционными в том смысле, что они приняли концепцию свободного пространства. Идеология также отвергала беспорядок и лишнее имущество. Однако по мере того, как шел период проектирования, многие архитекторы бросили вызов этому строгому представлению о пространстве и отсутствии вещей, назвав его холодным и безличным.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *