Ордер архитектурный: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Ордер архитектурный: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Архитектурный ордер | это… Что такое Архитектурный ордер?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер.

Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям[1].

Структура

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

См. также

  • Ордерная суперпозиция
  • Раскрепованный ордер

Примечания

  1. Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka. — Praha: Česká technika — nakladatelství ČVUT, 2006.  — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0

Литература

  • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Ссылки

  • Чертежи архитектурных ордеров Виньолы и других мастеров

Архитектурный ордер | это… Что такое Архитектурный ордер?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер.

Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н.  э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям[1].

Структура

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

См. также

  • Ордерная суперпозиция
  • Раскрепованный ордер

Примечания

  1. Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka.  — Praha: Česká technika — nakladatelství ČVUT, 2006. — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0

Литература

  • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Ссылки

  • Чертежи архитектурных ордеров Виньолы и других мастеров

греческих архитектурных ордеров — Smarthistory

Определите классические ордера — архитектурные стили, разработанные греками и римлянами и используемые по сей день.


Архитектурный ордер описывает стиль здания. В классической архитектуре каждый ордер легко узнаваем по своим пропорциям и профилям, а также по различным эстетическим деталям. Стиль используемого столбца служит полезным указателем самого стиля, поэтому определение порядка столбца, в свою очередь, определит порядок, используемый в структуре в целом. Классические ордера, обозначаемые терминами дорический, ионический и коринфский, служат не только описанием остатков древних зданий, но и показателем архитектурного и эстетического развития самой греческой архитектуры.

Дорический ордер

Дорический ордер

Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов (например, дерева) к постоянным материалам, а именно камень. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов (вертикальных пластин с тремя делениями) и метоп (квадратных пространств для расписного или скульптурного украшения). Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.

Иктинос и Калликрат, Парфенон, 447–432 гг. до н. э., Афины

Дорический орден возник на материковой части Греции в конце седьмого века до н. э. и оставался преобладающим порядком строительства греческих храмов до начала пятого века до н. э., хотя известные здания классического периода, особенно канонический Парфенон в Афинах, все еще используют его. К 575 г. до н. э. порядок может быть правильно идентифицирован, причем одними из самых ранних сохранившихся элементов являются метопные таблички из храма Аполлона в Фермоне. Другие ранние, но фрагментарные примеры включают святилище Геры в Аргосе, обетные капители с острова Эгина, а также ранние дорические капители, которые были частью храма Афины Пронайи в Дельфах в центральной Греции. Дорический ордер, возможно, находит свое наиболее полное выражение в Парфеноне (ок. 447–432 до н. э.) в Афинах, спроектированном Иктиносом и Калликратом.

Ионический орден

Ионическая столица, северное крыльцо Эрехтейона, 421–407 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины (сегодня Турция), где располагался ряд древнегреческих поселений. Завитки (орнаменты в виде завитков) характеризуют ионическую капитель, а основание поддерживает колонну, в отличие от дорического ордера. Ионический ордер возник в Ионии в середине шестого века до н. э. и были перенесены в материковую Грецию к пятому веку до н. э. Среди самых ранних образцов ионической капители — вотивная колонна с письменами из Наксоса, датируемая концом седьмого века до н. э.

Монументальный храм Геры на острове Самос, построенный архитектором Ройкосом ок. 570–560 гг. до н. э., было первым из великих ионических сооружений, хотя вскоре оно было разрушено землетрясением. Шестой век до н. э. Храм Артемиды в Эфесе, чудо древнего мира, также был ионическим проектом. В Афинах ионический ордер повлиял на некоторые элементы Парфенона (447–432 гг. до н. э.), особенно на ионический фриз, окружающий целлу храма. Ионные колонны также используются в интерьере монументальных ворот Акрополя, известных как Пропилеи (ок. 437–432 до н. э.). Ионический порядок был повышен до внешнего порядка при строительстве Эрехтейона (ок. 421–405 до н. э.) на Афинском Акрополе (изображение ниже).

Северное крыльцо Эрехтейона, 421–407 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины

Ионический ордер отличается изящными пропорциями, придавая ему более стройный и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.

Греческий ордер

Коринфский ордер

Коринфская капитель

Коринфский ордер является одновременно последним и самым сложным из классических архитектурных ордеров. Орден использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и, в свою очередь, породил композитный ордер. Как следует из названия, истоки ордена были связаны в древности с греческим городом-государством Коринфом, где, согласно архитектурному писателю Витрувию, скульптор Каллимах нарисовал набор листьев аканта, окружающих вотивную корзину (Vitr. 4.1.9).–10). С точки зрения археологии, самая ранняя известная коринфская столица происходит из храма Аполлона Эпикурия в Бассах и датируется ок. 427 г. до н. э.

Лист аканта

Определяющим элементом коринфского ордера является искусно выполненная резная капитель, в которой растительных элементов даже больше, чем в ионическом ордере. Стилизованные резные листья аканта растут вокруг капители, обычно заканчиваясь чуть ниже счетов. Римляне предпочитали коринфский ордер, возможно, из-за его тонких свойств. Орден используется во многих известных римских архитектурных памятниках, включая Храм Марса Ультора и Пантеон в Риме, а также Maison Carrée в Ниме.

Наследие греческого архитектурного канона

На протяжении тысячелетий канонические греческие архитектурные ордера оказывали влияние на архитекторов и их воображение. Хотя греческая архитектура сыграла ключевую роль в вдохновении римлян, ее наследие простирается далеко за пределы античности. Когда Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт посетили Грецию в период с 1748 по 1755 год и впоследствии опубликовали «Афинские древности и другие памятники Греции» (1762) в Лондоне шла неоклассическая революция. Завороженная размеренными рисунками и гравюрами Стюарта и Реветта, Европа вдруг потребовала греческих форм. Такие архитекторы, как Роберт Адам, возглавили неоклассическое движение, создав такие здания, как Кедлстон-холл, английский загородный дом в Кедлстоне, Дербишир. Неоклассицизм даже перепрыгнул через Атлантический океан в Северную Америку, еще больше распространив богатое наследие классической архитектуры и сделав греческие архитектурные ордера не только чрезвычайно влиятельными, но и вечными.


Дополнительные ресурсы:

Б. А. Барлетта, Происхождение греческих архитектурных ордеров (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2001).

Х. Берве, Г. Грубен и М. Хирмер, греческих храмов, театров и святынь с (Нью-Йорк: HN Abrams, 1963).

Ф. А. Купер, Храм Аполлона Басситаса 4 тома. (Принтон, штат Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах, 1992–1996).

Дж. Дж. Коултон, Древнегреческие архитекторы за работой: проблемы структуры и дизайна (Итака, штат Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1982).

WB Dinsmoor, Архитектура Греции: отчет о ее историческом развитии 3-е изд. (Лондон: Бэтсфорд, 1950).

WB Dinsmoor, Пропилеи афинского Акрополя, 1: Предшественники (Принстон, штат Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах, 1980).

P. Gros, Витрув и традиции архитектурных особенностей: изготовление и рассуждение: recueil d’études (Рим: Французская школа Рима, 2006 г.).

Г. Грубен, «Наксос и Делос. Studien zur archaischen Architektur der Kykladen». Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 112 (1997): 261–416.

Мари-Кристин Хеллманн, L’architecture Grecque 3 vol. (Париж: Пикард, 2002–2010 гг.).

А. Хоффманн, Э.-Л. Швандер, В. Хёпфнер и Г. Брандс (редакторы), Bautechnik der Antike: международный коллоквиум в Берлине, выпуск 15–17. 9 февраля 1990 г.0049 (Diskussionen zur archäologischen Bauforschung; 5), (Майнц-на-Рейне: П. фон Заберн, 1991).

М. Коррес, От Пентеликона до Парфенона: древние каменоломни и история наполовину обработанной капители колонны первого мраморного Парфенона (Афины: Издательство Мелисса, 1995).

М. Коррес, Камни Парфенона (Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2000).

А. В. Лоуренс, Греческая архитектура 5-е изд. (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996).

Д. С. Робертсон, Греческая и римская архитектура 2-е изд. (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1969).

Дж. Рикверт, Танцующая колонна: на заказ в архитектуре (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1996).

Э.-Л. Schwandner and G. Gruben, Säule und Gebälk: zu Struktur und Wandlungsprozess griechisch-römischer Architektur: Bauforschungskolloquium in Berlin vom 16. bis 18. Juni 1994 (Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 1996).

М. Уилсон Джонс, «Проектирование римско-коринфского ордена», Журнал римской археологии , том. 2, 1989, стр. 35–69.


Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Другие изображения Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Д-р Джеффри А. Беккер, «Греческие архитектурные ордера», в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 20 ноября, 2022 г., https://smarthistory.org/greek-architectural-orders/.

заказ | архитектура | Британика

заказ

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Себастьяно Серлио
Авраам Боссе
Джакомо да Виньола
Похожие темы:
столица
наложенный порядок
антаблемент
дадо
колоссальный порядок

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

порядок , также называемый порядком архитектуры , любой из нескольких стилей классической или неоклассической архитектуры, которые определяются конкретным типом колонны и антаблемента, которые они используют в качестве базовой единицы. Колонна состоит из вала вместе с его основанием и капителем. Колонна поддерживает часть антаблемента, который составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания и состоит из (снизу вверх) архитрава, фриза и карниза. Форма капители является наиболее отличительной чертой того или иного ордена. Существует пять основных ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и составной.

Есть много отдельных элементов, которые составляют полную колонну и антаблемент. Внизу колонны находится стилобат; это сплошная ровная мостовая, на которую опирается ряд колонн. Из стилобата выступает цоколь, квадратный или круглый блок, являющийся самой нижней частью основания. На цоколе, образующем оставшуюся часть основания, находится один или несколько круглых молдингов с различными профилями; они могут включать в себя тор (выпуклый молдинг с полукруглым профилем), скотию (с вогнутым профилем) и одно или несколько скруглений или узких полос.

Вал, опирающийся на основание, представляет собой длинный, узкий, вертикальный цилиндр, который в некоторых порядках имеет рифление (вертикальные канавки). Стержень также может слегка сужаться внутрь, чтобы он был шире внизу, чем вверху.

На вершине вала находится капитель, которая служит для концентрации веса антаблемента на древке, а также служит эстетическим переходом между этими двумя элементами. В своей простейшей форме (дорической) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей; горловина, являющаяся продолжением вала, но визуально отделенная от него одной или несколькими узкими канавками; эхин, круглый блок, который выпирает наружу в самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты; и сами счеты, квадратный блок, который непосредственно поддерживает антаблемент вверху и передает его вес остальной части колонны внизу.

Антаблемент состоит из трех горизонтальных секций, визуально отделенных друг от друга молдингами и поясами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.

Единицей, используемой для измерения колонн, является диаметр вала у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (нижних) диаметров в высоту.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В древнегреческой архитектуре сложились два отдельных ордера, дорический и ионический, вместе с третьим (коринфским) капителем, которые с изменениями были приняты римлянами в I веке до н.э. и с тех пор используются в западной архитектуре.

Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех ордеров, ее высота (включая капитель) составляет всего от четырех до восьми нижних диаметров. Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующим формам дорического ордера часто давали обычную цокольно-торическую основу. Дорический стержень имеет 20 неглубоких канавок. Капитель, как указывалось ранее, состоит из простой горловины; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты. Характерна фризовая часть дорического антаблемента. Он состоит из выступающих триглифов (единиц, каждая из которых состоит из трех вертикальных полос, разделенных бороздками), которые чередуются с удаляющимися квадратными панелями, называемыми метопами, которые могут быть либо простыми, либо вырезанными со скульптурными рельефами. Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.

Ионический ордер отличается от дорического большим количеством каннелюр на стержне и в завитках или завитках, которые свисают над передней и задней частями эхина в капители. Сам эхин вырезан в виде яйца и дротика. Высота всего ионического ордера — колонны, основания, капители и антаблемента — составляет девять меньших диаметров. Основание колонны имеет два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией. Вал высотой восемь нижних диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос). На фризе отсутствуют дорический триглиф и метопа, и, следовательно, эта область может содержать непрерывную полосу резного орнамента, например, фигурные группы.

Коринфский орден — самый элегантный из пяти орденов. Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два расположенных в шахматном порядке ряда стилизованных листьев аканта и четыре завитка. Вал имеет 24 канавки с острыми краями, а колонна имеет высоту 10 диаметров.

Тосканский ордер является римской адаптацией дорического. У тосканского древка нет каннелюры и простая капитель эхина-абака. По пропорциям и профилю он похож на римский дорический, но гораздо проще. Высота колонны семь диаметров. Этот орден является самым солидным на вид из всех орденов.

Составной ордер, который не был причислен к отдельному ордеру до эпохи Возрождения, является позднеримским развитием коринфского. Он называется Композитным, потому что его капитель состоит из ионических завитков и коринфского орнамента из листьев аканта. Высота колонны 10 диаметров.

Дорический и ионический ордера возникли почти одновременно на противоположных берегах Эгейского моря; дорический на материковой части Греции и ионический в греческих городах Малой Азии. (Завитки ионической капители были заимствованы из финикийских и египетских капителей.) Дорический ордер можно считать более ранним из двух только в его развитой форме. Оба ордена возникли в храмах, построенных из дерева. Самым ранним хорошо сохранившимся образцом дорической архитектуры является храм Геры в Олимпии, построенный вскоре после 600 г. до н.э. С этих истоков эволюцию каменной дорической колонны можно проследить по архитектурным остаткам в Греции, Сицилии и южной Италии, где дорический стиль должен был оставаться главным порядком монументальных зданий в течение следующих восьми столетий.

Греки, как и римляне, считали коринфскую капитель всего лишь вариантом, которым можно заменить ионическую. Первое известное использование коринфской капители снаружи здания — это хорагический памятник Лисикрату (Афины, 335/334 до н. э.). Коринфянин был возведен в ранг ордена римским писателем и архитектором I века до н.э. Витрувием.

Римляне переняли дорический, ионический и коринфский ордера и модифицировали их для создания тосканского ордера, который является упрощенной формой дорического, и составного ордера, представляющего собой комбинацию ионического и коринфского ордеров. Еще одним римским нововведением был наложенный порядок; когда колонны украшали несколько последовательных этажей здания, они обычно были разного порядка, в восходящей последовательности от самых тяжелых до самых тонких. Так, колонны дорического ордера отводились первому этажу здания, ионического — среднему, а коринфского или композитного — верхнему. Чтобы избежать осложнений, связанных с отдельными ордерами для каждого этажа, архитекторы эпохи Возрождения изобрели колоссальный ордер, который состоит из колонн, занимающих высоту двух или более этажей здания.

Витрувий был единственным древнегреческим или римским писателем по архитектуре, чьи работы пережили средневековье. Когда в начале 15 века был вновь открыт его справочник для римских архитекторов, De architectura, , Витрувий сразу же был провозглашен авторитетом в области классической архитектуры. На основе его сочинений итальянские архитекторы эпохи Возрождения и барокко разработали эстетический канон, установивший правила наложения классических ордеров.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *