Поздняя готика: Готическая архитектура. Поздняя готика

Поздняя готика: Готическая архитектура. Поздняя готика

Готическая архитектура. Поздняя готика

Пламенеющая готика — особый период, когда архитекторы дошли до высшего уровня мастерства в деталях и декоре. В этой части узнаем о нем больше.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

К 14 веку сформировался классический вариант готического стиля, готика стала уверенной. Когда доходишь до высшего уровня мастерства, расти некуда — остается только уйти в отрыв и удивлять всех вычурностью и сложностью.

🔥 Пламенеющая готика называется так из-за особого декора, похожего на всполохи огня. К этому времени колоссальные соборы построены везде, где нужно (да и денег после чумы и войны почти нет). Поэтому остается строить небольшие церкви и капеллы, крылечки и надгробия. Но эти небольшие строения украшались так, как соборам и не снилось.

➰ Декор больше не подчеркивает конструкцию. Он существует сам по себе — иногда очень мастерский и тонкий, а иногда насыщенный и даже немного безумный.

🇫🇷 Французская поздняя готика более сдержанная и рациональная, чем в других странах, потому что опирается на изначальный готический стиль — но все равно очень сложная, тонкая и детальная.

1,2. Нотр дам де Нуайон, Франция, 15 век
3. Церковь Сен-Маклу, Руан, Франция, 16 век
4. Собор Святой Цецилии, Альби, Франция, крыльцо 15 века

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Самые интересные примеры поздней готики мы найдем в Англии и на юге — в Испании и Португалии (вот где ничем себя не ограничивали!).

🇬🇧 Поздняя готика в Англии славится своими веерными сводами с множеством нервюр, которые расходятся лучами — но не для того, чтобы поддержать конструкцию, а для красоты.

⚔️ В Испании и Португалии готика запоздала. Здесь долго было не до нее из-за войн с арабами — только к 15 веку удалось освободить захваченные территории, и готику стали осваивать экстерном. Готика здесь самая странная, потому что развивалась далеко от Франции с ее каноничными образцами. Арабское искусство с его орнаментальностью тоже наложило свой отпечаток.

🇵🇹 Мануэлино — название стиля в Португалии, по имени короля Мануэля I Счастливого. При нем страна достигла наивысшего расцвета. Вычурная готика демонстрировала мощь государства.

1. Капелла Генриха VII, Лондон, Великобритания, 16 век
2. Глочестерский собор, Великобритания, 15 век
3. Монастырь иеронимитов, Белен, Португалия, 16 век
4,5. Монастырь Баталья, Португалия, 16 век
6. Севильский собор, Испания, 16 век
7. Окно королевского монастыря в Томаре, Португалия, 15 век

Главные силы и технологии во времена готики отдавали соборам. Но обычным зданиям тоже доставалось — получалось очень интересно.

⚜️ Акцент на декоре. Светской готике не нужны 30-метровые потолки. Обычно у зданий стандартные конструкции, стены, крыша, но с готическими деталями — стрельчатыми окнами, башенками, декором.

🏡 Самые частые типы — ратуши, жилые дома, городские дворцы и замки. Они не такие впечатляющие, как гигантские соборы, но их тоже очень интересно рассматривать.

1. Лёвенская ратуша, Бельгия, 15 век
2. Дворец Жака Кёра, Бурж, 15 век
3. Замок Корвинов, Хунедоара, Румыния, 15 век

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽

1750₽

подробнее о курсе

Пламенеющий стиль — поздняя готика Франции.

           Давайте вначала определимся с понятием готика. Слово это  происходит от итал. gotico — непривычный, варварский  и сначала использовалось в качестве бранного. Понятие «готика» было   введено в эру Возрождения как уничижительное обозначение итого средневекового умения, считавшегося «варварским». Готикой  принято называть  период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Для Готики характерны символико – иносказательный тип мышления и условность художественного языка. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

           Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Стиль готики появился неслучайно. До этого своды в древнеримском строительстве были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.

Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов  и аркбутанов . Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке  собственно сводов.  Раньше они целиком выкладывались из массивных камней, а теперь свод  стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь заградительную, но не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов невиданно большие пространства соборов и создавать головокружительно высокие потолки.

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод,  который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов  и контрфорсов  соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюр на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступили витражному искусству и скульптуре.

Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль.  Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа  и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости.

Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.

Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

 

Во Франции готическое направление зародилось в середине 12 века  в Северной части Франции (Ильде-Франс)  и достигла расцвета в начале 13в. Каменные готические соборы имели во Франции свою традиционную форму и отличалось от романского стиля. В Готике Франции органично переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и общественная сатира, мифический гротеск и фольклорность, острые жизненные исследования.

Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой  и поздней готики.

             Период поздней готики начинается  с XIV в и  длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров

       Замечательное создание поздней готической архитектуры — Страсбургский собор, воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры. В скульптурах, особенно в статуях западного фасада, весьма сильно выражены также принципы и традиции собственно французского искусства.

 Собор в Руане, XIV—XV вв.). Особенностью Руанского собора (как, впрочем, и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики.

         Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

           Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато. Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж.

            Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру».

Поздняя готика. Рождение современности

Берлинская галерея Gemäldegalerie проводит первую в немецкоязычном мире комплексную выставку позднеготического искусства. На выставке будет представлено около 130 объектов, в том числе впечатляющие заимствования и ключевые работы из коллекций Государственного музея Берлина. На выставке будут сопоставлены различные художественные жанры и медиа, раскрывая всю широту медиа-новаций 15-го века и искусства поздней готики. эпоха.

Выставка будет посвящена прогрессивным тенденциям длительного переходного периода между Средневековьем и ранним Новым временем. Как, пожалуй, никакая другая эпоха, в немецкоязычных регионах период между 1430 и 1500 годами был отмечен глубокими изменениями, которые продолжают влиять на наше понимание искусства и изображений по сей день. Выставка включает в себя широкий выбор работ известных представителей позднеготического искусства, таких как Стефан Лохнер, Конрад Витц, Никлаус Герхарт фон Лейден и Тильман Рименшнайдер.

Выразительные средства и мотивы

Вдохновленные событиями в Нидерландах, начиная с 1430-х годов, художественные средства выражения начали меняться: свет и тень, тело и пространство стали изображаться все более реалистично. Живопись стала изображать события из Библии и легенд о святых так, как будто они происходили в ту эпоху, в которую были созданы. Например, на картине Конрада Витца «Благовещение » Дева Мария изображена в совершенно непривлекательной манере, расположенной в простой комнате без мебели, без даже подушки или примье.

Однако наряду с религиозным искусством рос и спрос на светские сюжеты: в эпоху поздней готики зародились как пейзажная живопись, так и, тем более, портретная живопись. Двойной портрет Вильгельма IV, графа Шенкенштейна и Агнес, графини Верденбер-Трохтельфинген, например, считается одним из первых современных портретов.

На протяжении 15 века возникали различные художественные центры, каждый со своим четко различимым стилем. Это ярко демонстрируется на этой выставке ключевыми работами Стефана Лохнера из Кельна, Мастера Дармштадтских страстей со Среднего Рейна или богатой коллекцией золотых изделий из Люнеберга.

Гравюра и появление печатного станка

Эволюция технологии печати имела решающее значение для хода европейской истории в целом. Изобретение Иоганном Гутенбергом подвижного шрифта и печатного станка около 1450 года оказало особое влияние, внезапно позволив воспроизводить тексты и изображения большими тиражами. Новые идеи и мотивы теперь могли быстро распространяться по всей Европе. Благодаря таким работам, как Вурцахский алтарь Ганса Мульчера, панно Конрада Витца и Стефана Лохнера или даже гравюры Мастера игральных карт, выставка подчеркивает радикальные художественные изменения, которые начали происходить в начале 1430-х годов.

Гравюра стала одним из важнейших видов искусства 15 века. Картины все чаще стали рассматриваться как самостоятельные произведения искусства, а люди, стоящие за ними, приобрели широкую известность как художники. Такие композиции, как у Мастера Е.С. или Мартин Шонгауэр служили шаблонами для новых произведений искусства даже в Испании и Польше, включая картины на холсте или стекле, скульптуры, ткани и изделия из золота.

Часто произведения искусства 15-го века создавались в результате тесного сотрудничества между различными ремеслами. По этой причине выставка объединяет работы, созданные во всех медиа, за исключением архитектуры, и иллюстрирует, как, например, ювелиры воспроизводили мотивы скульптуры или гравюры или как мастерская одного художника часто производила как картины, так и скульптуры.

Ссуды и работы из фондов Государственного музея Берлина 

Специальная выставка Эпоха поздней готики: рождение современности объединяет ключевые работы из фондов Государственного музея Берлина – Kupferstichkabinett, Художественный музей, Национальная галерея и Отдел рукописей Государственной библиотеки — с впечатляющими заимствованиями из Национальной галереи в Лондоне, Государственного музея в Амстердаме и Немецкого национального музея в Нюрнберге.

Под руководством Майкла Эйссенхауэра выставку курируют Жюльен Шапюи (Skulpturensammlung and Museum für Byzantinische Kunst), Стефан Кемпердик (Gemäldegalerie), Лотар Ламбахер (Kunstgewerbemuseum) и Майкл Рот (Kupferstichkabinett).

Публикация

Выставка будет сопровождаться каталогом, изданным Hatje Cantz отдельными немецкими и английскими изданиями, 360 страниц, 215 репродукций, ISBN (немецкий): 978-3-7757-4754-7, ISBN (английский) : ISBN 978-3-7757-4755-4, Цена: ок. 40 евро в интернет-магазине Staatliche Museen zu Berlin.

Arte, Der Tagesspiegel и Weltkunst являются информационными партнерами выставки.

Специальная выставка Gemäldegalerie, Staatliche Museen zu Berlin

Брепольс — Архитектура поздней готики

БИО

Роберт Борк , профессор истории искусств Университета Айовы, специализируется на изучении готической архитектуры и средневекового дизайна. Исследование Борка получило поддержку Американского совета научных обществ, Фонда Александра фон Гумбольдта и Центра перспективных исследований в области изобразительного искусства. Его предыдущие книги включают «Великие шпили: небоскребы Нового Иерусалима» (2003 г.) и «Геометрия творения: архитектурный рисунок и динамика готического дизайна» (2011 г.).

Обзор(ы)

«Роберт Борк написал замечательную книгу, не имеющую аналогов по объему. Он предлагает подробный анализ архитектуры поздней готики, прослеживая ее долгую историю и исследуя в конечном итоге успешный вызов стилю, сделанный классификацией архитектуры Италии». (Итан Мэтт Кавалер, в Журнале Общества историков архитектуры , 78/4, декабрь 2019 г.)

«La réussite du travail of Robert Bork est à la hauteur de l’entreprise: désormais, il existse une synthèse, richement illustrée, qui permet de mieux comprendre toutes les versissitudes d’un courant Architecture et rend available une abondante littérature étrangere. » (Жюльен Нобле, данс Хистара , 01.06.2020)

«(…) чрезвычайно интересная книга, которая провокационно рассуждает о поздней готической архитектуре как о чем-то отличном от инертных пережитков и ностальгических возрождений, которые претендовали на нее. Материал убедителен не только из-за внутренне увлекательных форм самих памятников, но и потому, что их длинная история неправильного прочтения дает возможность переосмыслить противоречия этой эпохи в гораздо более широком смысле. Борк оказал этой области огромную услугу, поддерживая свои аргументы на обширном географическом и временном промежутке и укореняя их в интеллектуальном аппарате своего времени. В результате получилась красноречивая и занимательная книга, незаменимая для любой серьезной работы по позднему Средневековью, учитывающей антропогенную среду Европы» (Ширин Фози, в 9).0057 Истории архитектуры , 01.08.2020)

« Поздняя готическая архитектура: ее эволюция, исчезновение и восприятие (2018) Роберта Борка — это работа, впечатляющая как физическими размерами, так и научной широтой (…) [Она] успешно охватывает не только архитектурный стиль, время и географию. , но и целевая аудитория (…) Поздняя готическая архитектура , безусловно, выполняет свою задачу, предоставляя долгожданный и столь необходимый новый голос научному хору художественно-исторических текстов о готической архитектуре». (Кэтрин А. Раш, в Средневековое обозрение , 26.06.2020)

«Умение Борка в объединении такого большого и разнообразного массива работ, в высшей степени проиллюстрированного впечатляющим набором изображений, действительно заслуживает признательности. Вдумчивое исследование, достаточно ясное, чтобы сориентировать начинающих студентов по рассматриваемым вопросам, но достаточно глубокое, чтобы дать специалистам пищу для размышлений, эта книга займет свое место в качестве существенного вклада в канон науки о готической архитектуре »(Шарлотта А. Стэнфорд, в Медиаэвистик, 32, 2019, с. 548)

« Поздняя готическая архитектура» — это издание, меняющее поле деятельности, щедрое по широте содержания и провокационное по оформлению. Это не только привлечет внимание к относительно маргинальному аспекту нашего архитектурного наследия, но и заложит основу для будущих исследований в этой области». (Костанца Бельтрами, в Architectural Histories, 12, 2020, стр. 317)

«Роберт Борк написал авторитетную историю подъема, расцвета, разнообразия и заката европейской поздней готической архитектуры (ок. 129 г.).0–1525/50). На самом деле книга шире и полнее заявленной темы». (Дэн Юинг, в Renaissance Quarterly , LXXIV/I, 2021, стр. 237)

Резюме

В этой книге Роберт Борк предлагает радикальную переоценку архитектуры поздней готики и ее судьбы в эпоху Возрождения. В хронологически организованном повествовании, охватывающем всю Западную и Центральную Европу, он демонстрирует, что традиция готического дизайна оставалась жизненно важной на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков, создавая впечатляющие памятники в самых разных национальных и региональных стилях. Борк утверждает, что смещение этой готической традиции с ее давней позиции художественного лидера примерно в 1500 году отражало воздействие трех основных внешних сил: подъем конкурирующей архитектурной культуры, которая отстаивала использование классических форм с новым теоретическим изысканность; присвоение этого архитектурного языка меценатами, которые хотели ассоциировать себя с папским и имперским Римом; и хаос Реформации, нарушивший обстоятельства строительства церкви, от которых раньше зависела готическая традиция. Борк далее утверждает, что историки искусства могут многое выиграть от рассмотрения характера и судьбы позднеготической архитектуры не только потому, что рассматриваемые памятники по своей сути увлекательны, но и потому, что изучение того, как их история была рассказана — и оставлена ​​​​нерассказанной, в многие отчеты о «Северном Возрождении» могут многое рассказать о схемах категоризации и расстановки приоритетов, которые продолжают формировать дисциплину даже в двадцать первом веке.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение: антиготический поворот

В этом разделе объясняется необходимость синтетической переоценки архитектурной традиции поздней готики и ее судьбы, утверждая, что ее достижениями слишком часто пренебрегали из-за двух противоположных историографических тенденций: прославление эпохи Возрождения в общих описаниях периода; и фрагментация обсуждения на узкие тематические исследования, которые принимают социальное происхождение как должное, в более тонкой научной литературе. Настоящая книга перемещается между этими крайностями, предлагая хронологически организованное повествование, которое показывает, как внутренне динамичная традиция поздней готики уступила внешним силам, включая Реформацию и принятие классицизма эпохи Возрождения в качестве инструмента королевской пропаганды.

Глава 1. Понимание сути — от древности до 1300 г.

Эта глава представляет De Architectura , трактат римского архитектора Витрувия, оказавший такое влияние в эпоху Возрождения, прежде чем кратко проследить историю средневековых архитектурных инноваций, позволивших изобрести готический стиль. Рассмотрение первых фаз готического стиля и его распространения по Европе создает контекст для последующего обсуждения более поздних средневековых и ренессансных событий.

Глава 2: От готики к поздней готике — с 1300 по 1350 год

            В первой части этой главы исследуются отношения между готической архитектурой, фигуративным искусством и новыми концепциями истории в итальянском мире Джотто, Петрарки и их современников. Во второй части прослеживается появление украшенного и перпендикулярного стилей в Англии, а в третьей обсуждаются континентальные вариации готической традиции в остальной части трансальпийской Европы в первой половине четырнадцатого века.

Глава 3: Эволюция поздней готики — с 1350 по 1400 год

            Эта глава начинается с рассмотрения Черной смерти и ее социальных последствий, а затем следует прослеживание развития позднеготической архитектуры в Европе во второй половине четырнадцатого века с особым вниманием к творчеству Парлеров и их последователей. . Глава завершается анализом знаменитых дебатов, происходивших в мастерской Миланского собора около 1400 г.            

Глава 4: Античная мода и ее готический контекст — с 1400 по 1450 год

            В первом разделе этой главы обсуждается появление античного архитектурного стиля во Флоренции, признается решающая роль Брунеллески в этом развитии и подчеркивается преимущественно готический характер его величайшего произведения — купола Флорентийского собора. В остальной части главы рассматривается одновременный расцвет позднеготического дизайна в трансальпийской Европе, затрагивающий появление французского яркого стиля, популярность проектов строительства башен в Священной Римской империи и приток северных дизайнеров в Иберию.  

Глава 5: Поляризованный модернизм — с 1450 по 1500 год

            Противоречащие друг другу претензии на авторитет классического и готического стилей занимают центральное место в этой главе. Его первый раздел исследует все более изощренную интеллектуальную культуру итальянских дизайнеров эпохи Возрождения, включая таких деятелей, как Альберти и Франческо ди Джорджио, которые написали оригинальные архитектурные трактаты, вдохновленные « De Architectura» Витрувия 9.0058 . В последующих разделах исследуется очень разная культура германских лож с уделением внимания масонскому собранию 1459 года в Регенсбурге, раннему распространению античного стиля в Венгрии во время правления Матиаса Корвина и продолжающемуся расцвету готического стиля в остальных странах. Европы.

Глава 6: Столкновение и гибридность — с 1500 по 1525

            В этой главе исследуется решающий период, когда классические мотивы и архитектурные идеи начали приобретать популярность во многих трансальпийских странах, иногда создавая яркие контрапункты все еще доминирующему стилю готики, а иногда смешиваясь с готическими элементами в образном синтезе. Хотя архитектурные проекты занимают здесь центральное место, как и на протяжении всей книги, важные художники, работающие в других медиа, также получают внимание, как в случае с Альбрехтом Дюрером и Яном Госсартом. Последующие разделы главы показывают, что античная мода стала модной в светском и погребальном контексте, прежде чем она широко распространилась в церковных строительных проектах.

Глава 7: Очищение и исчезновение — с 1525 по 1575 год

            В течение полувека, рассматриваемого в этой главе, готическая традиция утратила свои давние позиции лидера в европейской архитектурной культуре. Основные причины этого революционного развития включали распространение архитектурной теории эпохи Возрождения посредством публикации иллюстрированных архитектурных трактатов, принятие античного стиля королевскими покровителями, стремившимися связать себя со славой Римской империи, и протестантскую Реформацию, которая дестабилизировала архитектуру. структуры патроната, от которых раньше зависело строительство готических церквей. Таким образом, в конечном счете, в этой главе утверждается, что упадок готической традиции следует понимать как своего рода событие исчезновения, вызванное волной быстрого культурного изменения климата, изначально внешней по отношению к сфере трансальпийской архитектурной практики.            

Эпилог: наследие антиготического поворота

            В заключительном разделе книги кратко рассматриваются способы, которыми рассказывалась история позднеготической архитектуры — и часто оставалась нерассказанной — начиная с эпохи Возрождения. Известные фигуры в этом повествовании включают Вазари, который встроил свою враждебность к готической традиции в самые основы написания истории искусства, Ван Мандер, который маргинализировал архитектуру при создании своего канона великого северного искусства, и Хейзинга, чья характеристика позднего средневековья как время осеннего упадка остается упорно влиятельным спустя столетие после его публикации. У готической традиции, безусловно, были свои защитники, и в последние десятилетия ее более поздние фазы стали привлекать к себе более благосклонное внимание ученых, но позднеготическая архитектура по-прежнему занимает неоднозначное положение в доминирующих нарративах истории искусства, поскольку странное обрамление в значительной степени свободная от архитектуры категория «Северное Возрождение». Таким образом, книга завершается утверждением, что впечатляющие достижения позднеготических строителей заслуживают изучения не только из-за присущего им интереса, но и потому, что меняющееся восприятие может многое рассказать о том, как история искусства развивалась как академическая дисциплина.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *