Триглиф в архитектуре это: Триглиф | это… Что такое Триглиф?
Содержание
Дорический ордер
Всеобщая история архитектуры. Том II
Дорический ордер
Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества (рис. 17). Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью и силой и большой сдержанностью в применении декора.
Колонна развитого дорического ордера не имеет базы (Такова колонна в каменном и мраморном дорическом ордере. Деревянные прототипы ее ставились в древнейших храмах Греции на каменную плиту, являвшуюся примитивной базой. Такая же плита, по-видимому, нередко применялась и в более позднее время в деревянных ордерах перистилей жилых домов). Ствол колонны, стоявший непосредственно на верхней ступени основания (стилобате), суживается кверху.
Утонение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты).
Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками, каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани, что смягчало их затененность и вертикальные линии контуров. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки).
Капитель состояла из округлой подушки — эхина и из лежавшей на ней толстой квадратной плиты — абака.
Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками — ремешками, количество которых колебалось от одного до пяти. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка — скоция (см. например, архаические храмы в Посейдонии).
Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех указывавшихся выше элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел фриз (по-древнегречески — триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза — по его краям. Между триглифами размещались обычно почти квадратнее доски — метопы; они часто украшались скульптурой (горельефами), реже — живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине — ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни — гуттами).
На каждый интерколумний приходилось (в эпоху расцвету) по 2 метопы и 2 триглифа. Последние располагались над центрами: каждого интерколумния и каждой колонны, причем лицевая поверхность триглифов была в одной вертикальной плоскости с лицевой (фасадной) поверхностью архитрава. Греческие зодчие неизменно придерживались этой простой и четкой схемы, которая нарушалась обычно только над угловыми колоннами. Здесь зодчий сталкивался с так называемой «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах периптера (портика и т. д.) четкое и убедительное решение, необходимо, чтобы крайние триглифа на каждой стороне сооружения одновременно располагались и над центром угловой колонны и касались одной своей гранью крайнего триглифа соседнего фасада. Нетрудно убедиться, что выполнение двух этих требований возможно лишь в том случае, если ширина триглифа не менее ширины поперечного сечения архитрава. Между тем в реальных постройках триглифы, как правило, были ýже поперечного сечения архитрава, и это неизбежно должно было привести либо к расположению крайних триглифов не над центром угловой колонны (а это в свою очередь влекло за собой разнобой в размерах метоп), либо к тому, что на углах антаблемента должны были оказаться не триглифы, а доли метоп, что, разумеется, нарушало четкость композиционной схемы (Именно это решение рекомендует Витрувий (IV, 3, I), однако в памятниках античной архитектуры оно не встречается).
Несложные вычисления показывают, что если ширина поперечного сечения архитрава А больше ширины триглифа Т, то угловой триглиф оказывается смещенным на величину (А — Т) / 2. Эту величину греческие зодчие обычно старались незаметно распределить между несколькими ближайшими к углам метопами. Такому распределению способствовало и сужение крайних 1—3 интерколумниев, и наклон угловых колонн. Можно предположить, что такое решение «проблемы углового триглифа» сложилось еще в деревянной конструкции, послужившей прототипом дорического ордера.
Различные варианты размещения угловых триглифов будут рассмотрены в связи с отдельными памятниками.
Следует отметить, что традиционная форма дорического фриза и его элементов установилась раньше, чем форма каких-либо других частей ордера, и проявляла наибольшую устойчивость. Начиная с самых ранних памятников дорического ордера (храм в Фермосе) и кончая эллинистическими постройками (сооружения Пергама, Магнесии или Афин), везде триглифы неизменно слегка вытянуты в вертикальном направлении, а метопы (близкие по форме к квадрату) — в горизонтальном. И эти формы почти не меняются в ордере, несмотря на то, что другие его элементы — форма колонн, капителей или карнизов, отношение высоты колонн к интерколумнию или к высоте всего ордера — изменяются в каждом отдельном памятнике.
Находящийся над фризом карниз (гейсон) своей венчающей частью сильно выступает вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза — выносная плита — в более ранних храмах имел прямую подрезку (храмы Селинунта «С» и «D»), без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима — водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.
Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами — мутулами, расположенными по одному над каждым триглифом и метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли, подобные помещавшимся под регулами (в три ряда, по шесть капель в каждом). Иногда в VI веке до н. э. капли бывали врезные (может быть, из бронзы).
Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.
В размере интерколумниев значительную роль играли абсолютные размеры построек (рис. 18). При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий (III, 3, 1 сл.) рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия, которые указываются на рис. 18.
Широкие интерколумнии обычно совмещались с легкими пропорциями антаблемента, иногда приводя к увеличению числа триглифов под пролетом (иногда же к их отсутствию: храм в Кадаччо на о. Корфу).
Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму; крыша была двухскатной, с довольно отлогой черепичной кровлей.
Верхняя часть торцового фасада («щипцовая стена») отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Эта треугольная стена вместе с обрамлявшим ее понизу горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней также обработанными в форме карниза, называлась фронтоном. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется тимпаном.
Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV века до н. э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба), которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струею била вода.
Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой (барельефной, горельефной или статуарными группами). На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения).
Карнизы продольных сторон храма в тех случаях, когда сима над ними отсутствовала, часто увенчивались антефиксами — вертикальными лобовыми черепицами, украшенными порезкой. Они завершали ряды узких желобчатых черепиц кровли (калиптеров), перекрывавших стык основных плоских прямоугольных черепиц (соленов).
Сюжетом рельефов, украшавших фронтоны и метопы, обычно были мифы об эллинских богах и героях, изображения их подвигов, которые требовали энергичных и быстрых движений. Тем не менее фигуры, представленные на рельефах древнейших храмов, кажутся застывшими и оцепенелыми. Вместе с тем орнаментальная разделка деталей и богатая расцветка, в которой преобладали красный и синий тона придавали скульптурам декоративный характер, так что подчас они должны были производить впечатление многокрасочного узора.
Выше упоминалось о теснейшей связи г дорического ордера с деревянной конструкцией (рис. 19). Можно предполагать, что форма колонны восходит к деревянному стволу, поставленному суживающейся частью вверх. Архитрав воспроизводит могучую деревянную балку, на которую опирались концы меньших по размеру потолочных балок; триглифы — это их выступающие торцы, метопы соответствуют доскам, которыми закрывались промежутки между торцами балок. Мутулы, по-видимому, генетически связаны с концами стропильных ног крыши. Капли имели аналогию со шляпками гвоздей, которыми сшивались отдельные деревянные части перекрытия.
Вопрос о происхождении форм дорического ордера от деревянной конструкции должно считать решенным, несмотря на попытку Виолле ле Дюка (см. «Беседы об архитектуре») последовательно объяснить все элементы и формы дорического ордера в соответствии с требованиями каменной архитектуры. Сходство с элементами деревянной конструкции, отмеченное еще Витрувием, слишком велико, чтобы его можно было считать простым совпадением. В более ранней каменной архитектуре нет ничего похожего на триглифно-метопный фриз (за исключением микенской архитектуры,— см. том I), а между тем нельзя предположить, чтобы формы дорического ордера возникли сразу в своем законченном виде и притом по всей территория Греции.
На происхождение дорических форм от дерева указывают также изображения построек на архаических вазах (табл. 23). И хотя первые памятники дорики в общем обладают тяжелыми пропорциями, некоторые из них, и, по-видимому, самые ранние, по легкости своих элементов приближаются к рисункам на вазах (например, храм Афины Пронайи в Дельфах, рис. 28).
Наиболее распространенными типами культовых построек в дорическом зодчестве были храм в антах и периптер — характерные сооружения дорического зодчества эпохи архаики.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР | Энциклопедия Кругосвет
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.
В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).
Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.
Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Архитектурные сооружения»
В какой стране находятся пирамиды Солнца и Луны?
Пройти тест
Триглиф Определение и значение | Dictionary.com
- Лучшие определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[trahy-gif]
/ ˈtraɪˌglɪf /
Сохранить это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ. Архитектура.
Структурный элемент дорического фриза, разделяющий две последовательные метопы и состоящий обычно из прямоугольного блока с двумя вертикальными канавками или глифами и двумя фасками или полуканавками по бокам, которые вместе считаются третьим глифом и оставляют три плоских вертикальные полосы на лицевой стороне блока.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение триглифа
1555–65; <латинское triglyphus<греческое tríglyphos с тремя канавками, эквивалентно три-три- + глиф(ḗ) глиф + -os прил. суффикс
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ триглифа
triglyphed, прилагательноеtri·glyphic, triglyphi·ical, прилагательное
Слова рядом с triglyph
триггерный механизм, триггерное растение, триггерное предупреждение, триггерное слово, триглицерид, триглиф, триго, тригон, тригональный, тригональный триоктаэдр, треугольник
Dictionary.com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Как использовать триглиф в предложении
Заглавные буквы каждого триглифа должны составлять одну шестую часть модуля.
Десять книг по архитектуре|Витрувий
Короткая полоса, соответствующая триглифу, под молдингом tnia, венчающим эпистиль; список.
История древнего искусства|Франц фон Ребер
Триглиф, триглиф, сущ. табличка с тремя желобками на равных расстояниях вдоль фриза в дорической архитектуре.
Словарь Чемберса Twentieth Century Dictionary (часть 4 из 4: S-Z и дополнения)|Разное
Таким образом, в дорическом храме триглиф и карниз униформны; или имитация только искусственных черенков древесины.
Семь светильников архитектуры|Джон Раскин
Таким образом, метопы рядом с угловыми колоннами не получаются идеально квадратными, но на половину ширины триглифа слишком широкие.
Десять книг по архитектуре | Vitruvius
Определения британского словаря для Triglyph
Triglyph
/ (ˈtraɪˌɪˌlɪf) /
SUN
Architecter Architecter Architecter Architecter Architecter Architecter Architecteral Architectall Architectall Architecteral Ariccheict Architectall Archicectriacel Aricchectall Archicectriic Shank in Doric in ARICIC. 0013
Производные формы триглифа
триглиф, прилагательное
Происхождение слова триглиф
C16: через латынь от греческого trigluphos трехканавочный, от tri- tri- + gluphē резьба. См. глиф
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г.
© William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins
Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
* Триглифы (Архитектура) — Определение
Пространство между триглифами на дорическом фризе, часто украшенное скульптурой.МезонинНизкий этаж между двумя более высокими.
ГЛИФ
Углубленный канал, обычно вертикальный. Термин используется для обозначения перпендикулярных каналов, прорезанных в выступающих табличках дорического
фриза, которые называются триглифами из-за того, что они имеют три вертикальных канала, или, правильнее, два полных канала с половинным каналом на каждой стороне
. планшет.
МЕТОП: пробел между триглифами (qv).
MISERICORD: небольшая скоба на клиросах, на которую можно опереться во время длительных служб и часто с вырезами внизу.
MOUCHETTE: изогнутый мотив в ажурном узоре раннего C14, переходящий в точку у основания.
ПРОФИЛЬ: непрерывная полоса, часто украшенная резьбой или орнаментом.
пространство между ~ в дорическом фризе (см. Ордены архитектуры).
Мезонин
промежуточный уровень между двумя этажами.
Среднее царство
Эпоха архитектурного дизайна в Верхнем/Нижнем Египте. См.: Египетская архитектура Среднего царства (2055–1650 гг.).
Михраб …
[38] Монотриглиф Интервал между колоннами дорической колонны, наблюдаемый благодаря вмешательству одного триглифа только между ~ , проходящими по осям колонн.
Но в дорическом он делится на две части: метопы и ~ . ~ — вертикальные канавки, а метопы — пространство между каждым ~ . В передней и задней части каждого храма антаблемент поддерживает треугольную структуру, известную как Фронтон.
Из греческой архитектуры пространство между ~ на фризе дорического ордера. Метопы часто заполняли керамическими лицами и фигурами; в коммерческих зданиях они будут рекламировать коммерцию здания. В римской архитектуре все они прямоугольные, но греки часто делали их прямолинейными.
метопа — утопленные живописные панели между ~ в дорическом ордере.
opisthodomos — утопленное крыльцо в задней части греческого храма порядка
фронтон — фронтон: углубление в пределах угла, образованного схождением карнизов на крыше; обычно заполнен скульптурой.
Метопа: панель, простая или скульптурная, между ~ дорического антаблемента
Модильоны (консоли): кронштейны, поддерживающие выступающую часть коринфского карниза
Патера: неглубокая чаша для возлияний, знак понтификов Рима и общий декоративный мотив в религиозном контексте …
МЕТОП Простое или декорированное пространство между ~ на дорическом фризе.
МУШЕТ Мотив, напоминающий изогнутый драггер, выполненный в готическом узоре криволинейного стиля.
МУЛЛИОН Вертикальная перегородка в окне.
Прямоугольная деталь, представляющая балки, используемые в конструкции стоек и балок. В дорическом ордере на фризе появляются регулярно расположенные ~ . Пространства между ~ называются метопами.
Тосканский орден …
Метопа
На фризе дорического ордера прямоугольная площадь между ~ ; часто оставляются однотонными, но иногда украшаются рельефным орнаментом.
Средневизантийский период:
Средневизантийский период (8 — начало 13 вв.).
Метоп: используется для описания пространств внутри определенных фризов, например: пространство между двумя зубцами на ионическом фризе или пространство между двумя ~ на фризе дорического ордера.
Известковое молоко: сыпучая суспензия гашеной извести в воде в таких пропорциях, чтобы по внешнему виду напоминать молоко.
Квадратные углубления между ~ на дорическом фризе называются метопами.
triglyph В классической архитектуре — одна из серии приподнятых декоративных панелей дорического фриза, состоящих из трех вертикальных полос; ~ чередуются с метопами.
trompe l’oeil дурачить глаз что-то нарисованное или иным образом представленное настолько реалистично, что кажется естественным или трехмерным.
Метопа: каменная плита с рельефами, которые на дорическом фризе чередуются с ~ .
Мезе или мезедес: закуски.
Мони: монастырь.
Выровняли все акценты по фасадам так, что каждая единица, определяемая одной колонной (в дорическом ордере), делилась в антаблементе на две ~ и метопы, четыре мутула под карнизом, четыре водосточных желоба по краю крыши, и восемь черепиц.
Колонны перекрывал неукрашенный архитрав, увенчанный фризом с чередующимися украшениями ~ и метопами по периметру. Фронтоны с богатой скульптурой, изображающей легендарную историю Аттики, венчают восточный и западный фасады.[4,5] …
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕН: форма классической колонны с каннелюрами или без них, с основанием или без него, характеризующаяся фризом наверху, состоящим из « ~ » (приподнятых прямоугольных блоков с двумя вертикальными канавками по центру и полуканавкой).