Витраж готика: особенности технической и стилистической эволюции — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Содержание
особенности технической и стилистической эволюции — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 19 950
Скачать как PDF
Витраж как вид монументального искусства сформировался приблизительно в VI – VII веках. Но попытки создать нечто похожее предпринимались и ранее. Так, например, в раннехристианских базиликах V – VII веках окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Витражи в замке Сулковских в Бельско-Бяла
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством, в отличие от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно. Витраж в VI – VII веках начинает использовать христианская католическая церковь для придания особой эмоциональной атмосферы, поэтому именно этот период принято считать временем зарождения искусства витража. Витраж достиг наибольшего расцвета именно в эпоху готики. Для этого существовал ряд технологических и мировоззренческих предпосылок.
В первую очередь это возникновение каркасной основы храмов. В эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные конструкции. В более ранние эпохи в христианских храмах основным украшением служили фрески, располагавшиеся на потолочных сводах и на стенах. Окна были узкими и невыразительными. Готика в архитектуре началась с того, что был придуман способ возводить здания на каркасной основе, не используя стены в качестве единственной опоры. Благодаря этому изобретению стало возможным уменьшить площадь стен и увеличить площадь окон. Остекление становилось все более значительным, приобретая грандиозный размах. Теперь, когда поверхности стен не могли вместить в себя фрески с изображениями святых, библейских сцен и т.п., их место начали уверенно занимать окна, большая площадь которых располагала к созданию огромных витражных полотен.
Также одной из причиной развития техники витража в готике являлись выразительные свойства цветного стекла. Витражные окна преломляли свет таким образом, что в храме создавалась специфическая атмосфера, благоприятствовавшая возвышенному состоянию духа. В культовых зданиях картины из стекла символизировали мир горний, изначально они иллюстрировали житие Иисуса и деяния Апостолов. Входя в храм, наполненный приглушенным переливающимся светом, человек настраивался на нужный лад, приходил в состояние, наиболее подходящее для общения с Богом. Таким образом, вполне закономерным был тот факт, что витражи завоевали прочное место именно в храмах, соборах, церквях и часовнях.
Свет в сознании средневекового человека был выражением божественной природы, олицетворением самого Бога. Соответственно его игра в витражных полотнах воспринималась как нечто неземное, а окна становились живыми иллюстрациями библейских текстов.
Свое главенствующее место в убранстве готического храма витраж занимал постепенно. Примерно в 1100 году монах Теофил пишет трактат об изящных искусствах, и в нем детально описывает процесс работы над цветными стеклами. Содержание трактата свидетельствует о достаточной их распространенности по всей Европе и сравнительно высоком уровне технологий их изготовления на этот период. В трактате были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс изготовления витража начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью. В средние века стекло варили в сферических печах, использовали в роли тиглей керамические горшки.
Если рассматривать темы сюжетов для витражей в готическом стиле, то в основном витражи создавались с религиозными мотивами. Также, присутствуют сцены из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.
По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп.
Церковь Сен-Жермен-л’Оксеруа Витраж Страстей
Первая группа это ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания; также существует зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.
Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если в немецкой готике они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.
Наиболее ярко витражное искусство эпохи готики проявило себя во Франции.
Окна в храмах в начале XII века оставались еще сравнительно небольшого размера, поэтому витражи не могли занять значительное место в декоре помещений. В имеющихся оконных проемах умещались либо единичные фигуры, либо простые по композициям сценки. Последующее увеличение окон стало основным толчком к усложнению изображений и привело в итоге к доминированию витражей во внутреннем убранстве храмов.
Северная розетка окна Нотр-Дам де Пари
Стремительное развитие готических витражей происходит в эпоху ранней готики во Франции. Уже к концу XII века были возведены соборы в Суассоне, Бурже и Шартре во Франции, а также собор в Кентербери в Англии. Строения имели грандиозные окна, декорированные цветными стеклами со сложными изображениями, которые в совокупности составляли целые повествовательные циклы.
Витражи верхнего яруса содержат изображения единичных фигур или сцен. В этот период изображения персонажей отличаются особыми, как бы текучими, складками на одежде, ярким колоритом, а также нарядными орнаментальными украшениями.
Распространенным сюжетом в это время является притча о блудном сыне. Ее популярность обусловлена тем, что удерживание от грехов всегда было актуальной задачей церкви. В то же время притча напоминает, что покаявшихся грешников церковь всегда примет в свое лоно. Собор в Бурже также имеет витраж с изображением этой притчи, причем визуально адаптированной под современность. Главный персонаж внешне схож с аристократами XIII века: сам он в ярком фиолетовом плаще восседает верхом на коне, на его руке сидит ловчий сокол. Развитие сюжета показано в серии разнообразных по форме и размеру витражей: от крупных квадрифолий до небольших медальонов, а промежутки между ними украшены орнаментом. Бордюр из пальметок обрамляет все полотно, объединяя сцены сюжета.
Колорит данного витража детально продуман. Традиционно в орнаменте главную роль играет синий и красный цвет, а фигуры выполнены в более широкой гамме: здесь присутствуют желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета. Знаменательно, что подобное цветовое решение типично для рассматриваемого периода. Например, витраж «Святой Евстафий», расположенный на северном нефе собора в Шартре, имеет такую же палитру. Изображение персонажей также типично для XIII века: изящные фигуры сочетаются со стилизованно крупными головами специфической формы, что является данью иконописной традиции.
Мастер, работавший над витражами в Бурже, продемонстрировал огромное мастерство в изображении складок одежды персонажей. Драпировки также типичны для данного периода и относятся к стилю «плоских складок».
Франция – страна, в которой появляются самые запоминающиеся и известные на сегодня памятники
Христос из Виссембурга, самый старый из сохранившихся фигурных витражей в хорошем состоянии, датируемый примерно 1060 годом. Хранится в Страсбурге
раннеготического витражного искусства, например, вошедший в легенды Собор Парижской богоматери.
Подлинных витражей сохранилось в соборе совсем немного: поврежденные за долгие столетия работы были заменены более поздними образцами. Уцелели в соборе древнейшие оригинальные круглые окна-розы, столь характерны для стиля той эпохи. Всего в соборе имеется три таких окна. Например, южное окно-роза, имеющее диаметр 13 метров, датируется 1260 годом. Оно состоит из 84 фрагментов, на которых изображена масштабная сцена с Иисусом, апостолами, святыми и ангелами.
В XIII – XIV веках в эпоху зрелой готики возникает лучистый стиль, сформировавшийся в глубинке Франции. Изобразительной особенностью зрелой готики стали изящные фигуры с гармоничными пропорциями и объемные, контурно выделенные складки драпировок. Именно из-за наличия в круглых окнах-розах конструктивных элементов в виде лучей, расходящихся от центра к окружности, стиль получил название «лучистый». В этот период витражные окна становятся наряднее, орнамент обогащается мелкими деталями. Это становится возможным еще и за счет появившегося в тот момент нововведения – чертежей на пергаменте. Изображения теперь более изысканные, но все еще двухмерные. Впоследствии французским круглым окнам, выполненным в лучистом стиле, стали подражать по всей Европе.
Сент-Шапель. Фрагмент витража верхней капеллы
Наиболее яркое свое выражение лучистый стиль получает в витражном цикле Сент-Шапеля. Сент-Шапель в переводе означает «святая капелла», это сооружение представляет собой часовню, которая располагается на территории Королевского дворца на острове Сите в Париже. Время постройки этого памятника искусства — 1242-1248 годы. Цикл витражей, посвященный Есфири, знаменует собой окончательный переход к зрелой готике.
В целом тематика сцен, изображенных на цветных стеклах, касается сюжетов, связанных с французской монархией, ветхозаветными царями и, конечно, самим Христом. Все эти персонажи аллегорически объединяются в некое единое целое, а основной мыслью является утверждение божественного происхождения французских королей.
Здание имеет множество ажурных окон, которые заполняют все пространство между несущими конструкциями: всего насчитывается 15 больших витражей и одно более позднее окно-розетка, которое относится к XV веку. Чтобы можно было судить о грандиозности этого небольшого по размеру сооружения, достаточно сказать, что витражи имеют в своем составе 1130 панно. Тематически они делятся на 2 цикла. Первый цикл посвящен жизни Израиля от Бытия до Апокалипсиса, причем в эту линию вписаны и факты жизни Людовика, чем подчеркивается наследственная преемственность французской монархии. Второй цикл рассказывает о жизни Библейских пророков, а алтарная часть повествует о рождении и страстях Господних.
Мастера, работавшие над витражами часовни в Сент-Шапеле, были поставлены перед сложной задачей – гармонично построить композицию для чрезвычайно высоких и узких оконных проемов. Решение здесь основывается на разделении каждого окна на сегменты. В каждом сегменте правильной геометрической формы размещены отдельные сюжетные сцены, а место между ними занято ярким орнаментом.
При этом проблема высоких и вытянутых окон разными мастерами решалась по-разному. Так, часто фигуры персонажей несколько деформировали, растягивая в высоту, что впоследствии стало одной из отличительных черт зрелой готики.
В витражах Сент-Уэн проявляется новая тенденция – стремление к объемности. Так, показательна фигура Девы Марии, изображенная на северо-восточном окне центральной капеллы в сцене Благовещения. Не только складки ее одежды, но и руки, лицо изображены объемно за счет работы со светотенью. Работа сделана так мастерски, что создается ощущение рельефного выделения фигуры Марии на общем фоне. Этой же цели служит и колорит: теплые желтые, синие и красные цвета одеяния героини активно выделяются на холодном бесцветном фоне.
Все перечисленное демонстрирует очевидную связь витражей Руана с живописью в целом, с передовыми достижениями живописцев Парижа и, в частности, с последователями иллюстратора Жана Пюселя.
О тех же тенденциях свидетельствует и оформление хора собора в Эвре. Витражи здесь были полностью цветными, но стремление передать пространство и объем явно просматривается. Например, очень объемно изображен трон Богоматери, на руках которой сидит Младенец Христос, протягивающий руки к пришедшим. В центральной секции фигуры Девы Марии с Младенцем и Иоанна Крестителя перекрывают друг друга – видно, что мастер хотел передать в полотне разные планы, пространство.
В середине XV века на витражные изображения начинает влиять станковая живопись и ее законы. Прежде всего, влияние шло из фламандской школы. Среди таких образцов можно выделить витраж Жака Кера в соборе Буржа. В художественной манере этого произведения заметно влияние Яна ван Эйка, и это понятно, поскольку витраж сделан по эскизу фламандского художника. Главная сцена композиционно разделена на две секции, представленных фигурами архангела Гавриила и Девы Марии. Свободное пространство вокруг фигур украшено изящным орнаментов, на фоне которого изображены ангелы с гербами королевской семьи.
В XV веке во Франции распространяется новый подстиль готики – пламенеющая готика. Развивается он из лучистой готики и характеризуется еще большей любовью к украшениям. Название подстиль получил от узоров и орнаментов, которые несли в себе ассоциации с языками пламени. Яркости и сочности красок пламенеющая готика обязана изобретению новых красителей: в частности, была разработана серебряная потрава, позволяющая накладывать краску сразу на поверхность стекла. В результате стало возможно добиваться «пламенеющих» охристых, желтых, оранжевых тонов.
В этот период фронтоны и вершины арок тяготеют во Франции к максимальному удлинению. Отличительной чертой орнаментов на витражах являются элементы в форме «рыбий пузырь».
К пламенеющей готике принадлежит западная роза часовни Сент-Шапель, она выбивается из общего стилистического строя большей орнаментальностью и яркостью, так как была выполнена позднее, чем основные работы, в XV веке.
Роза диаметром 9 метров состоит из 89 панно. Центральным изображением является Святой Иоанн, вокруг него находятся семь светильников и семь Церквей, а также другие символические библейские образы, взятые из откровения Святого Иоанна: всадники, ангелы с вестью об апокалипсисе, Царь царей, Зверь, небесный Иерусалим и другое.
В XVI веке пламенеющая готика продолжает оставаться доминирующим изобразительным стилем. В этот период общекультурный процесс переживает внедрение гуманистических идей: человек начинает рассматриваться как венец творения, в искусстве с подачи Рафаэля, да Винчи и Микеланджело начинает утверждаться совершенство человека. В результате и во французском витраже закономерно появляются не только сцены из Библии, но и факты из отечественной истории, интересные и выдающиеся личности, сюжеты на военные темы и даже сцены бракосочетаний. Демократизация касается не только тематики, но и сферы из распространения. Они все уверенней переселяются в здания общественного назначения и дома обычных граждан.
В течение всех периодов Готики планомерно изобретаются новые и новые красители и способы их нанесения. Так, если в XII-XIII веках художниками использовались лишь черные и коричневые красители, в XIV веке открывают серебряную потраву, которая дает новый толчок в развитии витражных изображений. Будучи открыта французскими мастерами, серебряная потрава быстро распространилась по всем Европейским странам. Технологии усложняются. Наряду с серебряной протравкой начинают использовать красную гематитовую протравку. Появляются травление, роспись эмалью, пескоструйная обработка. Известный художник того времени Энгран, принц Бове, применяет эти новшества в работе над витражом «Дерево Иессея» в соборе святого Этьена в городе Бове
Искусство витража пережило свой упадок во время Столетней Войны, в которую были так или иначе втянуты все государства Европы. В итоге в XVII- XVIII веках все было против такого хрупкого, дорогого и сложного искусства, как витраж. Развитие его останавливается. Новые произведения не создаются по вполне понятным экономическим и мировоззренческим причинам, а уже имевшееся наследие разрушается во время боевых действий.
Превью: Витраж в Сент-Шапель, 1243-1248 гг.
Готические витражи — история развития, лучшие произведения готических соборов, современная интерпретация
Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов, церквей и богатых особняков.
Исторические предпосылки
Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами. Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.
Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.
Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.
Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.
Ценность витражей для культовых сооружений
Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света. Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой. А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.
А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.
Тематика и стилистические особенности готических витражей
Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.
По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:
- ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания;
- зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.
Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.
Уже в XIV столетии этот стиль уверенно завоевал практически всю Европу, и появилось понятие, которое сегодня называют интернациональная готика. Искусство изготовления витражей достигло своего апогея. Кроме религиозных и рыцарских сюжетов, а также, картин сотворения мира, в стеклянных картинах появилась светская тематика, а витражные окна стали обычным элементом в домах богатых европейцев. Также, нашли распространение и внутренние витражи — в перегородках, нишах, в качестве накладных плафонов с подсветкой.
Современные готические витражи на заказ
В современных интерьерах готика также достаточно востребована — романтические сценки, рыцарские турниры, старинная архитектура, мистические сюжеты — такие витражи станут изюминкой и в солидном частном доме, и в заведении, оформленном соответствующим образом.
Готика в интерьере требует соответствия и других элементов дизайна. Во-первых, нужны большие по площади окна — высокие и широкие, стремящиеся ввысь, сложные по композиции своды в помещениях, каменные или грубые деревянные полы, богатая, искусственно состаренная мебель. Именно в таком окружении легкие и невероятно привлекательные витражи будут смотреться потрясающе и создадут эффектное световое и колористическое решение.
Наиболее подходящая технология изготовления готических витражей — Тиффани, позволяющая безупречно воплотить любую, даже очень сложную идею. Если вы желаете оформить свой дом, ресторан, клуб или другое заведение в презентабельном готическом стиле, компания «Стеклянный Дилижанс» создаст для вас эксклюзивные витражи, соответствующие стилевым особенностям и вашим пожеланиям. Для наших мастеров нет ничего невозможного.
Примеры, как может выглядеть интерьер с витражами — в фотогалерее.
Gothic Stained Glass — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Романские и готические витражи (13 век)
Превью | Данные изображения | Информация |
---|---|---|
Дерево Джесси в. 1200 Витраж Собор, Кентербери | ||
Дерево Джесси (фрагмент) в. 1200 Витраж Собор, Кентербери | ||
Чудо святого Томаса Бекета 13 век Витраж Собор, Кентербери | ||
Карл Великий в. 1200 Витраж Собор, Страсбург | ||
Сент-Юстас (фрагмент) 1200-10 Витраж Собор, Шартр | ||
Добрый самаритянин и Бытие 1205-15 Витраж Собор, Шартр | ||
Окно «Северная роза» в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Южное окно-роза в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Блудный сын 13 век Витраж Собор, Шартр | ||
Чудеса Богородицы в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Сон Карла Великого в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Битва Карла Великого в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Дворянин в. 1220 Витраж Собор, Шартр | ||
Отъезд блудного сына в. 1210 Витраж Cathdrale Saint-tienne, Бурж | ||
Сцены из истории святого Никасия 1200-25 Витраж, 70 х 79 см (каждая панель) Muse du Louvre, Париж | ||
Окно-розетка в. 1268 Витраж Нотр-Дам, Париж | ||
Окно Эстер (фрагмент) 1240с Витраж Сент-Шапель, Париж | ||
Окно 1247-50 Витраж Собор, Труа | ||
Джейкоб с деревом Джесси в. 1218 Витраж Собор, Фрайбург | ||
Стигматизация святого Франциска 1235-45 Витраж Барфссеркирхе, Эрфурт | ||
Святые 1250с Витраж Собор, Наумбург | ||
Богородица с младенцем 1280-е Витраж Westfälisches Landesmuseum, Кёльн | ||
Сент-Гертруда 1280-е Витраж Westfälisches Landesmuseum, Кёльн | ||
Хор ангелов 1270-е Оконный витраж Собор, Линкольн | ||
Окно 1269 Витраж Собор, Амьен | ||
Окно в. Previous PostNextNext Post |