Своеобразной формой объединения деятельности крупного и малого бизнеса является система франчайзинга. Франчайзинг получил широкое распространение во второй половине 20 столетия прежде всего в тех отраслях, где можно успешно сочетать преимущества крупного и малого бизнеса: эффект масштаба, наличие крупных капиталов, индивидуальный подход к клиенту, децентрализованное ведение бизнеса.
Франчайзинг — это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынке с использованием лицензии, технологии, современных разработок, фирменной торговой марки предприятия-гиганта.
Система франчайзинга предполагает участие двух сторон: франчайзора и франчайзи. Франчайзор (крупная фирма, чье имя и деятельность являются достаточно известными) за определённую плату предоставляют право франчайзи (небольшой компании) использовать своё имя, репутацию и опыт. Обе стороны являются полноценными собственниками своего бизнеса, имея свой юридический адрес. Однако франчайзи ведёт дело в рамках оговоренных условий (например, соблюдает определённые требования к качеству, не имеет права изменять марку, упаковку, а зачастую и цену товара) и вынужден поступаться частью предпринимательских свобод в обмен на право входить в мощную франчайзинговую сеть. Франчайзинг относится к партнерскому бизнесу, поэтому предполагает доверительные взаимодействия между компаниями. Нарушение принципа доверия приводит к разрушению отношений и краху бизнеса.
Ведение бизнеса по системе франчайзинга создает благоприятные преимущества обеим сторонам. Франчайзор получает возможность быстро расширить свой бизнес, а франчайзи защищен от неудач головной фирмой, так как работает по отработанной, проверенной технологии и не должен тратить колоссальные средства на рекламу и обучение сотрудников.
Вот и думайте, господа, стоит ли вам открыв свое дело, зарегистрировать фирму, купив юридический адрес, собрав массу всевозможных документов, добавлять себе сложностей, задумываясь о том, что ваша компания будет производить, кто и как будет рекламировать и продвигать на рынок всё произведённое. Или, может, стоит подписать договор франчайзы и воспользоваться чужим продуктом, торговой маркой и рекламой? Решать вам.