Архитектура стиль барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами
Содержание
Барокко в архитектуре, предпосылки возникнтовения
Историческая справка
Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Остановить его были не в силах ни дипломатические отношения, ни предрассудки.
Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтобы производить особенное впечатление на верующих, показывать величие Бога и ничтожность человека по сравнению с небом.
Наибольшего расцвета стиль достиг при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Государство – это я» и увековечил себя в каждом учебнике истории.
Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, все время прерывается выступами и пилястрами.
Площадь перед собором Святого Петра в Риме, архитектор П.Бернини (1663).
Пример русского барокко – Екатерининский дворец, архитектор Б. Ф. Растрелли. Посмотрите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взгляд все время перескакивает с детали на деталь.
Барокко в архитектуре – это, прежде всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого характерно изобилие декора фасадов скульптурами, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола зачастую многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже.
Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, скульптуры, пилястры, арки, лепнина. Взгляду всегда есть, на чем остановиться.
Детали
Изобилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, благородные камни, витые колонны, сглаженные формы (любимая форма барокко – овал, острые углы практически отсутствуют)
Когда оказываешься внутри барочных построек, внешняя отделка уже не так впечатляет, как настоящее буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтобы стиль барокко проявил себя в полной мере нужно, как вы видите, очень много квадратных метров и, пожалуй, еще больше декора.
Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, скульптуры, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стене и потолке нет свободного места.
Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) немного скромнее предыдущих примеров, потому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Яркие пятна – только фрески на потолке.
Потолок в монастыре Этталь – одного из крупнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали.
Жемчужина неправильной формы и Король-Солнце
С итальянского языка barocco — «причудливый», «странный». А с португальского и вовсе «жемчужина неправильной формы».
Но в интерьере и архитектуре это не значит – асимметричная. Для стиля барокко, такого фактурного и чрезмерного, все же характерна симметрия, как и для любого классического стиля (с другими можно познакомиться в этой статье).
Иллюстрация из книги по истории мебели, от самого раннего до настоящего времени, показывает, как выглядит мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), обилие декоративных элементов, плавные формы.
Плавные линии и изгибы характерны для всего в барокко – от фасадов зданий до рам зеркал и изгородей.
Самыми яркими представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышные барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии.
В XVII веке во Франции идеалом мужчины был Людовик XIV, Король-Солнце, искусный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и безграничных возможностей короля. Это находило свое отражение во всем. Поэтому можно встретить много примеров символики Короля-Солнца.
Судя по отношению французов к жизни, праздникам и архитектуре, Людовик все еще их герой.
Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно либо любить, либо ненавидеть, но оставаться равнодушным нельзя. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восхищаются за богатство, роскошь фактур и динамику. Как говорит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”.
Нам нравится идея того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны транслировать эмоцию. Пусть барочные интерьеры показывают это немного более явно, чем многим хотелось бы. Но то, что они не оставляют равнодушными, вдохновляют и откладываются в памяти – огромная заслуга стиля. Барокко научил нас тому, что “так тоже можно”.
Барокко | Архитектура и Проектирование
Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля — барокко и классицизм, а также третье, внестилевое реалистическое направление.
Все эти стилевые направления существовали одновременно, а иногда соединялись в одном памятнике, что не всегда позволяет говорить о чистоте стиля в том или ином произведении.
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы.
Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. по проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Его предки родом из Флоренции, отец — скульптор и архитектор Бартоломео Карло, приехал в Петербург еще при Петре. Только Франческо Бартоломео Растрелли смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.
Внутренние помещения расположены на трех этажах, что также соответствует принятой схеме: в нижнем, невысоком этаже находятся служебные помещения, на втором — высоком — анфилады парадных залов и покоев, а на третьем — жилые комнаты царской семьи.
Главный зал дворца — Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые — зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона — все в этом зале поражает изысканностью, выдающей руку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
Церковь Иль Джезу, Рим | |
Площадь Св. Петра, Рим | |
Собор Св. Петра, Рим | |
Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане, Рим | Церковь Сант- Иво алла Сапиенца, Рим |
Версаль | |
Версаль. Зеркальная галлерея | |
Дворец в Царском селе | |
Большая галерея, Дворец в Царском селе | |
Янтарная Комната, Дворец в Царском селе | |
Фасад Зимнего дворца | |
Цвингер. Дрезден |
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ БАРОККО
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.
Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» — произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля — казались недосягаемыми. В этом — суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля — плоское тело, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля — не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле — ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда, законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом — основа будущего стиля Барокко. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого — «венец Творения» — сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все… и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем. ..
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.
БАРОККО В РОССИИ
Термин «Барокко» в России долго не мог утвердиться. Например, еще в середине XIX в. русская критика, ниспровергая стиль Классицизма в архитектуре, тем не менее, «не видела альтернативы колоннам и куполу».
Обсуждались достоинства стилей неоготики и «неоренессанса», но термин «барокко» избегали употреблять.
Архитектор А. Брюллов во время пенсионерской поездки 1822 г. в Италию возмущался «развращенным вкусом» и нелепостью построек Ф. Борромини. Только в 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский Барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова».
По определению Дмитрия Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку. .. настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко». Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму; в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. Последний стиль получил наиболее яркое воплощение в творчестве выдающегося зодчего Ф. Б. Растрелли Младшего в Петербурге. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо. Поэтому исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко».
Также своеобразно проявился стиль Барокко, экспортированный из Испании в страны Латинской Америки. В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль, именуемый «ультрабарокко». Он впитал элементы мистического испанского Барокко, напитанные декоративностью испано-мавританского зодчества, и местные фольклорные традиции. В этом стиле все доводилось до бурлеска. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем.
Но в середине XVIII в. с началом эпохи Неоклассицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один… Так разительно отличались барочные формы от классицистических и мало кто тогда замечал их внутреннее единство. Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг.). В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного предложил в начале XX века термин «Человек Барокко». По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства… соединения им персонализма и субъективизма и… выдвижение личности на сверхличностную роль». Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев… возникновении нового типа человека». В таком контексте Август II Сильный — «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом — освобождение внутреннего человека». А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа».
В качестве примера барочного мироощущения приводится и архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене (можно добавить творения Растрелли в России), и музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью чувственной подачи, пышной наглядностью». Подобный подход к «эпохе Барокко» при всей его эффектной широте способен, однако, увести в тень другие, развивавшиеся параллельно с Барокко художественные течения и стили.
Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Философ X. Ортега- и- Гассет, писатель А. Карпентьер провозгласили барочность человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира. Авторы призвали покончить с заблуждением, представляющим Барокко как стиль, порожденный эпохой XVII- XVIII вв. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более чем стиль Барокко. .. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка…
Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно так же мы видим постоянный возврат к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени». Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.
Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. до н. э. Поэтому античным, или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени. Характерной чертой этого стиля является стирание границ между классической эллинской, римской и восточной, азиатской культурами. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски, и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло…
Барокко — это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур до такой степени, что, к примеру, Рим, несмотря на свое универсальное значение Вечного города, теперь всегда будет восприниматься барочно. Испанская литература или немецкая философия и музыка в нашем представлении, прежде всего, барочны. Поэтому мы никогда не сможем установить, где начинается стиль Барокко и где он заканчивается. Возможно лишь определить основные принципы и закономерности формообразования, тенденции исторического развития. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв.» и т. д.
Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи — явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело — сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.
МАНЬЕРИЗМ И БАРОККО
Существуют две концепции развития искусства Маньеризма и Барокко. Согласно первой, сторонником которой был М. Дворжак, эстетика Маньеризма, разрушив классицистические нормы искусства Возрождения, заложила основы будущего стиля Барокко. По иной концепции Маньеризм и Барокко, два художественных стиля, развивались параллельно и были во всем противоположны.
Композиции в стиле Маньеризма характерны деструктивностью, эклектичностью и отсутствием определенных принципов организации формы. Произведения стиля Барокко, напротив, отличаются ясностью закономерностей формообразования, целостностью, только иной, чем в искусстве Классицизма. В 1541 г. в Риме была основана «Академия гнева» — для «борьбы с Классицизмом», следующему исключительно «канонам древних». Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым. Ясное, уравновешенное, гармоничное — вялым и скучным. Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, именно в стенах итальянских Академий зарождались новые теории «вымышленной гармонии», никак не связанной с реальностью видимого мира.
Так, одним из главных теоретиков искусства Барокко стал живописец- маньерист Ф. Цуккаро, основатель в 1593 г. Академии Св. Луки в Риме и автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), в котором изложены принципы «субъективного видения мира художником». Причем субъективность творчества трактовалась Цуккаро крайне религиозно, мистично, потому мы и относим его «Идею» к теории Барокко, а не Маньеризма.
Искусство Маньеризма носило откровенно гедонистический и светский характер; Барокко — религиозно, возвышенно. Самое замечательное в стиле Барокко, что, возникнув на основе художественных форм, в первую очередь архитектурных, эпохи Возрождения, это искусство вложило в них иное содержание. Впервые в истории в этом стиле соединились две, казалось бы, несоединимые тенденции художественного мышления: Классицизм и Романтизм. Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) — романтично. Поэтому и стиль Барокко с полным основанием может быть соотнесен с романтическим мироощущением. Эта новая духовная особенность искусства Барокко была усилена в Италии, а позднее и в Испании, религиозным католическим мироощущением, приобретавшим в XVI- XVII вв. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Именно здесь, а не в искусстве «Высокого Возрождения» мистика католицизма и изобразительное творчество «нашли друг друга». Поэтому и Барокко иногда называют «стилем католицизма», или «искусством иллюзии.
Архитектура в стиле барокко — Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимально удобные условия пользования нашим веб-сайтом. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 15 ноя 2021
См.
вся история
|
Архитектура барокко — стиль, возникший в Италии в конце 16 века.
Это была более театральная версия архитектуры эпохи Возрождения, с драматическим освещением и цветом, иллюзорными эффектами, такими как trompe l’oeil, и проектами, которые играли в игры с архитектурными особенностями, иногда оставляя их незавершенными.
Его здания обычно включают центральные башни, купола, портик или другие центральные выступы на главном фасаде. Поскольку барочная архитектура совпала с европейским колониализмом, ее можно увидеть во многих странах мира; а в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, это продолжалось до 18 века.
Барокко зародилось в период Контрреформации, когда католической церкви нужно было восстановить свое ослабевающее влияние в Европе перед лицом протестантской Реформации. Одним из способов привлечения новых последователей было создание откровенно эмоциональных и чувственных экспонатов в искусстве и архитектуре. Церковная архитектура апеллировала как к эмоциям, так и к интеллекту верующих, пытаясь убедить их в безоговорочной верности церкви. Приближение и вход в церковь стали символическим, чувственным и таинственным опытом.
Первоначально этот стиль находил форму в дизайне церквей и соборов, но позже этот стиль стал использоваться для визуальной демонстрации абсолютистских режимов в виде тщательно продуманных королевских дворцов.
Стиль позднего барокко часто называют рококо, а в Испании и Испанской Америке — чурригереском.
Архитектура барокко характеризуется динамичными конструкциями и сложными формами архитектурного плана; предназначен для усиления чувства движения и чувственности и часто основан на овале. Часто встречается смесь повторения, распада и искажения классических мотивов эпохи Возрождения.
Общие элементы включают:
- Великолепие.
- Контраст.
- Изгибы и повороты.
- Богатая обработка поверхности.
- Позолоченная скульптура.
- Яркие цвета.
- Ярко окрашенные потолки.
- Фрагментированные или преднамеренно неполные элементы.
- Масштабные фрески.
- Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.
- Использование гипса или гипса, мрамора или искусственной отделки.
- Иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil.
- Грушевидные купола (чаще встречается в восточноевропейском барокко).
Наиболее известными представителями стиля барокко в Италии были Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно и Франческо Борромини. Развиваясь позже, в Центральной Европе самым известным архитектором был Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В Великобритании барокко было принято Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром.
Некоторые из наиболее примечательных зданий в стиле барокко:
- Собор Святого Павла, Лондон.
- Зимний дворец, Санкт-Петербург.
- Карлскирхе, Вена.
- Версальский дворец, Версаль.
- Дом Инвалидов, Париж.
- Площадь Святого Петра, Ватикан.
- Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим.
- Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта.
- Архитектурные стили.
- Ар-деко.
- Баухаус.
- Стиль изящных искусств.
- Бельведер.
- Классическая архитектура
- Эклектика.
- Богадельня больницы Фонтан.
- Международный стиль.
- Итальянский стиль Возрождения.
- Модернистская архитектура.
- Моноптерос.
- Неоклассическая архитектура.
- Архитектура Палладио.
- Пьяцца.
- Постмодернистская архитектура.
- Восстановление Орлеанского Дома Октагон.
- Рококо.
- Скальола.
- Архитектура Стюарт.
- Trompe l’oeil.
- Дух времени.
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
Архитектура в стиле барокко — Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 15 ноя 2021
См.
вся история
|
Архитектура барокко — стиль, возникший в Италии в конце 16 века.
Это была более театральная версия архитектуры эпохи Возрождения, с драматическим освещением и цветом, иллюзорными эффектами, такими как trompe l’oeil, и проектами, которые играли в игры с архитектурными особенностями, иногда оставляя их незавершенными.
Его здания обычно включают центральные башни, купола, портик или другие центральные выступы на главном фасаде. Поскольку барочная архитектура совпала с европейским колониализмом, ее можно увидеть во многих странах мира; а в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, это продолжалось до 18 века.
Барокко зародилось в период Контрреформации, когда католической церкви нужно было восстановить свое ослабевающее влияние в Европе перед лицом протестантской Реформации. Одним из способов привлечения новых последователей было создание откровенно эмоциональных и чувственных экспонатов в искусстве и архитектуре. Церковная архитектура апеллировала как к эмоциям, так и к интеллекту верующих, пытаясь убедить их в безоговорочной верности церкви. Приближение и вход в церковь стали символическим, чувственным и таинственным опытом.
Первоначально этот стиль находил форму в дизайне церквей и соборов, но позже этот стиль стал использоваться для визуальной демонстрации абсолютистских режимов в виде тщательно продуманных королевских дворцов.
Стиль позднего барокко часто называют рококо, а в Испании и Испанской Америке — чурригереском.
Архитектура барокко характеризуется динамичными конструкциями и сложными формами архитектурного плана; предназначен для усиления чувства движения и чувственности и часто основан на овале. Часто встречается смесь повторения, распада и искажения классических мотивов эпохи Возрождения.
Общие элементы включают:
- Великолепие.
- Контраст.
- Изгибы и повороты.
- Богатая обработка поверхности.
- Позолоченная скульптура.
- Яркие цвета.
- Ярко окрашенные потолки.
- Фрагментированные или преднамеренно неполные элементы.
- Масштабные фрески.
- Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.
- Использование гипса или гипса, мрамора или искусственной отделки.
- Иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil.
- Грушевидные купола (чаще встречается в восточноевропейском барокко).
Наиболее известными представителями стиля барокко в Италии были Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно и Франческо Борромини. Развиваясь позже, в Центральной Европе самым известным архитектором был Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. В Великобритании барокко было принято Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром.
Некоторые из наиболее примечательных зданий в стиле барокко:
- Собор Святого Павла, Лондон.