Фронтальный и профильный разрезы: Разрезы: горизонтальный, профильный, фронтальный — Черчение

Фронтальный и профильный разрезы: Разрезы: горизонтальный, профильный, фронтальный — Черчение

4.4. Примеры выполнения чертежей с разрезами

Для полуцилиндров необходимо указать радиус основания и высоту. Их высота совпадает с высотой параллелепипеда. Она уже есть. Радиус ставим на виде сверху.

Усечённый конус характеризуется диаметрами двух оснований и высотой. Высоту указывать не надо, так как она равна разности между высотами всей детали и её основания. Поскольку высота нижней части указана на виде слева, то там же покажем и диаметры оснований конуса.

Измерениями цилиндра являются его диаметр и высота. Высота цилиндра совпадает с габаритным размером – высотой всей детали. Так как она указана на главном виде, туда же ставим и диаметр цилиндра.

На этом простановка размеров закончена. Итоговый чертёж детали представляет собой совокупность изображений рис. 103 и рис. 102, б.

Врассмотренном выше примере с опорой работа над чертежом началась с технического рисунка. Но если условие будет задано двумя проекциями, то это не меняет сути дела. Методика работы над чертежом остаётся прежней. Модели геометрических тел уже были представлены в разделе

3.7.Поэтому по двум заданным проекциям детали несложно представить, из каких геометрических тел она состоит.

Рассмотрим несколько примеров выполнения чертежей, не останавливаясь на методике их исполнения, поскольку она подробно проработана

вразделе 4.3. Чертежи будут сопровождаться комментариями, указывающими на различие каждого последующего чертежа от предыдущего.

Во всех примерах исходными условиями являются главный вид и вид сверху, без разреза, с невидимыми контурами. Все размеры стоят на этих двух видах.

П р и м е р 1 (рис. 104)

Деталь состоит из параллелепипеда со срезанными с четырёх сторон углами в форме трёхгранных призм, цилиндра, шестигранной призмы. Сквозное отверстие представлено четырёхгранной призмой.

Фронтальный и профильный разрезы – осевые, поэтому они не обозначены. Изображения вида и разреза симметричные, поэтому совмещены половина вида с половиной разреза.

Впредыдущем примере вид от разреза отделялся осевой линией. В этом случае на линию раздела попало ребро, поэтому пришлось воспользоваться тонкой волнистой линией. На профильной проекции линия обрыва проведена со стороны вида, так как ребро относится к разрезу. Слева до линии обрыва показан вид, справа после линии обрыва – разрез. Если ребро имеется и на виде, и на разрезе, то линию обрыва можно провести так, как показано на главном виде.

124

Наглядное изображение детали выполнено в прямоугольной диметрии. Треугольник пропорциональности использовался для построения основания цилиндра (см. рис. 64, б; 68, б) и сокращения вдвое размеров

вдоль оси у. Так как в прямоугольной диметрии коэффициенты искажения по осям х и z равны 1, по оси у – 0,5, то для построения треугольника следов на х и z откладываем единичные отрезки произвольной длины, а на у – половину этой длины.

Рис. 104

Размеры в условии были заданы на двух проекциях и с нарушением правил их простановки, так как не было разрезов и третьего вида. Теперь их следует поставить заново с учётом всех правил. На рис. 104 габаритные размеры – длина и высота – указаны на главном виде, ширина детали – на виде слева. Относительные размеры закрепляют углы среза параллелепипеда. Все остальные размеры относятся к элементам детали.

П р и м е р 2 (рис. 105)

Деталь опять имеет две оси симметрии, вдоль которых выполнены разрезы. Поэтому ни фронтальный, ни профильный разрез не обозначен. В отличие от предыдущих примеров эта деталь имеет рёбра жёсткости в форме трёхгранной призмы, грани которой пересекаются с цилиндром. Боковые грани параллельны оси цилиндра, следовательно, пересекают его по образующим. На главном виде эта линия не совпадает с очерковой

125

образующей цилиндра. Верхняя грань наклонная. В сечении с цилиндром получится дуга эллипса (см. рис. 91), которая будет изображена на виде слева и в аксонометрии. Для построения этих дуг достаточно взять только две точки: на боковой грани ребра жёсткости (точка 1) и на очерковой цилиндра (точка 2). Зная форму линии пересечения, соединяем эти точки по дуге. Согласно третьей условности изображения (раздел 4.2.3) на фронтальном разрезе ребро жёсткости показано разрезанным, но не заштрихованным. В аксонометрии оно заштриховано.

Рис. 105

В цилиндрической части детали имеется паз. Его построение подробно было разобрано на рис. 94.

Поскольку основание детали имеет четыре цилиндрических отверстия и ниоднонепопаловсекущиеплоскости, тодлянихвыполненместный разрез. Онпоказаннаглавномвидеиотделёнтонкойволнистойлинией.

Габаритные размеры – длина и ширина – показаны на виде сверху, высота – на главном виде. Относительных размеров два – они закрепляют

126

оси цилиндрических отверстий. Остальные размеры относятся к элементам детали.

П р и м е р 3 (рис. 106)

Деталь имеет только профильную плоскость симметрии. Поскольку секущая плоскость фронтального разреза не является плоскостью симметрии всей детали, то этот разрез обозначен на виде сверху. Изображение вида и разреза симметричны. Поэтому на главном виде совмещены половина вида с половиной разреза и подписан разрез А–А. Надпись должна быть выполнена по центру. Секущая плоскость профильного разреза совпадает с плоскостью симметрии детали, поэтому разрез не обозначен. Но изображения на виде слева не симметричны и разрез показан полностью.

Рис. 106

У несимметричной детали вырез в аксонометрии выполняется по большему отверстию. Поэтому оси х, у на ортогональном чертеже совмещаем с осями симметрии горизонтального цилиндрического отверстия.

Высота детали показана на виде слева. Но этот размер можно считать размером для справок (обычно такое размерное число указывается со звёздочкой вверху), так как верх детали имеет форму полуцилиндра, а вся высота может быть получена сложением расстояния до центра с радиусом его основания.

П р и м е р 4 (рис. 107)

Представленная деталь имеет только одну плоскость симметрии – фронтальную. Поэтому на виде слева можно совместить половину вида с

127

половиной разреза. Секущая плоскость проведена через ось большого отверстия. Это разрез Б–Б. На главном виде изображён ступенчатый разрез А–А, выполненный двумя параллельными секущими плоскостями, каждая из которых проходит через одно из отверстий.

Рис. 107

Впрямоугольнойизометриивырезсделанпоосямбольшогоотверстия.

Вчетырёх только что рассмотренных примерах исходное условие было задано двумя ортогональными проекциями. Возьмём ещё один пример, когда условие задано аксонометрией.

П р и м е р 5 (рис. 108)

Дана аксонометрия детали с указанными на ней размерами. Вычертить три вида: спереди, сверху, слева с фронтальным и профильным разрезом; построить прямоугольную аксонометрию с вырезом; на ортогональных проекциях поставить размеры.

128

Рис. 108

Рис. 109 129

В этом случае необходимо правильно выбрать главный вид. Он должен давать наиболее полное представление о форме детали. Остальные виды вычерчиваются в проекционной связи с учётом заданного наглядного изображения. Далее схема работы над чертежом такая же, как была представлена в разделе 4. 3.

Полностью чертёж представлен на рис. 109.

Примечание. Во всех разобранных примерах не стоят размерные числа. Правила их простановки были рассмотрены в разделе 1.5. В четвёртом разделе обращено внимание на правила группировки размеров. Поэтому проведены только размерные линии.

4.4.1. Задание № 12. Простые разрезы

Цель: научиться выполнять фронтальный и профильный разрезы детали с применением условностей их изображения.

По двум данным проекциям детали построить её третью проекцию. Выполнить фронтальный и профильный разрезы. По мере возможности совместить половину вида с половиной разреза, соблюдая перечисленные в разделе 4.2.3 условности. Проставить размеры с учётом правил их группировки. Выполнить аксонометрию с вырезом ¼ детали. Задание выполнить на листе формата А3, расположив его горизонтально. Практические рекомендации по выполнению задания приведены в разделе 4.4.4.

Варианты задания

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

4. 4.2. Задание № 13. Ступенчатый разрез

Цели: научиться выполнять и оформлять сложный разрез, а также закрепить навыки группировки размеров и построения аксонометрии с вырезом.

По главному виду и виду сверху детали построить её вид слева. На главном виде выполнить указанный ступенчатый разрез А–А. На виде слева выполнить профильный разрез, соблюдая перечисленные в разделе 4.2.3 условности. Проставить размеры, распределив на все три проекции с учётом правил их группировки. Построить аксонометрию детали с вырезом ¼ её части. Если деталь несимметрична, то вырез следует сделать по осям большего отверстия.

Задание выполнить на листе формата А3, расположив его горизонтально. Обратите внимание на компоновку листа. Все четыре изображения надо разместить на чертеже так, чтобы его рабочее поле было загружено равномерно.

Перед началом работы над чертежом внимательно ознакомьтесь с практическими рекомендациями, помещёнными в разделе 4.4.4.

Варианты задания

141

142

143

144

145

4. 4.3. Задание № 14. Чертёж детали Цель: закрепить навыки чтения и оформления чертежа детали.

По заданной аксонометрии детали вычертить три её проекции. Выполнить необходимые разрезы, совместив, по возможности, половину вида с половиной разреза. Построить прямоугольную аксонометрию с вырезом. Проставить размеры.

Варианты задания

146

147

148

149

150

4.4.4. Практические рекомендации

Задание по проекционному черчению рекомендуется выполнять

вопределённой последовательности.

1.Провести на листе формата рамку, определив тем самым рабочее поле чертежа.

2.Используя габаритные размеры детали, выполнить компоновку чертежа, наметив расположение проекций так, чтобы они были равномерно расположены на рабочем поле.

3.Провести оси симметрии для всех трех проекций. Если деталь не имеет плоскости симметрии, то провести оси симметрии её отверстия с большим диаметром. От них затем будут откладывать остальные размеры,

ивыполнять вырез в аксонометрии.

4.Перечертить главный вид и вид сверху. Если изображение на главном виде симметрично, то надо будет совместить вид с разрезом. При вычерчивании его слева от оси сразу следует показать только видимый контур, а справа – разрез. Поскольку по условию задания не требуется выполнение горизонтального разреза, то вид сверху вычерчивают с обязательным показом всех невидимых линий.

5.Построить третью проекцию, выполнив профильный разрез.

6.Для отверстий, не попавших в секущие плоскости, дать местный разрез (либо вместо одного из простых дать ступенчатый разрез, как на рис. 62).

7.Построить аксонометрию детали, совместив оси х и у с осями симметрии того элемента, по которому будет выполняться вырез.

8.Проставить размеры, распределив их на все три проекции, с учётом правил простановки и правил их группировки.

9.Выполнить обводку чертежа. При выполнении штриховки линейку следует перемещать так, чтобы было видно расстояние между штрихами. Штриховка должна быть равномерной.

В аксонометрии вырезанную часть детали необходимо стереть. Все остальные построения в тонких линиях должны остаться.

Готовый чертеж показан на рис. 110.

151

152

Рис. 110

Разрезы — Черчение. 8-9 класс. Сидоренко

Черчение. 8-9 класс. Сидоренко

8.1. Понятие о разрезе

Назначение разрезов. Многие предметы имеют внутренние пустоты, очертания которых на чертежах можно показывать штриховыми линиями. Тем не менее количество таких линий в зависимости от сложности формы предмета может быть значительным, некоторые из них могут совпадать друг с другом или с контурными линиями. Вследствие этого чертеж станет малопонятным, он не будет давать полного представления о форме изображенного предмета. Чтобы наиболее четко показывать на чертежах очертания внутренних контуров предметов, применяют изображения, которые называют разрезами.

Образование разреза. На рисунке 153, а изображены три вида предмета: главный, сверху и слева. Внутренние контуры показаны на видах линиями невидимого контура (штриховыми). На рисунке 153, б показаны изображения одного и того же предмета. Но на месте главного вида размещено более выразительное изображение — на нем невидимые контуры изображены сплошными основными линиями. Это и есть разрез. Он образован так же, как и сечение — мысленным рассечением предмета условной секущей плоскостью. Передняя часть предмета условно удалена. Часть предмета, которая находится в секущей плоскости, на разрезе выделена штриховкой.

Рис. 153. Образование разреза

Обратите внимание на то, что изображение разреза, совмещенное с плоскостью чертежа, содержит не только фигуру, полученную в секущей плоскости, но и те контуры предмета, которые находятся вне ее (рис. 153, б). Таким образом, следует считать, что разрез — это изображение предмета, мысленно рассеченного секущей плоскостью. На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней.

Если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки (ребро жесткости), то на чертеже ее показывают рассеченной, ноне заштриховывают (рис. 154).

Рис. 154. Разрез предмета вдоль тонкой стенки

Следует помнить, что мысленный разрез предмета секущей плоскостью не влияет на другие изображения этого предмета. Сравните рисунки 153, а и 153, б: виды сверху и слева остались без изменения, то есть выполнение разреза не повлияло на их изображение.

Отличие между сечением и разрезом. Образование сечения и разреза происходит одинаково. Тем не менее между ними есть отличие. Оно состоит в том, что сечение представляет собой только ту фигуру, которая непосредственно находится в секущей плоскости. На разрезе кроме фигуры сечения показывают еще и то, что находится за секущей плоскостью. Вот почему следует помнить, что разрез включает сечение.

Представление об указанном отличии между сечением и разрезом дает рисунок 155. На нем изображены сечение и разрез, образованные одной секущей плоскостью.

Рис. 155. Отличие между сечением и разрезом

ВОПРОСЫ

  • 1. Какое изображение называют разрезом?
  • 2. Изменяются ли другие изображения предмета, если его разрезать секущей плоскостью?
  • 3. Чем отличается разрез от сечения?
  • 4. Kак выделяется фигура сечения, входящая в состав разреза?
  • 5. Какая часть предмета мысленно удаляется во время выполнения разреза?

ЗАДАНИЕ

  • На рисунке 156 даны главные виды, сечения и разрезы предметов. Определите, каким предметам отвечает любой из сечений и разрезов. Ответ запишите в таблицу.

Рис. 156. Задание для упражнений

Обозначение линии сечения

Сечение

Разрез

А—А

Б—Б

В—В

Г—Г

8. 2. Виды разрезов

Разрез может быть образован одной или несколькими секущими плоскостями.

В зависимости от количества секущих плоскостей разрезы делят на простые и сложные.

Простые разрезы. Простым называется разрез, образованный вследствие пересечения предмета одной секущей плоскостью.

При выполнении разрезов секущая плоскость относительно горизонтальной плоскости проекций может занимать вертикальное, горизонтальное или наклонное положения. В зависимости от положения секущей плоскости простые разрезы разделяют на вертикальные, горизонтальные и наклонные.

Вертикальным называют разрез, образованный секущей плоскостью, перпендикулярной к горизонтальной плоскости проекций. Вертикальная секущая плоскость может быть по-разному расположена относительно фронтальной и профильной плоскостей проекций. В зависимости от этого различают фронтальные и профильные вертикальные разрезы.

Вертикальный разрез называют фронтальным, если секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций (рис. 157, а). Вертикальный разрез будет профильным, если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций (рис. 157, б).

Рис. 157. Простые разрезы: а — фронтальный; б — профильный; в — горизонтальный; г — наклонный

Горизонтальным называют разрез, образованный секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекций (рис. 157, в).

Наклонным называют разрез, образованный секущей плоскостью, которая расположена под любым (но не прямым) углом к горизонтальной плоскости проекций (рис. 157, г).

В зависимости от положения секущей плоскости относительно двух основных измерений предмета (длины и высоты) разрезы разделяют на продольные и поперечные. Разрез называют продольным, если секущая плоскость проходит вдоль длины или высоты предмета (рис. 158, а). Разрез следует считать поперечным, если секущая плоскость проходит перпендикулярно к длине или высоте предмета (рис. 158, б).

Рис. 158. Продольный (а) и поперечный (б) разрезы

Во всех рассмотренных случаях простые разрезы образованы секущими плоскостями, которые условно полностью рассекают предметы для показа их внутреннего строения. Такие разрезы называют полными.

Чтобы показать на чертежах внутреннее строение предметов в отдельных ограниченных местах, применяют разрезы, которые называют местными.

Местные разрезы применяют на чертежах сплошных деталей, которые содержат небольшие углубления или отверстия. Выполнять полные разрезы для таких деталей нецелесообразно. Поэтому достаточно условно разрезать только ту часть детали, которая требует дополнительного выявления ее формы.

Рис. 159. Местный разрез

Обратимся к примерам. Изображенный на рисунке 159, а предмет имеет сквозное отверстие. Чтобы показать его форму, достаточно ограничиться разрезом только той части предмета, в которой находится отверстие.

Полный разрез здесь не нужен. Для предмета, изображенного на рисунке 159, б, применены два местных разреза, которые выявляют форму отверстий на его концах. Полный разрез для такого предмета нецелесообразный, так как его средняя часть сплошная.

Местный разрез выделяют на виде сплошной волнистой линией. Она не должна совпадать с другими линиями на виде или быть их продолжением. Проводят сплошную волнистую линию от руки.

Сложные разрезы. Некоторые предметы имеют такое внутреннее строение, которое невозможно показать на разрезе с помощью одной секущей плоскости. В таких случаях применяют разрезы, образованные с помощью нескольких секущих плоскостей. Разрезы, образованные двумя и больше секущими плоскостями, называют сложными.

В зависимости от положения секущих плоскостей сложные разрезы разделяют на ступенчатые и ломаные.

Ступенчатым называют сложный разрез, образованный несколькими параллельными секущими плоскостями.

Рис. 160. Ступенчатый разрез

Посмотрите на предмет, изображенный на рисунке 160, а. Он имеет отверстия, которые расположены таким образом, что их невозможно показать на чертеже, применив одну секущую плоскость. Поэтому предмет условно разрезан тремя параллельными секущими плоскостями, каждая из которых выявляет форму отдельного отверстия (рис. 160, б). В плоскости чертежа все три секущие плоскости совмещены в одну. Образованный таким образом разрез и будет ступенчатым (рис. 160, в).

Ломаным называют сложный разрез, образованный с помощью плоскостей, которые пересекаются.

На рисунке 161, а изображен предмет, форма которого требует выполнения на чертеже ломаного разреза. Чтобы показать форму сечения отверстия и углубления, предмет условно рассечен двумя секущими плоскостями, которые пересекаются (рис. 161, б). В плоскости чертежа наклонная секущая плоскость совмещена с вертикальной секущей плоскостью. Полученное таким образом изображение представляет собой ломаный разрез (рис. 161, в).

Рис. 161. Ломаный разрез

Совмещая секущие плоскости в одну, наклонную плоскость условно поворачивают. Так избегают искажения разреза.

ВОПРОСЫ

  • 1. По каким признакам разрезы разделяют на вертикальные, горизонтальные и наклонные?
  • 2. Чем отличаются друг от друга фронтальный, профильный и горизонтальный разрезы?
  • 3. Какой разрез называют простым?
  • 4. Когда применяют местный разрез?
  • 5. Для чего на чертежах применяют сложные разрезы?
  • 6. Чем отличается сложный разрез от простого?
  • 7. В зависимости от чего сложные разрезы разделяют на ступенчатые и ломаные?

Рис. 162. Задание для упражнений

ЗАДАНИЕ

  • 1. Определите, какой из приведенных на рисунке 162 разрезов является фронтальным; горизонтальным; профильным; наклонным? На каком рисунке разрез и сечение имеют одинаковые изображения? Ответы запишите в таблицу:

Название разреза

Номер разреза

Фронтальный

Горизонтальный

Профильный

Наклонный

Сечение и разрез имеют одинаковые изображения

  • 2. Определите, на каком из чертежей (рис. 163) выполнен продольный, а на каком — поперечный разрезы. Ответы запишите в таблицу:

Название разреза

Номер разреза

Продольный

Поперечный

  • 3. По видам и разрезам найдите наглядные изображения предметов (рис. 164). Ответы запишите в таблицу:

Чертеж с разрезом

Наглядное изображение

А

Б

В

Г

  • 4. На рисунке 165 приведены наглядные изображения предметов, их виды и разрезы. Начертите или перенесите на прозрачную бумагу вид и разрез предмета. Постройте проекции точек, обозначенных на наглядных изображениях буквами.

Рис. 163. Задание для упражнений

Рис. 164. Задание для упражнений

Рис. 165. Задание для упражнений

8.3. Обозначение разрезов

Если в процессе выполнения на чертеже разреза секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета, разрез располагают на месте одного из видов. Фронтальный разрез обычно располагают на месте главного вида, профильный — на месте вида слева, горизонтальный — на месте вида сверху. При этом положение секущей плоскости на чертеже не указывают и сам разрез не обозначают (рис. 166). Так же никаких обозначений не имеют и местные разрезы.

Рис. 166. Обозначение разрезов

Если во время выполнения разреза секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии предмета, ее положение обозначают, как и на сечениях, разомкнутой линией со стрелками, которые указывают направление взгляда (см. рис. 166). С внешней стороны стрелок пишут одинаковые прописные буквы русского алфавита. Сам разрез обозначают теми же буквами через тире.

Во время выполнения сложных разрезов положение секущих плоскостей указывают разомкнутой линией, которая имеет не только начальный и конечный штрихи, но и обозначение мест переходов (мест сгибов) между отдельными секущими плоскостями (см. рис. 160, 161). К начальному и конечному штрихам ставят стрелки, которые показывают направление взгляда. Остальные обозначения выполняются так же, как и для простых разрезов.

ВОПРОСЫ

  • 1. На каких разрезах не наносят обозначений?
  • 2. Чем отличаются друг от друга обозначения секущих плоскостей простых и сложных разрезов?

ЗАДАНИЕ

  • 1. Перенесите на прозрачную бумагу изображения предмета (рис. 167), дополните их необходимыми линиями. Фигуру сечения выделите штриховкой.
  • 2. По наглядному изображению предмета и виду сверху (рис. 168) дочертите фронтальный разрез. Используйте прозрачную бумагу.
  • 3. По наглядному изображению предмета и главному виду (рис. 169) дочертите горизонтальный разрез. Используйте прозрачную бумагу.
  • 4. По наглядному изображению предмета и главному виду (рис. 170) дочертите профильный разрез. Используйте прозрачную бумагу.
  • 5. Мысленно соедините отдельные части в один предмет (рис. 171). Места присоединения выделены штриховкой. Выполните эскиз с построением необходимого разреза.
  • 6. По главному виду и виду слева (рис. 172) постройте вид сверху. Примените необходимые разрезы.

Рис. 167. Задание для упражнений

Рис. 168. Задание для упражнений

Рис. 169. Задание для упражнений

Рис. 170. Задание для упражнений

Рис. 171. Задание для упражнений

Рис. 172. Задание для упражнений

8.4. Соединение вида с разрезом

Чтобы рационально сократить количество изображений на чертежах, прибегают к соединению (совмещению) двух изображений: части вида с частью соответствующего разреза. Тогда, вместо двух отдельных изображений — вида и разреза — на чертеже получают одно изображение — соединение частей вида и разреза. Чтобы представить, как это выполняется, обратимся к примеру.

На рисунке 173 показано соединение на одном изображении части главного вида с частью фронтального разреза. Если вместо части применить полный разрез, то по одному виду сверху невозможно будет представить форму и положение выступа на передней стороне предмета. На фронтальном разрезе он не будет изображен, ведь этот элемент выпадает вместе с условно удаленной передней частью предмета. Поэтому в данном случае целесообразно соединить часть вида с частью разреза.

Рис. 173. Соединение части вида и части разреза

Соединенные в одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза разделяют сплошной тонкой волнистой линией, которую проводят от руки. Часть разреза, как правило, располагают по правую сторону от части вида.

Если вид и соединяемый с ним разрез фигуры симметричные, то объединяют половину вида с половиной соответствующего разреза. Образование такого соединения показано на рисунке 174.

Рис. 174. Соединение половины вида с половиной разреза

Два вида предмета (рис. 174, а ) дают полное представление о его внешней форме. Фронтальный разрез и вид сверху (рис. 174, б) лучше отображают внутреннее строение предмета. Но внешняя форма при этом становится менее понятной. На рисунке 174, в изображена половина главного вида, а на рисунке 174, г — половина разреза той же детали. Поскольку вид и разрез данной детали симметричные, то другую половину любого изображения легко представить. Итак, соединение на чертеже половины вида и половины соответствующего разреза даст полное представление, как о внешней, так и о внутренней формах детали (рис. 174, д).

Границей между соединенными в одном изображении половиной вида и половиной разреза является ось симметрии (штрихпунктирная линия). Обратите внимание на то, что на половине вида (см. рис. 174, д) отсутствуют линии невидимого контура (штриховые). Их нецелесообразно проводить, так как предмет симметричный относительно вертикальной оси. Эти линии на половине вида повторили бы очертания внутреннего контура, показанного на половине разреза.

Не для всех симметричных изображений можно соединять половину вида с половиной разреза. Предметы, показанные на рисунке 175, имеют элементы (ребра четырех- и шестигранной поверхностей), очертания которых совпадают с осью симметрии на изображении разреза (рис. 175, а) или вида (рис. 175, б). Если на чертеже этих предметов соединить половину вида с половиной разреза, разграничив их осевой линией, то упомянутые элементы не будут изображены. Поэтому следует показать на чертеже часть вида, соединенную с частью разреза, разделенных сплошной волнистой линией.

Рис. 175. Соединение части вида и части разреза для симметричных изображений

Если элемент поверхности предмета, который совпадает с осью симметрии, размещен в отверстии, на чертеже показывают большую часть разреза (рис. 175, а). Если такой элемент находится извне, то показывают большую часть вида (рис. 175, б). Как видно из рисунка 175, в обоих случаях изображения ребер внутренней и внешней поверхностей на чертежах сохраняются.

Обратите внимание на то, как наносят размеры на изображении, которое содержит соединение вида с разрезом. В результате такого соединения внутреннее строение предмета оказывается видимой не полностью. Как же показать размеры внутренних частей?

В этом случае размерные линии, которые относятся к элементу внутренней части предмета (например, отверстия), проводят немного дальше от оси и ограничивают стрелкой только с одной стороны (рис. 176). Размер отмечают полный.

Рис. 176. Нанесение размеров внутренней части предмета

Целесообразно размеры внешних частей предмета наносить со стороны вида, а внутренних — со стороны разреза.

ВОПРОСЫ

  • 1. В каких случаях целесообразно соединять вид с разрезом?
  • 2. Какой линией на чертеже разделяют часть вида и часть разреза?
  • 3. Когда целесообразно применять соединение половины вида с половиной разреза? Какой линией их разделяют?

ЗАДАНИЕ

  • 1. На рисунке 177 приведены полные разрезы предметов. Перенесите на прозрачную бумагу контур изображения, заменив полный разрез соединением половины вида с половиной разреза.

Рис. 177. Задание для упражнений

  • 2. На рисунке 178 приведены фигуры сечений, которые входят в состав разрезов. Выполните построение изображения, соединив половину вида с половиной разреза. Воспользуйтесь прозрачной бумагой.

Рис. 178. Задание для упражнений

  • 3. На рисунке 179 приведены очертания предметов: над осевой линией — видимой поверхности, ниже — невидимой (внутренней) поверхности. Дополните изображения, выполнив соединение вида с разрезом. Воспользуйтесь прозрачной бумагой.

Рис. 179. Задание для упражнений

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка