Готические здания: «Готика» в архитектуре Нижнего Новгорода
Содержание
«Готика» в архитектуре Нижнего Новгорода
Нижний Новгород богат историей архитектуры и разных любопытных зданий. На самом деле, красивый архитектурный облик город приобрел не так давно. Активная застройка исторического центра пышными зданиями в стиле классики, эклектики и модерна велась всего лишь с конца XVIII века. Удивительно, откуда в Нижнем Новгороде готические здания, ведь в эпоху готики на Руси царил ужас и хаос от постоянных набегов татаро-монгольского ига. Оказывается, что такие необычные здания строили совсем недавно, в начале ХХ века, и называлось это неоготикой — такое было романтичное направление, тоскующее по не существовавшей на Руси эпохе.
Торговый дом купца Рукавишникова
В 1914 году на Нижневолжской набережной появилось здание, выделяющееся среди современных ему построек рубежа XIX-XX веков. Его автором был Фёдор Шехтель — один из известнейших представителей эпохи модерна в России и Европе. Само здание принадлежало нижегородскому купцу и меценату Сергею Рукавишникову. Оно было частью большого комплекса вместе с другим домом, фасад которого выходил на ул. Рождественскую.
Фёдор Шехтель создал здание в стиле позднего модерна, который черпал вдохновение в разных ретро-стилях, например, в европейской готике. Сложный фасад здесь тоже стремится ввысь. Сильный ритм вертикалей был рассчитан на восприятие с реки. Архитектор создал имитацию контрфорсов — это выступающие элементы на плоской стене. Их завершает остроконечная башенка-пинакль. Эти готические элементы можно было рассмотреть лишь с далёкого расстояния (именно с воды) и насладиться архитектурой позднего модерна.
С началом Первой мировой войны в «готическом замке» расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. В ней изготавливались вещи, необходимые фронту. В послереволюционный период мастерская стала именоваться «Швейной фабрикой имени Красной Армии и Флота». Вскоре профиль фабрики сменился, но ненадолго. В годы Великой Отечественной войны снова стали выпускать солдатское обмундирование. Далее в здании располагалась швейная фабрика «Маяк», которая прекратила свою работу в 2015 году.
Сейчас у здания новый владелец. На месте бывшего производства обсуждается создание арт-кластера ‒ своеобразной креативной площадки.
Портовые сооружения на Нижневолжской набережной
На Набережной выделяются ещё два здания около Канавинского моста. Как и Торговый дом Сергея Рукавишникова, они напоминают средневековые замки в уменьшенном размере. Их спроектировал в 1912 году архитектор Николай Вешняков по заказу начальника путей сообщения Казанского округа. Остроконечные кровли, стрельчатые окна и романские башенки создают неоготический образ. Несмотря на такой необычный для города архитектурный облик, предназначение зданий было весьма прозаическим. В одном из них располагалась канцелярия судоходной дистанции, а в другом ‒ больница-амбулатория для судорабочих, которые часто являлись причиной массовых эпидемий. Сейчас оба здания используются под рестораны и украшают старинный город.
Дом 8 на Студёной
Мало кто знает, что дом №8 на Студёной проектировали совсем не под административные помещения. Ещё сто лет назад в нём проходили торжественные воскресные службы и поминальные панихиды. Здание с довольно необычным для города силуэтом первоначально служило католическим храмом Успения Девы Марии. Его строительство началось в 1914 году. К тому времени это был уже второй католический храм в городе. Его прихожанами являлись жители Панской слободы, в которой селились пленённые во время многочисленных войн поляки, литовцы и немцы.
Архитектором храма выступил Михаил Кунцевич. Церковь должны были украшать высокие шпилеобразные башни и стрельчатые арки, над входом по проекту находилось окно-роза. Однако началась Первая Мировая война, и величественный неоготический храм остался проектом на бумаге. Вместо него построили католическую церковь без высоких башен и красивых сводов. Вплоть до 1939 года, пока большинство прихожан не было репрессировано, а священник Антоний Дземешкевич убит, в церкви проводили божественные службы.
В 40-х годах XX века здание перестроили под общежитие. Затем храм Успения Девы Марии служил радиоузлом и техническим центром. Сейчас в нём располагается Нижегородский центр научно-технической информации и Министерство энергетики Российской Федерации.
Церковь адвентистов седьмого дня
Обращение нижегородцев к готическим мотивам наблюдалось не только в самом начале, но и в конце XX века. В 1989 году на ул. Шевченко началось строительство Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Проектом руководил Николай Либенко, архитектор по образованию и глава «Христианской ассоциации служения заключенным» по должности. Храм построен в неоготическом стиле, о чём говорят стрельчатые окна по бокам и контрфорсы, украшенные башенками-пинаклями, на лицевом фасаде храма. Как религиозное движение адвентизм является ветвью протестантства, берущего своё начало в Европе. Именно поэтому многие церкви христиан-адвентистов построены по западноевропейскому образцу. Однако фасады таких храмов отличаются от католических. Церковь обычно не украшается скульптурой, лепниной или ажурными порталами, в её архитектуре господствует минимализм и строгость внешнего облика.
Ксения Юферова
Фотограф: Илья Нагин
16+
Самые красивые готические здания в мире (+ФОТО)
Готический стиль в архитектуре, или просто готика, зародился на рубеже XI–XII столетий во Франции, и пришел на смену романскому архитектурному стилю. Сегодня в странах Европы сохранилось множество красивейших зданий Средневековья, построенных в готическом стиле, которые по праву считаются шедеврами мирового архитектурного искусства. Отправляемся в путешествие по городам Европы, чтобы познакомиться и увидеть красивые готические здания.
Готику характеризуют как «устрашающе величественный» стиль, а его символика насыщена и разнообразна. Это мы сейчас и проверим!
1
Собор Святого Стефана. Вена. Австрия
Рейтинг, в который вошли известные готические соборы, открывает Собор Святого Стефана, заложенный в XII веке в самом сердце австрийской столицы.
Символ свободы и независимости Австрии построили в Вене на месте двух ранее разрушенных церквей, а его активное строительство закончилось уже в начале XVI столетия.
Одной из уникальных и ярких конструктивных особенностей готического собора выступает крыша из черепицы, на которой изображен герб Вены, украшающий венский собор с 1952 г.
2
Бургосский собор. Бургос. Испания
Заложенный в 1221 г. в городе Бургос как главный кафедральный собор королевства Кастилия, храм стал ярким примером испанской готики.
Указ о его возведении издал лично король Фердинанд III, а алтарь торжественно освятили в 1260 г. После этого события строительные работы были приостановлены почти на двести лет, и только в 1567 году работы завершились возведением главного шпиля.
С 2007 года в его стенах хранится легендарный меч национального героя Родриго Диаса де Вивара, известного всему миру, как меч Тисона. Красота и величие собора способствовали тому, что в 2012 году его изображение было отчеканено на монете номиналом 2 евро.
3
Реймсский собор. Реймс. Франция
Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.
Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.
Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».
4
Замок Кршивоклат. Чехия
Пришло время представить и величественные готические замки Европы, среди которых особое место на туристических картах занимает замок Кршивоклат, недалеко от Праги.
Башни и стены замка раскинулись в красивой долине реки Бероунки, утопающей в густом лесу. Для строительства замка, которое приблизительно началось в 1230 году, выбрали массивный треугольный мыс, который обтекали ручьи. Закончилось строительство уже при короле Вацлаве II в самом начале XIV века.
В 1989 году его занесли в список национального наследия, а сегодня это один из самых посещаемых исторических объектов Чехии.
5
Замок Карлштейн. Чехия
Величественный замок в готическом стиле был заложен Карлом IV в 28 километрах от Праги в 1328 году, а уже в 1365 году, установив готические витражи и отделав драгоценной облицовкой из яшмы Крестовую капеллу, строительство закончилось.
Именно его стены во времена множественных войн сберегали главные регалии не только императоров Священной Римской империи, но и чешских королей.
Кроме самих башен в замковый комплекс входят архитектурные шедевры XIV столетия готическая Церковь Святой Марии с уникальнейшими росписями, а также Екатерининская капелла.
6
Собор Святого Вита.
Прага. Чехия
От чешских величественных и монументальных замков перейдем к пражскому собору в честь святого Вита, который возводили почти 7 столетий.
Первый камень в храм готической архитектуры заложили еще в 1344 году, а закончилось строительство только в 1929 году. К строительству приложили руку многие знаменитые европейские архитекторы, из-за чего собор имеет необычный красивый вид.
Основными его конструктивными особенностями являются чудные витражи, водостоки — колдовские горгульи. Самый красивый готический собор Чехии стал усыпальницей многих правителей Священной Римской империи.
7
Мирский замок. Мир. Беларусь
Готические замки Средневековья изумительны, и как можно заметить, неподвластны времени. Все это в полной мере относится и к Мирскому замку, первое упоминание о котором относится к 1395 году.
Получил наименование по городку Мир, и долгое время оставался резиденцией богатейшего рода Литвы Радзивиллов. Величественное оборонительное сооружение стало свидетелем и участником множества войн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей республики.
Туристов привлекает не только грациозная готическая архитектура замка, но и множественные легенды, связанные с этим средневековым сооружением.
8
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва. Россия
Если рассматривать католические места Москвы, то наиболее красивым является готический костел, выстроенный в самом начале ХХ столетия.
Участок выбирали долго, и остановились на Малой Грузинской улице, где в то время проживало наибольшее число католиков. А вот средства на грандиозное строительство собрала польская община православной столицы.
Храм является ярким примером кирпичной готики, и сегодня это действующий храм, хотя в годы советской власти он долгое время оставался закрытым.
9
Шартрский собор. Шартр. Франция
Один из шедевров средневековой готики расположен во французском городке Шатр, что в 90 километрах к юго-западу от французской столицы.
План строительства был принят в 1145 году, а вот первый камень в фундамент был заложен только через 50 лет, в 1195. Через 51 год после начала строительства храм распахнул свои двери верующим.
Трехнефное здание в плане представляет собой классический латинский крест, а восточная его часть увенчана полукругом небольших часовен. За много лет существования здания хорошо сохранились витражные расписные стекла, а также знаменитое окно в виде розочки.
10
Линкольнский собор. Линкольн. Англия
После того, как в 1072 году в Линкольн переехал епископ, в городе началось спешное строительство кафедрального храма. Но землетрясение 1085 года разрушило еще недостроенное здание.
Новый собор начали возводить в 1185 году, а к 1290 году все работы по возведению величественного храма в готическом архитектурном стиле были завершены. Он стал настоящим украшением средневекового города, каковым остается и поныне.
В библиотеке собора в Линкольне хранятся редкие рукописи и книги, освящающие ранние этапы истории Англии, а сам собор стал мировой сокровищницей классической архитектуры английской готики.
11
Миланский собор. Милан. Италия
Всемирно известная готическая церковь уже долгое время выступает визитной карточкой итальянского города. Заложили ее в 1386 году, а автором проекта выступил известнейший итальянский архитектор Симоне де Орсениго.
На протяжении всего строительства, а продолжалось оно до 1880 года, на посту главных архитекторов собора французские зодчие сменялись немецкими, а потом на их место приходили итальянцы. Знаменит собор в Милане своими уникальными витражами, через которые внутрь поступает свет.
На фото: На крыше собора
Уважение вызывают скульптуры и статуи, которые украшают фасад церкви. А вот самой знаменитой святыней является гвоздь с креста Иисуса, который находится под сверкающим золотом алтарем.
12
Севильский кафедральный собор. Севилья. Испания
В готике принято использовать стрельчатую форму сводов и витражные окна, что в полной мере отобразилось в архитектуре севильского собора.
У храма славная история, ведь построили его на месте разрушенной мечети, чтобы показать богатство и процветание Севильи. Завершающий этап строительства продолжался с 1401 по 1519 годы, а в его конструкции были использованы некоторые элементы мечети.
Среди монументальных стен, колон и сводов хранится множество священных реликвий, в том числе и выдающиеся шедевры живописи европейских мастеров.
Раз уж речь пошла о мечетях, Most-beauty.ru уже писал статью о самых красивых мечетях мира, советуем посмотреть.
13
Кафедральный собор Святой Марии. Толедо. Испания
Готические памятники равномерно распределились по странам Западной и Центральной Европы, а собор в Толедо, основанный в 1226 году, считается в этом ряду одним из старейших.
Уникальность архитектурной конструкции в том, что хоры расположены в центральной части совсем рядом с главной капеллой храма. Сама же капелла богато украшена резьбой, а свет внутрь сочится сквозь большие витражные окна.
Во время реконструкций несколько утратил черты классического храма готики, но остался великолепным шедевром средневековой архитектуры.
14
Кельнский собор. Кельн. Германия
Собор в немецком городе Кёльне занимает третье место в мире по высоте своих башен, а заложили его в 1248 году. А вот окончательно закончили строительство уже в конце XIX века.
Из-за долгого строительства стиль Кёльнского собора впитал в себя лучшие достижения средневекового зодчества. Его фасады украшают сотни скульптур, а внутренне убранство поражает великолепием и изяществом.
Среди основных святынь костела отметим резную фигуру Мадонны и ларь трех волхвов, которые уже многие столетия бережно хранятся в стенах величественно здания в центре Кельна.
15
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция. Италия
Красавец-собор в итальянской Флоренции начали строить в 1296 году, а закончили отделку фасадов и внутренних конструкций в 1436 году, тогда же состоялось и торжественное освящение символа католицизма итальянского города.
Внешние стены готической базилики украшены скульптурными композициями, удивительными орнаментами и росписями. Неизгладимое впечатление при виде собора оставляет огромный кирпичный купол, что отличает его среди других соборов, где обычно использовались башни.
Примечательно, что стены отделаны панелями различных цветов, что придает храму необычную красоту и великолепие.
16
Йоркский собор. Йорк. Англия
Готические соборы Европы стали настоящим символом Средневековья, что, в полной мере можно сказать и о соборе в британском Йорке, строившийся в течение 252 лет, с 1220 по 1472 год.
Красивый собор неоднократно горел, а крупнейший пожар XIX века стал следствием поджога религиозного фанатика. Но здание восстанавливали, и службы в нем не прекращались и в периоды реконструкций.
Здание славится своими витражными окнами, а также великолепно украшенным архитектурными элементами фасадом. В середине ХХ века был разработан проект по реставрации главной башни, которая грозила обрушиться, и последние реставрационные работы завершились в 2007 году.
17
Храм Святого Семейства. Барселона. Испания
Еще один храмовый долгострой Европы, строительство которого было начато еще в 1882 году и продолжается до сих пор.
Большие перерывы в строительстве Саграда-Фамилия связаны с тем, что возводиться он на пожертвования, а церковная епархия Испании полностью отстранилась от участия в возведении культового сооружения Барселоны.
Несмотря на свою незаконченность, храм представляет собой целостное сооружение, и привлекает к себе внимание сотен тысяч туристов, приезжающих специально посмотреть на уникальную достопримечательность.
18
Доходный дом Я.М. Филатова. Москва. Россия
Среди готических строений Нового времени стоит отметить Доходный дом Филатова, построенный в Москве в 1913-1914 годах.
Уникален дом по адресу Арбат, 35 тем, что в его архитектуре были использованы готические принципы средневековья. Именно это выделяет его среди домов Арбата, да и всей Москвы.
После революции в этом доме получили квартиры видные партийные и государственные деятели, а на сегодняшнем этапе своей истории в нем размещается российский Дом актера.
19
Собор Парижской Богоматери. Париж Франция
Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.
Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.
Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.
20
Вестминстерский дворец. Лондон Англия
Светские готические постройки отличаются таким же великолепием и изящными формами, как и культовые сооружения. Вестминстерский дворец, уютно расположившийся на берегу Темзы в самом сердце Лондона, стал настоящим символом Британской монархии.
Долгое время он служил резиденцией английских королей, а затем в его роскошные залы переехал Британский парламент, заседающий в нем и поныне.
После пожара 1834 года здание дворца было практически перестроено заново, и сегодня дворец является красивейшим сооружением Европы, который выстроен в неоготическом стиле, а башня Елизаветы, или Биг Бен, как ее чаще называют, самая известная готическая башня в мире.
В завершение
Как видим, готическая архитектура представлена, как культовыми сооружениями, так и светскими зданиями. Достопримечательности готики сегодня по праву составляют мировую сокровищницу архитектуры, а сегодня, архитекторы современности частенько используют архитектурные элементы готики для разработки новых проектов, создания ультрасовременных зданий. Редакция most-beauty.ru ждёт ваших комментариев!
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в марте 2018 года.
Готическая архитектура, введение – Smarthistory
Восточный конец Солсберийского собора.
Забудьте ассоциацию слова «Готика» с темными домами с привидениями, Грозовой перевал или призрачно бледными людьми с черным лаком для ногтей и рваными рыболовными сетями. Первоначальный готический стиль был фактически разработан, чтобы принести солнечный свет в жизнь людей, особенно в их церкви. Чтобы избавиться от наработанных веками определений, лучше всего вернуться к самому началу слова «готика» и к стилю, который носит это название.
Готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между распадом Римской империи и созданием Священной Римской империи (то есть примерно с пятого по восьмой век). Они не славились большими достижениями в архитектуре. Как и многие исторические термины искусства, «готика» стала применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.
Арки ранней готики, Саутуэллский собор.
Этот стиль представлял собой гигантские шаги в сторону от предыдущих, относительно простых строительных систем, которые преобладали. Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда и процветание, и относительный мир позволили культурному развитию на протяжении нескольких столетий и великим планам строительства. Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность разрабатывать еще более сложные и смелые проекты.
Наиболее фундаментальным элементом готической архитектуры является стрельчатая арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры того времени. Стрельчатая арка частично сняла тягу и, следовательно, нагрузку на другие элементы конструкции. Затем стало возможным уменьшить размер колонн или опор, поддерживающих арку.
Неф Солсберийского собора.
Таким образом, вместо массивных барабанных колонн, как в романских церквях, новые колонны могли быть более тонкими. Эта стройность была повторена на верхних уровнях нефа, так что галерея и фонарь, казалось, не подавляли нижнюю аркаду. Фактически, колонна в основном продолжалась до самой крыши и становилась частью свода.
В хранилище остроконечная арка видна в трех измерениях, где ребристые своды сходятся в центре потолка каждого отсека. Этот ребристый свод — еще одна отличительная черта готической архитектуры. Однако следует отметить, что прототипы стрельчатых арок и ребристых сводов впервые были замечены в позднероманских постройках.
Открытый узор в Саутуэллском соборе.
Новое понимание архитектуры и дизайна привело к более фантастическим примерам сводов и орнаментов, а ранняя готика или стиль ланцет (двенадцатый и тринадцатый века) превратились в декорированную или лучевую готику (примерно четырнадцатый век). Изысканная каменная кладка, на которой держались окна, называлась 9.0006 узор – стал более витиеватым, а другая каменная кладка еще пышнее.
Ребристый свод стал более сложным и был скрещен с lierne ребрами в сложные сети или добавлением поперечных ребер, называемых tierceron . По мере дальнейшего развития декора преобладала перпендикулярная или интернациональная готика (пятнадцатый век). Веерные своды украшены полуконоидальными формами, отходящими от вершин колонных ребер.
Льерн подпирает Глостерский собор.
Тонкие колонны и более легкие системы тяги позволили увеличить окна и дать больше света. Окна, узоры, резьба и ребра составляют головокружительное украшение, которое можно встретить в готической церкви. В поздних готических зданиях украшена почти каждая поверхность. Хотя такое здание в целом упорядочено и связно, изобилие форм и узоров может сделать ощущение порядка трудным для восприятия с первого взгляда.
Готические окна Глостерского собора.
После великого расцвета готики вкусы вновь вернулись к четким прямым линиям и рациональной геометрии эпохи классицизма. Именно в эпоху Возрождения название «готика» стало применяться к этому средневековому стилю, который казался вульгарным для чувств эпохи Возрождения. Это все еще термин, который мы используем сегодня, хотя, надеюсь, без подразумеваемого оскорбления, которое сводит на нет удивительные скачки воображения и техники, которые требовались для строительства таких зданий.
Дополнительные ресурсы:
Глостерский собор
Солсберийский собор
Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:
Дополнительные изображения Smarthistory… Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 21 ноября 2022 г., https://smarthistory.org/gothic-architecture-an-introduction/.
Готические соборы: архитектура и божественный свет
Готические соборы — одни из самых узнаваемых и величественных архитектурных шедевров. С парящими башнями и мягко отфильтрованным светом, струящимся через витражи, все в готическом соборе является транспортным и эфирным, поднимая взгляд зрителя к небесам. Архитектурные инновации, такие как летающие контрфорсы, были необходимы для создания готического стиля, но именно новое, преднамеренное использование света действительно отличало готическую архитектуру от ее более тяжелых и темных романских предшественников.
Базилика Сен-Дени
Нинарас (CC BY)
Готический стиль зародился во Франции в XII веке н.э. в пригороде к северу от Парижа по замыслу аббата Сугерия (1081-1151 гг. н.э.), влиятельной фигуры во французской истории и вдохновителя первого в истории готического собора, базилики Святого Петра. Сен-Дени. Для Сугерия и других средневековых богословов-единомышленников свет сам по себе был божественным и мог использоваться для возвышения человеческого сознания из земного царства в небесное. Сугерий и те, кто пришел после него, пытались залить светом свои соборы и аббатства, возводя более высокие и элегантные сооружения. Это потребовало принятия некоторых из наиболее очевидных аспектов готической формы; остроконечные арки, ребристые своды и контрфорсы можно было использовать, чтобы сделать стены выше и тоньше за счет более эффективного распределения веса здания.
Удалить рекламу
Реклама
Готические церкви могли достичь новых высот благодаря легкости и изяществу, которые часто отсутствуют в крепких романских постройках.
Не все были поклонниками готического стиля. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. н.э.), итальянский художник и писатель, чьи работы считаются основой изучения истории современного искусства, ретроспективно назвал стиль, впервые созданный Сугерием, «готическим», что должно было быть уничижительным. Написав в конце 16 века н.э. после того, как готический стиль потерял популярность, Вазари считал этот стиль деградировавшим по сравнению с классическими формами архитектуры эпохи Возрождения его собственной эпохи. Назвав его готическим, он попытался уподобить этот стиль «варварским» готам, вторгшимся в Рим более тысячи лет назад. Тем не менее неодобрение Вазари не помешало возрождению готики укорениться в конце 18 века н.э., и сегодня миллионы людей каждый год продолжают быть очарованы неземным величием готических соборов.
Архитектурные компоненты
Готический стиль, которому предшествовал романский стиль и за которым последовала архитектура эпохи Возрождения, был популярен по всей Европе с 12 по 16 века. Готическая архитектура покончила с толстыми, тяжелыми стенами и закругленными арками, связанными с романской архитектурой, за счет использования контрфорсов и ребристых сводов, чтобы уменьшить тягу здания наружу, что позволило построить более тонкие и высокие стены. Готические церкви могли достичь новых высот благодаря легкости и изяществу, часто отсутствующим в крепких романских постройках. Некоторыми из ключевых архитектурных компонентов, неотъемлемыми от готической формы, являются стрельчатые арки, контрфорсы, трехпортальные западные фасады, ребристые своды и, конечно же, окна-розетки.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Стрельчатые арки
В отличие от закругленных арок, обычно встречающихся в романских зданиях, готические постройки известны своими остроконечными арками, которые оказались более способными выдерживать вес. Эти стрельчатые арки использовались не только из практических соображений; они имели символическое значение, поскольку указывали на небо. Стрельчатая арка, хотя и не встречающаяся исключительно в готической архитектуре, стала одной из определяющих характеристик стиля.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Деталь арочного потолка Шартрского собора
Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)
Контрфорсы
В то время как романские здания использовали внутренние контрфорсы в качестве средства поддержки веса, контрфорсы готических соборов являются внешними. Эти так называемые летающие контрфорсы позволяли строить церкви намного выше, поскольку вес крыши переносился со стен на внешний несущий каркас. Отталкиваясь от внешней тяги стен, контрфорсы позволили достичь парящих высот и высоких центральных нефов готического собора.
Шартрский собор
Olvr (CC BY-SA)
Западный фасад Tri-Portal
Еще одной уникальной особенностью готического собора является западный фасад, часто рассматриваемый как фасад церкви, который обычно состоит из двух башен, центрального окна-розетки и трех входов. Например, западный фасад Нотр-Дам в Париже — это место, где собираются толпы, чтобы посмотреть на искусную резьбу, украшающую здание. Сложные скульптуры, вырезанные в тимпане над каждым дверным проемом, рассказывают историю, которую в значительной степени неграмотное средневековое население могло понять. Центральный портал Нотр-Дама известен как Портал Страшного суда, левый портал — как Портал Богородицы, а правый — как Портал Святой Анны.
Удалить рекламу
Реклама
Собор Нотр-Дам (Париж), западный фасад
Хиллари Смит (CC BY-NC-SA)
Реберные своды
Ребристые своды — важная техника, позволившая увеличить общий размер и сложность дизайна готических построек. В романских постройках обычно использовались бочкообразные своды и крестовые своды. Готические конструкции, с другой стороны, использовали диагональный каркас, известный как ребристые своды, что позволяло строить более высокие и тонкие конструкции. В готическом соборе легко заметить ребристые своды, пересекающие потолок центрального нефа.
Ребристые своды, Руанский собор
Хорхе Ласкар (CC BY)
Окна-розетки
Посетителей готических соборов обычно поражает эфирный фиолетовый свет, струящийся из огромных круглых окон, известных как окна-розетки. Более высокие здания в целом допускали более высокие окна, но использование каменного узора для усиления витражей также сделало возможными окна большего размера. Кроме того, использование серебряной морилки при производстве витражей в 13 веке нашей эры позволило создать более чистое стекло, еще больше осветив интерьер готических построек. Хотя примеры круглых окон можно найти в некоторых романских церквях до готического периода, окна-розетки стали отличительной чертой готических соборов, а с развитием техники каменного узора, которая позволила закрепить на месте больше стеклянных панелей, они вырос до новых размеров. Шартрский собор, построенный в начале 13 века н. э. и расположенный к юго-западу от Парижа, имеет, пожалуй, самую впечатляющую сохранившуюся коллекцию витражей средневековой эпохи.
West Rose Window в Шартрском соборе
Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)
Рождение готики: аббат Сюгер и Сен-Дени
Аббат Сугерий (1081-1151 гг. н.э.) был влиятельной фигурой во Франции в важный период французской истории, когда власть монархии росла. Советник Людовика VI (1081-1137 гг. н.э.) и Людовика VII (1120-1180 гг. н.э.), Сугерий занимал должность регента, когда Людовик VII отправился во Второй крестовый поход (1147-1150 гг. н.э.), который, по сути, оставил Сугерия ответственным за Францию. . Назначенный аббатом Сен-Дени в 1122 году н.э., Сугерий занимал эту должность почти 30 лет до своей смерти. Между 1137 и 1148 годами н.э. он приступил к амбициозному проекту по превращению церкви в физическое проявление божественного, создав то, что впоследствии стало архетипом готического собора. Сугерий подробно задокументировал свои обновления и рассуждения в своих трудах, известных как Книга Сугерия, аббата Сен-Дени: о том, что было сделано под его управлением.
Удалить рекламу
Реклама
Сугер считал, что светящиеся и красивые материальные объекты могут помочь духовно перенести смотрящего в божественное царство.
Реконструкция Сугерия началась с западного фасада церкви. Добавление трех порталов на фасаде, выходящем на запад, а также вездесущее окно-розетка, которое скоро станет повсеместным, по сути, является нововведением Сугерия. Находясь под сильным влиянием метафизического понимания света Псевдо-Дионисием Ареопагитом, Сугерий считал, что светящиеся и красивые материальные объекты могут помочь духовно перенести смотрящего в божественное царство. Для Сугерия церковь занимала своего рода пограничное пространство между земным и небесным царствами. Таким образом, преднамеренное использование света было движущей силой его реконструкции, главной причиной объединения определяющих архитектурных характеристик готического стиля в одном здании в первый раз. О страстном увлечении Сугерия светом свидетельствуют слова, которые он начертал на одной из позолоченных бронзовых дверей собора:
Все, кто стремится почтить эти двери,
Удивляться не золоту и расходам, а
мастерство работы.
Благородная работа светла, но, будучи благородно яркой, работа
Убрать рекламу
Объявление
Должен прояснить умы, позволяя им путешествовать по
фары
К истинному свету, где Христос есть истинная дверь.
Золотая дверь определяет, насколько она неотвратима в этих вещах.
Тупой ум поднимается к истине через материальные вещи,
И возрождается из прежнего погружения, когда
Виден свет
. (Сугер и Панофски, 23)
Сугерий считал, что его более яркая церковь «осветит умы» его прихожан, ведя «к истинному свету, где Христос — истинная дверь». Он также особо отмечает, что материальные объекты могут служить каналами для божественной истины: «тупой ум поднимается к истине через материальные вещи». Средневековое теологическое понимание материальности, к которому присоединялся Сугерий, заключалось в том, что все материальные объекты способны быть сосудами божественного. Сугерий оправдывал свои сложные ремонты и украшения из золота и драгоценных камней тем, что видел в них буквальные проводники божественного. В Средние века господствовало убеждение, что материальные объекты, чем причудливее и красивее, тем лучше, могут быть инструментами для связи с Богом, а ключевым ингредиентом для активации этих объектов был свет. Таким образом, использование света в готических соборах стало самостоятельным архитектурным приемом; это было так же важно для строительства готического собора, как аркбутаны и ребристые своды. Свет воспринимался буквально как божественное царство, и Сугерий очень старался устранить любые препятствия на пути рассчитанного потока божественного света по всему Сен-Дени.
Базилика Сен-Дени, Главный алтарь
ctj71081 (CC BY-NC)
Свет как направляющая сила
В Средние века существовали важные эпистемологические различия между понятиями lux, lumen и splendor — словами, используемыми для описания света с различными уровнями метафизических атрибутов. В то время как люкс относится к естественному свету, излучаемому солнцем, люмен — это свет, взаимодействующий с материальным миром, а великолепие — это отраженный свет. Для Сугерия и тех, кто пошел по его стопам, целью было не просто залить всю церковь как можно большим количеством света, а особым образом использовать роскошь, свет и великолепие. Добавление окна-розетки в Сен-Дени является ярким примером использования света, чтобы направлять взгляд зрителя на более высокий план, как в буквальном смысле выше, так и символически как модель божественного царства. Западное окно-розетка в Сен-Дени занимает то, что профессор архитектуры Массачусетского технологического института доктор Марк Ярзомбек называет «странным пространством в нашем архитектурном воображении», не просто источником света, но «плавающим символом Неба» (Лекция 21). в Глобальной истории архитектуры через edX).
Другим примером направляющего света в готических соборах является Шартрский собор, где боковые проходы образуют яркий контур нефа, привлекая зрителей к самому широкому нефу любого собора во Франции. Внутренняя яркость готических соборов увеличивалась с 12 по 13 века н.э., с периода ранней готики до поздней готики (иногда называемой ранним ренессансом). Частично это изменение можно отнести к развитию витражей белого цвета. Еще одним интересным явлением является постепенное увеличение окна-розетки в различных соборах, начиная с Сен-Дени. Окно-роза большего размера присутствует в Шартре, а окно-розетка в Вестминстерском аббатстве настолько велико, что касается балюстрад, обрамляющих его с обеих сторон.
Detail, North Rose Window, Chartres
Allie Caulfield (CC BY)
В основе этих сдвигов лежат изменяющиеся философские убеждения, которые непосредственно проявляются в церковной архитектуре. Когда Средние века уступили место Возрождению, метафизическая концепция света уступила место более научному пониманию. Это изменение веры в природу света было переходом от буквального понимания света как воплощения божественности к символическому, где свет был представлением божественного.