Художественный стиль готика: Готический стиль — Студия Понизовкиных

Художественный стиль готика: Готический стиль — Студия Понизовкиных

Готический стиль — Студия Понизовкиных

Готический стиль – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило» возрожденческий характер».

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, акцент-келътских художественных ремесел. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Рождение готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Архитектура готического собора – символ бесконечности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.
Готический стиль в дизайне интерьера. Стиль готики, постепенно теряя ярко выраженную национальную (французскую, немецкую, английскую) специфику и приобретая единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.

Исторические интерьеры готики. Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы ранне-готического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

Мебель в готическом интерьере. Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Основные материалы в дизайне интерьера готического стиля. В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. Витражи. Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое «лицо» стиля готики.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
Цветовая гамма. «Готические розы», красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Элементы декора готического стиля интерьера. Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Готика в дизайне современных интерьеров. Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы – все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. Необходимый «замковый» эффект создают также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть стены с «утратами» обнажает «древнюю» каменную кладку. Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой. В центре интерьера в соответствие с дизайном в готическом силе интерьера хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь с устремленными вверх архитектурными деталями.

Готика. Художественный стиль — презентация онлайн

Похожие презентации:

Классический фотоальбом

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Проект по технологии. Подставка под горячее

Гармоничные сочетания цветов

Иероним Босх

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства

Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке

Стиль рококо в архитектуре

История русского кинематографа

Основы композиции. Правила и ошибки композиции

Готика (ит. gotico — букв. готский,
связанньй с германским племенем
готов) — художественный стиль,
возникший в середине XII в. во
Франции и распространившийся в
Западной, Центральной и
частично в Восточной Европе.
• В развитии европейской архитектуры раннего
средневековья можно выделить два периода, два
стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV
вв.).
• Вторая из этих двух стадий — готическая возникла путем эволюции романской
архитектуры и означала переход ее на новую,
более высокую стадию развития.
• И романское, и готическое зодчество
развивались в одних и тех же в основном
социально-исторических условиях. Общими в
принципе были и композиционные приемы.
• Главное отличие между названными стилями
заключалось в том, что романский
характеризовался особой массивностью
сооружений, а готические конструкции приобрели
более совершенный, облегченный в ряде
сооружений каркасный характер.
• В отличие от
романского стиля с его
круглыми арками,
массивными стенами и
маленькими окнами,
для готики характерны
арки с заострённым
верхом, узкие и высокие
башни и колонны,
богато украшенный
фасад с резными
деталями (вимперги,
тимпаны, архивольты) и
многоцветные
витражные стрельчатые
окна. Все элементы
стиля подчёркивают
вертикаль.
Родиной готической
архитектуры считается
Франция.
Первой готической
постройкой стала
церковь при монастыре
Сен-Дени.
Основа здания
строится из
прямоугольных ячеек,
называемых травями.
Трави ограничены
четырьмя столбами и
арками, вместе с
арками-нервюрами
образующие остов
крестового свода,
который в свою
очередь заполняется
небольшими легкими
сводами.
• Особенными и самыми
прекрасными украшениями
соборов служили витражи.
Великолепие этих
произведений живописи
бесспорно.
Переливающиеся всеми
цветами радуги,
сверкающие под светом
солнца они играют роль
драгоценных камней. Секрет
долговечной яркости и
сияния витражных окон не
разгадан до сих пор, что
окутывает их легкой
таинственной дымкой.
«Роза» — так
называют большое
круглое окно в центре
собора. Название
подобрано не
случайно.
Нежными лепестками
служит круговой узор,
исходящий из центра
окна. Конечно стекло
«розы» являет собой
бесподобное сочетание
сверкающих красок.
• Расширяется и по-новому обстраивается
общественными зданиями городская площадь.
• Среди этих построек главное место принадлежит
ратуше или собору.
Основное место в готической архитектуре занимают религиозные
постройки — соборы.
Готический собор представляет собой слияние множества шедевров.
Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство,
грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи.
Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными
каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные
дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают
ощущение космического пространства.
Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке
особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов
оторваться от земли и воспарить.
В готической
архитектуре была
изобретена новая,
неизвестная в
прошлом конструкция
свода, отличающаяся
исключительной
легкостью, ажурностью
и многообразием
форм.
В конструкцию
свода включалась
система несущих
арочек из особого
прочного камня,
называемых
нервюрами.
• Повсюду, где только
возможно, вводится
скульптура.
• Характерно, что в
скульптурные ансамбли
включаются фигуры
фантастических чудовищ химер.
• Эти чудовища были
данью церковникам,
которые яростно
сопротивлялись
возникновению наук в
поздний период
средневековья (XIII — XIV
вв.).

15. Выводы:

Преобладающие и модные цвета — желтый, красный, синий.
Линии стиля готика — стрельчатые, образующие свод из двух
пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.
Форма — прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в
столбы.
Характерные элементы интерьера — веерный свод с опорами либо
кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный
орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по
центру.
Конструкции стиля готика — каркасные, ажурные, каменные; вытянутые
вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
Окна — вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания
иногда круглые декоративные окна.
Двери — стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые
филенчатые

16. Памятники готической архитектуры

Крупнейшим памятником
готической архитектуры
является собор
Парижской Богоматери
— Нотр-Дам де Пари
(начало строительства
1163 г., конец — XIV в.).
Собор в Реймсе,
Франция .
Начат в 1211г., закончен
в 15 веке. « Реймский
(длина 150 метров,
высота 80 метров),
один из крупнейших и
высоких готических
соборов.
Cобор в Шартре,
Франция
Первоначальное здание
собора в Шартре было
сооружено в XII в.
Западный фасад собора
был закончен в 1170 г. и
счастливо избежал
полного разрушения во
время пожара 1194 г.
(остальная часть здания
была разрушена).
Жемчужина
Кельна и шедевр
готической
архитектуры
Собор Дуомо —
наиболее значительный
памятник готического
стиля в Италии.
Строительные работы
начались в 1386 под
покровительством
миланского герцога
Висконти, который
привлек к работе
немецких мастеров, что
вызвало немало раздоров
и частую смену
архитекторов (до 1402
более 50 человек).
• Сиенский собор (Италия)
потрясает.
• Его величественный
западный фасад,
спроектированный
Джованни Пизано, являет
великолепный образец
итальянской готической
архитектуры.
• Храм был освещен 18
ноября 1179 года. Закладка
собора относится к 1220-м
годам. На его месте
находилась более древняя
постройка.
Костел Св. Анны шедевр зрелой готики
Литвы, памятник
архитектуры — построен
в конце XV века,
впервые в письменных
источниках упоминается
в 1501 г. После пожара в
1564 г. он был отстроен,
открыт в 1581 г. С тех
пор за 400 лет своего
существования — его
внешний облик больше
не менялся.
Эта коронационная
церковь и
усыпальница
английских королей
– великолепный
образец готической
архитектуры. Ее
построил в ХI веке
Эдвард Исповедник
на месте, где еще
раньше находилось
бенидиктинское
аббатство.

24. Источники:

• http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA%D
0
• http://www.artprojekt.ru/Architecture/style/
gotic.htm
• http://www.naglfar.ru/library/articles/gothicarchitecture/
Работа выполнена учителем
русского языка и литературы МОУ
СОШ №1 г.Лобня
Бычковой Наталией Михайловной.
2009 г.

English    
Русский
Правила

Готическое искусство | Британика

Шартрский собор

Все медиа

Похожие темы:
Готическая архитектура
Раннее готическое искусство
Высокая готика
Поздняя готика

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Готическое искусство , живопись, скульптура и архитектура, характерные для второй из двух великих международных эпох, которые процветали в Западной и Центральной Европе в средние века. Готическое искусство развилось из романского искусства и просуществовало с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях. Термин «готика» был придуман итальянскими писателями-классицистами эпохи Возрождения, которые приписывали изобретение (и то, что для них было неклассическим уродством) средневековой архитектуры варварским готским племенам, которые разрушили Римскую империю и ее классическую культуру в V веке н.э. . Этот термин сохранял свой уничижительный оттенок до 19 века.века, когда произошла положительная критическая переоценка готической архитектуры. Хотя современные ученые давно поняли, что готическое искусство не имеет ничего общего с готами, термин «готика» остается стандартным в изучении истории искусства.

Архитектура была самой важной и оригинальной формой искусства в готический период. Основные структурные характеристики готической архитектуры возникли в результате усилий средневековых каменщиков решить проблемы, связанные с поддержкой тяжелых каменных потолочных сводов на широких пролетах. Проблема заключалась в том, что тяжелая каменная кладка традиционного арочного цилиндрического свода и пахового свода оказывала огромное давление вниз и наружу, которое имело тенденцию выталкивать стены, на которые опирался свод, наружу, тем самым разрушая их. Таким образом, вертикальные опорные стены здания должны были быть очень толстыми и тяжелыми, чтобы сдерживать направленную наружу тягу цилиндрического свода.

Средневековые каменщики решили эту сложную задачу около 1120 года с рядом блестящих нововведений. В первую очередь они разработали ребристый свод, в котором изогнутые и пересекающиеся каменные ребра поддерживают сводчатую поверхность потолка, состоящую из простых каменных панелей. Это значительно уменьшило вес (и, следовательно, направленное наружу) потолочного свода, и, поскольку вес свода теперь приходился на отдельные точки (ребра), а не вдоль непрерывного края стены, можно было использовать отдельные широко расставленные вертикальные опоры для поддержки ребер. заменить сплошные толстые стены. Круглые арки цилиндрического свода были заменены остроконечными (готическими) арками, которые распределяли тягу в большем количестве направлений вниз от самой верхней точки арки.

Поскольку комбинация ребер и опор освобождала промежуточные вертикальные пространства стен от их опорной функции, эти стены можно было сделать тоньше и даже можно было открывать большими окнами или другим остеклением. Важным моментом было то, что направленная наружу ребристая сводчатая арка передавалась через внешние стены нефа, сначала на прикрепленный внешний контрфорс, а затем на отдельно стоящий пирс с помощью полуарки, известной как летающий контрфорс. Контрфорс опирался на верхнюю часть нефа (таким образом, противодействуя тяге свода наружу), пересекал низкие боковые проходы нефа и заканчивался отдельно стоящим контрфорсом, который в конечном итоге поглощал тягу свода потолка.

Эти элементы позволили готическим каменщикам строить гораздо более крупные и высокие здания, чем их романские предшественники, и придавать своим постройкам более сложные планы. Умелое использование аркбутанов позволило построить чрезвычайно высокие тонкостенные здания, внутренняя конструктивная система которых из столбчатых опор и ребер усиливала впечатление парящей вертикальности.

Можно выделить три последовательные фазы готической архитектуры, соответственно называемые ранней, высокой и поздней готикой.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Эта первая фаза длилась с момента зарождения готического стиля в 1120–1150 годах примерно до 1200 года. Сочетание всех вышеупомянутых структурных элементов в едином стиле впервые произошло в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), где преуспевающее городское население имел достаточно средств, чтобы построить великие соборы, олицетворяющие готический стиль. Самым ранним сохранившимся готическим зданием было аббатство Сен-Дени в Париже, начатое примерно в 1140 году. Строения с такими же точными сводами и цепочками окон по периметру вскоре были начаты с Нотр-Дам-де-Пари (начало 1163 года) и Лаонского собора (начало 1163 года). 1165). К этому времени стало модным рассматривать внутренние колонны и ребра так, как будто каждое из них состоит из группы более тонких параллельных элементов. Был разработан ряд из четырех отдельных горизонтальных уровней или этажей в интерьере собора, начиная с аркады на уровне земли, над которой проходили одна или две галереи (трибуна, трифорий), над которыми, в свою очередь, проходил верхний этаж с окнами, называемый фонарем. . Колонны и арки, используемые для поддержки этих различных возвышений, способствовали строгой и сильно повторяющейся геометрии интерьера. Постепенно развивалась оконная ажурность (декоративная ребристость, разделяющая оконный проем), наряду с использованием витражного (цветного) стекла в окнах. Типичный французский собор ранней готики оканчивался в восточной части полукруглым выступом, называемым апсидой. Западный конец был гораздо более впечатляющим, представляя собой широкий фасад, сочлененный многочисленными окнами и стрельчатыми арками, с монументальными дверными проемами и увенчанный двумя огромными башнями. Длинные стороны фасада собора представляли собой сбивающее с толку и запутанное множество опор и контрфорсов. Основная форма готической архитектуры в конечном итоге распространилась по Европе в Германию, Италию, Англию, Нидерланды, Испанию и Португалию.

В Англии фаза ранней готики имела свой особый характер (воплощенный Солсберийским собором), который известен как ранний английский готический стиль ( c. 1200–1300). Первым зрелым образцом стиля был неф и хор Линкольнского собора (начат в 1192 году).

Ранние английские готические церкви во многих отношениях отличались от своих французских аналогов. У них были более толстые и тяжелые стены, которые не сильно изменились по сравнению с романскими пропорциями; акцентированные, повторяющиеся молдинги по краям межкомнатных арок; экономное использование высоких, стройных остроконечных стрельчатых окон; и опоры нефа, состоящие из центральной колонны из светлого камня, окруженной рядом более тонких примыкающих колонн из черного мрамора Пурбек.

Ранние английские церкви также установили другие стилистические особенности, которые должны были отличать всю английскую готику: большая длина и мало внимания к высоте; почти одинаковый акцент на горизонтальных и вертикальных линиях в струнах и возвышениях интерьера; квадратное окончание восточного торца здания вместо полукруглого восточного выступа; скудное использование контрфорсов; и частичная, асимметричная концепция плана церкви. Другими выдающимися примерами раннего английского стиля являются неф и западный фасад Уэллсского собора ( с. 1180– г. 1245), хоры и трансепт Рочестерского собора.

Готическое искусство | Британика

Шартрский собор

Все медиа

Похожие темы:
Готическая архитектура
Раннее готическое искусство
Высокая готика
Поздняя готика

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Готическое искусство , живопись, скульптура и архитектура, характерные для второй из двух великих интернациональных эпох, которые процветали в Западной и Центральной Европе в средние века. Готическое искусство развилось из романского искусства и просуществовало с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях. Термин «готика» был придуман итальянскими писателями-классицистами эпохи Возрождения, которые приписывали изобретение (и то, что для них было неклассическим уродством) средневековой архитектуры варварским готским племенам, которые разрушили Римскую империю и ее классическую культуру в V веке н.э. . Этот термин сохранял свой уничижительный оттенок до 19 века.века, когда произошла положительная критическая переоценка готической архитектуры. Хотя современные ученые давно поняли, что готическое искусство не имеет ничего общего с готами, термин «готика» остается стандартным в изучении истории искусства.

Архитектура была самой важной и оригинальной формой искусства в готический период. Основные структурные характеристики готической архитектуры возникли в результате усилий средневековых каменщиков решить проблемы, связанные с поддержкой тяжелых каменных потолочных сводов на широких пролетах. Проблема заключалась в том, что тяжелая каменная кладка традиционного арочного цилиндрического свода и пахового свода оказывала огромное давление вниз и наружу, которое имело тенденцию выталкивать стены, на которые опирался свод, наружу, тем самым разрушая их. Таким образом, вертикальные опорные стены здания должны были быть очень толстыми и тяжелыми, чтобы сдерживать направленную наружу тягу цилиндрического свода.

Средневековые каменщики решили эту сложную задачу около 1120 года с рядом блестящих нововведений. В первую очередь они разработали ребристый свод, в котором изогнутые и пересекающиеся каменные ребра поддерживают сводчатую поверхность потолка, состоящую из простых каменных панелей. Это значительно уменьшило вес (и, следовательно, направленное наружу) потолочного свода, и, поскольку вес свода теперь приходился на отдельные точки (ребра), а не вдоль непрерывного края стены, можно было использовать отдельные широко расставленные вертикальные опоры для поддержки ребер. заменить сплошные толстые стены. Круглые арки цилиндрического свода были заменены остроконечными (готическими) арками, которые распределяли тягу в большем количестве направлений вниз от самой верхней точки арки.

Поскольку комбинация ребер и опор освобождала промежуточные вертикальные пространства стен от их опорной функции, эти стены можно было сделать тоньше и даже можно было открывать большими окнами или другим остеклением. Важным моментом было то, что направленная наружу ребристая сводчатая арка передавалась через внешние стены нефа, сначала на прикрепленный внешний контрфорс, а затем на отдельно стоящий пирс с помощью полуарки, известной как летающий контрфорс. Контрфорс опирался на верхнюю часть нефа (таким образом, противодействуя тяге свода наружу), пересекал низкие боковые проходы нефа и заканчивался отдельно стоящим контрфорсом, который в конечном итоге поглощал тягу свода потолка.

Эти элементы позволили готическим каменщикам строить гораздо более крупные и высокие здания, чем их романские предшественники, и придавать своим постройкам более сложные планы. Умелое использование аркбутанов позволило построить чрезвычайно высокие тонкостенные здания, внутренняя конструктивная система которых из столбчатых опор и ребер усиливала впечатление парящей вертикальности.

Можно выделить три последовательные фазы готической архитектуры, соответственно называемые ранней, высокой и поздней готикой.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Эта первая фаза длилась с момента зарождения готического стиля в 1120–1150 годах примерно до 1200 года. Сочетание всех вышеупомянутых структурных элементов в едином стиле впервые произошло в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), где преуспевающее городское население имел достаточно средств, чтобы построить великие соборы, олицетворяющие готический стиль. Самым ранним сохранившимся готическим зданием было аббатство Сен-Дени в Париже, начатое примерно в 1140 году. Строения с такими же точными сводами и цепочками окон по периметру вскоре были начаты с Нотр-Дам-де-Пари (начало 1163 года) и Лаонского собора (начало 1163 года). 1165). К этому времени стало модным рассматривать внутренние колонны и ребра так, как будто каждое из них состоит из группы более тонких параллельных элементов. Был разработан ряд из четырех отдельных горизонтальных уровней или этажей в интерьере собора, начиная с аркады на уровне земли, над которой проходили одна или две галереи (трибуна, трифорий), над которыми, в свою очередь, проходил верхний этаж с окнами, называемый фонарем. . Колонны и арки, используемые для поддержки этих различных возвышений, способствовали строгой и сильно повторяющейся геометрии интерьера. Постепенно развивалась оконная ажурность (декоративная ребристость, разделяющая оконный проем), наряду с использованием витражного (цветного) стекла в окнах. Типичный французский собор ранней готики оканчивался в восточной части полукруглым выступом, называемым апсидой. Западный конец был гораздо более впечатляющим, представляя собой широкий фасад, сочлененный многочисленными окнами и стрельчатыми арками, с монументальными дверными проемами и увенчанный двумя огромными башнями. Длинные стороны фасада собора представляли собой сбивающее с толку и запутанное множество опор и контрфорсов. Основная форма готической архитектуры в конечном итоге распространилась по Европе в Германию, Италию, Англию, Нидерланды, Испанию и Португалию.

В Англии фаза ранней готики имела свой особый характер (воплощенный Солсберийским собором), который известен как ранний английский готический стиль ( c. 1200–1300). Первым зрелым образцом стиля был неф и хор Линкольнского собора (начат в 1192 году).

Ранние английские готические церкви во многих отношениях отличались от своих французских аналогов. У них были более толстые и тяжелые стены, которые не сильно изменились по сравнению с романскими пропорциями; акцентированные, повторяющиеся молдинги по краям межкомнатных арок; экономное использование высоких, стройных остроконечных стрельчатых окон; и опоры нефа, состоящие из центральной колонны из светлого камня, окруженной рядом более тонких примыкающих колонн из черного мрамора Пурбек.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *