Китайский дворец в ораниенбауме интерьеры: Китайский дворец. Интерьеры — Школа Путешественника

Китайский дворец в ораниенбауме интерьеры: Китайский дворец. Интерьеры — Школа Путешественника

Китайский дворец. Интерьеры — Школа Путешественника

В сороковых годах XVIII века великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III становится владельцем Ораниенбаума. По взаимному согласию супруги формально поделили Верхний парк дворцового комплекса: одна часть предназначалась для военно-строительных затей Петра Федоровича, другая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. В придворной терминологии определение «собственный» по отношению к зданию, павильону, саду означало, что предназначались они для императорских особ, и приглашались сюда лишь избранные лица.

К строительным работам на территории Собственной дачиприступаютв конце 1750-х годов. История Китайского дворца, проект которого создал итальянский зодчий Антонио Ринальди, начинается также в это время.

Дворцовый проект на Собственной даче воплотили не сразу. К строительству приступили только с восшествием Екатерины на престол в 1762 году. Спустя всего лишь шесть лет императрица отпраздновала новоселье. Китайский дворец, главное сооружение Собственной дачи, первоначально назывался «Голландский домик». Ряд интерьеров «маленького дворца» Екатерины был оформлен в стиле «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина») с использованием подлинных произведений китайского искусства. Из-за своего «китайского» убранства Голландский домик в XIX веке получил нынешнее название – Китайский дворец.

Перед южным фасадом дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди был вырыт большой прямоугольный пруд. Одноэтажный домик Екатерины, расположенный перед прудом, среди многочисленной зелени, больше походил на изящный садовый павильон, чем на дворец. Его большие окна-двери создавали иллюзию полного единения с природой.

В середине XIX века Китайский дворец приобрел новые очертания (проект архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера): надстроили второй этаж, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры, появился балкон, застеклили галерею, которая соединила два ризалита с южной стороны.

Дворец не пострадал во время войны, в нем сохранились интерьеры с изысканным декоративным убранством XVIII века. Уже летом 1946 года музей «Китайский дворец» первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. С 2009 года дворец находится на реставрации. За это время при финансовой поддержке ПАО «Газпром» отреставрировано десять из семнадцати залов.

Китайский дворец, строгий и сдержанный внешне, поражает своим внутренним убранством. Дворцовые залы и комнаты оформлены изысканно и удивительно нарядно, каждый интерьер здесь совершенно самостоятелен. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: анфилада парадных покоев находится в средней части, дополняют ее расположенные перпендикулярно к ней две малые анфилады. В западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал. Парадный и строгий, в XVIII веке он служил в первую очередь для приемов и торжественных обедов. В зале накрывались столы, здесь Екатерина II принимала иностранных послов и наиболее приближенных лиц.

В 2011 году были открыты для посетителей три зала Китайского дворца. Изящный Зал Муз, сохранивший свою подлинную отделку, предназначался для музыкальных концертов. Большие застекленные окна-двери, расположенные с трех сторон, придают этому залу сходство с нарядным парковым павильоном.

Рядом с Залом Муз находится Голубая гостиная, которая соединяет залы парадной анфилады с комнатами Павла Петровича. Вплоть до 60-х годов XIX века стены комнаты была затянуты голубым шелком, благодаря чему она и получила свое название. От первоначальной отделки в гостиной сохранились лепнина падуг и потолка, живописный плафон и камин искусственного мрамора.

Главная знаменитость Китайского дворца, его изюминка — это, безусловно, Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.

В XVIII веке он назывался Мозаичным покоем. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом – миниатюрными трубочками молочного стекла. Поверх стеклоярусного фона особыми шелковыми нитями – синелью вышиты фантастические сюжеты с изображением птиц, растений, порхающих бабочек.

Панно заключены в рамы, золоченая резьба которых имитирует стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

В 2018 году были открыты еще два зала в восточной анфиладе дворца. Гардеробная комната первоначально использовалась по прямому назначению. По документам XVIII века она упоминается как «комната, где по стенам была резьба и позолота» или «комната, где пудрились» (пудрили парики). Известно, что в дальнейшем эта комната также служила буфетной и библиотекой.

Розовая гостиная связывает анфиладу парадных залов с половиной Павла Петровича. В XVIII веке комната была украшена живописью на тему трагедии античного города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия. По интерьерному убранству комната получила второе название – Живописная предпочивальня. В середине следующего века функциональное назначение помещения изменилось, гостиная превратилась в спальню. Вместо панно на стенах появились бумажные обои, декорированные золоченой резьбой.

К 250-летию Китайского дворца летом 2018 года были открыты для посетителей еще три зала на половине Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Штофная опочивальня получила свое название в XVIII веке, когда ее стены были затянуты голубовато-зеленоватым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек. Это была парадная спальня наследника престола, великого князя Павла Петровича. В альковой части, отделенной драпировкой, располагалась кровать.

Анфиладу жилых комнат Павла Петровича завершает Будуар. Стены комнаты, в XVIII веке называемой Живописным кабинетом, были декорированы холстами с росписями в стиле «шинуазри». Свой нынешний облик Будуар обрел после реконструкции дворца в XIX веке. Живописные картины были заменены на ореховые панно, перемещенные с половины императрицы Екатерины II. Вместе с панно сюда переместились и некоторые предметы мебели из прежнего интерьера.

В 2019 году музей-заповедник «Петергоф» при поддержке ПАО «Газпром» приступил к реставрации западной половины Китайского дворца. Именно в этой части располагаются комнаты Екатерины II. К лету 2020 года планируется открытие для публики двух залов – Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета.

Штукатурный покой получил сове название благодаря тончайшему лепному декору. Предназначалось данное помещение для светского времяпровождения.

Малый китайский кабинет был оформлен в стиле «шинуазри». Стены были затянуты золотистым шелком с изображением экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол принадлежал к числу лучших образцов наборного паркета, как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины. В паркет были включены фигурные вставки с китайскими иероглифами, вазы с веткой цветущего дерева.

«Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века»… Открытые для посетителей залы подтверждают в полной мере слова искусствоведа И. Э. Грабаря, сказанные им о Китайском дворце. Увидеть интерьеры «маленького домика» императрицы в полном объеме можно будет в 2023 году. К этому году планируется завершение реставрационных работ в оставшихся залах дворца.


Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Китайский дворец

  • Время работы: в летний сезон вторник-воскресенье с 10:30 до 18:00
  • Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.
  • В летний сезон дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности.
  • С 30 сентября 2019 года Китайский дворец закрыт на зимний режим.

Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме

Путешествия

За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум. На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

Зал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

Фото
Игорь Сычев

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Дети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Фото
Игорь Сычев

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Голубая гостиная. В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

Фото
Игорь Сычев

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Фрагмент Стеклярусного кабинета.

Фото
Игорь Сычев

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

«Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме»

Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Передняя. Реставрация живописного плафона.

Фото
Игорь Сычев

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Парадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».

Фото
Игорь Сычев

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

Фото
Игорь Сычев

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Фрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

Фото
Игорь Сычев

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, затем — Розовая гостиная и Гардеробная. К 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. А к июлю 2020 благодаря финансовой помощи «Газпрома» реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

Зал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

Фото
Игорь Сычев

Галина Сычева


Теги

  • классический
  • архив ELLE DECORATION

Китайский дворец, Ораниенбаум, Санкт-Петербург

В этом очаровательном здании в южном углу парка Ораниенбаума нет ничего особенно китайского. Построенный Антонио Ринальди между 1762 и 1768 годами, это был первый крупный строительный проект, заказанный Екатериной Великой, которая планировала, что здание будет служить ее частной дачей. На самом деле императрица провела там всего 48 дней за 34 года своего царствования. Тем не менее, здание, в котором в настоящее время проводится полномасштабная реконструкция, считается одним из лучших образцов рококо в России, с великолепной роскошью интерьеров, выполненных в стиле конца 18 9Стили 0003-го -го века, в том числе шинуазри, тенденция, привезенная в Санкт-Петербург из Англии, а не с Востока.

Снаружи дворец представляет собой относительно простое здание, одноэтажное, за исключением небольшого центрального павильона, окрашенного в нежное сочетание охры и желтого цвета. Семнадцать комнат внутри, украшенные Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени, украшены розовой, синей и зеленой скальолой, расписными шелками и сложной лепниной. Паркетные полы Rinaldi удивительно богато украшены несколькими породами редкой российской и импортной древесины. Среди изюминок интерьеров Китайского дворца — Салон стеклянных бус, стены которого увешаны 12 панелями с яркими гобеленами, изображающими экзотических птиц и представителей фауны. Тонкие белые стеклянные бусины, образующие фон гобеленов, придают всей комнате прозрачный мерцающий вид, который был разработан, чтобы быть особенно эффектным в сияющих сумерках белых ночей. Полное влияние шинуазри проявляется в безвкусном Большом китайском салоне, стены которого покрыты маркетри панелями из дерева и моржовой кости с изображением восточных пейзажей, а по углам висят большие китайские фонари. В комнате также есть бильярдный стол английского производства с великолепной резьбой по дереву.

Интерьеры Китайского дворца особенно ценятся, потому что они сохранились практически в первозданном виде со времен правления Екатерины. В то время как большинство интерьеров петербургских императорских дворцов пришлось полностью реконструировать после бессмысленного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками, убранство Китайского дворца было успешно эвакуировано и вновь установлено в начале пятидесятых годов. Однако они хронически нуждаются в реставрации, и этот процесс, наконец, идет полным ходом, в котором участвуют несколько крупных российских и международных природоохранных агентств. Пока дата завершения работ не определена.

Режим работы: С 1 мая по 9 октября: ежедневно с 10:30 до 18:00. Последний вход в 17:00.
Закрыто: С 1 мая по 9 октября: понедельник. 10 октября по 30 апреля: ежедневно
Вход: Взрослый: RUB 400,00 Дети: RUB 200,00
Фото и видео: не разрешен
Доступность. Доступно для инвалидов.

Китайский дворец в Ораниенбауме – «кассета с драгоценностями» Екатерины Великой — Guide For You Tours

Китайский дворец по праву можно назвать сокровищем Ораниенбаумского парка.

Название «китайский» появилось в связи с тем, что в 18 веке, при Екатерине Великой, в Европе было очень популярно искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца были оформлены с использованием восточные мотивы. Однако искусство Китая довольно вольно интерпретировалось художниками того времени.

Ценность дворца заключается в том, что в нем сохранились оригинальные интерьеры 18 века (в отличие от других императорских резиденций Петербурга, разрушенных во время Второй мировой войны). Якобы поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, так как холодный и влажный воздух пагубно влияет на материалы интерьера.

Китайский дворец построен в Верхнем парке в 1762 — 1768 гг. Первоначально постройка была одноэтапной, а ее оригинальность заключалась в том, что внешний дизайн, а также внутренний декор выполнил один выдающийся мастер — итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Здания построены в стиле рококо (в отличие от более пышного и грандиозного барокко), отличительными чертами которых являются: изысканность, изысканность и изысканный вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины Великой и приближенных к ней.

Внешний вид здания был весьма сдержан и по виду напоминал скорее летний павильон, чем дворец. В то же время внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов. Там плясали, играли в карты и устраивали пиры. При этом каждая комната была выполнена оригинально и отличалась от всех остальных. В качестве декора использовались позолота и зеркала, лепка и фреска.

Парадная анфилада (главная ось здания) включает Зал муз (Зал муз), Голубую гостиную (Голубую гостиную) и Зал из трубчатых стеклярусов (Стеклярусный кабинет), Большой зал и Сиреневый гостиная (Сиреневая гостиная), Малый (Малый) и Большой (Большой) Китайский салоны.

Перпендикулярно парадной анфиладе проходят две фазы. В восточной фазе находились покои великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и

салоны), в западной — покои Екатерины Великой (Китайская палата и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская комнаты). — комната для дежурных леди).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства были доставлены из Китая и Японии. Во дворце найдены предметы XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с Востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, узнаваемый по разнообразию рисунков и цветовой гамме. Первоначально пол в комнатах был сделан из мрамора, а в 1770 году его заменили клееным паркетом, для создания которого использовали более 20 пород дерева, среди них — красное дерево, эбеновое и коричневое дерево, а также самшит, амарант. и персидский орех.

Китайский дворец был летней резиденцией императрицы Екатерины Великой и входил в состав комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально здание было небольшим и называлось Домиком по праву ее императорского величия, а также Голландской ложей (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому не было видно издалека. Ведущие к нему аллеи устроены таким образом, что окруженный со всех сторон дворцом совершенно неожиданно возникал перед гостями.

Как правило, Екатерина Великая приезжала в Собственный Ораниенбаумский сад со свитой именитых гостей, которые осматривали залы, любуясь их интерьерами.

В то же время здание дворца было некомфортным, так как все помещения в нем располагались на уровне земли и в них чувствовалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растопить.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей и использовались только для неформальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию и, если кто-то оставался на ночь, занимали комнаты в Меншиковском дворце. Спальни Екатерины Великой и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине 19 века Китайский дворец меняет свой облик – здание стало выше на этаж, устроена галерея, соединяющая два выступа (кровоточащие боковые части здания). Изменился и внутренний декор, но, несмотря на все преобразования, конструкция сохранила свой самобытный характер и самобытность.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В военное время Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он был открыт первым из списка пригородов Санкт-Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора осуществляется благодаря описям и акварелям, оставшимся с 1901 года.

Антонио Ринальди построил конструкцию практически на земле, а повышенная влажность постоянно разрушала мебель комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, при реконструкции впервые за 250 лет было организовано отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью можно регулировать температуру и влажность воздуха в кабине. Теперь интерьеру не страшна резкая смена наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *