Колонны ионические и дорические: Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Колонны ионические и дорические: Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Мужские и женские колонны – как отличить дорический орден от ионического и коринфского

Глядя на античные здания, многие задаются вопросом, почему одни строения украшены тяжёлыми громоздкими колоннами, а другие – лёгкими и элегантными. Все дело в стиле ордера – порядка построения.

Более тяжелые колонны – самые старые, построенные в дорическом стиле, а элегантные – новые – дорические и коринфские. Есть смешанные модификации, поэтому, чтобы различить эти стили, нужно оценить здание сверху донизу.

Как устроена колонна

Первыми в античном мире начали украшать свои здания колоннами греки. Но есть мнение, что они позаимствовали принципы архитектуры у древних культовых строений. После греков колонны стали устанавливать и римляне. Эти архитектурные элементы строились по определенному принципу. Храмы и форумы, украшаемые ими, считались символом порядка, подчеркиваемого таким образом.

Все колонны имеют схожую конструкцию. Внизу находится широкое основание – база, на которую установлена длинная часть – фуст, украшенный канавками – канелюрами. У более ранних дорических колонн базы нет и фуст поставлен на основу – стилобат здания.

База не монолитна. На ней можно увидеть валы-торусы и вогнутую выкружку между ними. У ионических колонн выкружка часто ассиметричная – ее верхние и нижние стороны имеют разный диаметр.

Сверху фуст переходит в широкую часть колонны – капитель, как правило, богато украшенную, особенно у более поздних ионических и коринфских орденов. На капитель устанавливается антаблемент – горизонтальная балочная конструкция, состоящая из нескольких элементов:

  • Архитрава, уложенного непосредственно на капитель.
  • Фриза – украшенного элемента, располагавшегося на архитраве.
  • Карниза – самой верхней выступающей части, тоже, как правило, красиво украшенной.

Между колоннадой и крышей устанавливались фронтоны с изображением эллинских богов, мифических чудовищ и батальных сцен. Сверху на скаты крыш ставили акротерии в виде статуй или целых скульптурных композиций.

Мужские и женские колонны

Древний архитектор Витрувий разделил колонны по полу. Дорический ордер он считал мужским, а ионический и коринфский – женским. Это видно даже по пропорциям – у мужского варианта длина в 6-7 раз превышает толщину основания, а у женского в 8-9, то есть эти архитектурные элементы более стройные.

Дорические колонны выглядят проще и грубей, а орнамент на них менее изящный. Даже вертикальных канавок – канелюров – меньше. На дорических колоннах их 12, на ионических – 24 и даже 48.

Верхняя часть колонны – капитель – продолжает контраст мужчины и женщины. У ионического ордера сверху находятся завитки – волюты, напоминающие вьющиеся локоны женской прически. Эти завитушки более декоративны по сравнению с дорической формой, сравниваемой древнегреческим архитектором с мужской стрижкой. Верхняя часть ионической колонны нередко дополнительно украшена ожерельем с изображением цветов, листьев, лент и завитков. Это усиливает впечатление женственности. На мужской колонне такой красоты нет. Она более простая и строгая.

Коринфские колонны с капителью, напоминающей корзину из веток и листьев, тоже имеют женское начало. Автором такого оформления стал древнегреческий мастер Каллимах. Прогуливаясь по кладбищу, он увидел на могиле ивовую корзинку, сквозь которую проросло растение акант, выпустившее листья между прутьями. Поражённый новизной образа, мастер решил применить увиденное в работе. Так появились коринфские колонны, украшенные лепными украшениями, напоминающими корзину с листьями.

Дорический фриз состоит из чередующихся триглифов и метопов. Триглифами называются таблички с тремя вертикальными бороздками, а пространство между двумя триглифами – метопом: он украшается рисунком или оставляется пустым. Ионический фриз может быть украшен любым орнаментом.

Фото: источник

Вот почему древним архитекторам ионический орден казался женским – в нем было много мелких элементов и украшений, а сама конструкция казалась стройной, похожей на юную деву. Дорическая колонна украшалась скромнее, была широкой и «коренастой», более мужской.

 Не все так просто

Теперь можно окончательно выяснить, какое здание перед нами – дорическое или ионическое. Но не все так просто. Например, Парфенон. Его дорические колонны украшает фриз, на котором изображено все – конные парады, жрицы, божества. Там нет триглифов и метопов, поэтому здание считается построенным в смешанном стиле.

Выточить из камня красивую базу было очень сложно, ведь у древних мастеров не было такого инструмента, как сейчас. Поэтому основания более поздних колонн часто были простыми. Есть коринфские или ионические колонны без базы. Древние архитекторы, видимо, тоже любили покреативить, обращаясь к ранним архитектурным образцам.

Нынешние скульпторы тоже устанавливают в современные здания статуи в античном стиле, потому что есть классические ценности, не подвластные времени. Примерно так же поступали древние архитекторы, вдохновлявшиеся более ранними произведениями своих коллег.

Бывают очень ажурные базы, украшенные гроздьями винограда и другими декоративными элементами, внешний вид которых не подчиняется архитектурным правилам. Но в любом случае это – ионические варианты. У дорических колонн такого основания нет.

Ордена колонн со времён Витрувия почти не поменялись

Удивительно, что за тысячелетия колонны не претерпели каких-либо серьезных изменений. Они стали разнообразнее и перестали зависеть от канонов. Внешнее оформление стало богаче и разнообразнее. В распоряжении современного мастера силиконовые формы, современные электрические инструменты, свет и другие достижения цивилизации, о которых Витрувий даже мечтать не мог.

Но до сих пор у колонн есть основание – база, средняя часть – фуст – и капитель. Законы физики не подвластны времени, а именно такая конструкция дает наибольшую устойчивость. Поэтому современные скульпторы соблюдают порядок, созданный древними мастерами.

источник обложки

Колонны в архитектуре Древней Греции

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем — это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие «ордер». Термин впервые ввел в обиход Витрувий, о котором мы упоминали в статье » Секреты древнегреческих архитекторов «.

Ордер (от лат. ordo — ряд, порядок) — система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера — ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII — начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых — на смежных «сторонах» колонны.

Коринфский ордер

Коринфский ордер возник в эпоху классики — V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что «наследники» древнегреческих архитекторов — римляне — считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую — слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Теги: Древняя Греция, Семь чудес света

Чем дорические колонны отличаются от ионических колонн?

Дорические колонны и ионические колонны являются частями древнегреческих архитектурных ордеров. Эти два типа столбцов имеют разные характеристики, которые помогают нам понять разницу между обоими порядками.

Сегодня в нашем мире очевидно, что многие здания по всему миру используют этот архитектурный стиль, разработанный древними греками. Недостаток знаний об этих стилях может сбить с толку некоторых людей, особенно тех, кому интересно или любопытно узнать об этих классических рисунках.

В этой статье мы рассмотрим отличия двух греческих колонн – дорической и ионической.

Для начала сообщите нам характеристики обеих колонок.

Что такое дорическая колонна?

Дорический ордер — старейшая и простейшая форма греческого ордера, который, по мнению многих, существовал в течение 700 г. до н.э. Это тип архитектурного стиля, который варьируется в более широком аспекте — начиная с антаблемента, капители, вала и т. д. 

Этот тип колонны является наиболее узнаваемым среди трех греческих орденов. Он стоит без основания и кажется короче по сравнению с ионическими колоннами. Флейты окружают стержень или корпус дорической колонны. Его капитель проста и выглядит как диск на вершине вала.

Дорические колонны не имеют другого уникального орнамента, кроме типичной структуры, которая у них есть.

Что такое ионная колонка?

Ионическая колонна отличается более сложной конструкцией по сравнению с дорической колонной. Как показано на рисунке, ионическая колонна имеет сходство с дорической колонной. Однако одной примечательной особенностью ионической колонны являются завитки или завитки на ее капители.

Этот тип колонны имеет тонкий и высокий стержень с двадцатью четырьмя окружающими канавками. Из-за своей стройной и высокой фигуры ему необходимо основание для поддержки тела.

Сравнение дорических и ионических колонн

Теперь, когда мы узнали различные характеристики обеих колонн, мы посмотрим глубже и сравним, чем дорические колонны отличаются от ионических колонн.

Как было сказано ранее, стержень дорических колонн шире и короче по сравнению с ионическими колоннами. Обе колонны окружены каннелюрами; Дорические колонны обычно имеют двадцать каннелюр, а ионические колонны — двадцать четыре, и это колонна с наибольшим количеством каннелюр. Из-за размера дорических колонн она могла стоять без основания, в то время как ионическим колоннам требуется основание, чтобы поддерживать высокий стержень. Столица, вероятно, является основным отличительным фактором для распознавания обеих колонок. Дорические колонны имеют простую капитель, похожую на диск, а ионические колонны имеют наверху завитки или завитки.

Дорические и ионические колонны в зданиях

Одним из лучших примеров таких колонн является исторический Мемориал Линкольна. Мемориал Линкольна — известное здание с дорическими колоннами в США. Это национальный мемориал, построенный в честь 16-го президента США Авраама Линкольна.

Глядя на здание, оно может показаться знакомым из-за его неоклассического стиля, в основном из-за дорических колонн на фасаде. Его дизайн демонстрирует опыт архитектора Генри Бэкона.

Его внешний вид очень похож на древнегреческие храмы, включая тридцать шесть рифленых дорических колонн, окружающих его. Над каждой колонной на фризе указаны названия тридцати шести штатов в эпоху Авраама Линкольна.

Интерьер Мемориала Линкольна украшен ионическими колоннами, которые делят мемориал на три помещения. Каждое подразделение состоит из четырех ионических колонн высотой 50 футов. В трех залах представлены различные аттракционы в честь Авраама Линкольна — в центральном зале можно увидеть гигантскую статую Авраама Линкольна высотой 60 метров. Северный и южный залы демонстрируют резные надписи второй инаугурационной речи Линкольна, а также адрес Геттисберга.

Мемориал Линкольна — одно из самых известных зданий в мире, в котором используются греческие колонны, в основном дорические и ионические. До сегодняшнего дня Мемориал Линкольна продолжает служить своей цели и дает будущим поколениям представление о невероятной истории, хранящейся в этом сооружении, а также о его великом архитектурном чуде.

Из-за различий и сходства между этими двумя греческими колоннами архитекторы и дизайнеры использовали это как преимущество при строительстве зданий. В некоторых постройках использовались как дорические, так и ионические колонны, а в некоторых использовались только дорические или ионические стили.

Архитектурные ордера — дорический, ионический, коринфский и др.

Первоначально эта статья была опубликована на несуществующем веб-сайте журнала Древнего мира и теперь повторно опубликована здесь.

Если вы когда-либо посещали курс истории искусства, вы, вероятно, знакомы с классическими ордерами. Это разные стили классической архитектуры, которые первоначально использовались древними греками и римлянами, особенно при строительстве общественных зданий, таких как храмы. Вы почти наверняка слышали, как кто-то в тот или иной момент упоминал такие вещи, как дорические храмы и ионические капители.

В этой статье я хочу кратко объяснить, что представляют собой различные классические ордена, чем каждый из них отличается друг от друга, и исследовать их происхождение (насколько есть какие-либо доказательства для изучения). Однако обо всем по порядку: что такое порядок? Джон Саммерсон удачно резюмирует это в своей небольшой книге по классической архитектуре следующим образом: «Ордер — это единица «колонна-надстройка» колоннады храма» (стр. 10).

Различные столбцы

Различные стили легче всего узнать по их столбцам. Три стиля были созданы древними греками. Это в хронологическом порядке дорический, ионический и коринфский ордера. Позже были добавлены два других ордена: простой и элегантный тосканский орден и более богато украшенный «составной» орден.

Скан страницы из энциклопедии, опубликованной в 1728 году, которая прекрасно иллюстрирует все различные порядки из Википедии.

Приведенная выше диаграмма изобилует деталями, на ней перечислены все технические термины, которые вы использовали бы при описании классической архитектуры, включая современные здания, вдохновленные древним миром греков и римлян. Колонны состоят из основания (в некоторых случаях не обязательно!), вала и капители. Колонны поддерживают антаблемент, состоящий из архитрава, фриза, карниза и т. д.

Тосканский ордер — самый простой, с колоннами без канавок и полностью пустым фризом. По сути, это упрощенная версия дорического ордера. Последний имеет рифленые колонны (т. е. с бороздками), а фриз делится на метопы (панели, часто с орнаментом, раскрашенным и/или рельефным) и триглифы. Триглиф состоит из трех стержней с каналами между ними: когда-то считалось, что это переводы в камень концов трех досок, которые когда-то поддерживали крышу, но мнения разделились, является ли это на самом деле правильной интерпретацией.

По сравнению с дорическим ордером ионический ордер обычно более тонкий, а его капитель более богато украшена завитками (закругленными концами, напоминающими бараньи рога). Отличительной чертой коринфского ордера являются его капители с листьями аканта. Составной ордер, по сути, представляет собой комбинацию коринфского и ионического ордеров, с капителями, соединяющими листья аканта коринфского ордера с завитками ионического ордера, обычно расположенными в каждом из четырех углов, а не строго двусторонними.

Витривий и Ренессанс

Самый ранний источник классификации классической архитектуры по отдельным порядкам — De Architectura («Об архитектуре»), написанный Марком Витрувием Поллионом (ок. 80/70 г. до н.э. — ок. 15 г. до н.э. или потом). В третьей и четвертой книгах своего знаменитого труда он описывает дорический, ионический и коринфский ордера и мимоходом упоминает тосканский ордер. Он сосредотачивается на происхождении каждого из орденов и объясняет, для каких божеств наиболее подходят различные ордена. Вот, например, что пишет Витривий о происхождении дорического ордера (4.1.3):

Формы их колонн связаны с названиями трех ордеров, дорического, ионического и коринфского, из которых дорический возник первым и в ранние времена. Ибо Дор, сын Эллена и нимфы Фтии, был царем Ахеи и всего Пелопоннеса, и он построил храм, который случайно оказался такого же порядка, во дворце Юноны в Арголиде, очень древнем городе, а впоследствии другие того же порядка в других городах Ахеи, хотя правила симметрии еще не существовали.

По-настоящему систематический подход к классическим ордерам появился только в эпоху Возрождения. В пятнадцатом веке Леон Баттиста Альберти, уроженец Флоренции, описал каждый из орденов, основываясь как на Витривиусе, так и на своих собственных исследованиях древних руин. Он добавил к списку пятый порядок, составной. Спустя столетие Себастьяно Серлио взял работу Альберти и изложил отныне канонические правила относительно классических орденов, идеализируя каждый из них. Некоторые современные ученые игнорируют тосканский ордер, считая его разновидностью дорического ордера; его статус отдельного ордена рассматривается в основном как выражение национализма со стороны писателей эпохи Возрождения.

Как и следовало ожидать, мы не должны быть слишком строгими, когда речь идет о применении классических ордеров к архитектуре, восходящей к древним временам. Например, детальное изучение античных храмов показывает, что античные зодчие часто экспериментировали с пропорциями, избегая довольно жестких схем, придуманных (или, может быть, скорее рекомендованных) писателями эпохи Возрождения (см. , например, книги, перечисленные в дальнейшем чтении). Особенно в архаический и раннеклассический периоды (ок. 700–450 гг. до н. э.) древнегреческие архитекторы, конечно, были совершенно свободны экспериментировать по своему желанию.

Древнее происхождение

Витривий утверждает мифологическое происхождение дорического ордена. Однако археология показала, что и дорический, и ионический ордер возникли в седьмом веке до нашей эры, когда были построены первые каменные храмы. В истории искусства седьмой век до нашей эры в Греции часто называют периодом «ориентализации», поскольку греческое искусство явно черпало вдохновение в восточных культурах. В архитектуре греки явно вдохновлялись каменной архитектурой из Анатолии и других стран, включая Древний Египет.

Тем не менее, древнегреческий каменный храм также построен на местных традициях. Уже в восьмом веке были построены деревянные конструкции, которые были (в основном) прямоугольными и имели деревянные столбы или колонны, в том числе колонны, которые располагались между двумя концами стен (т. е. помещались в антис ). Конечно, базовая структура классических ордеров с колоннами, поддерживающими архитрав, является не чем иным, как вариацией системы стоек и перемычек, которая в Эгейском море уже использовалась с бронзового века.

г. Массивные колонны храма в Луксоре, построенного ок. 1400 г. до н.э. Египтяне были очень продвинуты по сравнению с греками, и вполне вероятно, что последние много заимствовали у первых, когда дело дошло до каменной архитектуры. Греки также научились искусству каменной скульптуры у египтян, о чем свидетельствует сходство между архаическими греческими статуями курос и египетскими каменными скульптурами. Фото: Х. Гроуб (источник).

Город Коринф, стратегически расположенный на перешейке, процветал в седьмом веке до нашей эры в результате торговли и других зарубежных контактов. Было высказано предположение, что самые ранние каменные храмы возникли здесь в седьмом веке. В Коринфе говорили на дорическом диалекте, поэтому и архитектурный стиль назывался дорическим. Считалось, что дорийские греки были прямолинейными; относительно простой дорический стиль соответствовал их индивидуальности. Но чтобы не зацикливаться на этом, скажем, что дорический ордер также использовался в регионах, где греки говорили на разных диалектах, например, в Афинах.

Ионический орден, возможно, был создан в греческих городах на побережье Малой Азии, где греки жили в непосредственной близости от могущественных анатолийских царств. Эти греки говорили на ионическом диалекте, отсюда и ионический орден. То, что ионический ордер не возник в одночасье, подтверждается существованием предшественника, так называемой эолической или протоионической капители, на которой изображены завитки и предполагается, что ионический орден был вдохновлен растительностью или, возможно, пальмовым или колонны в форме папируса из Древнего Египта.

Тем не менее, точное место происхождения дорического и ионического орденов вызывает много споров. Точно так же самые ранние свидетельства использования коринфского ордена происходят не из Коринфа, а из храма Аполлона в Бассах, в Аркадии, гористой местности в самом сердце Пелопоннеса. Коринфский ордер, по сути, представляет собой вариацию ионического ордера, и его наиболее отличительной чертой является капитель. Храм датируется концом пятого века до нашей эры. Любопытно, однако, что коринфский ордер использовался в этом храме для единственной колонны внутри; в экстерьере использовались исключительно ионические колонны.

Портик Дев, часть Эрехтейона на Афинском Акрополе, датируется концом пятого века до нашей эры. Вместо того, чтобы использовать обычные дорические или ионические колонны, архитектор решил изобразить эти кариатиды: молодые женщины, несущие корзины на головах. Хотя классические порядки имеют свое применение, мы не должны ожидать, что древние греки и римляне использовали их строго; было много возможностей для экспериментов. Фото с Викисклада (источник).

В четвертом веке до нашей эры греческие архитекторы экспериментировали с порядком, иногда используя один порядок для колонн снаружи и другой для внутренних. Памятник Лисикрату в Афинах, датируемый 334 г. до н.э., является самым ранним примером коринфских колонн, используемых для экстерьера. Но даже при этом коринфский ордер никогда не был так популярен среди греков, как более старые дорические и ионические ордера. Однако римляне широко использовали коринфский ордер, например, в Maison Carrée в Ниме. Они же ввели составной ордер, который часто считают не чем иным, как разновидностью первого, созданного в первом веке нашей эры.

Заключительные замечания

Классические ордена развивались на протяжении седьмого, шестого и пятого веков до нашей эры. Греческие ордена, вероятно, были вдохновлены каменной архитектурой древнего Ближнего Востока, включая Египет, где каменные постройки, особенно храмы, имеют историю, насчитывающую сотни, если не тысячи лет. Позже римляне переняли архитектурные формы греков и добавили свои собственные нововведения, в том числе композиционный порядок, а затем распространили традицию по большей части Европы.

Римский писатель Витривий, старший современник императора Августа (годы правления 27 г.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *