Мозаика из чего состоит: Обзор и сравнение мозаики из стекла, керамики, натурального камня, металла
Содержание
виды, происхождение и применение в интерьере
Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.
Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров
Читайте в статье
- 0.1 Что собой представляет мозаика
- 0.2 Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
- 0.3 Материалы для различных видов мозаики
- 0.3.1 Стекло и смальта
- 0.3.2 Керамика и металл
- 0.3.3 Натуральный и искусственный камень
- 0.3.4 Прочие материалы
- 0.4 Основные способы мозаичной кладки
- 0.4.1 Маркетри
- 0.4.2 Интарсия
- 0.4.3 Инкрустация
- 0.4.4 Блочная мозаика
- 0.5 Размеры и формы отдельных модулей
- 1 Цветовая палитра
- 1. 1 Достоинства и недостатки
- 1.2 Мозаика в дизайне интерьера современного жилища
- 1.2.1 Панно в жилых комнатах
- 1.2.2 Облицовка кухни и ванной
Что собой представляет мозаика
Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.
Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.
Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины
История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.
Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)
Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.
Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)
В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.
Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века
Материалы для различных видов мозаики
Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.
Стекло и смальта
Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.
Благородная игра цвета стеклянной мозаики
Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:
- долговечностью;
- жаро- и морозоустойчивостью;
- ударопрочностью;
- водостойкостью;
- богатством колорита.
Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.
Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества
Керамика и металл
Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.
Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала
Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.
Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.
Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки
Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.
Натуральный и искусственный камень
Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.
Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода
Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.
Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.
Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера
Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.
Прочие материалы
Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.
При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью
С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.
Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.
Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки
Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.
Основные способы мозаичной кладки
Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.
Маркетри
Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.
Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов
Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.
Интарсия
Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.
Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения
Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.
Инкрустация
Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.
Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью
Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.
Блочная мозаика
Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.
Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок
Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.
Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:
Watch this video on YouTube
Размеры и формы отдельных модулей
Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².
Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга
Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.
Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки
Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².
Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.
Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.
Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека
Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.
Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат
По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.
Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.
На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги
Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.
Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.
Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение
Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.
Достоинства и недостатки
В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:
- универсальность и практичность;
- огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
- устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
- невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
- устойчивость к ультрафиолетовому излучению.
К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.
Мозаика в дизайне интерьера современного жилища
Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.
Панно в жилых комнатах
Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.
Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида
Облицовка кухни и ванной
Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.
Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком
Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.
Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны
Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.
А как вы относитесь мозаике? Напишите об этом в комментариях!
Типы мозаики и материалы ее изготовления — советы по выбору плитки — HomeX.
ru
Мозаикой называется рисунок, состоящий из небольших частиц различных по своим качествам материалов. Это может быть натуральный камень, керамика, стекло, травертин или керамогранит. Вариантов для создания мозаичного панно в наши дни существует достаточно много, на любой вкус и цвет. Мозаику можно увидеть как в общественных помещениях, таких, например, как кафе, отели или бассейны, так и в частных квартирах или дачах и загородных домах.
Классификация мозаики по виду материала
Наиболее распространенным типом мозаики является квадратная форма наборных элементов — модулей мозаики. Помимо того, что мозаичные панно весьма эффектны как украшающий элемент, способный придать любому помещению ореол неповторимости и самобытности, мозаика высоко ценится за исключительно практичные свойства.
В настоящее время мозаику можно классифицировать по типу наиболее часто применяемых для ее создания материалов:
- мозаика из стекла
- мозаика, созданная с применением керамогранита
- мозаика из мрамора
- мозаика, созданная с применением натурального камня
- мозаика, созданная из травертина
- керамическая мозаика
- мозаика, созданная из оникса
То, из каких именно материалов изготовлена мозаика, крайне важно, поскольку от этого напрямую будет зависеть долговечность мозаичного панно и удобство за уходом во время его эксплуатации.
Особенности материалов для мозаики
Наиболее редко применяемым материалом для создания мозаики из вышеперечисленных является натуральный камень, ввиду быстрого истирания поверхности и повышенной чувствительности к различным кислотам. Тем не менее, каменная мозаика очень высоко ценится за высокую экологичность и натуральность материалов.
Очень популярна в наши дни мозаика из травертина, облицовочного камня, являющегося по своему природному содержанию чем-то средним между известняком и мрамором. К выгодным особенностям мозаики из травертина можно отнести уместность применения практически в любом стилистическом решении. Мраморная мозаика традиционно считается одним из наиболее желанных вариантов оформления интерьера, но в то же время обойдется она намного дороже, чем скажем, мозаика из травертина или керамогранита.
Довольно экзотическими видами считаются металлическая мозаика и мозаика, созданная с применением дерева. Сегодня достаточно часто можно встретить в мозаике такой материал, как керамогранит, отличающийся высокой прочностью и потрясающими эксплуатационными характеристиками. В наши дни этот материал изготавливается любых форм и оттенков, и выложенное из него мозаичное панно способно украсить любое здание или помещение.
Традиционно хорошо для подобных целей подходит керамическая плитка. Мозаика, изготовленная из керамической плитки, не только смотрится весьма эффектно, но и обладает завидной кислотоустойчивостью и долговечностью, что немаловажно — за такой мозаикой очень легко ухаживать.
Не редкость и стеклянная мозаика или мозаика из смальты, которая по своей сути является разновидностью стеклянной мозаики. Стекло отлично подойдет для ванной комнаты, поскольку отличается нулевым влагопоглощением, а благодаря огромному количеству текстур, фактур размеров, цветовых решений и форм, можно создать по-настоящему неповторимое оформление интерьера.
Краткое знакомство с римскими мозаиками
Мозаики дают яркое представление о древнеримской жизни.
Мозаики, от драматических спортивных состязаний до нежных портретов местной дикой природы, дают представление о том, кем были римляне, что они ценили и где ходили.
На выставке «Римские мозаики империи» представлены образцы из Италии, Франции, Северной Африки и Сирии, некоторым из которых 2100 лет. На вилле Гетти обычно не выставляют большие собрания мозаик — неудивительно, учитывая, что самая большая группа в коллекции имеет площадь более 600 квадратных футов и весит 16 000 фунтов!
Куратор выставки Алексис Белис, автор сопровождающей цифровой публикации Римские мозаики в Музее Дж. Пола Гетти , рассказала мне некоторые из ее любимых фактов о мозаиках, а также несколько объектов, которые нельзя пропустить на выставке. .
1. Римские мозаики предназначались для того, чтобы по ним ходили.
Картины покрывали внутренние стены римских вилл, но не годились для украшения полов. Откройте для себя мозаику: прочный и роскошный способ украсить комнату и в то же время увеличить проходимость.
2. Они интерактивные.
Мозаики созданы для того, чтобы их можно было рассматривать под разными углами, и они могут меняться по мере изменения перспективы. Мозаика из коллекции LACMA, представленная на выставке , изображает сцену охоты на границе, побуждая вас прогуляться и посмотреть еще раз.
3. Римляне усовершенствовали мозаику как вид искусства.
Греки усовершенствовали искусство фигурной мозаики, добавляя камешки в раствор. Римляне подняли искусство на новый уровень, используя tesserae (кубы из камня, керамики или стекла) для формирования замысловатых красочных узоров.
4. Мозаики полны драмы и насилия.
Боевые сцены, жестокая охота, экзотические существа и тревожные мифологические эпизоды — все это частые сюжеты мозаики. Драматическая сцена ниже, например, показывает, как лев вонзает свои клыки в бедро убегающего быка.
Мозаика льва, преследующего быка, 400–500 гг. Н.э., римская, сделана в Сирии. Каменная мозаика, 32 × 59в. Музей Дж. Пола Гетти, 75.AH.115
5. Мозаики были символами богатства и статуса.
Сочетая искусство и домашний декор, римские мозаики были заказаны, чтобы украсить и произвести впечатление на гостей в частных домах и виллах. Состоятельные римляне выбирали темы, отражающие их статус: мифологические истории демонстрировали книжную ученость человека, а сцены захвата диких животных для боев на арене могли подчеркивать его спонсорство публичных игр.
6. Для получения особых цветов мозаичисты использовали стекло и привозные камни.
Мастера-мозаики полагались на местные камни для основной части своей работы, но импортировали необычные цвета для особых акцентов. Когда камень не подходил, они превращались в стекло ярких цветов, таких как синий и зеленый.
Мозаика льва, нападающего на онагра (фрагмент), конец 100-х гг. н.э., римлянин, сделано в Тунисе. Мозаика из камня и стекла, 38 3/4 × 63 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 73.AH.75
Вдохновиться
Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке.
Подпишитесь сейчас
7. Сейчас они такие же яркие, как и 2000 лет назад.
Мозаика изготовлена из камня и стекла, практически не выгорающего.
8. В наиболее детализированных римских мозаиках используются мелкие камни для достижения эффекта мазка.
Особенно в восточных провинциях Римской империи художники «рисовали» камнем, используя маленькие, яркие tesserae , которые напоминают пуантилистские мазки пигмента. (См. изображение в верхней части этого поста.)
9. Мозаики рассказывают нам о древней истории.
Мозаика значима не только как искусство, но и как свидетельство того, где и как люди жили, работали и мыслили. Местонахождение и архитектурное оформление многих мозаик фиксировалось археологами на протяжении веков, что помогло пролить свет на их культурный контекст.
Мозаичный пол с животными, римский, изготовленный в Антиохии, Сирия (современная Антакья, Турция). Каменная мозаика, 101 1/4 × 268 5/8 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 70.AH.96
10. Многие мозаики пролежали под землей тысячи лет.
Поскольку мозаики встроены в фундамент зданий, они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся форм римского искусства. Фрески были снесены, а бронзовые скульптуры переплавлены для повторного использования, но сельские руины часто веками оставались нетронутыми под слоями почвы и растительности.
11. Римляне иногда ремонтировали, добавляя новые мозаики поверх старых.
Римские богачи не так уж отличались от сегодняшних — они любили обновляться. Эта мозаика с изображением Медузы была найдена поверх другой мозаики, изображающей морскую сцену. Вместо того, чтобы демонтировать старый пол, подрядчики просто положили новый сверху.
Мозаичный пол с головой Медузы, ок. 115–150 гг. н.э., римлянин, производство Италия. Каменная мозаика, 106 1/2 × 106 1/2 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, 71.AH.110.
Эта мозаика находится за пределами выставочных галерей, в вестибюле аудитории Getty Villa.
12. Куда ушли римляне, туда и мозаики.
Распространение мозаик происходит параллельно обширному распространению римской власти от Франции до Сирии и Туниса. И, как и вся остальная римская культура, мозаики в разных местах демонстрируют сочетание местных традиций и римского влияния.
13. Так же, как современная музыка и мода, мозаичные стили имели свои причуды.
В Италии и Галлии (Франция) в первом веке нашей эры черно-белая мозаика вошла в моду — и никто точно не знает, почему. Экономия на издержках? Маловероятно, так как стиль появляется на вилле римского императора Адриана, который мог позволить себе лучшее из лучшего.
14. Тысячи мозаик до сих пор усеивают ландшафт Средиземноморья и Северной Африки.
Партнеры международной инициативы MOSAIKON работают над улучшением сохранности, представления и управления этими мозаиками, многие из которых все еще находятся на месте (в своих первоначальных археологических раскопках).
15. У художников-мозаиков были разные стили, в чем можно убедиться, если внимательно присмотреться.
Большие мозаики были масштабным мероприятием, для которого требовалось участие нескольких специалистов. Если вы внимательно посмотрите на мозаику «Охота на медведя» в Римские мозаики по всей Империи вы можете увидеть пример: два лица в дальних правых углах имеют разные стили, цвета и качество, показывая, что они были созданы разными руками.
Мозаика | Определение, история, искусство, плитка, техника и факты
птичья мозаика
Посмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Джотто
Чимабуэ
Хуан О’Горман
Монир Фарманфармаян
Пьетро Каваллини
- Похожие темы:
- опус вермикулатум
тессера
opus sectile
опус тесселлатум
коммессо
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
мозаика , в искусстве украшение поверхности узорами, состоящими из тесно расположенных, обычно разноцветных, небольших кусочков материала, такого как камень, минерал, стекло, плитка или раковина. В отличие от вкладок, при которых наносимые элементы вставляются в поверхность, которая была выдолблена для нанесения рисунка, кусочки мозаики наносятся на поверхность, подготовленную с помощью клея. Мозаика также отличается от инкрустации размером составляющих ее элементов. Части мозаики представляют собой анонимные части рисунка и редко имеют размеры изделий для интарсии (встроенная инкрустация, как правило, из дерева), функция которых часто заключается в отображении целой части фигуры или узора. Разобранную мозаику нельзя собрать заново, основываясь на форме ее отдельных частей.
Техническое понимание является ключом как к созданию, так и к оценке мозаики, а технические аспекты искусства требуют особого внимания. Есть также важные стилистические, религиозные и культурные аспекты мозаики, которая сыграла важную роль в западном искусстве и появилась в других культурах. Хотя мозаика — вид искусства, появлявшийся в разных местах и в разное время в истории, только в одном месте — Византии и в одно время — в 4—14 вв. — она возвысилась до ведущего изобразительного искусства.
Принципы дизайна
Между мозаикой и живописью, искусством, с которым она имеет наибольшее сходство, существует взаимовлияние различной интенсивности. По цвету и стилю самые ранние из известных греческих фигуративных мозаик с репрезентативными мотивами, датируемые концом V в. до н. э., напоминают современную вазопись, особенно по контурному рисунку и использованию очень темного фона. Мозаики 4-го века имели тенденцию копировать стиль настенных росписей, о чем свидетельствует введение полосы земли под фигурами, затенение и другие проявления озабоченности живописным пространством. В позднеэллинистические времена возник тип мозаики, цветовые градации которой и тонкая техника штриховки предполагают попытку точного воспроизведения качеств, типичных для искусства живописи.
Однако во времена римской империи произошли важные изменения, когда мозаика постепенно выработала свои собственные эстетические законы. Все еще в основном средство, используемое для полов, его новые правила композиции регулировались концепцией перспективы и выбором точки обзора, отличными от тех, которые используются при отделке стен. Не менее важным было упрощение формы, вызванное потребностью в более оперативных методах производства. В тот же период все более широкое использование более ярко окрашенных материалов также стимулировало растущую автономию мозаики от живописи. В качестве средства покрытия стен и сводов мозаика, наконец, полностью реализовала свои возможности для поразительных и наводящих на размышления эффектов расстояния, которые превосходят возможности живописи.
Общая тенденция к стилизации, то есть сведению к двухмерности, в римской живописи поздней античности (III и IV вв. н.э.), возможно, была вызвана экспериментами с цветом в мозаике и, в частности, устранением многих средних тонов для ради большего блеска. Центральная роль, которую играла в то время мозаика в церковном убранстве, для чего она особенно хорошо подходила, позволяет предположить, что роли сместились и живопись попала под ее влияние. Сильные, извилистые очертания и отсутствие теней, характерные для живописи в определенные периоды византийского и западноевропейского искусства Средневековья, возможно, возникли в мозаичной технике и использовании материалов. Примечательно, однако, что от эпохи Возрождения до 20-го века мозаика снова полностью зависела от живописи и ее конкретных форм иллюзионизма.
В современной мозаичной практике основной тенденцией является использование уникальных и неповторимых качеств материала. Хотя немало произведений, созданных в 20 веке, обнаруживают влияние живописи, фигуративной или абстрактной, искусство прошло долгий путь к самореализации. В общем и целом современные мастера мозаики разделяют со своими средневековыми предшественниками убеждение, что существуют функции, для которых мозаичные материалы подходят с особой уместностью.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Материалы
В древности мозаику сначала делали из необработанной гальки одинакового размера. Греки, возвысившие мозаику из гальки до высокого искусства, также изобрели так называемую технику тессеры. Tesserae (от латыни «кубики» или «игральные кости») — это кусочки, нарезанные на треугольные, квадратные или другие правильные формы, чтобы они плотно вписывались в сетку кубиков, составляющих мозаичную поверхность. Изобретение тессеры, должно быть, было мотивировано желанием получить плотно расположенные мозаичные картины, которые могли бы сравниться на тротуарах с великолепием современных достижений в живописи.
Тессеры значительно различаются по размеру. Лучшие мозаики древности были сделаны из мозаики, вырезанной из стеклянных нитей или осколков камня; обычные напольные украшения состояли из кубиков размером около одного квадратного сантиметра. Средневековые работы часто демонстрируют дифференциацию размера мозаики в зависимости от функции: области, требующие множества деталей, например, лица и руки, иногда украшены мозаикой меньше среднего, в то время как платье и украшения иногда украшены очень большими отдельными частями.
Пока мозаика использовалась для изготовления полов, основным требованием к ее материалам, помимо цвета, была их износостойкость.
Камень, таким образом, долгое время был господствующим, и на протяжении всей древности естественные цвета камня составляли основную гамму оттенков, которыми располагал художник.