Ордер в архитектуре: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Ордер в архитектуре: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Архитектурные ордера

История культуры
Архитектурные ордера


Жуковская Д.

     Архитектурный ордер – понятие в большей степени имеющее отношение к искусству, нежели чем к технологии. Именно посредством ордера стоечно-балочная конструкция обрела свою форму и была художественно переосмыслена. Для того чтобы какая-либо архитектурная композиция могла называться ордером, она должна иметь определенный состав форму и конструкцию.

 

     Система архитектурных ордеров многообразна, она состоит как из классических ордеров, коих насчитывается пять, так и из специфических исторических композиций, которые также причисляют к ордерной системе. Существуют такие ордеры как: ахеменидский ордер, египетский ордер и т.п. Классические ордера (в частности греческие) формируют так называемую «ордерную систему», т.е. образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически разрешающееся в композиции ордерного сооружения. Термин «ордер» введен в обиход римским архитектором и механиком Витрувием, жившем в I в. до н. э. в Древнем Риме.

 Витрувий представляет свой трактат об архитектуре императору Августу. Гравюра из книги 1684 г.

     К ордеру относится не все здание, но только три основных элемента: цокольная часть здания (трехступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза).

Дорический ордер

    Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил архитектурную основу греческого зодчества. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоявший непосредственно на стилобате, суживается кверху. Колонна начинает утончаться прямо от стилобата, но происходит это не вполне равномерно: ствол колонны обычно имеет припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на треть общей высоты).
     Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел фриз, который составляли триглифы и метопы. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых покрывалась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза − по его краям. Между триглифами размещались обычно имевшие форму квадрата доски − метопы, которые часто украшались скульптурой (горельефами), реже − живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине − ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни − гуттами).

 Греческий Парфенон – пример дорического ордера

     Находящийся над фризом карниз в дорическом ордере своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза − выносная плита − в более ранних храмах имел прямую подрезку, без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима − водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.
     Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.
     В размере интерколумниев (расстояний между колоннами) значительную роль играли абсолютные размеры построек. При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия − пикностиль, систиль, евстиль, диастиль, ареостиль.

 Дорические колонны в Пестуме (Италия), Храм Геры (середина VI в. до н. э.)

Ионический ордер

     Ионический ордер сложился чуть позже дорического, но, несомненно, испытал его сильное влияние. Помимо этого в ионическом ордере прослеживаются черты искусства Востока. Ионический ордер имеет несколько вариаций. 
     Постройки ионического ордера в основном возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».

 Эрехтейон (храм в Афинском Акрополе) – образец ионического ордера

     Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите. Выпуклые элементы базы − валы, или торусы,− часто украшались орнаментальной порезкой − «плетенкой» или каннелюрами. Вогнутые элементы − скоции − чаще всего оставались гладкими. Широкое распространение получили два типа баз. Более ранний, малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большей сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента − плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса; иногда к этому добавлялось еще основание базы, в свою очередь состоявшее из трех элементов с профилем в виде двойного валика, разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Нижняя часть имела наибольший диаметр, а средняя − наименьший.
     Так называемая аттическая база, появившаяся в эллинской архитектуре в V веке до н. э. была очень четко очерчена. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая явственно расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с ее образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом.
     Главная отличительная черта ионического ордера – две волюты на капители. С фасада волюты являются завитками, с боков же волюты соединяются так называемыми балюстрами, которые очень похожи на свитки. Если сначала волюты находились лишь в одной плоскости, то потом их стали делать во всех четырёх, что, кстати, избавило ионический ордер от критики, согласно которой верх колонны должен одинаково выглядеть со всех сторон – это первоначально было у дорического, но не сразу появилось у ионического ордера.
     Порезка обычно была украшена овами (от греческого и латинского слова, означающего «яйцо»). Это яйцеобразные декоративные элементы, и на колонне они чередуются с различными стрелками и листьями. Число каннелюр (каннелюра – вертикальный жёлоб на стволе колонны) в ионическом ордере постоянно менялось, но в итоге остановилось на 24. Это значение было взято не просто так: такое число каннелюр легко позволяло сохранить пропорцию диаметра колонны и каннелюры, даже в том случае, если высота колонны была по каким-то причинам завышена.

 Ионические колонны в Помпеи, Италия

Коринфский ордер

     Теоретик ордерной системы Витрувий указывает, что коринфский ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V в. до н. э. Витрувий так описывает изобретение этого ордера: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
     В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера». Листья аканфа, живописно обвившего корзину, стали прототипом капители нового ордера − коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому − мужскому и женскому.

 Храм Вакха в Баальбеке (Ливан) – пример коринфского ордера

     Колонны коринфского ордера обладают такой же изящностью, как колонны ионического ордера, а его антаблемент даже более пышный. Особенностью этого ордера является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина V в. до н.э.). В более зрелом исполнении он представлен в храме в Эпидавре; в самом конце IV в. до н. э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах. Он был особенно популярен в эпоху эллинизма.
     Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера − гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим.
     Вместо круглых колонн в коринфском ордере зачастую делают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны бывают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами.
     Коринфский ордер применяется в основном внутри зданий и сооружений. Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
     Характерным элементом архитрава в коринфском ордере являются небольшие искривленные профили в уступах. В поддерживающей части карниза под слезниковым камнем находятся модульоны в виде лежачих кронштейнов, а ниже − ряд зубцов. Размеры модульонов и расстояния между ними согласованы с осями колонн и зубцами.
     Капитель коринфского ордера имеет высоту в 2 1/3 модуля: 2 модуля приходятся на основную часть капители, украшенную листьями и завитками, 1/3 модуля на абак. Конструктивная основа капители − особый барабан-колокол, который представляет собой круглое тело с радиусом в 5/6 модуля. В профиль колокол имеет вид сильно вытянутого гуська, в нижней части углубленного на величину каннелюры. Под абаком располагаются волютообразные завитки, а под завитками два яруса листьев.

 Коринфские колонны

Тосканский ордер

     О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером не сохранилось.
     Римские мастера, ставшие родоначальниками арочных и сводчатых конструкций, помимо использования древнегреческого ордера, активно занимались разработкой новых типов колонн. Итогом многолетних трудов стало появление новых ордеров – вариаций на дорический, ионический и коринфский образцы.
     По словам искусствоведа Виппера Б. Р. «первую из этих вариаций римляне заимствовали у этрусков, и она получила название тосканского ордера». Данной версии о возникновении тосканского ордера в архитектуре (по названию страны Тосканы, где в то время жили этруски) придерживались также теоретики эпохи Возрождения.
     Витрувий, в своих чертежах воссоздал модель одного из этрусских храмов. Исходя из данной схемы, можно сделать вывод о том, что у этрусков в храмовой архитектуре тосканский ордер занимал ведущее место.
     Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским.
     В отличие от дорического типа, у тосканской колонны гладкий ствол и полностью отсутствуют каннелюры, но при этом она не лишена базы. Капитель по форме очень близка к дорической, в то время как антаблемент отличается простотой и некоторой архаичностью. За отсутствие украшений и наличие полностью гладкого фриза его иногда называют «архитравным». Иногда в строительстве тосканского храма фриз и вовсе отсутствовал, а карниз чаще всего был условным в виде навесной крыши.
     Тосканский ордер в архитектуре, несмотря на свою простоту и полное отсутствие декора, не претерпел никаких конструктивных изменений за все время своего существования. Данная тенденция обусловлена его функциями, определенными еще в эпоху Древнего Рима. Военным и общественным зданиям, в архитектуре которых он использовался изначально, не свойственны декоративные детали, украшенные капители и лепные орнаменты. Поэтому, определив его основные черты и значение, архитекторы Возрождения и последующих эпох старались полностью соответствовать первоначальным пропорциям ордера.

Композитный ордер

     Древнегреческие зодчие, ставшие родоначальниками трех главных архитектурных ордеров, открыли новый этап в истории изобразительного искусства. Вместо обычных опорных столбов они применяли сложные по конструкции и формам колонны, благодаря вертикальному движению которых, стремились выразить свое почитание богам.
     У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях.
     Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н. э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.

 Арка Септимия Севера

     Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера.
     Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения.
     Интересным является тот факт, что Витрувий не выделял композитную колонну в отдельный ордер. В качестве пятого главного ордера его впервые рассмотрели теоретики итальянского Возрождения – С. Серлио и Дж. Виньола в своем трактате «Правила пяти ордеров архитектуры».
     Сами римляне, по-видимому, изначально не задумывались о создании отдельного стиля, но им нравилось усложнять и декорировать греческие ордера. В классическом варианте основу композитной капители составляют листья аканта коринфского ордера в сочетании с четырьмя угловыми волютами ионического. В более усложненном варианте в капители могут также присутствовать различные скульптурные детали растений, животных и богов.
     Архитекторы эпохи Возрождения считали композитную колонну одной из самых ценных находок древнеримского зодчества, воплотившей в себе все самые лучшие черты главных ордеров. Она стала весьма популярной среди итальянских архитекторов, став олицетворением роскоши и изящества. Колоннами с композитным ордером украшали церкви, палаццо, виллы и монастыри.
     Поиски новых пластических решений фасадного убранства привели к появлению полуколонн, пилястр, лопаток и усложненных фигурных композиций капители. Как правило, в нижних этажах зданий архитекторы располагали дорический ордер, посередине ионический, а верхние этажи обрамляли коринфским и композитным ордерами. Подобная иерархия говорит о главенствующей роли композитного ордера в архитектуре того времени. Мастера не только стремились сделать его основным украшением фасада, но и широко применяли его во внутреннем убранстве храмов и палаццо.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Архитектурные колонные ордера, как архитектурная форма, являются системой, в основе которой лежит каменная стоечно-балочная конструкция.

В истории развития строительного искусства большое место занимает так называемая стоечно-балочная конструктивная система, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.

Эта конструктивная схема, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности ее построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером.

Широкое распространение ордер получил в архитектуре Итальянского Возрождения. Этому способствовал найденный в 1427г. гуманистом Поджо Браччиолини трактат римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н.э. В нем была изложена теория архитектурного ордера.

В своем трактате Витрувий приводит правила построения ордеров, и для определения размеров частей ордера пользуется условной единицей измерения -модулем, равным нижнему диаметру колоны.

На основе обмеров архитектурных памятников античности и сведений, взятых у Витрувия, ряд итальянских архитекторов (Палладио, Виньола, Скамоцци) создали свои правила построения ордеров. Правило — по-гречески «канон», поэтому эти ордера называют каноническими.

Основные части канонического ордера
Основными частями канонического ордера являются: колонна, антаблемент и пьедестал.

Существуют понятия: полный ордер и неполный ордер. Первый ордер содержит все три части, а второй — не имеет пьедестала.

Колонна состоит из трех основных частей: фуст (ствола, стержня), капители и базы.
Фуст представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Утонение(энтазис) идет по слабой выпуклой кривой.
Капитель — верхняя часть колонны, завершает фуст, образуя переход от вертикальной опоры к поддерживаемой ею горизонтальной балке. Верхняя часть капители — абак или абака представляет собой большей частью квадратную плиту, которая непосредственно воспринимает тяжесть балки и вышележащих частей.
База — нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Антаблемент — верхняя, поддерживаемая часть архитектурного ордера, состоящая из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.
Архитрав — балка, являющаяся основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.
Фриз — среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.
Карниз — верхняя часть антаблемента. Карниз имеет три основные части: поддерживающую, свешивающуюся (или слезниковый камень) и венчающую. На нижней поверхности слезника делается выемка, называющаяся «съемцами», для отвода дождевой воды. Нижняя поверхность свешивающейся части называется соффитом или плафоном.

Пьедестал также имеет трехчастное членение: стул пьедестала, карниз и доколь (или база пьедестала).

Классификация ордеров
Канонические архитектурные ордера Виньолы и Палладио имеют 5 разновидностей.

1. Тосканский ордер — наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

2. Дорический ордер представляет большой интерес по строгости и закономерности своего строения. Поддерживающая часть карниза может иметь зубчики или модулъоны. Особенностью Дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами — триглифами, чередующимися с метопами. Все триглифы, не исключая и угловых, помещались по осям колонн. По всей окружности колонны этого ордера расположены вертикальные, криволинейные в горизонтальном сечении, углубления — каннелюры.

3. Ионический ордер обладает легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны. Они называются дорожками. Наиболее характерной частью Ионического ордера является капитель с ее волютообразными завитками. Капитель этого ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада. Завитки волют образуют по бокам капители два валика — балюстры. В Ионическом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков или дентикул.

4. Коринфский ордер наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям. Стержень колонны обработан каннелюрами. Капитель имеет скульптурный характер и представлена двумя рядами стилизованных листьев аканта /травянистого растения/. В общем, структура карниза такая же, как и в Ионическом ордере, но с включением нового элемента — модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой. На плафоне слезника в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.

5. Сложный ордер, является сочетанием Ионического и Коринфского ордеров, поэтому его называют еще Составным или Композитным ордером. Капитель представляет сочетание Ионического и Коринфского ордеров. Остальные детали скомпонованы по образцу коринфских и также богато орнаментированы.

Композиция ордера
Композиция ордера построена на четырех основных принципах:

1. Трехчастность, в которой выражены законченность композиции ордера, имеющего начало, середину и завершение: ступенчатое основание, колонну, антаблемент.

2. Четкое деление на несомые и несущие части. Тектоническая выразительность отдельных элементов ордера и ордерной системы в целом основана на образном использовании этого противопоставления.

3. Нарастание сложности композиции снизу вверх. Простейшая часть ордера — ступенчатое основание, самая сложная антаблемент, среднее положение между ними занимает колонна. В композиции антаблемента дорического ордера как бы одновременно соединяются принципы построения его двух нижних частей: сплошная протяженность основания отражена в горизонтали архитрава, метрический ряд колоннады — в триглифах с вертикальными врезами.

4. Положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Колонна играет наиболее важную конструктивную роль, являясь основной несущей частью ордера. В антаблементе фриз — основной элемент, так как изображает собой перекрытие всего сооружения. Эхин капители дорического ордера — переходное звено от вертикальных к горизонтальным элементам, по профилю близок к архитраву, а по форме — к круглой части ствола колонны.

Канонические ордера, созданные архитекторами — теоретиками и практиками прошлого, отражали многовековой опыт строительства. Тем не менее, они являются до некоторой степени абстрактными схемами.

При решении конкретных задач следует понять истинное значение канонической системы ордеров и осмыслить границы ее использования. Опираясь на эту систему, ордерные композиции всегда строились с учетом конкретных пропорций и форм в зависимости от назначения здания, его масштаба, конструкций, окружения. Ярким примером этому служат произведения выдающихся русских архитекторов конца XVIII — начала XIX в.
Так, например, для создания монументального характера улиц, площадей, правительственных зданий и дворцов применялся укрупненный архитектурный ордер. В небольших усадебных, жилых и парковых постройках архитектурные ордера имели измененные пропорции, а формы ордера упрощались.

Источник:

книга: Архитектурные ордера.
Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006.
Учебное пособие по курсу «Архитектурное и архитектурно-дизайнерское проектирование».
Автор: Заковоротная Т.А., Мартынова В.И., Фурман Н.В.

Аннотация: Пособие содержит сведения о происхождении античных ордеров, основных частях и элементах профилей, правилах построения ордерной композиции. Полно представлены канонические ордера Виньолы и Палладио. В сравнительных таблицах приведены их модульные размеры. Заключительный раздел посвящен правилам построения элементов классических архитектурных форм, в том числе: обломам, энтазису, базам, капителям, карнизам.
Пособие предназначено для студентов специальностей 290100 и 290200.

Распечатать

Принципы порядка в архитектуре

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 18 фев 2021

См.
полная история

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Принципы заказа
    • 2.1 Ось
    • 2. 2 Симметрия
    • 2.3 Иерархия
    • 2.4 Трансформация
    • 2,5 Датум
    • 2.6 Ритм
    • 2.7 Шаблон
    • 2.8 Повторение
  • 3 Статьи по теме Проектирование зданий Wiki

В архитектуре «порядок» относится к системе правил, которые структурируют форму, структуру, расположение и пропорции дизайна. Порядок является обязательным условием функционирования любой организованной системы.

Ось – это линия, соединяющая две точки в пространстве, вокруг которой формы могут располагаться асимметрично или симметрично, уравновешенно. Это воображаемая линия, которая может обозначать строение, шествие, направление, взгляды, линию вращения и так далее. Ось используется для выравнивания элементов в дизайне, а также для организации и планирования пространств.

[править] Симметрия

Симметричный объект — это тот, который имеет равные пропорции, гармоничен и сбалансирован вокруг определенной линии. В геометрии симметричная фигура — это фигура, которая при разделении пополам осью делится на две области, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Симметричная композиция, то есть осевая композиция, это композиция, сбалансированная вокруг оси.

Иерархия в архитектуре — это соединение пространств и форм в порядке их важности. Артикуляция достигается за счет дифференциации размера, формы, цвета, расположения форм и пространств относительно друг друга. Иерархия используется, чтобы подчеркнуть конкретный элемент, чтобы повлиять на порядок, в котором воспринимается ряд элементов.

Трансформация – это принцип, согласно которому архитектурная концепция, структура или организация могут быть изменены посредством ряда дискретных манипуляций и перестановок в ответ на определенный контекст или заданные условия без потери идентичности концепции. Трансформация формы достигается изменением размера, формы, вращением, растяжением, трансформацией и так далее.

Датам – это линия, плоскость или объем, которые благодаря своей непрерывности и правильности служат для сбора, измерения и организации паттерна форм и пространств. Datum связывает вместе элементы дизайна. Это может быть линия, уровень, дорога, плоская плоскость и так далее.

[править] Ритм

Ритм – это объединяющее движение, характеризующееся шаблонным повторением или изменением формальных элементов или мотивов одинаковым или измененным образом. Ритм отличается от повторения тем, что в первом форма меняется, но все же узнаваема, тогда как в последнем форма остается постоянной.

[править] Узор

Узор относится к группам элементов или мотивов, которые повторяются предсказуемым образом. Это структура, которая организует части композиции.

[править] Повторение

Повторение относится к многократному использованию формы, цвета или других элементов дизайна. Это создает визуальное эхо и усиливает определенные аспекты работы. Повторение может создать структуру, движение, гармонию и единство.

  • Архитектура.
  • Архитектурный проект.
  • Классические ордера.
  • Концептуальный дизайн.
  • База боеприпасов.
  • Методология проектирования.
  • Принципы проектирования.
  • Визуальные элементы дизайна.
  • Доля
  • Добавить комментарий
  • Отправьте нам отзыв

Принципы порядка в архитектуре

Введение

Порядок в архитектуре относится к системе правил, определяющих форму и пропорции в проектных работах, например Древние стили классической архитектуры отличались друг от друга своими пропорциями, лепкой и деталями.

Порядок предполагает обязательное функционирование любой организованной системы, оказывающей как физическое, так и психическое воздействие. Он объединяет различные части дизайна в шаблон, который передает сообщение, выполняющее цель произведения искусства.

Принципы порядка

Ось

Ось – это линия, соединяющая две точки в пространстве, относительно которой формы и пространство могут располагаться асимметрично или уравновешенно. Это воображаемая линия, обозначающая симметрию объекта, направление, точку вращения и т. д.

Ось используется для выравнивания элементов в дизайне, для организации и планирования пространств. Она дает длину, направление, вызывает движение и способствует просмотру вдоль своего пути. . В геометрии симметричной фигурой называется та, которая при делении пополам осью делится на две области, являющиеся зеркальным отражением другой. Симметричная композиция, т.е. осевая композиция, это художественная композиция, уравновешенная вокруг главной оси.

 

 

Иерархия

Иерархия в архитектуре влечет за собой членение пространств и форм в порядке их важности. Артикуляция осуществляется путем дифференциации размера, формы, цвета или размещения форм и пространств относительно друг друга в организации. Иерархия используется для выделения определенного элемента или части здания, для влияния на порядок, в котором человеческий глаз воспринимает визуальные элементы дизайна, и для создания визуального контраста между формами в восприятии. Геометрия или правильность формы, выбранной для представления иерархии, должны быть совместимы с ее функциональным использованием.

 

Трансформация

Архитектурная концепция, структура или организация могут быть изменены путем ряда дискретных манипуляций и перестановок в ответ на определенный контекст или заданные условия без потери идентичности или оригинальности концепции. . Также трансформация может означать выполнение ряда дискретных манипуляций, чтобы реагировать на конкретные условия и контекст текущей задачи проектирования. Посредством серии конечных перестановок фундаментальная природа или структура концепции или система упорядочения прототипической модели могут быть уточнены, усилены и построены, а не разрушены. Трансформация формы осуществляется путем изменения размера, формы; вращение, растяжение или преобразование в различные формы или формы.

Датум

Линия, плоскость, объем, которые благодаря своей непрерывности и регулярности служат для сбора, измерения и организации узора форм и пространств. Datum связывает вместе элементы дизайна, он должен иметь достаточный размер, замкнутость и регулярность, организованные вместе в форме или пространстве. Это может быть линия, дорога с расположенными вдоль нее домами или ровная плоскость.

 

Ритм

Объединяющее движение, характеризующееся шаблонным повторением или изменением формальных элементов или мотивов в той же или модифицированной манере. Ритм отличается от повторения тем, что в первом изменяются формы, и он остается узнаваемым, а во втором форма остается неизменной на всем протяжении, и если она меняется, то становится неузнаваемой.

Узор

Относится к группам элементов или мотивов, которые повторяются предсказуемым образом. Это скелет, который организует части композиции.

Повторение

Относится к многократному использованию формы, цвета или других художественных элементов дизайна в произведении для объединения различных частей в единое целое.

Previous PostNextNext Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *