Примеры готического стиля: описание и фото-примеры – Rehouz
Содержание
🏘 Готический стиль в архитектуре эпохи средних веков
Таинственность, величественность, восторженная чувствительность – вот далеко не полный список эпитетов, характеризующих готический стиль в архитектуре. Он органично объединил мощность каменных стен с лёгкостью и яркими красками стеклянных витражей. Тема этого материала от редакции HouseChief – готика как история и современность в архитектуре.
Высочайшие своды и неповторимая радуга витражей – классика католических соборов
Читайте в статье
- 1 Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
- 1.1 Ранняя готика
- 1.2 Период зрелой готики
- 1.3 Особенности поздней готики
- 2 Значение каркасной системы в готической архитектуре
- 3 Основные конструктивные элементы готического стиля
- 3.1 Арочные своды
- 3.2 Значение аркбутанов и контрфорсов
- 3.3 Мозаика оконных витражей
- 3.4 Порталы
- 4 Технологические особенности строительства готических зданий
- 5 Готические сооружения в европейских странах
- 5. 1 Особенности Английской и Французской готики
- 5.2 Готика в Германии и Чехии
- 5.3 Испанские и итальянские готические здания
- 5.4 Готика в других европейских странах
- 6 Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
- 7 Элементы готики в современном коттеджном строительстве
Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.
Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:
- ранняя готика – XII век;
- зрелая или высокая готика – XIII век;
- поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.
С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.
Ранняя готика
Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.
Монастырская церковь Сен Дени
Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.
Раннеготический собор в Лане
В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.
Период зрелой готики
Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.
Интерьер Амьенского собора с окном розой
Особенности поздней готики
Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:
- чрезмерное количество скульптур и барельефов;
- витиеватая скрученность фигурных шпилей;
- стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.
Значение каркасной системы в готической архитектуре
Практически все изыски готических сооружений построены на главном изобретении тех времен – новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволяла распределить весовую нагрузку здания, значительно уменьшая массу стен и перекрытий.
Технологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храма
Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделяющие помещения, увеличилась общая площадь и высота потолочных сводов. Помимо этого, каркас способствовал экономии строительных ресурсов.
Основные конструктивные элементы готического стиля
Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.
Арочные своды
Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.
Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу
Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.
Нервюры собора Сан-Шапель в Париже
Значение аркбутанов и контрфорсов
Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.
Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов
Мозаика оконных витражей
Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.
Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами
Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.
Порталы
Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.
Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания
Технологические особенности строительства готических зданий
Архитектурный стиль готики свидетельствует об исключительном мастерстве ремесленников каменотёсов. Исполинские сооружения требовали огромного количества природного камня, который доставляли из местных и дальних карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, севера Германии применялся кирпич.
Строительство таких масштабов нереально без применения металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъёмов материала. Высокое мастерство зодчих средневековья свидетельствует о технологичности методов строительства.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г. г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.
Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.
И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля
Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.
Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления
На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.
Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов
Элементы готики в современном коттеджном строительстве
В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.
Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей
Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.
Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:
- конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
- компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
- окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.
В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.
Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля
1 из 6
А как вы относитесь к этому стилевому направлению? Хотелось бы вам использовать такие приемы в архитектуре собственного дома? Напишите об этом в комментариях! В заключении предлагаем вам небольшой видеоматериал о современном применении этого стиля в строительстве и дизайне интерьеров:
Watch this video on YouTube
Готический стиль в архитектуре и интерьере
СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ И АРХИТЕКТУРЕ
ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
февраля 2, 2018 01:31
Часовня Пьерфон, Франция
Собор святого Стефана в Вене, Австрия.
Собор святого Стефана в Вене, Австрия.
Мрачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда. Поражает грандиозность строений, филигранность резьбы по камню, красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы.
Собор Дуомо в Милане, Италия.
Собор Нотр-дам-де-Пари, Франция.
Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.
Нотр-Дам-де-Пари, фрагмент фасада.
Нотр-Дам-де-Пари, Франция.
Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.
Аббатство Сен-Дени в Париже, Франция.
Собор в Сиене, Италия.
Собор в Леоне, Испания.
Тимпан собора в Барселоне, Испания.
Собор в Уэльсе, Англия.
Ратуша в г. Брюгге, Бельгия.
Замок Шенонсо, Франция.
Здание парламента в Будапеште, Венгрия.
Капелла в парке Александрия, Петергоф.
Вокзал в Петергофе.
Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, Россия.
АРХИТЕКТУРА
Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.
Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая — его независимости.
Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста.
Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, толщина стены больше не влияла на несущую способность здания. Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору. Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом, рёбра — нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.
Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.
Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.
Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков.
Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.
Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) — самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен.
Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.
В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.
В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.
Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.
Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии — Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.
Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.
Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.
Интересный пример российской неоготики середины 19 века — комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе — капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.
К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.
Аббатство Сан-Гальяно, Италия.
Интерьер собора в Шартре, Франция.
Интерьер собора в Эксетере, Англия.
Интерьер собора в Уэльсе, Англия.
Интерьер собора в Реймсе, Франция.
ИНТЕРЬЕР
Внутреннее пространство готического храма членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.
Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.
Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.
Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.
Каждый портал Шартрского собора украшен скульптурой. Количество дверей — три — связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.
Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным.
В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.
Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами.
Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.
Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть. За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.
5 невероятных примеров готической архитектуры
Слева направо: Нотр-Дам, Интерьер Нотр-Дам, Миланский собор, Интерьер Миланского собора, Кентерберийский собор, Интерьер Кентерберийского собора, Санта-Мария-дель-Фьоре, Кельнский собор
Хотя готическая архитектура теперь может ассоциироваться с темными и торжественными соборами из черного камня, этот стиль всегда был сосредоточен на создании красивых и светлых пространств, которые бросали вызов гравитации для поклонения Богу. Многие проектировщики готических сооружений считали свет божественной силой, способной соединить верующих с их создателем. Готические интерьеры были разработаны, чтобы включить свет и проверить структурные идеи для создания более высоких и продвинутых зданий.
Эти соборы и церкви олицетворяли интенсивные христианские верования средневекового периода в Европе. Сэмюэл Тейлор Кольридж, английский поэт и философ, который помог основать романтическое движение в Англии, возможно, лучше всего резюмировал этот подход: «принцип готической архитектуры — бесконечность, ставшая воображаемой».
Этот стиль был популярен в Европе с конца 12 века до 16 века. Хотя он возник во Франции, многие районы Европы создали свои собственные версии этого стиля, часто под влиянием идей 9-го века.0005 Романский стиль , который ему предшествовал, и стиль Ренессанс , который появился позже.
В этой статье мы разберем некоторые из лучших образцов готической архитектуры и характеристики, определяющие стиль.
Характеристики готической архитектуры
Характеристики готической архитектуры часто определяются революционными средствами несения структурных нагрузок. Новые инновации в каменной кладке быстро распространялись по мере того, как архитекторы и мастера изучали новые инструменты и методы. Прежде чем мы погрузимся в некоторые замечательные примеры готической архитектуры, давайте лучше разберемся в общих структурных методах и общей эстетике дизайна, присущих этому стилю.
Контрфорсы
Фото: Стоковые фотографии Дмитрия В Тонкопи/Shutterstock
Контрфорс представляет собой каменную арку, которая помогает поддерживать стену и обычно строится у противоположной стены. Контрфорс не должен крепиться к противоположной стене, вместо этого он используется снаружи здания и обеспечивает боковую или горизонтальную поддержку стены, к которой он прикрепляется. Летающие контрфорсы являются одной из причин того, что готическая архитектура включает в себя такие большие пространства и широкие пролеты с более тонкими стенами.
Остроконечная арка
Фото: стоковые фотографии с M-SUR/Shutterstock
Заостренные арки , часто называемые стрельчатыми арками , встречаются на заостренной короне вместо непрерывной кривой. Эта важная икона готической архитектуры позже привела к ребристому своду.
Сводчатый потолок
Фото: стоковые фотографии Джейн Рикс/Shutterstock
Ребристый свод позволил закрыть большое пространство, сохранив при этом максимально возможное внутреннее пространство. Это также позволило соборам использовать более высокие окна и более тонкие общие стены.
Шпили и колокольни
Фото: стоковые фото с сайта marcociannarel/Shutterstock
Готика шпили – еще одна узнаваемая черта готической архитектуры. Шпили использовались по той же причине, по которой была так важна вертикальность: эти здания хотели передать впечатляющую высоту как инженерный подвиг. Они также часто выполняли функции, такие как колокольня, которая объявляла о начале мессы или других служб.
Ажурное и витражи
Фото: стоковые фотографии wjarek/Shutterstock
В средневековой Европе, когда паломничество было важной частью христианства, витражи служили визуальной Библией для тех посетителей, которые не умели читать. Ажурное — это декоративная каменная кладка или лепнина, которые разбивают участки стекла в готических окнах.
Примеры готической архитектуры
Нотр-Дам
Нотр-Дам в Париже, Франция (Фото: стоковые фото с сайта anastas_styles/Shutterstock)
Собор Нотр-Дам расположен на острове Сите в Париже, Франция, и является одним из величайших образцов французского готического стиля . Это также один из старейших готических соборов, который стал свидетелем многих исторических событий, таких как беатификация Жанны д’Арк и коронация Наполеона Бонапарта.
г. Он стал пионером некоторых известных элементов готической архитектуры, в том числе ребристого свода и контрфорса, которые теперь определяют стиль. В то время как некоторые из зданий в списке были построены во время перехода от готики к стилю ренессанса, это здание было спроектировано на подъеме готической архитектуры, поэтому вместо этого оно включает в себя некоторые влияния более раннего романского периода.
Нотр-Дам также известен отчасти благодаря роману Виктора Гюго « Горбун из Нотр-Дама 9».0006 . Одной из главных достопримечательностей для посетителей теперь является колокольня, где жил главный герой, до которой можно добраться, преодолев 387 ступеней по очень узкой лестнице.
Собор также является самым посещаемым памятником в Париже, который ежегодно посещают около 12 миллионов человек. К сожалению, туризм в этом сооружении остановлен на неопределенный срок после разрушительного пожара в апреле 2019 года. Реконструкция запланирована на 2021 год в надежде вновь открыть Нотр-Дам к 2024 году для проведения летних Олимпийских игр в Париже.
Нотр-Дам в Париже, Франция (Фото: стоковые фотографии TTstudio/Shutterstock)
Нотр-Дам в Париже, Франция (Фото: стоковые фотографии DiegoMarriottini/Shutterstock)
Миланский собор
Миланский собор в Милане, Италия (Фото: Stock Photos from Beautiful landscape/Shutterstock)
Миланский собор посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы и является четвертым по величине храмом в мире. Его описывают — иногда с любовью, а иногда с пренебрежением — как смесь многих архитектурных стилей. Этого можно ожидать, поскольку строительство длилось с 1386 по 19 гг.65. Главный сдвиг в архитектурном стиле произошел, когда вкусы начали меняться от традиционной готики к более современным идеям эпохи Возрождения. Однако идеи эпохи Возрождения не всегда принимались гладко, и готические и неоготические детали постоянно вновь вводились.
Итальянский архитектор и инженер Симоне де Орсениго хотел, чтобы новая церковь была построена в стиле ломбардской готики , в котором часто использовался кирпич. Однако французский архитектор Николя де Бонавентура перепроектировал строение в 9 в.0005 French Rayonnant Готический стиль, потому что он считал это более современным исполнением.
На протяжении многих лет строительство то останавливалось, то возобновлялось. Было предложено множество изменений в различных стилях, от итальянского ренессанса до барокко и обратно до готики. Некоторые из этих влияний, такие как фасад в стиле барокко , были даже возвращены к готическому стилю.
Несмотря на то, что многие детали возвращаются к замыслу оригинальной готики, многие не убеждены в законности или красоте собора. Оскар Уайльд однажды написал о нем: «Собор — это ужасная неудача. Снаружи дизайн чудовищный и нехудожественный. Чрезмерно проработанные детали торчали высоко, где их никто не мог видеть; все в нем мерзко; однако он внушительный и гигантский, как провал, благодаря своим огромным размерам и тщательному исполнению».
Хотя всегда найдутся те, кому он не понравится, трудно не оценить огромные размеры и историю собора. Это прекрасный пример света и размера готической архитектуры. Собор имеет самый высокий готический неф в завершенном здании в мире и внушает трепет почти всем, кто его посещает.
Миланский собор в Милане, Италия (Фото: стоковые фотографии Ренаты Седмаковой/Shutterstock)
Кентерберийский собор
Кентерберийский собор в графстве Кент, Англия (Фото: Stock Photos from Pawel Kowalczyk/Shutterstock)
Собор и Митрополия Христа в Кентербери, или Кентерберийский собор , представляет собой готическую церковь XII века, существовавшую во многих конфессиях христианства. Он включен в этот список, потому что это была одна из самых важных остановок для христианских паломников в средневековой Англии. Поскольку готическая архитектура символизировала интенсивность христианства в этот средневековый период, она является прекрасным примером того, что эти сооружения значили для культуры и религии.
Когда Кентерберийский собор был перестроен после пожара в 1174 году, он был спроектирован в современном средневековом стиле, что сделало его первым готическим зданием в Англии. Витражи, которые являются важной особенностью готической архитектуры, также играли важную роль, поскольку здание обслуживало приезжих паломников. Те посетители, которые не умели читать, все равно могли усвоить уроки Библии, следя за историями, изображенными на изображениях невероятно высоких витражей.
Кентерберийский собор в графстве Кент, Англия (Фото: Stock Photos from Philip Bird LRPS CPAGB/Shutterstock)
Санта-Мария-дель-Фьоре
Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Италия (Фото: стоковые фотографии Энди Джина/Shutterstock)
Флорентийский собор , или Cattedrale di Santa Maria del Fiore, представляет собой собор, который охватывает несколько архитектурных стилей, включая ренессанс, готику и готическое возрождение. Собор, в частности, известен « Купол Брунеллески »- структурное чудо, спроектированное Филиппо Брунеллески, которое долгое время ставило историков в тупик.
Хотя некоторые могут счесть это здание произведением эпохи Возрождения, оно заслуживает места в этом списке, потому что в нем явно прослеживается отход от стиля — как и в Миланском соборе, описанном ранее. Арнольфо де Камбио разработал общий проект собора, выполненный в современном ему готическом стиле. Он включает в себя широкий центральный неф с проходами с каждой стороны, разделенными классическими готическими стрельчатыми арками.
Многие архитекторы и мастера работали над сооружением позже, все следовали готическим принципам, пока Филиппо Брунеллески не получил заказ на купол. Эта победа стала важной победой Брунеллески в его пожизненной вражде с соперником-ювелиром Лоренцо Гиберти . Считается, что решение не использовать готические элементы, такие как контрфорсы, было серьезным показателем итальянского Возрождения. Вместо этого купол Брунеллески был больше похож на Пантеон и другие средиземноморские купола.
Итальянский архитектор Эмилио Де Фабрис спроектировал фасад Флорентийского собора в стиле неоготики в 19 годах. Его дизайн завершил проект с теми же готическими влияниями, с которыми он был задуман.
Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Италия (Фото: стоковые фотографии Феликса Липова/Shutterstock)
Кельнский собор
Кельнский собор в Кёльне, Северный Рейн-Вестфалия, Германия (Фото: Stock Photos from Freedom100m/Shutterstock)
Строительство Кёльнского собора заняло более семи столетий, с 1248 по 1880 год, что имеет смысл, учитывая, что церковь является крупнейшим готическим зданием во всей Северной Европе. Он включает в себя пять проходов и может похвастаться одним из самых высоких готических сводов в мире. Его, пожалуй, больше всего можно узнать по возвышающимся надстройкам-близнецам, высота которых достигает более 500 футов. Башни даже принесли Кельнскому собору звание самого высокого здания в мире, пока в 1884 году не был завершен монумент Вашингтона.0003
Одним из самых интересных моментов в Кёльнском соборе и нескольких других зданиях в этом списке является то, что он был построен в готическом стиле, несмотря на то, что строился в разные периоды времени и с разной эстетикой дизайна. Строительство останавливалось и снова возобновлялось много раз, так что части являются готикой и другими элементами готического возрождения, но его все еще можно ясно понять как образец этого архитектурного стиля.
Кельнский собор в Кёльне, Северный Рейн-Вестфалия, Германия (Фото: стоковые фотографии с сайта Travelview/Shutterstock)
Статьи по теме:
Замысловатые архитектурные чертежи запечатлели красоту готических зданий по всей Европе
Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре
Чему нас может поучить изысканная история и изысканная эстетика готической архитектуры
Готическая церковь 19-го века превращается в захватывающую страну чудес Внутри
13 примеров готической архитектуры в Европе
Между 12-м и 16-м веками готическая архитектура захлестнула Европу, в частности, религиозные учреждения. Несколько ключевых достижений в архитектурной инженерии стали ключевыми для готического строительства, в частности, внешние опоры стен и ребристые потолочные своды, которые позволили создать невероятно высокие интерьеры.
Несмотря на то, что этот стиль постоянно переосмысливался на протяжении нескольких столетий его господства в европейской архитектуре, некоторые критические элементы являются универсальными для готической архитектуры. Самым большим отличием от своего предшественника — романской архитектуры — является его общий более тонкий внешний вид. Толстые стены и тяжелые украшения были заменены более замысловатыми, иногда кружевными элементами и более тонкими, менее внушительными структурными опорами, которые позволяли значительно большему количеству света проникать в их сложные витражи.
Эти и другие отличительные черты готического стиля сделали его невероятно важной частью исторической архитектуры и непреходящим свидетельством человеческой изобретательности. Если вы хотите совершить поездку по шедеврам готики Европы, вот некоторые из самых знаменитых примеров, которые вдохновят вас на планирование путешествия.
Собор Парижской Богоматери – Париж, Франция
Расположенный на относительно крошечном острове Сите в Сене массивный Собор Парижской Богоматери является одним из самых посещаемых зданий в мире.
Построенный в течение двух столетий при огромной поддержке католической церкви, это было одно из первых зданий в мире, в котором использовалось то, что стало основным элементом готической архитектуры: контрфорс, предназначенный для визуального открытия нефа за счет поддержки камня. стены снаружи. Нотр-Дам демонстрирует самый известный пример этой ключевой черты готического стиля.
Собор Святого Стефана – Вена, Австрия
Собор Святого Стефана, самое узнаваемое здание Вены, стоит на руинах бывшей римской церкви, большая часть которой сгорела в результате пожара.
Вокруг оставшихся римских колонн был построен собор, который мы видим сегодня, включая знаменитую мозаичную крышу, массивную южную башню и обращенный на восток готический альбертинский хор. На последнем есть несколько скульптур, хотя на самом деле это копии. Чтобы защитить оригиналы, они хранятся и выставляются в Историческом музее города Вены.
Вроцлавская ратуша – Вроцлав, Польша
Самая выдающаяся достопримечательность на Рыночной площади, историческая Вроцлавская ратуша на протяжении многих лет выполняла множество функций, и сегодня в ней находится музей, ресторан и Большой зал, который используется для проведения мероприятий. . Хотя его нынешняя итерация датируется 15 веком, он был построен, перестроен и перепрофилирован более чем за двести лет до этого, долгое время являясь неотъемлемой частью жизни Вроцлава.
Кельнский собор – Кельн, Германия
Обладая таким культовым обликом, что он является синонимом Кельна, Кельнский собор, или Kölnerdom , является одним из самых узнаваемых соборов в Европе, а также ярким примером немецкого католического Готическая архитектура.
По-прежнему являющийся резиденцией Кёльнской епархии, это самая посещаемая достопримечательность Германии, иногда принимающая до 20 000 человек в день. Его внешний вид в основном состоит из песчаника; на протяжении многих лет его поверхность реагировала на слегка кислотный дождь, что придавало собору характерный черно-коричневый цвет.
Дворец Дожей – Венеция, Италия
Лучший сохранившийся образец венецианской готики во всей северной Италии, Дворец дожей когда-то служил резиденцией сменяющих друг друга лидеров Венецианской республики. Первоначальное строительство нынешней версии дворца началось примерно в 1340 году, но на протяжении веков было несколько дополнений, реконструкций и реконструкций, чтобы добавить больше места для расширяющейся администрации растущей республики.
Сегодня Венеция является частью Италии, и во дворце теперь находится музей, который, помимо демонстрации готического великолепия дворца, хранит множество сокровищ, освещающих историю Венецианской республики.
См. также
Церковь Святой Марии – Гданьск, Польша
Хотя она была построена на месте гораздо меньшей деревянной церкви, церковь Святой Марии в Гданьске обязана своим нынешним состоянием Генриху Унгерадину, местному архитектору с мировым именем. .
Используя элементы других кирпичных готических церквей в Северной Европе, он стал символом Гданьска в целом и демонстрирует некоторые из основных атрибутов жанра, особенно в его обширном нефе с замысловатой опорой. Своды на потолке — одни из лучших в Европе; используя два разных стиля — ребристый и хрустальный свод — они смогли еще больше извлечь выгоду из визуальной интриги, создаваемой невероятно высокими потолками.
Собор Святого Бавона – Харлем, Нидерланды
Из всех зданий в этом списке собор Святого Бавона был построен последним. Начатый в самом конце 19-го века и завершенный в 1930 году, он был спроектирован Джозефом Кайперсом в стиле неоготики, чтобы подражать меньшим версиям церкви, ранее построенной на этом месте. Кайперс также включил в свой дизайн элементы как необарокко, так и неоренессанса, хотя остроконечные арочные окна собора и смешение стилей сводов являются явным намеком на неоготику.
Basel Minster – Базель, Швейцария
В 1356 году сильное землетрясение потрясло Базель, сровняв с землей его романскую церковь. Потребовалось три разных архитектора и в общей сложности 150 лет, чтобы перестроить Базельский Минтер, на этот раз с огромным открытым нефом, типичным для готических церквей того времени.
Знаковыми для церкви являются две башни, обращенные на юго-запад, Георгштурм и Мартинштурм, построенные в 1429 и 1500 годах соответственно. Хотя Базельский собор играет важную роль в истории региона, его башни неотделимы от горизонта Базеля.
Замок Корвин – Хунедоара, Румыния
Построенный на том же месте, что и бывший форт, замок Корвин сам по себе является чем-то вроде крепости, заключенной в двойную стену. Его внушительное расположение на холме с видом на город Хунедоара вызывает классический трансильванский облик и привлекает множество туристов, готовых фотографировать. Первоначально он был заказан Джоном Хуньяди в 1446 году, когда он служил высшим должностным лицом Трансильванского воеводства в составе Венгерского королевства, и на протяжении многих лет он служил резиденцией, тюрьмой и фортом. делает сегодня, туристической достопримечательностью.
Монастырь Баталья – Баталья, Португалия
Хотя он официально известен как Монастырь Святой Марии Победы, монастырь Баталья, как он более известен, был построен после победы Португалии над кастильцами в битве при Альжубарроте. Он служил местом захоронения для поколений португальской королевской семьи, только его строительство охватило период правления семи королей.
Это, пожалуй, самый впечатляющий пример яркой готической архитектуры в Португалии, его внешний вид украшен декоративными перемычками и рельефными скульптурами. Внутри пропорции были изменены, чтобы потолок казался еще выше, чем он есть, за счет сужения нефа, усиливающего воздействие его ярко-белого интерьера.
Кентерберийский собор — Кентербери, Англия
Хотя его полное название — Собор и Метрополитическая церковь Христа в Кентербери — звучит довольно абсурдно, то, что в просторечии называют Кентерберийским собором, является одним из самых важных сооружений англиканской церкви.
На этом месте была церковь, по крайней мере, еще в 6 веке, хотя были обнаружены доказательства еще более ранней римской церкви. Он пережил английскую Реформацию, а также обе мировые войны и остается культовым символом Кентербери. Дизайн его двора и часовни Троицы был квинтэссенцией для последующих столетий готических церквей.
Ратуша Лёвена – Левен, Бельгия
Прямо напротив площади Гроте Маркт от церкви Святого Петра находится эпическая ратуша Лёвена, шедевр поздней готики, изобилующий замысловатыми деталями.
Первоначально построенный как площадь Voirste Huys (парадный дом) для группы общественных зданий, он всегда предназначался как фасад для «гостиной» города, а также как муниципальный центр для его жителей. Знаменитые декоративные элементы из резного камня и стрельчатые окна демонстрируют мастерский дизайн в стиле брабантинской готики.
Собор Бургоса – Бургос, Испания
Несмотря на то, что в его дизайн вплетены элементы романского и барочного стилей, Собор Святой Марии Бургосской, или в просторечии Бургосский собор, безошибочно готический.