Среди автомобилистов ходит очень много высказываний про российские дороги, и все они не очень лестные. С полной уверенностью можно сказать, что водители также относятся и к «ненавязчивому» придорожному сервису. Хаотичное расположение автозаправок, мотелей, кафе, автосервисов, которые в большинстве построены с нарушением требований к объектам придорожной инфраструктуры, только ухудшает общее состояние безопасности дорожного движения.
К тому же общее количество этих объектов очень мало и не способно обеспечить достойный уровень комфорта для водителей, осуществляющих грузоперевозки в Пятигорск по дорогам России. По данным Росстата в Центральном округе России расположено около 50% придорожных гостиниц, в Южном округе — около 24%, по 12% в Северо-Западном и Сибирском округах. Остальное количество распределены по другим регионам. Из общего количества мотелей, а их по данным статистики около 2000, только три отвечают всем мировым требованиям, предъявляемым к объектам придорожного сервиса. Для сравнения стоит отметить, что во Франции количество мотелей и кемпингов приближается к 11000, а в Нидерландах — 3400.
За рубежом все объекты придорожного сервиса расположены в стороне от дороги за пределами полосы отчуждения, а на придорожной территории действует особый порядок использования земельных участков. Это прежде всего обеспечивает безопасность дорожного движения и не создает проблем при проведении работ по ремонту или модернизации автодороги.
В России до недавнего времени придорожная инфраструктура развивалась хаотично. Пользуясь несовершенством законов и бесконтрольностью властей, вдоль дорог как грибы выросли полулегальные автосервисы, кафешки, заправки. Например согласно действующим нормам все подъезды к автозаправкам должны иметь полосы разгона и торможения. Однако многие владельцы АЗС пренебрегают этим требованием, экономя при этом несколько миллионов рублей. Ведь в первую очередь предприниматели заботятся о своих доходах, а не безопасности грузоперевозки в Курганинск и дорожного движения в целом. Все происходит по одному сценарию: городские власти выделяют участок для строительства объекта придорожной инфраструктуры (кафе, торговый центр или АЗС), а окончив строительство владелец прокладывает подъезд не заботясь о выполнении нормативных требований. Проведенная проверка объектов придорожной инфраструктуры МКАД установила более 900 нарушений, которые ухудшают дорожную обстановку на окружной дороге. А что в таком случае говорить про региональные центры?
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание развитию и модернизации дорожной сети. На трассах федерального значения реализуются масштабные проекты, после реализации которых наши дороги будут отвечать мировым стандартам по безопасности и комфорту движения. Так в ближайшие 5 лет государственная компания «Российские автомобильные дороги», в управлении которой находятся основные автострады федерального значения, планирует реализовать проект стоимостью более 1,6 млрд рублей, в результате чего на трассе М-4 «Дон» исчезнут полулегальные объекты придорожного сервиса и появятся 43 новых многофункциональных сервисных зон. Подразумевается, что в каждой такой зоне водитель, выполняющий грузоперевозки в Майкоп, сможет полноценно отдохнуть в хорошем мотеле, поесть в кафе, заправится и, при необходимости, отремонтировать свой автомобиль. Эти зоны будут размещены на расстоянии в 50-100 км друг от друга, подразумевается, что таким образом создадутся благоприятные условия для скоростного транзитного движения по трассе.
Подобные проекты нельзя претворить в жизнь без привлечения частных инвесторов однако действующее законодательство защищает в первую очередь интересы государства, а не частного инвестора. В принятый в 2005 году Закон о концессиях постоянно вносятся поправки, но законодатели так и не могут довести его до рабочего состояния. Поэтому пока в развитие транспортной инфраструктуры не будут привлечены частные инвесторы, наши дороги так и останутся в «противозачаточном состоянии».