Несмотря на бурное развитие предпринимательства в последнее время, многие из наших сограждан все еще путаются в определении малого бизнеса. Существует распространенное мнение, по которому к малому бизнесу относят владельцев собственного дела, имеющих небольшую выручку, иными словами частных предпринимателей. Также согласно этого мнения юридические лица – фирмы и предприятия – уже не являются субъектами малого бизнеса, а относятся к среднему или даже крупному сегменту бизнеса. В то же время существует ряд определенных параметров, с помощью которых можно точно определить причастность частного предпринимателя или фирмы к малому бизнесу.
Малый бизнес можно встретить в экономике любой страны, причем в экономически развитых странах этот сегмент дает около половины ВВП. В связи с этим многие европейские государства и США всячески поддерживают развитие малого бизнеса, поскольку он еще и является основой образования среднего класса населения. А именно размер и наличие этой категории населения определяет успешность государства в экономическом плане в том числе.
На сайте newbusiness.su представлено много статей, посвященных малому бизнесу, но в данном материале будут рассмотрены общие принципы данного направления бизнеса.
Выгоды малого бизнеса
Такое предпринимательство имеет перед крупным и средним бизнесом ряд преимуществ. Эти фирмы более гибкие и мобильные, чем компании-гиганты. Они имеют возможность более быстрого реагирования на изменение рынка, иными словами в условиях изменения рыночной ситуации у них больше шансов оперативно среагировать и подстроиться под новые условия.
Владельцы малых предприятий лучше ориентируются в спросе на местном уровне, а также им проще внедрять новые системы и технологии управления и учета. Немаловажен и тот факт, что для малого бизнеса требуется меньше затрат, а при внедрении новых технологий также понадобится меньше капиталовложений. Именно в сфере малого бизнеса чаще появляются новые виды услуг и товаров.
Малые предприятия часто берут на вооружение рискованные идеи, ведь перестроиться в случае неудачи им гораздо проще. Отсутствие большого бюрократического сектора и малые издержки управления позволяют принимать важные решения более быстро.
Критерии принадлежности к малому бизнесу
Большинство их разработано на уровне законодательства, поскольку это необходимо для определенности в государственной поддержке малого предпринимательства. Предприятие считается принадлежащим к малому бизнесу, если оно организовано для получения прибыли, то есть является коммерческой организации. Так, различные клубы, фонды и другие некоммерческие организации не являются предприятиями малого бизнеса. В уставном капитале предприятия малого бизнеса доля участия другой фирмы, не относящейся к малому предпринимательству, не должна превышать 25%. Средняя численность работников также ограничена:
Для промышленного производства – не больше 100 человек
Для организации научно-технического направления – 60 человек
Для предприятий оптовой торговли – 50 человек
Для сельского хозяйства – 60 человек
Для транспортных предприятий – 100 человек
Для строительных организаций – 100 человек.
Другие области – 50 человек.
В случае, если организация занимается разными видами деятельности, то предельное количество работников определяется по той сфер деятельности, доля от прибыли которой, наибольшая за год. Причем выбранный показатель должен быть постоянным в течении календарного года.