Архитектурный стиль барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами
Содержание
Архитектурная среда. Барокко
Архитектурная среда. Барокко
Причудливый, странный. Именно так с итальянского переводится barocco – название стиля, покорившего Европу в XVII веке. Но здания эпохи барокко вернее будет назвать торжественными, парадными и экспрессивными, нежели странными. В Белгороде представители этого направления являются старейшими зданиями. О создании этих исторических построек, их особенностях и влиянии национальной культуры на архитектурный стиль рассказала Людмила Колесникова.
Людмила Ильинична Колесникова – заслуженный архитектор России, член Союза архитекторов России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства БГТУ им. Шухова, аттестованный государственный эксперт по работе с объектами культурного наследия народов РФ.
Барокко в России получило название по именам владельцев, которые заказывали постройки – петровское, строгановское, голицинское, елизаветинское, нарышкинское и другие. Однако каждое из них впитало русскую культуру, что и позволяет объединить их под общим названием русское барокко.
«Надо сказать, что все архитектурные стили все равно развиваются на базе национальной культуры. И все, что пришло в Россию, имеет свои черты, свои особенности. И когда в нашу страну в конце XVII века начинает проникать европейское барокко, оно заимствует традиции русской архитектуры – многие детали, композиционные приемы, декоративные элементы», – комментирует Людмила Колесникова.
Основные черты, присущие барокко: вычурность и сложность форм, создание пространственных иллюзий, игра света и теней, большие или порой даже гигантские размеры, динамичность, так называемая «боязнь пустоты» – обилие деталей на фасаде здания.
Однако своеобразные отличительные черты характерны для барокко именно в провинции, где вы не увидите таких пышных форм и вычурного убранства, как в крупных городах. Например, для провинциального барокко характерно использование лепнины в оформлении фасадов, что помогало сэкономить на дорогих материалах.
Проследить развитие стиля барокко в нашем городе можно именно на примерах храмовой архитектуры, в то время как в России в целом этот стиль проявляется и в дворцовых постройках. Так, Зимний дворец в Санкт-Петербурге – яркий представитель этого направления. В Белгороде стиль барокко ярко демонстрируют храмы и соборы.
Успенско-Николаевский собор (ул. Пушкина, 19)
Самый старый из сохранившихся храмов в Белгороде – Успенско-Николаевский. Его строительство начато в 1692 году. Согласно историческим документам, на постройку пожертвовал деньги сам Петр I.
В композиции здания используется прием «восьмерик на четверике», который изначально применяли в русском зодчестве, а потом его позаимствовало и барокко. Это контрастное сочетание создает особый динамизм, стремление ввысь, что также является характерной чертой для данного архитектурного направления.
«Восьмерик на четверике» – тип композиции, присущий в основном церковным зданиям, при которой нижняя часть представляет собой куб, а верхняя – восьмигранник.
Успенско-Николаевский собор представляет собой сложную комбинацию барокко и русского стиля. Так, о последнем нам говорит оформление окон и шатровая колокольня храма.
Покровская церковь Марфо-Мариинской обители (ул.Пушкина, 19-а)
Впервые Покровская церковь упоминается в 1626 году. А каменный храм был построен уже в 1791 году. Вместе с Успенско-Николаевским собором они объединены в монастырский ансамбль. В композиции Покровской церкви мы тоже наблюдаем четверик, но уже со сложной апсидой.
Апсида – элемент, который в храмовой архитектуре представляет собой пристройку, примыкающую к основному объему здания и перекрытую полукуполом или сомкнутым полусводом.
С течением времени храм обрастает новыми постройками, которые влияют на цельность его стиля. И если архитектура Успенско-Николаевского собора тесно переплетается с русским стилем, то Покровская церковь содержит элементы раннего классицизма – пилястры на фасаде здания, строгие формы четырехъярусной колокольни, цветовое оформление.
Смоленский собор (Гражданский просп., 50а)
Смоленский собор, построенный в середине XVIII века – редкий тип храма. Как и другие белгородские постройки в стиле барокко, он вобрал в себя черты русской архитектуры. Так, столпы, переходящие в своды внутри храма, – прием, характерный именно для русского зодчества. Однако игра объемов здания, динамичность форм, увеличенные элементы, стремящиеся к гигантизму (например, двухэтажная овальная апсида) – решения, присущие именно направлению барокко.
Фото: Евгения Здесенко
Евгения Здесенко
что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге
Симметричные здания и башни со шпилями появились в Петербурге из шведской, немецкой и голландской архитектуры. Эти дворцы хоть и простые, но красочные и запоминающиеся.
Реформы Петра I коснулись не только реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота и новых отраслей промышленности. При первом русском императоре появился и новый архитектурный стиль, названный петровским барокко.
В его основе, как и во всех других преобразованиях того времени, лежал опыт европейских стран, опирающийся на богатые русские традиции. При этом новый архитектурный стиль делал решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.
Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон. Петровское барокко отличалось красочностью, но всё же в сравнении с европейским русский вариант был более сдержанный и рациональный.
Одним из крупнейших архитекторов того времени стал Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, работавший в Голландии, именно он принёс в Россию черты северно-европейского барокко. Среди первых строителей Петербурга были и другие выдающиеся зодчие: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Николо Микетти и Георг Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый привнёс в облик новой столицы традиции своей страны и архитектурной школы.
Петропавловский собор
До 1952 года собор был самым высоким зданием в России, а его шпиль высотой 122,5 метра даже сейчас виден издалека и остаётся важным символом Петербурга.
Пётр I распорядился построить церковь на этом месте сразу после основания Петропавловской крепости. И 29 июня 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, началось возведение деревянного храма. Спустя девять лет под руководством Доменико Трезини был заложен уже постоянный каменный Петропавловский собор. Зодчий соединил в проекте знакомую итальянскую архитектуру с традициями северной Европы.
Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских крестово-купольных или шатровых церквей. Храм выполнен в виде прямоугольного здания, что больше характерно для западноевропейской архитектуры. Его скромные фасады оформляют лишь плоские колонны-пилястры и наличники с херувимами. Главная же часть собора – это многоярусная колокольня на западном фасаде. На её конце находится 40-метровый золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руках.
К сожалению, Пётр I не дожил до завершения строительства в 1733 году, но церковь всё равно прочно ассоциируется именно с первым российским императором. После его смерти гроб с телом был погребён внутри собора. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы вплоть до Александра III.
Фото: Instagram / @nastyaaa_cha, @alexandra_novikova__
Здание Двенадцати коллегий
Строительство Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера. Пётр I хотел разместить все высшие органы государственного управления в одном месте, а на острове по его задумке должен был разместиться административный квартал Петербурга.
Трезини решил подчеркнуть значимость сооружения, соединив Сенат, Синод и ещё десять ведомств одним фасадом длиной 393 метра. Так композиция обрела особый смысл в том, что высшие учреждения страны призваны действовать в нерушимом единстве.
Строительство коллегий шло с 1722 по 1742 годы, и в итоге получился крупнейший по размерам памятник петровского барокко. 12 идентичных трёхэтажных секций отличаются только лепным украшением фронтонов – эмблемой коллегии. Из характерных для петровского барокко черт в здании можно выделить двухцветную окраску, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.
В начале XIX века систему управления страной заменили на более современные министерства. И в 1804 году здание коллегий было передано сначала Педагогическому институту, а затем в 1835 году – Петербургскому университету, которому оно принадлежит до сих пор. Для целей университета наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения, а второй этаж западной галереи был остеклён. Получился огромный 400-метровый коридор. Сейчас здание Двенадцати коллегий остаётся одним из самых старых на Васильевском острове.
Фото: Instagram / @juliababush, @gerrpetrp
Летний дворец Петра I
Cамое старое каменное здание в Петербурге. Со времени постройки в 1710-1714 годах оно ни разу не подвергалось перестройкам и даже не пострадало во время Великой Отечественной войны. Дом стоит в первозданном виде в Летнем саду. Причём именно Летний дворец дал название саду, который вначале именовался «царским огородом».
Эта резиденция предназначалась для использования только с мая по октябрь. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 года. Пётр въехал в частично отделанный дворец уже в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году.
Доменико Трезини спроектировал двухэтажное здание достаточно скромно: внутри всего четырнадцать комнат и две кухни. Современники считали, что Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нём». Фасад на голландский манер выполнен в стиле петровского барокко и украшен 29 терракотовыми барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.
После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX века. Только в послевоенных 1950-1960 годах была проведена полномасштабная реставрация Летнего дворца. Был восстановлен его изначальный облик: заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка и рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.
Фото: Instagram / @adelinaa_bauer, @yyamalovaa
Дворец Меншикова на Васильевском острове
Сподвижник Петра I и талантливый полководец Северной войны Александр Меншиков получил в награду одиннадцатую долю отвоёванных земель. Он тут же начал обустраивать их часть на Васильевском острове под большую усадьбу. Для строительства каменного дворца в мае 1710 года в Петербург были приглашены известные архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, и Фонтана из-за тяжёлых условий жизни покинул Россию. Но отделка интерьеров затянулась до 1727 года.
Усадьба с цветником и садом протянулась от Большой до Малой Невы. Она занимала огромную территорию во всю ширину восточной части острова. Здесь располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.
Дворец Меншикова представляет собой яркий пример петровского барокко, а его прототипы можно найти в приёмах европейского дворцового строительства XVII века. При этом завершение боковых ризалитов дворца имеет явно голландское происхождение. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями, а боковые ризалиты завершаются вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями.
После ссылки Меншикова в Сибирь его дворец был передан в казну. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного шляхетского корпуса. В 1966 году было принято решение придать ему первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих. Там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Фото: Instagram / @stanislavakravchik, @alisa_fridman21
Кикины палаты
Александр Кикин был одним из сподвижников Петра I, сопровождал царя в качестве денщика в Азовском походе, учился в Голландии кораблестроению. В 1708 году он был назначен главой Адмиралтейства, а в 1712 году получил должность адмирала-советника. Каменный дом богатого вельможи был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором. Считается что над проектом работал немец Андреас Шлютер или Доменико Трезини.
Кикины палаты получились простыми и изящными: фасады декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами. Интересно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры здания сравнимы с центральной частью Большого Петергофского дворца. Оба они начали строиться в 1714 году и в их основе мог лежать один проект.
По каким-то причинам Александр Васильевич со временем ушёл в оппозицию к царю и содействовал побегу царевича Алексея Петровича за границу. Но через некоторое время беглый сын вернулся и сдал помощника. Адмирала долго пытали, и в итоге он сознался во всём. 17 марта 1718 года его колесовали в Москве.
Александра Кикин совсем недолго успел пожить в своём дворце. Недостроенные палаты были переданы в казну. В них первое время размещались петровская Кунсткамера и личная библиотека. Дальше Кикины палаты отдали на нужды лейб-гвардейского Конного полка. Там разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. Поэтому над домом по проекту Растрелли была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом. Отсюда бывший дворец получил своё второе название «Круглый дом».
Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но благодаря талантливому архитектору Ирине Бенуа в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде. Она воссоздала дворец в петровском барокко, убрав множество переделок, которые появились в XVIII-XIX веках. С 1979 года в Кикиных палатах находилась Детская музыкальная школа, а с 1995 года – созданный на её основе Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре.
Фото: Instagram / @prya1707, @kotlet
V&A · Стиль барокко
Барокко — это очень богато украшенный и сложный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17-м и первой половине 18-го века. Возникнув в Италии, его влияние быстро распространилось по Европе, и он стал первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.
Определяющей характеристикой стиля барокко было то, как визуальные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое сообщение или смысл.
Искусство и дизайн в стиле барокко напрямую обращались к чувствам зрителя, обращаясь как к эмоциям, так и к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, развивавшееся и используемое власть имущими — церковью, абсолютными правителями и аристократией — чтобы убеждать и впечатлять, быть богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, характерными для эпохи Возрождения, барокко известно своим движением и драматизмом.
Первый глобальный стиль
Влияние барокко распространилось из Италии и Франции на остальную Европу, а затем распространилось через европейские колониальные инициативы, торговлю и миссионерскую деятельность в Африку, Азию, Южную и Центральную Америку. Его глобальное распространение привело к тому, что китайские резчики работали в Индонезии, французские мастера по серебряным изделиям в Швеции и итальянские специалисты по твердому камню во Франции. Скульптура была отправлена с Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как изготовленные в Лондоне стулья разъехались по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были востребованы и имитированы модным обществом по всей Европе. Однако как стиль барокко также менялся по мере того, как он пересекал мир, адаптируясь к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.
Гравюра по И Лантаю, 1781 – 86, Китай. Музей №. 29452:9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
В Китае европейские павильоны были величайшим выражением интереса цинских правителей к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юань или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна. Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были основаны на моделях в стиле барокко и включали величественные фонтаны и статуи. В 1780-х годах был заказан комплект гравюр на меди с изображением европейских павильонов. Этот альбом, копия которого находится в нашей коллекции, представляет собой важную визуальную запись павильонов, разрушенных английскими и французскими войсками в 1860 г.
Чувство драмы
Важной особенностью искусства и дизайна барокко является использование человеческих фигур. Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму, чтобы передать определенные сообщения и вызвать эмоции у зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто их остановили посреди действия. Выражение лица, поза, жесты и драпировка использовались для добавления драматических деталей.
Бюст короля Англии Карла II из нашей коллекции прекрасно отражает драматизм портретной живописи в стиле барокко. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута набок, а замысловатый парик каскадом ниспадает на его кружевной галстук и вздымающуюся драпировку. Такие грандиозные изображения монархов и могущественных аристократов в стиле барокко были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии, но Чарльз провел большую часть своей юности в континентальной Европе и предпочитал европейских художников. Бюст соответствует традиции ярких и внушительных портретов монархов и недвусмысленно подтверждал бы статус короля.
Портретный бюст Карла II, Оноре Пелле, 1684 г., Италия. Музей №. 239-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Производительность архитектуры
здания в стиле барокко также были динамичными и драматичными, как используя правила классической архитектуры, так и нарушая их. Внутри архитектура перекликалась с театральными приемами: расписные потолки делали комнаты открытыми к небу, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.
Опять же, дизайн был использован для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности барокко можно найти в проекте Джанлоренцо Бернини (1598–1680) для площади Святого Петра. Его величественные, внушительные изогнутые колоннады, центрированные на обелиске, используются как для того, чтобы ошеломить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.
Архитектура барокко также повлияла на облик общественных пространств города. Народные праздники играли важную роль в политической жизни страны. Обычно такие мероприятия происходили на открытом воздухе и представляли собой искусно оформленные зрелища. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, были фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в изысканных и дорогих костюмах.
Внушительная архитектура также использовалась для укрепления власти абсолютных правителей, например, в Версальском дворце во Франции – наиболее имитируемом здании 17 века. В 1717 году шведский архитектор Никодим Тессин Младший составил «трактат об украшении интерьеров всех видов королевских резиденций и других выдающихся мест как в городе, так и в деревне», основываясь на своих путевых заметках. Одним из самых дорогих недавних нововведений, которые он зафиксировал, было наличие таких больших зеркал, что они покрывали всю стену. Он также отметил использование стекла над дымоходом в Королевской камере в Версале.
Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. W.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Чудесные материалы
Увлечение физическими материалами занимало центральное место в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах, наряду с естественноисторическими памятниками, научными приборами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в период барокко зарождение современной науки и открытие мира за пределами Европы вызвало все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов. Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии, вошли в моду и стали копироваться в Европе. Также были разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона из разного цвета древесины на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и перенятые у них в других местах.
Значение, придаваемое таким материалам, можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Изготовленный между 1630 и 1650 годами в Китае, первоначально как кувшин для кистей для письма, позже в Лондоне к нему добавили экстравагантные позолоченные серебряные оправы, которые превратили кувшин для кистей в роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышкой.
Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хоузер, 1660-70, Англия. Музей №. М.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Барочный орнамент
Изображения мира природы, а также мотивы, заимствованные из форм человека и животных, были популярными декоративными элементами. Наиболее распространенной формой барочного цветочного декора был бегущий свиток, часто сочетавшийся с акантом – стилизованным вариантом настоящего одноименного растения. Кружка конца XVII века из нашей коллекции украшена роскошным цветочным орнаментом. Листья цветов превратились в спиральную листву, а сами цветы имеют полосатые лепестки, которые, вероятно, представляют собой тюльпан, еще один ключевой мотив искусства барокко.
Кружка с колышком, производитель неизвестен, около 1690 г., вероятно, Дания. Музей №. КРЕДИТ: ГИЛБЕРТ.603-2008. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Аурикулярный стиль, в котором использовались мягкие, мясистые абстрактные формы, также возник в начале 17 века, создавая неоднозначный, наводящий на размышления и причудливый эффект. На самом деле, термин «барокко» был более поздним изобретением — «причудливый» было одним из слов, используемых в то время для стиля, который мы сегодня ассоциируем с барокко.
Театр
В театре ставились великолепные драматические, балетные и оперные постановки – новый вид искусства того времени. Эти спектакли с богато украшенными костюмами, сложными декорациями и оригинальными механизмами вызывали удивление и трепет. Театр пользовался популярностью как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (годы правления 1643–1715), опера « Атис » была настолько любима королем, что стала известна как «Королевская опера». В нашу коллекцию входит рисунок пером и тушью костюма персонажа Геркулеса в Атис . Он показан в балетной позе, в костюме в римском стиле, его можно узнать по дубине и львиной шкуре.
Эскиз костюма, Жан Берен Старший, 1676 год, Франция. Музей №. С.1108-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Театр
также сыграл свою роль в борьбе за власть между европейскими дворами. Правители соперничали, чтобы превзойти друг друга в великолепии своих произведений. Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, который использовался для контроля над дворянством и выражения его власти и великолепия. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение как доказательство придворной, гражданской или технической власти. Возникшие в результате новые здания по всей Европе создали театр в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Однако к середине 18 века стиль барокко казался все более несоответствующим настроениям того времени, в котором все большее внимание уделялось разуму и научным исследованиям. Барокко критиковали как «аморальный» стиль, а искусство и дизайн отказались от использования эмоций, драмы и иллюзии, вернувшись к более простому стилю, вдохновленному классической древностью. Только в конце 19 века стиль снова стал подвергаться критической переоценке.
Фоновое изображение: Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. В.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,
.
10 вещей, которые вы не знали об архитектуре барокко
Барокко был великолепным периодом искусства и архитектуры в шестнадцатом веке после эпохи Возрождения, который зародился в Италии, но вскоре распространился по всей Европе и колониальной Америке. Структуры, принадлежащие к этому стилю дизайна, характеризуются чрезвычайным великолепием, динамичным пространственным расположением, богатством элементов и мистической драматизацией для создания эмоциональной и чувственной привлекательности. Кроме того, есть несколько менее известных особенностей этого богатого периода в истории, включая типологию дизайна, методы строительства, аллегорию и мелочи.
1. Символизм | Архитектура барокко
Архитектура барокко известна своим величием и богатым изображением. Будучи архитектурным стилем, движимым религиозной пропагандой, цель состояла в том, чтобы символизировать церковь как пространство, способствующее самым глубоким личным отношениям с Богом. Кроме того, подавляющее использование золота в католических алтарях и потолках, особенно в структурах французского барокко, должно было установить абсолютное превосходство монархов. Колониальные страны в значительной степени финансировали архитектуру барокко, стремясь доказать миру свое богатство и власть. Высокий алтарь в соборе Святого Иоанна, часовня в Версале и т. д. изображают такой символизм.
©in.pinterest.com : Интерьер собора Святого Иоанна©alamy.com : Главный алтарь собора Святого Иоанна©interiordesign.net : Королевская часовня, Версальский замок, Франция
2. Первое чудо
Первым по-настоящему барочным фасадом считается фасад церкви II Джезу в Риме. Построенная примерно в 1584 году, церковь также была первой иезуитской церковью, которая позже использовалась в качестве ориентира для будущих барочных иезуитских церквей по всему миру. Самой яркой особенностью интерьеров является потолочная фреска, написанная художником в стиле барокко Бачичча, которая создает оптическую иллюзию купола.
©commons.wikimedia.org : Внешний вид церкви II Джезу в Риме©alamy.com : Интерьер церкви II Джезу с куполом©colosseumrometickets.com : Купол
3. Объединение трех сред | Baroque Architects
Строения в стиле барокко покорили мир гармонией трех художественных средств: архитектуры, живописи и скульптуры. Этот унисон создавал театральное представление с интенсивной драматизацией пространств, полностью погружая зрителей в желанную пропаганду. Драматические сюжеты с чрезмерно растянутыми движениями были изображены на картинах, фресках на потолках и алтарях, как это видно в церкви Святого Игнатия в Риме.
©walksinrome.com : Церковь св. Игнатия в Риме©americamagazine.org : Церковь св. Игнатия в Риме ©colosseumrometickets.com : Скульптура св. Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория
4. Статическое относительное движение
Архитектура барокко привнесла динамизм и движение через круглые формы, вогнутые и выпуклые стены, витые колонны, впечатляющие внешние выступы и т. д. Франческо Борромини, известный как мастер архитектуры с изогнутыми стенами, потрясающе изобразил это движение в своем проекте Сан-Карло-алле-Кватро. Фонтане. Эта философия изображения элементов в действии также была подчеркнута в таких скульптурах, как Давид Бернини, который полностью контрастирует с уравновешенной позицией Давида Микеланджело.
©azione.ch : San Carlo Alle Quattro Fonatne экстерьер©pinterest.com : San Carlo Alle Quattro Fonatne©Pinterest.de : Давид работы Микеланджело против Давида Бернини
5. Массирование | Архитектура барокко
В архитектуре барокко строительство больше не рассматривалось как собрание отдельных объектов, а скорее архитектурные элементы, такие как колонны, декоративные элементы, апсиды, купола, представлялись вместе как единая скульптура. Например, в то время как Ренессанс рассматривал фасады как серию прямоугольников, соответствующих уровням здания, барокко визуализировал фасады просто как часть здания, обращенную наружу, рассматривая его как продолжение той же массы.
©pl.pinterest.com : Собор Святого Андрея на Квиринальском холме©hiddenarchitecture.net : Паломническая церковь св. Иоанна Непомуцкого©pinterest.com : Церковь Санта-Сусанна
6. Искажение
Еще одной недостаточно обсуждаемой характеристикой барочных построек является использование сознательного геометрического искажения для усиления драматизма в структурах. Заявление против проповедуемого ранее представления о совершенстве и классицизме, необходимых в конструкциях. В архитектурном плане это было достигнуто за счет чрезмерного расширения или манипулирования геометрическими формами, добавления витых колонн, несферических куполов, волнистых стен и т. д. Ярким примером того же является четырехэтажный Балдахин Бернини в соборе Святого Петра, стоящий на мистически скрученных колоннах.
©en.wikipedia.org : Витые колонны собора Святого Петра©pinterest.com : Церковь Святого Карла, Вена©Booking.com
7. Влияние архитектуры барокко на другие формы искусства
Архитектура барокко оставила свой отпечаток на различных формы искусства. Музыка в стиле барокко стала популярной там, где такие исполнители, как Гендель и Бах, привносили то же величие и творческое преувеличение в свои ноты и симфонии. Картины и скульптуры также продемонстрировали стиль искусства, выражающий чрезмерные эмоции. Например, «Смерть Сократа» Жака Филлипса в период позднего барокко изображала чрезмерно драматическую версию знаменитой сцены с упавшими предметами, действиями в движении и мелодраматическими лицами.
©commons.wikipedia.org : Смерть Сократа©pixabay.com ©Pinterest.com
8. Городское планирование | Baroque Architects
Считается, что барокко был первым периодом, когда архитектурные ценности, выходящие за пределы масштаба здания, применялись на практике в большей степени градостроительства. Городские проекты были основаны на цирках и прямых дорогах. Осевые, линейные проспекты городской ткани будут пересекать цирки, в каждом из которых доминируют внушительные барочные сооружения, такие как церковь, дворец или фонтан. Эта форма планировки города обеспечила более понятное городское движение, особенность, предусмотренная власть имущими.
©pinterest.com: Базилика цирка©pinterest.com: Город Ватикан©businessinsider.com : Фонтан Терви
9. Техника светотени
Период барокко прекрасно исследовал концепцию света в пространственном дизайне и произведениях искусства. Техника светотени использовала игру света и теней для достижения повышенной драматичности и контраста, желаемых в структурах и картинах в стиле барокко. Таковы были знания об освещении в этот период строительства, что структурная отделка была выбрана так, чтобы отражать свет таким образом, чтобы создать смесь интенсивного света и тематической темноты в отдельных областях.
©reddit.com : Собор Святого Петра©wix.