Асфальт – природное или искусственное органическое вещество; смесь минеральных материалов (песчаника, известняка) и битума. Асфальтовое покрытие состоит из асфальта, бутовой (каменной) муки и подобранного по гранулометрическому составу песка. Все материалы смешиваются при темпере 175 градусов Цельсия специальной смесительной установкой. При такой температуре асфальт находится в расплавленном состоянии, после чего его транспортируют на место, наносят на дорожное полотно с помощью специальной машины, затем укатывают в горячем состоянии.
Асфальтобетон состоит из слоев смеси (5-7 см), взятых в нужной пропорции каменной муки, песка, щебня и расплавленного асфальта (175 градусов) в качестве вяжущего вещества. Гладкий шит-асфальт и асфальтобетон укладываются на специальное основание из портландцементного бетона или макадама, которое рассчитано на соответствующие дорожные нагрузки. Качественное асфальтовое покрытие делают на основании из макадама или классифицированного материала с подстилающим слоем. В нижних слоях щебень будет крупнее, благодаря чему повышается прочность покрытия, и экономятся средства. В верхних слоях щебень мельче, что обеспечивает износостойкость и водонепроницаемость поверхности. Хотя дорожная поверхность должна быть и шероховатой для облегчения вытеснения воды протектором и во избежание пробуксовки шин автомобилей.
Высококачественный асфальт можно смешивать со щебнем прямо на месте строительства, после чего разравнивать и укатывать. Однако наилучше будет применять горячие смеси заводского изготовления, так как в них точно будут выдержаны пропорции ингредиентов. На современных заводах щебень нагревается и сушится в специальной вращающейся печи, после этого к нему добавляют разогретый асфальт. Чтобы покрытие получилось качественным и надежным, оно должно создаваться при температуре не ниже 165 градусов Цельсия. Заводская смесь достаточно быстро доставляется к пункту назначения, укладывается ровным слоем на дорожное полотно, после чего уплотняется укаткой и вибрацией.
В настоящее время разработано множество морозоустойчивых асфальтов, которые, как правило, применяют для строительства дорог на крайнем севере.